Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)
Опыт работы по использованию современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников (метод мнемотехники в работе воспитателя в развитии связной речи детей дошкольного возраста).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotablitsy.docx | 593.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по использованию современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников.
Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.
Работая с детьми, мы столкнулись с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал.
Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов мы решили применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.
Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Основные задачи мнемотехники:
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);
Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.;
Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
В своей работе в младшем и среднем дошкольном возрасте мы применяли цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая, ёлочка - зелёная.
Сейчас для детей старшего возраста применяем схемы в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
На первом этапе работы логопед знакомит детей с мнемотехникой.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Последовательность работы логопеда с мнемотаблицами:
1.Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2.Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3.После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания).
В своей работе логопед использует мнемотаблицу для составления описательных рассказов по лексическим темам. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов.
Воспитатели продолжают работу с мнемотаблицами в совместной деятельности с детьми.
В своей работе мы используем мнемотаблицы на ознакомление с художественной литературой для обучения заучивания стихотворения. Использование таких опорных рисунков превращает занятие в игру.
Этапы работы над стихотворением:
- Воспитатель знакомит детей со стихотворением: сообщает о том, что дети будут учить стихотворение наизусть и выразительно читает его.
- По содержанию стихотворения проводится беседа, выясняем главную мысль произведения, проводится словарная работа, объясняю новые слова.
- Читаю отдельно каждую строчку, и придумываем ассоциативный образ, который можно нарисовать. Первое время педагог рисует на своей таблице, а дети на своей. Затем можно дать волю творчества детям. Рисуем в основном фломастерами или цветными карандашами, используя схематичное рисование.
- Дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы (на мнемотаблицу). Если стихотворение большое можно сначала «читать» по мнемодорожкам, а затем уже и все стихотворение. Для лучшего запоминания мы читаем стихотворение хором, потом по частям, и по одному.
- Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.
Таким образом, в течение 15-20 минут с помощью мнемотаблицы ненавязчиво мы выучиваем небольшое стихотворение. Дети с удовольствием занимаются этим видом деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Работа предназначена для воспитателей, учителей-логопедов, родителей....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Презентация предназначена для воспитателей ДОУ....
Памятка для родтителей по использованию методов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного
Данная памятка предназначена для родителей по применению методов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста .[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9107...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальность мнемотехники: мнемотехника облегчает детям овладение связной речью; применения мнемотехники , использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт; Ребён...
Использование методов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
ull; Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.• Ребёнок, с опорой на образы памяти, устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление....
Презентация «Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"
Материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.В настоящее время проблема формирования связной речи у детей становится все более актуальной. Цель: ис...
Памятка для родтителей по использованию методов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного
Мнемотехникав переводе с греческого обозначает «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы...