Методическая разработка сценария родительского собрания в ДОУ по теме «Семейные чтения: возрождая традиции»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Романюк Татьяна Алексеевна

В наше время семья рассматривается как социальная ценность, основное предназначение которой - передавать от поколения к поколению лучшие традиции, в том числе и семейного чтения. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.Мир для ребенка начинается с семьи: первые шаги, слова, книжки… И привычка к чтению зарождается прежде всего в семье. Хорошая книга в руках родителей и их ребёнка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовные единства. Важно не растерять эту связь семьи и книги. А укреплять ее так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало делом семейным. В семье формируется личность ребенка, ее изначальное отношение к различным видам деятельности, в том числе и к чтению [Тихомирова И.И. Детская книга в домашней библиотеке, с.32-37].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx43.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

сценария родительского собрания в ДОУ

по теме «Семейные чтения: возрождая традиции»

 

Составитель:

Романюк Татьяна Алексеевна ,

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 275»

г.о.Самара

Родительское собрание

«Семейные чтения: возрождая традиции»

Семейное чтение не требует от вас никаких материальных затрат,

 а только одного – труда вашей души, отданного ребенку.

      И.Н. Тимофеева, автор

   энциклопедии для родителей «Что и

    как читать вашему ребенку от года до десяти»

В наше время семья рассматривается как социальная ценность, основное предназначение которой - передавать от поколения к поколению лучшие традиции, в том числе и семейного чтения. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является утрата традиций семейного чтения. В большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры.

Проведенное анкетирования родителей ДОУ сделало возможным  определить отношение родителей к семейному чтению, в частности, к чтению вслух. Было установлено, что родители понимают несомненную пользу чтения вслух и, тем ни менее, читают детям гораздо меньше, чем этого хотели бы сами дети

      А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей.

     Мир для ребенка начинается с семьи: первые шаги, слова, книжки… И привычка к чтению зарождается прежде всего в семье. Хорошая книга в руках родителей и их ребёнка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовные единства. Важно не растерять эту связь семьи и книги. А укреплять ее так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало делом семейным. В семье формируется личность ребенка, ее изначальное отношение к различным видам деятельности, в том числе и к чтению [Тихомирова И.И. Детская книга в домашней библиотеке, с.32-37]. 

       Не читающие родители воспитывают не читающих детей. В решении этой проблемы большая роль принадлежит детскому саду. Именно он осуществляет работу по организации и руководством чтения детей, содружество, контакты с семьей дошкольников.

Цель: 

Возрождение традиций семейного чтения и повышение культуры совместного чтения на основе сотрудничества с семьёй.

Задачи:

  • приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;
  • повышать эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;
  • способствовать поддержанию традиций семейного чтения;
  • повышать культуру речи педагогов, родителей, детей;
  • воспитывать бережное отношение к книге. 

Форма проведения: дискуссия.

Участники: Учитель-логопед, воспитатели, библиотекарь, родители.

Предварительная работа:

  • подготовка выставки разножанровой детской литературы;
  • анкетирование родителей;
  • проведение интервьюирования детей (видеосъёмка);
  • составление и изготовление памяток для родителей;
  • подготовка заданий для конкурсов;
  • приглашение библиотекаря ;
  • изготовление фотоколлажа «Наша домашняя библиотека».

I этап- Вводный

Цель этапа:

Привлечь внимание родителей к проблеме возрождения и сохранения традиций семейного чтения и повысить читательский интерес семьи.

Инструментарий педагога или специалиста

по достижению цели

Раздаточный материал

Деятельность родителей

Планируемый

результат

1. Вступительное слово педагога

«Ты представь себе на миг, как бы жили мы без книг?»

 Замечательные строчки из стихотворения С. Михалкова. Действительно, сложно представить наш мир без книги, и, может быть, совсем невозможно. Ведь книга сопровождает нас по жизни с самого детства. Ребенок, по природе своей, интересующаяся, любознательная и очень впечатлительная натура. И эту неиссякаемую любознательность он всегда может удовлетворить с помощью книг. Красочные, заманчивые, интригующие, открывающие завесу в необычный, удивительный мир, книги формируют представление ребенка об окружающем мире. А самое главное, книги закладывают основу нравственного развития ребенка, учат доброте, любви, рассказывают и об отрицательных качествах, таких как ненависть, трусость, предательство. Книги помогают обрести внутреннюю гармонию, учат фантазировать, воображать помогают формировать свое восприятие мира и, конечно же, активно расширяют словарный запас. 

 Активным читателем ребенок становится не сразу. Настоящая дружба не может начаться без помощи взрослого. Взрослый становится посредником между ребенком и писателем.    

