Арт-технология "Материнский фольклор"
методическая разработка по рисованию
Предварительный просмотр:
Администрация города Новый Уренгой
Департамент образования
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «ЛАДА»
ПРИНЯТА: УТВЕРЖДЕНО:
на заседании Педагогического совета приказом по основной деятельности
протокол от «____»_______20____г. № ____ от «____»_______20____г. № _______
АРТ-ТЕХНОЛОГИЯ
для детей раннего возраста
«Материнский фольклор»
Разработана на основе авторской технологии Тепловой А.Б.
«Материнский фольклор в образовательной среде»
Срок реализации: 1 год
Авторы:
Филимонова Е.А., зам. зав. по ВМР
Гайдай Н.А., старший воспитатель
г. Новый Уренгой
2020г.
Пояснительная записка
Актуальность: Материнский фольклор – это основной инструмент развития ребенка в период от рождения до трех лет. Большой педагогический потенциал, заложенный в этих простых по форме произведениях, необходим и востребован в современном образовании. Под педагогическим потенциалом понимаются воспитательные возможности, заложенные в средствах народной педагогики – те ценности и смыслы, которые они способны передать ребенку, а также те формы осмысленной педагогической деятельности, которые они инициируют.
Однако, для современных взрослых, как для воспитателей, так и для родителей, оказывается непросто его использовать. Прежде всего потому, что искусственное вживление традиции, как правило вызывает только раздражение. Кроме того, фольклор и традиционная культура воспринимаются как нечто устаревшее, неактуальное. И самое главное, многие воспитательные и педагогические смыслы, заложенные в материнском фольклоре, сегодня нами не воспринимаются – не потому, что их там нет, а потому, что мы потеряли ключи к их тайнам.
Потому сегодня необходимо осмысление возможностей материнского фольклора как практики воспитания всей полноты телесно-душевно-духовных измерений человека, которое и позволит современному педагогу его успешно использовать.
Цель способствовать раскрытию ценностно-смысловой составляющей образа мира, формированию представлений о социо-культурном окружении, о собственной телесности, заложению основ нравственного развития.
Задачи:
– знакомить с видами и жанрами литературного искусства в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями (литературный фольклор, музыкальный фольклор, малые фольклорные формы, книжная иллюстрация, народная игрушка, декоративно-прикладное искусство, детский театр и др.);
– содействовать появлению первых ассоциативных образов, установлению связи между объектами реального мира и художественными образами народного фольклора (различение предмета и слова-названия);
– учить различать контрастные характеры и настроения художественных образов в литературных и музыкальных произведениях, народной игрушке, книжных иллюстрациях (добрый или злой, веселый или грустный, быстрый или медленный и др.).
Реализация образовательной технологии «Материнский фольклор в образовательной среде» осуществляется в форме специально организованной деятельности по приобщению к художественной литературе один раз в неделю в рамках реализации части основной образовательной программы ДОУ «Лада», формируемой участниками образовательных отношений, и в течение всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении в процессе проведения режимных моментов.
Общее содержание образовательной деятельности
Использовать фольклор и стихи в разных образовательных ситуациях.
Поддерживать эмоциональный отклик на ритм и музыкальность потешек, прибауток.
Развивать способность слушать художественный текст, понимать смысл коротких сказок, рассказов, стихов, потешек, небольших инсценировок, близких к опыту детей, эмоционально реагировать на их содержание.
Читать книги; побуждать ребенка самостоятельно листать книги, рассматривать иллюстрации, соотносить рисунки с предметами, живыми объектами, отвечать на вопрос «Кто это?».
Вызывать сопереживание героям произведения, поощрять проявления сочувствия и участия, речевые высказывания.
Вовлекать в активное проживание прочитанного: выполнять игровые движения («Ладушки», «Сорока-ворона»), показывать жестами и мимикой, что делают персонажи, произносить звукоподражания, участвовать в инсценировании простых сюжетов с игрушками по мотивам знакомых произведений, подговаривая слова персонажа.
Использовать произведения, в которых присутствуют диалоги персонажей (к концу года).
Содержание деятельности по образовательным областям
Физическое развитие
При осуществлении образовательной работы с детьми раннего возраста по физическому развитию используются пестушки. Содержание работы включает:
- формирование представлений о собственной телесности в играх с пестушками – процесс пестования предполагает особую, прежде всего, телесную форму взаимодействия ребенка и взрослого;
- создание условий для передачи ребенку многообразных средств общения, прежде всего, эмоциональных – соединение в пестушках тактильного и эмоционального контакта со словом и эмоциональным образом;
- становление осмысленного образа собственного тела – в пестушках отдельные части тела получают свое именование, связываются с определенным местом на теле ребенка, он узнает о функциональном назначении своего тела;
- овладение телесными действиями и освоение пространства – скакание на коленях у взрослого, подбрасывание ребенка вверх, формирование понятия «край».
