Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Белая книга Зимы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Орлова Галина Богдановна

Данное занятие проводится с групой детей старшего дошкольного возраста по теме "Белая книга Зимы". На занятии созданы условия для активизации словаря по теме "Зима", таким образом развиваем связную речь, зрительное внимание и формируем звуковую культуру речи. С применением Лэпбука, в котором даны развивающие игры и упражнения, занятие проходит активно и динамично.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_st.gr_.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Белая книга Зимы»

Цель:   Создать условия для повышения  качества речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с применением лепбука.

Задачи:

Образовательная: Учить подбирать прилагательные к существительным; обогащать лексику родственными словами, формировать звуковую культуру речи.

Развивающая: Упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательным значением; активизировать словарь по теме «Зима»; развивать связную речь, зрительное внимание.

Воспитательная: воспитывать умение, внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Оборудование: Лепбук на тему «Зимушка-зима», музыкальное сопровождение «У леса на опушке», картинки снеговиков «Сравни и найди отличие», снежинки, д\и «Хорошо – плохо»

Содержание НОД

Организационный момент:

Педагог читает стихотворение Элеоноры Булгаковой
«Если ветер злющий кружит,

За стеклились за ночь лужи,

На деревьях, на карнизах,

Кружева да бахрома,

Это значит – на снежинках

Опустилась к нам … Зима»  

Дети: «Зима».

Педагог: О каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: О зиме.

Педагог: Да. Молодцы ребята. Сегодня мы будем читать удивительную книгу. Она называется «Белая книга зимы». Читать мы её будем интересно, по-новому. Усаживайтесь поудобнее, мы начинаем.

Ход занятия:

Педагог:  Итак, первая страница зимней книги и первое задание «Зимушки – зимы». Зимой всё вокруг покрыто белым пушистым снегом. Поиграем  со словом  снег  в игру «Доскажи словечко».

Дети добавляют слова, связанные со  словом  «снег».

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю ... (Снег.)

С неба всё скользят пушинки - серебристые ... (Снежинки.)

Вот  веселье  для  ребят - всё сильнее ... (Снегопад.)

Все  бегут  вперегонки, все хотят играть в ... (Снежки.)

Словно в белый пуховик нарядился ... (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка эта девочка — ... (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри - с красной грудкой ... (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил ... (Снег.)

Педагог: Ребята, какие слова вы добавили? Чем они похожи и что общего?

Дети: Все эти слова снежные или связанны со снегом.

Педагог: Молодцы. Теперь следующее задание. Скажите, а какой бывает снег?

Дети: дети подбирают прилагательные к слову снег.

- Белый, пушистый, серебристый, сверкающий, твёрдый, мокрый, мягкий, мохнатый, молочный, чистый, лёгкий, тяжёлый, воздушный и т.д.

Педагог: Открываем следующую страничку, а она белым – бела, словно белый снег чиста. Самое время для чистоговорки. Послушайте сначала меня, а потом повторяйте. Говорим целыми словами, не делим на слоги. 

Проговаривание с детьми чистоговорки.

Ма – ма – ма – наступила зима.

Ок-ок-ок - на дворе снежок.

Ла-ла-ла – зима сугробы намела.

Мы – мы – мы – не боимся мы зимы.

Педагог: Подберите родственные слова к слову – Зима.

Дети: Зимушка, зимник, зимовка, зимний, зимняя, зимовье, зимовать…

Педагог: Молодцы ребята, а сейчас Зима нас приглашает в гости на опушку леса. Надеваем шапки, рукавицы и отправляемся.

Дети: выполняют танцевальные движения под песню «У леса на опушке» (слова С. Островского,  музыка Э. Ханка)

Педагог: Продолжаем читать нашу книгу и  следующее задание Зимы. Любите зиму? А какая она?

Дети подбирают прилагательные к слову зима.

- Холодная, волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, белая…

Педагог: Ребята, а зима это хорошо или плохо?

Дети: Хорошо, плохо.

Педагог: Давайте с вами постараемся разобраться: зима – это все - таки хорошо или зима – это плохо! (Словесная игра “Хорошо – плохо”, ТРИЗ).

Педагог: За что же вы любите зиму? Что в зиме хорошего? Плохого?                      Дети: объясняют почему «хорошо» или «плохо», берут и кладут снежинку к снежному комочку весёлому или грустному.

Хорошее: Зимой дети катаются на санках, коньках, с горки, играют в снежки, лепят снежную бабу, строят крепости. Можем увидеть, как переливается снег. Можем рассмотреть, какие красивые снежинки. А еще зимой мы празднуем праздник новый год.

Плохое: Надо надевать много одежды. На улице бывают сильные морозы, рано темнеет, воет вьюга.

Педагог: Сейчас сосчитаем снежинки и сравним, где получилось больше.  Вот мы с вами и пришли к выводу, что зима – это хорошо.

Педагог: А теперь открылась необычная страница с игрой «Найди отличия». Нужно найти и проговорить отличия одного снеговика от другого.

Дети: ребёнок называет отличие и кладёт снежный комочек к снеговикам.

Педагог: Давайте узнаем, сколько отличий мы с вами нашли. Педагог с детьми считают снежные комочки.

Педагог: Книга подсказывает мне, что эта страница наше последнее задание. Поиграем в игру «Назови ласково» скажем на прощанье ласковые, зимние слова. Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

Мороз – (морозец).

Метель – (метелица).

Лёд – (ледок).

Холод – (холодок).

Снег – (снежок).

Снежинка – (снежиночка).

Санки – (саночки).

Валенки – (валеночки).

Елка – (елочка).

Горка – (горочка).

Педагог:  Вот и закончились задания «Зимушки-зимы». Занятие закончено, книга закрыта, но не прочитана до конца, в ней еще много страниц. Вам, я предлагаю взять в руки снежинку и сказать:

- Какое задание понравилось?

- Что было труднее всего?

- Что нового узнали о зиме?

Рефлексия.

Педагог: Если наше занятие понравилось и было интересно положите снежинку к веселому снеговику, а если не понравилось, то к грустному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие по развитию речи представлено в виде путешествия в сказочную страну. Чтобы туда попасть нужно выполнить определённые задания, которые даны в игровой форме....

Образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему «Подарки для белого медвежонка»

Цель: формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста,  на основе последовательно выложенной  серии картинок, являющейся зрительным планом изложения....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Дневник путешественника»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Высокогорский детский сад «Бәләкәч» комбинированного вида» Высокогорского муниципального района Республики Татарс...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "День Матери"

Данный материал предназначен для образовательной деятельности по развитию речи в сатршей группе и содержит:-цели повышения социальной значимости материнства, развития лексико-грамматического строя реч...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему «Прогулка в осенний лес».

Цель:  Систематизировать и закреплять представления детей об осени, расширить знания о диких животных, активизируя речь детей....