Настоящая любовь ребенка к книге - это, прежде всего, любовь к книге его родителей и других взрослых членов семьи. Читая ребенку книгу, умея сопереживать героям, погружаться в события книги, как реальные и умея передать эти глубокие чувства ребенку, взрослый прививает ребенку любовь к литературе. Одним из методов приобщения дошкольников к художественной литературе является собрание домашней библиотеки.

Как правило, нет детей, которые не любят читать, есть взрослые, которые им не читают и не приобретают книги, даже не задумываясь о том насколько важно и нужно наличие домашней детской библиотеки.

2. Показ видео интервьюирования детей

Пятилетние дети обычно очень любят семейные традиции и стремятся их поддерживать. Как раз сейчас самое благодатное время для того, чтобы привить ребенку любовь к литературе. Пусть ежедневное чтение в семейном кругу станет доброй и полезной привычкой, которую ваш малыш заберет во взрослую жизнь. А как обстоят дела у наших воспитанников в семье, мы узнаем из видео-интервью. 

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ

  1. Ты любишь, когда тебе читают книги?
  2. Как часто это происходит?
  3. Ты сам(а) просишь, чтобы тебе почитали?
  4. Какие у тебя любимые книги?
  5. Какие сказки тебе нравятся? Назови свои любимые.

  6.Кто тебе дома читает ?

 7.У вас есть дома библиотека?

8.Тебе нравится, когда воспитатель читает книги в д/с?

9.Тебе родители покупают книги?

10.Как ты думаешь, важно ли читать книги? Почему?

11.Посещаешь ли ты со своими родителями  детскую библиотеку?

12.Хотел бы ты в подарок на день рождения (Новый год) получить книгу?

13.Твои родители читают дома книги?

Видео -сюжет

Просмотр видео интервьюирования детей.

Расширение представления родителей о важности чтения ребёнку книг. 

Разъяснение темы и идеи собрания.

Создание

интереса родителей к проблеме семейного чтения.

II этап- Основной

Цель этапа:

Помочь родителям осознать ценность семейного чтения как эффективного средства воспитания и развития дошкольников.

1. Проведение письменного опроса родителей

«Значение семейного чтения»

Практическая работа «Ромашка - читалочка»

На столе бумага в виде лепестков ромашки, предлагаем родителям  заполнить их .

Определите значение семейного чтения для ребёнка.

2. Литературная викторина для родителей «По страницам домашней библиотеки»

Родителям предлагается разделиться на две команды.

Чья команда быстрее выполнит задание, получает балл.

Так как лучший подарок-  книга, то разыгрываются вот эти книги. Побеждает команда, которая больше всех соберёт книг .

«По страницам домашней библиотеки»

а. «Знаете ли вы сказки?»

Сейчас мы это проверим. Я загадаю вам загадки, а вы попробуете отгадать и назвать сказку.

Примеры:

1. Появилась девочка

В чашечке цветка.

А была та девочка

Чуть больше ноготка.

В скорлупе ореха

Девочка спала.

Вот какая девочка

Как она мала! (Дюймовочка)

2. Сейчас потолкуем о сказке другой –

Тут синее море,

Тут берег крутой..

Старик вышел к морю.

И невод забросил.

Кого он поймает?

3. Был друг у Ивана немного горбатым,
Но сделал счастливым его и богатым
(Конек-Горбунек) 

 4. Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку,
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком.
(Бычок – смоляной бочок) 

б. Чтение скороговорок

 

в. Задание «Собери пословицу»

 Наш русский народ издавна ценил меткое слово, находчивый ум. Так до нашего времени и дошла народная мудрость, выраженная в пословицах и поговорках.

Примеры:

Дом без книги – день… без солнца

Книга учит жить, книгой… надо дорожить

В доме без книг, как без… окон, темно

Испокон века книга…растит человека

Книга поможет в беде и … выручит в беде

Кто много читает, то…много знает

Книга в счастье украшает, а в несчастье  утешает

г. Интерактивная игра «Знатоки природы»

Много познавательного об окружающем нас мире

можно почерпнуть из книг. На помощь нам приходят энциклопедии, словари, научная литература. Важно совместно прочитать детям эту информацию, ответить на все их вопросы

д. Игра «Шляпа»

3. Выступление библиотекаря

«Собираем домашнюю библиотеку» 

Книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только детей, но и нас, взрослых.  В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг домашней детской библиотеки. Хорошая библиотека - это продуманное собрание книг, в котором случайные книги появляются редко и обычно не задерживаются.

Художественная литература должна быть представлена самыми разнообразными жанрами и родами литературы – это должны быть рассказы и повести, пьесы и стихотворные сборники, народное творчество И обязательно - сказки. Научно-популярные книги, энциклопедии, должны охватывать широкий круг знаний по всем предметам. Обязательно в детской библиотеке должна быть справочная литература – словари Ребенку нужно давать возможность самому выбирать книги в домашнюю библиотеку;

В семье должна быть традиция - дарить книги на какие-либо праздники (Новый год, День рождения и т.д.) или просто так;

 Ребенку нужно давать возможность самому выбирать книги в домашнюю библиотеку;

Нужно структурировать книги на полках. По мере увеличения количества их можно условно поделить на познавательные и художественные. Каждое подразделение важно обособить картонной перегородкой с рисунком-символом, обозначающим тот или иной раздел. 

  • Домашнюю библиотеку для детей нужно составлять системно; 
  • Основная часть детской библиотеки – лучшие образцы детской и классической литературы;
  • Книги в детскую библиотеку подбираются с учетом  возраста и уровня развития ребенка, но обязательно должны быть книги «на вырост»;
  • Большие, яркие рисунки привлекут внимание ребёнка, а крупные буквы вдохновят на самостоятельное чтение. Следует покупать книги с простыми и понятными ребенку рисунками.
  • Обратите внимание на качество книги, обложка должна быть твердой, а страницы плотными;
  • Сюжет книги должен быть оригинальным. Искаженные варианты сказок, рассказов, могут не только быть неинтересными ребенку, но и навредить его мировосприятию;
  • Энциклопедии должны быть с яркими крупными рисунками, прочными страницами, чтобы их приятно было просто перелистывать;
  •  Любимые книги, из которых ребенок «вырос» остаются в домашней библиотеке;
  •  Ребенку нужно давать возможность самому выбирать книги в домашнюю библиотеку;
  •  Помимо картинок, обратите внимание и на буквы: шрифт детского издания должен быть достаточно крупным и четким, а текста на странице не очень много;
  • Книги должны быть интересны ребенку;

4. Игра «Составь библиотеку»

5. Круглый стол «Из опыта семейного воспитания»

а. Фотоколлаж «Наша домашняя библиотека»

б. Выступление родителей по следующим вопросам:

  • -книга в нашей семье;
  • -традиции нашей семьи;
  • -отношение детей к книге.

Полоски бумаги в виде лепестков ромашки, карандаши.

Листы с загадками о сказочных персонажах

На каждой карточке написано начало пословицы. Карточки раздаются родителям.

Игра на интерактивной доске.

Состоит из четырех блоков: "Растения", "Животные", "Насекомые", "Звуки природы".

На полосках бумаги написаны слова. Листочки изнанкой наверх кладутся в "шляпу" и перемешиваются.

Презентация

«Руководство при выборе книг для домашней детской библиотеки».

Книги, полученные в качестве приза, по результатам литературной викторины, книжная полка.

 Фотоколлаж «Наша домашняя библиотека»

составлен из фотографий домашних библиотек, принесенных заранее.

Записывают и зачитывают своё мнение о значении семейного чтения и прикрепляют эти записи на магнитную доску

Выигравший в качестве приза получает книгу по тематике заданий викторины (сказки, пословицы, поговорки, энциклопедии, картинные словари, повести, рассказы).

Назвать персонаж, название сказки, автора (если есть).

Родители по желанию читают знакомые им скороговорки.

Родители зачитывают начало пословицы и договаривают окончание пословицы.

Игра проходит в форме увлекательного соревнования.

Объясняют значение слов.

Просмотр презентации.

Делятся мнениями о том, какие жанры книг и почему, должны быть в домашней детской библиотеке, как правильно расставить книги на полках.

Отбирают   для библиотеки книги (с учётом рекомендаций) и расставляют их на полках.

Просматривают фото домашних библиотек, высказываются о вариантах их организации в домашних условиях.

Определить мнение родителей о значимости семейного чтения

Поддержание  читательского интереса родителей. Подвести родителей к мысли, что детям необходимо читать литературу разных жанров.

Помощь в формировании семейного круга чтения.

Обратить внимание родителей на значимость наличия в семье домашней библиотеки для разностороннего развития личности ребёнка.

Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

III этап- Заключительный

Цель этапа:

Повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

1.Подведение итога собрания

Приобщение ребенка к литературе - это долгая, кропотливая работа. Но эта работа необыкновенно полезная, приятная и она обязательно дает свои плоды. Собрать действительно ценную детскую библиотеку совсем не сложно, главное подойти к этому делу со всей душой, сердцем и огромной любовью к своим детям.

