материнский фольклор
консультация по развитию речи (младшая группа)
Все мы знаем какое важное значение имеет фольклор в жизни детей. Поэтому знакомство с ним необходимо начинать с самого рождения. А в детском саду с детьми раннего возраста. В период от грудного вскармливания и до 3 лет фольклор называют «Материнским фольклором».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materinskiy_folklor.docx | 25.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Слайд 2
Все мы знаем какое важное значение имеет фольклор в жизни детей. Поэтому знакомство с ним необходимо начинать с самого рождения. А в детском саду с детьми раннего возраста. В период от грудного вскармливания и до 3 лет фольклор называют «Материнским фольклором».
«Материнский фольклор», когда мы слышим эту фразу, сразу всплывает картина, на которой мама прижимает к себе ребенка качает его и поет колыбельную песню. От такой картины идет тепло материнской любви, заботы, ласки. Мы вспоминаем себя в детстве, как мама или бабушка пели нам колыбельные перед сном, как успокаивали нас, когда нам было больно (А у кошки боли, а у мышки боли…), как забавляли нас потешками (Тень – тень потетень, сели звери под плетень…) и т.д.
Слайд 3
Материнский фольклор — это те жанры детского фольклора, которые используются в процессе пестования, взращивания ребёнка. Это, прежде всего, колыбельные песни, пестушки,сказки, сопровождающие телесный контакт матери и ребёнка в процессе ухода, потешки, прибаутки.
Мы работаем с детьми раннего возраста. Этодети от 2 до 3 лет и адаптационный период редко, когда проходит без слез. Расставание с самым дорогим человеком, это большой стресс для малыша. На помощь нам приходят все жанры материнского фольклора. Это колыбельные песни, пестушки, потешки и прибаутки.
Слайд 4
В ОП «Теремок» МФ прослеживается на протяжении всего учебного года. МФ затрагивает все ОО.
Слайд 5-6
Физическое развитие
МФ сочетает в себе слово, образ и действие. При этом слово задает образ, как для части тела, так и для совершаемого им действия. Формирование представления о собственном теле у ребёнка раннего возраста происходит в играх с пестушками. (Пестушки–это небольшая песенка, которую исполняет взрослый человек, чтобы рассмешить или отвлечь ребенка).Соединение в пестушках тактильного и эмоционального контакта со словом и эмоциональным образом используется для получения и закрепления двигательного опыта ребенка.
Потягушечки, потягушечки.
Поперёк толстунушки,
А в ножки – ходунушки,
А в ручки – хватунушки,
А в роток - говорок,
А в голову – разумок.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ…
Таким образом в пестушках взрослый знакомит ребенка с частями тела, указывая на их особенности, назначение и т.д. и важным условием является тактильное ощущение. Ребенок должен не просто слушать, но и ощущать телом, о чем говорит взрослый.
Слайд 7-8
Социально – коммуникативное развитие.
Через МФ дети знакомятся с окружающим миром, познают его. Происходит формирование духовных и нравственных ценностей, представления о семье и социальных нормах, представление о труде и безопасности.
Чаще всего социально – коммуникативное развитие отслеживается именно в колыбельных. Через колыбельные взрослые передают знания, наставления, дают наказ.
Духовные ценности: Баю, баю, детка!
Поспи, детка, поспи,
У Бога счастье попроси!
Боже счастьица дает,
Тебе в люленьку кладет.
Нравственные ценности прослеживаются в колыбельных, в которых воспитывают ребенка быть благодарным отцу и матери, нянькам и т.д. быть щедрым за их труд.
Нравственные ценности:
Спи-ко, дитятко, покрепче,
Недосуг с тобой возиться:
Надо сеять и пахать,
А не рученькой махать.
Семейные традиции, семейный быт и семья в целом выступает, как самый важный образ в МФ. С рождения ребенку прививаются семейные ценности, почитание взрослых членов семьи.
Семейные ценности:
А баю-баю-баю,
Дед пошел за рыбою,
Бабушка коров доить,
Ну отец – дрова рубить.
Труд прививается детям с молоком матери. Практически во всех колыбельных упоминается о труде. Трудят и взрослые, и животные, сказочные герои.
Безопасность также прослеживается в МФ.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю –
С краю свалишься,
Переплачешься.
Придёт серенький волчок,
Тебя схватит за бочок,
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок.
Как мы видим через колыбельные издревне ребенку передавались нравственные и семейные ценности, воспитывали трудолюбие, безопасное поведение.
Слайд 9-10
Познавательное развитие
МФ несет в себе функции воспитания, развития и обучения. С ранних лет ребенок познает мир, через потешки, прибаутки, небылицы, кумулятивные сказки (в которых все персонажи не слушаются один другого, не выполняют тех действий, которых от них ждут). Где речь идет о животныхих строении и повадках, о природных и физических явлениях, о функции человеческих органов, учит составлять причинно-следственные связи и т.д.
Про птиц
Ах ты, совушка-сова,
Ты, большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела -
Во траву свалилася,
В яму покатилася!
Про природные явления:
Ах ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не дай дождика,
Дай нам вёдрышко.
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!
Небылицы для познания мира
Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
Слайд 11-12-13
Развитие речи
Ну и конечно же любые формы МФ направлены на развитие речи детей. Ребенок вовлекается в повторение не сложных легко запоминающихся песенок, потешек, прибауток и т.д. А потом и самостоятельно начинает проговаривать их.
С помощью МФ ребенок учиться правильно проговаривать звуки:
Ай-ту-ту-ту-ту-ту-ту,
Не вари кашу круту,
Вари жиденьку,
Корми Митеньку.
Постепенно происходит усложнение и появляются разнообразные слова прилагательные. Которые окрашивают текст, придавая яркое значение явлению, предмету, действию и т.д.
Миленький дружок,
Ты пшеничный пирожок,
Ты лазоревый цветок
Да малиновый душок!
Затем добавляются глаголы. Для лучшего понимания весь текст сопровождается действиями.
Ты пляши, пляши, пляши.
Ты пляши, пляши, пляши,
У тя ножки хороши!
Хороши – не хороши,
Все равно ты попляши!
Ножками потопай,
Ручками похлопай!
Хохотушкой хохочи!
Поскакушкой поскачи!
Все разнообразие МФ нацелено на развитие речи, ее обогащение. Постепенное усложнение и поэтапное знакомство с частями речи согласно возрасту ребенка и его развитию несет положительный эффект.
Слайд 14-15
Художественно – эстетическое развитие.
Музыкальные напевы могут успокоить ребенка, когда он плачет, когда тревожно, больно или обидно. Простые рифмы, легкие напевы, запоминающиеся слова — все это направленно на ХЭР.
Использование фольклора в области ХЭР позволяет детям настроится на нужный лад,в ходе, таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком.
Слайд 16-17-18
На данный момент мы в группе запустили проект «Материнский фольклор». Кроме того, что родители разучивали потешки дома, они еще и начали создавать иллюстрации к книжкам-малышкам.
Слайд 19-20
В рамках реализации проекта в группе совместно с детьми мы сделали макет русской избы, которая помогает нам в разучивании различных видов МФ.
Слайд 21
Наши малыши проявляют большой интерес к потешкам, колыбельным песням, пестушкам. МФ помогает успокоить ребенка, развеселить, «разговорить», настроить на положительный лад. Именно поэтому детей раннего возраста МФ должен сопровождать на протяжении всего учебного года и во всех режимных моментах. Это поможет малышу быстрее адаптироваться к детскому саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материнский фольклор
Материнский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой....
Методическая разработка "Материнский фольклор"
Доброта, милосердие,сердечность, напевность колыбельных-вот что всегда лежало в основе материнского фольклора....
Формирование этнокультурной компетентности детей посредством материнского фольклора
Процесс глобализации, масштабы которого сложно недооценивать, наиболее остро ставит перед нами вопросы межэтнического взаимодействия и взаимопроникновения культур разных народов. Культурное взаимовлия...
Консультация для родителей "Материнский фольклор"
О роли материнской поэзии в раннем музыкальном развитии детей...
"Материнский фольклор в образовательной среде"
Материнский фольклор это большой педагогический потенциал, заложенный в этих простых по форме произведениях, он даёт возможность успешно использовать его в современном образовании....
«Материнский фольклор в развитии детей раннего возраста»
laquo;Изучайте фольклор, учитесь на нём. Без знания прошлого нет будущего». ...
Арт-технология "Материнский фольклор"
Методическая разработка...