Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
консультация по развитию речи

Будина Елена Николаевна

Какой будет речь дошкольника, в большой степени зависит от внимательного отношения взрослых к этому вопросу. Культуру речи необходимо воспитывать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Воспитание звуковой культуры речи

у детей дошкольного возраста»  

Какой будет речь дошкольника, в большой степени зависит от внимательного отношения взрослых к этому вопросу. Культуру речи необходимо воспитывать.

Первое, что необходимо соблюдать взрослым, это подавать пример ребенку своей грамотной речью и культурой общения.

Во-вторых, родители обязаны внимательно следить за освоением родного языка. Здесь важно не умиление детским произношением, а аккуратные подсказки, как произнести слово правильно.  

Формирование правильного произношения

Родителям следует ориентироваться на возрастные нормы формирования правильного произношения. Преодолевая 5-летний рубеж, ребенок должен научиться произношению всех звуков. Необходимо развивать слухового внимание ребенка. Это можно делать в игровой форме:

  • Предложить ребенку закрыть глаза и прислушаться к окружающим звукам. Потом расспросить, что он услышал.
  • Практиковать совместное рассказывание сказок, имитируя голоса сказочных героев.
  • Учить вычленять звуки в слове: взрослый называет слова, а дошкольник определяет, есть ли в нем обозначенный звук.
  • Рекомендуется проводить артикуляционную гимнастику.

Тренировка дикции и выразительности речи

Формированию дикции и выразительности речи способствует заучивание и рассказывание небольших стихотворений. Дети с интересом рассказывают стихи, стараясь повторить все акценты, которые услышали в декламации мамы или бабушки. Тем более что детские четверостишия часто включают одновременно повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Как в данном примере:

Не привык трудиться зайка,

Барсуку работать лень.

Только белочка хозяйка

За работой целый день!

Где же зайка? Где же зайка?

Ты, поди-ка, разузнай-ка!

Видно, зайка стал зазнайкой,

Раз забыл тебя, хозяйка!

Кроме тренировки интонационной выразительности, подобные упражнения подходят для автоматизации трудно дающихся дошкольнику звуков.

Способствует развитию речевой выразительности также театрализованная деятельность, которую несложно организовать в домашних условиях. Дети любят слушать любимые сказки чуть ли не каждый день. Они в точности знают содержание и внимательно следят, чтобы рассказчик не пропускал никаких эпизодов.

Самое время, поручить ребенку одну из, понравившейся ему, ролей. Даже без дополнительного напутствия ребенок постарается изобразить характер героя, применяя соответствующие темп и тональность речи.

Игры на развитие культуры речи

Прививать ребенку звуковую культуру речи следует с помощью игровых условий. Полноценное звучание развивается в процессе тренировок, а игра как раз и является той естественной для дошкольника деятельностью, где он готов многократно повторять одни и те же действия и слова.

Можно подобрать игры, направленные на тренировку дикции и эмоциональности высказываний, на формирование артикуляционного аппарата, на становление речевого дыхания, на расширение словарного запаса. Рассмотрим примеры для каждой из перечисленных групп.

Игры-диалоги с куклами. Зачастую достаточно задать тематику, и дети самостоятельно разыграют диалог. Это может быть встреча лесных жителей или приход в гости на чаепитие, беседа персонажей из мультфильма или бытовой сюжет.

Упражнение «Мишки и пчелка» на развитие артикуляционных мышц. Взрослый рассказывает историю, а дети сопровождают рассказ движениями: «Медвежата сладко спали в берлоге, расслабленно высунув язычок. Тут в берлогу залетела пчелка, надумав сесть прямо на язык медвежонку. Мишки, спрятав язык, сложили губы трубочкой и стали делать круговые движения в разные стороны. Пчелка растерялась и улетела. А медвежата веселились, жужжа каждый на свой лад: «Ж-ж-ж», «З-з-з»»

Игра «Духовой оркестр». Показать детям, как играет трубач (короткий и длинный выдох), музыкант на тромбоне (один выдох как можно длиннее), кларнетист (несколько коротких выдохов). Взрослый выступает в роли дирижера. Договориться, какой музыкальный инструмент изображают дети, когда ведущий поднимает руку вверх, разводит руки, прижимает их к груди.

Выполнение подобных игровых упражнений служит эффективной профилактикой возможных недостатков произношения и стимулирует развитие звуковой стороны речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...

Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....

Выступление на тему "Развитие словарного запаса и звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"

Как помочь ребенку не потерять интерес к логопедическим занятиям? Ответ  тут!...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»

В консультации раскрывается основное значение  звуковой культуры речи  как составной части общей речевой культуры, что входит в понятие "ЗКР", описаны основные этапы  усвоения ребёнком ...

Консультация для воспитателей "Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста через дидактические игры"

В ходе игры выстраивается целая система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развивает психические функции, среди которых речь занимает основное место....

Консультация для родителей старшей группы по теме «Звуковая культура речи детей дошкольного возраста»

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка.Она возникает и развивается при наличии нескольких условий:• нормальное созревание и функционирование центральной нервной системы (ЦНС) ...