Держать библиотеку дома — интересно и увлекательно, но не забывайте об альтернативных способах получения книг:

  • районные библиотеки;
  • обмен книгами с друзьями;
  • буккроссинг (обмен или дарение книг) через интернет в специальных сообществах.

Пусть подготовленные нами памятки помогут вам в путешествии по «Стране книг».

Памятка для родителей.

1.Читайте вслух с ребёнком не менее 10-15 минут в день.

2.Во время чтения книги выясняйте значение трудных слов. Рассматривайте иллюстрации.

3.Беседуйте о прочитанном: о том, чему учит книга, что нового

ребёнок узнал.

4.Научите ребенка расставлять книги в определенном порядке. Каждый раз после прочтения книги, вместе ставьте ее на место. Постарайтесь сделать это правило незыблемым ритуалом. Книги не должны стоять в беспорядке и, тем более, быть разбросанными.

5.Научите ребенка правильно обращаться с книгами: аккуратно перелистывать страницы, одевать обложки на книги, ставить закладки. Если книга порвалась, то вместе с ребенком подклейте ее. Никогда не загибайте уголки страничек, храните в доме закладки для книг. Объясните, что никакие пометки в книге нельзя делать ручкой, а лучше и вообще их не делать.

Для воспитания книголюба простого наличия домашней библиотеки мало. Ребенок должен видеть читающих родителей. Книги должны обсуждаться, цениться, передаваться из рук в руки. Домашняя библиотека - это еще и особая атмосфера, в которой воспитывается любовь к книге, к семейному чтению, к аккуратности, это важная часть жизни, знакомиться с которой нужно с раннего детства.

 Библиотека тем лучше, чем больше книг из неё читается и не один раз перечитывается – детьми и родителями, младшими братьями и сестрами и друзьями семьи.

Дорогие папы, мамы, дедушки и бабушки! Дайте в руки вашему ребенку хорошую детскую книгу и увидите, какой добрый свет зажжется в глазах вашего мальчика или девочки. Не спешите оставлять детей один на один с книгой, пусть вам будет интереснее втроем, вчетвером - всей семьей, большой или маленькой, вместе читать книги и тогда вас будет ожидать чудо:

Увидеть счастливые глаза ребенка при чтении. 
Это чудо - раз!
Вновь вместе вернуться в мир детства. 
Это чудо - два!
Путешествие в таинственный мир творчества писателей.
Это чудо - три!

Решение родительского собрания:

Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и развитии у них устойчивого интереса к чтению, направить усилия на решение следующих задач:

-создать дома детскую библиотеку;

- организовать групповую библиотеку (обменный фонд) и регулярно брать книги для семейного чтения;

-создать традицию ежедневного семейного чтения детям;

- обсуждать с детьми   прочитанное;

- помогать детям составлять по иллюстрации рассказы.

Раздаются памятки родителям.

Участвуют в обсуждении и принятии решения родительского собрания

Повышение активности  родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечение каждого в решение проблемы детского чтения и развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский клуб «МЫ ВМЕСТЕ» Тема: «Семейное чтение» . Автор-составитель старший воспитатель 1й квалификационной категории Руденко Ольга Васильевна

Цель. Информирование родителей воспитанников о необходимости возрождения традиции семейного чтения....

Методическая разработка родительского собрания старшая группа Тема: «Развитие детей в театрализованной деятельности»

Цель: пополнить знания родителей о роли театрализованной деятельности в развитие ребенка. Задачи:  способствовать повышению педагогической культуры родителей, содействовать сплочению р...

Презентация для родительского собрания по теме: Семейное чтение

Несмотря на то, что традиция семейного чтения в России практически утрачена, именно в нашей стране она имеет очень глубокие корни. Традиция чтения вслух в семье идет еще из Древней Руси, связана с чте...

Методическая разработка родительского собрания на тему "Стили семейного воспитания"

В методической разработке родительского собрания подробно рассказывается о стилях семейного воспитания...

Консультация для родителей «Семейное чтение: возрождая традиции»

Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Поэтому без возрождения традиций семейного чтения решить эту проблему невозможно. Именно дом, а не школа, является наиболее важн...

методическая разработка родительского собрания "Семейные традиции"

Воспитывая детей в народных традициях развивается национальное самосознание, которое дает ребенку почувствовать себя частью своего народа. Научиться уважать ценности, знать историю своего народа, трад...

Родительское собрание в нетрадиционной форме "Семейное чтение. Мир сказок"

Сказка – естественный способ общения с детьми. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, этал...