Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Белая книга Зимы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Данное занятие проводится с групой детей старшего дошкольного возраста по теме "Белая книга Зимы". На занятии созданы условия для активизации словаря по теме "Зима", таким образом развиваем связную речь, зрительное внимание и формируем звуковую культуру речи. С применением Лэпбука, в котором даны развивающие игры и упражнения, занятие проходит активно и динамично.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_st.gr_.docx | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Белая книга Зимы»
Цель: Создать условия для повышения качества речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с применением лепбука.
Задачи:
Образовательная: Учить подбирать прилагательные к существительным; обогащать лексику родственными словами, формировать звуковую культуру речи.
Развивающая: Упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательным значением; активизировать словарь по теме «Зима»; развивать связную речь, зрительное внимание.
Воспитательная: воспитывать умение, внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.
Оборудование: Лепбук на тему «Зимушка-зима», музыкальное сопровождение «У леса на опушке», картинки снеговиков «Сравни и найди отличие», снежинки, д\и «Хорошо – плохо»
Содержание НОД
Организационный момент:
Педагог читает стихотворение Элеоноры Булгаковой
«Если ветер злющий кружит,
За стеклились за ночь лужи,
На деревьях, на карнизах,
Кружева да бахрома,
Это значит – на снежинках
Опустилась к нам … Зима»
Дети: «Зима».
Педагог: О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: О зиме.
Педагог: Да. Молодцы ребята. Сегодня мы будем читать удивительную книгу. Она называется «Белая книга зимы». Читать мы её будем интересно, по-новому. Усаживайтесь поудобнее, мы начинаем.
Ход занятия:
Педагог: Итак, первая страница зимней книги и первое задание «Зимушки – зимы». Зимой всё вокруг покрыто белым пушистым снегом. Поиграем со словом снег в игру «Доскажи словечко».
Дети добавляют слова, связанные со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю ... (Снег.)
С неба всё скользят пушинки - серебристые ... (Снежинки.)
Вот веселье для ребят - всё сильнее ... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в ... (Снежки.)
Словно в белый пуховик нарядился ... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка эта девочка — ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри - с красной грудкой ... (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил ... (Снег.)
Педагог: Ребята, какие слова вы добавили? Чем они похожи и что общего?
Дети: Все эти слова снежные или связанны со снегом.
Педагог: Молодцы. Теперь следующее задание. Скажите, а какой бывает снег?
Дети: дети подбирают прилагательные к слову снег.
- Белый, пушистый, серебристый, сверкающий, твёрдый, мокрый, мягкий, мохнатый, молочный, чистый, лёгкий, тяжёлый, воздушный и т.д.
Педагог: Открываем следующую страничку, а она белым – бела, словно белый снег чиста. Самое время для чистоговорки. Послушайте сначала меня, а потом повторяйте. Говорим целыми словами, не делим на слоги.
Проговаривание с детьми чистоговорки.
Ма – ма – ма – наступила зима.
Ок-ок-ок - на дворе снежок.
Ла-ла-ла – зима сугробы намела.
Мы – мы – мы – не боимся мы зимы.
Педагог: Подберите родственные слова к слову – Зима.
Дети: Зимушка, зимник, зимовка, зимний, зимняя, зимовье, зимовать…
Педагог: Молодцы ребята, а сейчас Зима нас приглашает в гости на опушку леса. Надеваем шапки, рукавицы и отправляемся.
Дети: выполняют танцевальные движения под песню «У леса на опушке» (слова С. Островского, музыка Э. Ханка)
Педагог: Продолжаем читать нашу книгу и следующее задание Зимы. Любите зиму? А какая она?
Дети подбирают прилагательные к слову зима.
- Холодная, волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, белая…
Педагог: Ребята, а зима это хорошо или плохо?
Дети: Хорошо, плохо.
Педагог: Давайте с вами постараемся разобраться: зима – это все - таки хорошо или зима – это плохо! (Словесная игра “Хорошо – плохо”, ТРИЗ).
Педагог: За что же вы любите зиму? Что в зиме хорошего? Плохого? Дети: объясняют почему «хорошо» или «плохо», берут и кладут снежинку к снежному комочку весёлому или грустному.
Хорошее: Зимой дети катаются на санках, коньках, с горки, играют в снежки, лепят снежную бабу, строят крепости. Можем увидеть, как переливается снег. Можем рассмотреть, какие красивые снежинки. А еще зимой мы празднуем праздник новый год.
Плохое: Надо надевать много одежды. На улице бывают сильные морозы, рано темнеет, воет вьюга.
Педагог: Сейчас сосчитаем снежинки и сравним, где получилось больше. Вот мы с вами и пришли к выводу, что зима – это хорошо.
Педагог: А теперь открылась необычная страница с игрой «Найди отличия». Нужно найти и проговорить отличия одного снеговика от другого.
Дети: ребёнок называет отличие и кладёт снежный комочек к снеговикам.
Педагог: Давайте узнаем, сколько отличий мы с вами нашли. Педагог с детьми считают снежные комочки.
Педагог: Книга подсказывает мне, что эта страница наше последнее задание. Поиграем в игру «Назови ласково» скажем на прощанье ласковые, зимние слова. Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).
Мороз – (морозец).
Метель – (метелица).
Лёд – (ледок).
Холод – (холодок).
Снег – (снежок).
Снежинка – (снежиночка).
Санки – (саночки).
Валенки – (валеночки).
Елка – (елочка).
Горка – (горочка).
Педагог: Вот и закончились задания «Зимушки-зимы». Занятие закончено, книга закрыта, но не прочитана до конца, в ней еще много страниц. Вам, я предлагаю взять в руки снежинку и сказать:
- Какое задание понравилось?
- Что было труднее всего?
- Что нового узнали о зиме?
Рефлексия.
Педагог: Если наше занятие понравилось и было интересно положите снежинку к веселому снеговику, а если не понравилось, то к грустному.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"
Занятие по развитию речи представлено в виде путешествия в сказочную страну. Чтобы туда попасть нужно выполнить определённые задания, которые даны в игровой форме....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Зимняя фантазия"
занятие с использованием здоровьесберегающих технологий...
Образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему «Подарки для белого медвежонка»
Цель: формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста, на основе последовательно выложенной серии картинок, являющейся зрительным планом изложения....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Дневник путешественника»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Высокогорский детский сад «Бәләкәч» комбинированного вида» Высокогорского муниципального района Республики Татарс...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "День Матери"
Данный материал предназначен для образовательной деятельности по развитию речи в сатршей группе и содержит:-цели повышения социальной значимости материнства, развития лексико-грамматического строя реч...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему «Пересказ рассказа Л.Кассиля «Сестра»».
Цель: Обучать пересказу с опорой на сюжетную картину и вопросительный план....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему «Прогулка в осенний лес».
Цель: Систематизировать и закреплять представления детей об осени, расширить знания о диких животных, активизируя речь детей....