Социально-коммуникативное развитие
При осуществлении образовательной работы с детьми раннего возраста по социально-коммуникативному развитию используются колыбельные песни. Содержание работы включает:
- формирование представлений о духовном и нравственном началах – даются основные образы религиозного и культурного мира народа, представления о зримом мире семьи и социума, о значимости человеческой жизни вообще и самого ребенка как ценной личности;
- формирование представлений о семье и социальных нормах – дается традиционный образ семьи и представления о тех ценностях и смыслах, которыми наполнено ее существование в культуре; представления о доме как реальном жизненном пространстве семьи; формируется базовое чувство доверия к миру (образ мира, построенный в колыбельных, гарантирует ребенку безопасность, чувство защищенности); происходит развитие категории времени как позитивного будущего;
- формирование нравственных представлений – раскрывается моральное пространство нравственных норм и ценностей, связанных с социальными отношениями между людьми (любовь к родителям, благодарность чужих людей за их труд и заботу и др.);
- формирование представлений о труде – даются представления о помощи своей семье, о традиционном отношении к бедности и богатству (бедность – это плохо, но и излишнее богатство тоже серьезное нравственное испытание);
- формирование представлений о безопасности в сказочных образах и метафорах – введение понятий «свой-чужой», противопоставление «своего» и «чужого» (серенький волчок, дрема, бука и др.), формируется понятие, что все эти «чужие» при встрече с ребенком ведут себя как заботливые взрослые, потому что близкие ребенку люди не дают его обижать;
- становление представлений о поощрении и наказании с помощью сказочных образов и персонажей – в колыбельных песнях образцы позитивных поступков и негативных проступков, а также поощрения и наказания за них представляют на примере зооморфных персонажей (кот, голубь или гуленька и др.);
- формирование представлений о базовых ценностях – раскрываются такие базовые ценности как семья, достаток, труд, благодарность, ученье, задаются нравственные основы поведения, определяющие отношение к труду, к социально осуждаемым действиям, к отношениям с младшим и старшим.
Познавательное развитие
При осуществлении образовательной работы с детьми раннего возраста по познавательному развитию используются потешки-небылицы, прибаутки, перевертыши, кумулятивные (докучные) сказки. Содержание работы включает:
- познание окружающего мира – явления и объекты обретают свой живой образ, в котором подчеркивается строение объектов, характерные признаки явлений, возможные действия, элементарные причинно-следственные связи;
- призыв к деятельности – в потешках и небылицах задается способ познания мира, через испытание его на прочность, устойчивость понятий, способность к трансформации;
- обогащение лексической стороны речи – многие небылицы и перевертыши используют непривычные для современных детей образы крестьянского быта и понятия, значение которых педагог объясняет ребенку;
- развитие задатков чувства юмора – смех в прибаутках служит для развития у ребенка двух направлений: 1) как интеллектуальная составляющая мышления – смех выступает как способ исследования окружающего мира (ребенок пытается понять, что реально в небылицах и перевертышах, а что нет, учится понимать разницу между ложью и преувеличением и др.); 2) используется для своеобразной эмоциональной разрядки, снятия напряжения, возникающего при обучении;
- формирование способности к установлению элементарных причинно-следственных связей – ребенок знакомится с системой связей и отношений в мире, познает связь природных и социальных объектов, узнает о наличии у всего сущего противостоящей ему силы; используются: кумулятивные и докучливые сказки, в которых все персонажи не слушаются друг друга; прибаутки в форме вопросов-ответов, каждый из которых ведет к возникновению следующего вопроса.
Речевое развитие
При осуществлении образовательной работы с детьми раннего возраста по речевому развитию используются потешки и прибаутки. Содержание работы включает:
- правильное формирование звуков – используются потешки с повторяющимися звуками, припевки со сложными слогами: ребенок запоминает правильное произношение разных звуков;
- освоение способов словообразования – знакомят с разнообразными уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголами, обозначающими действия героев.
Художественно-эстетическое развитие
При осуществлении образовательной работы с детьми раннего возраста по художественно-эстетическому развитию используются колыбельные песни, припевки, заклички. Содержание работы включает:
- музыкальное слушание – педагог представляет ребенку образцы музыкального фольклора в собственном исполнении, призывая его к повторению;
- исполнительство – пение и элементарные ритмические движения под аккомпанемент музыкального фольклора;
- творческая деятельность – после повторения за взрослым ребенок начинает самостоятельно исполнять понравившиеся ему и запомнившиеся песенки и припевки кукле-пеленашке, своеобразно «переиначивая» их, что является первым творческим проявлением.
Педагогические условия реализации технологии
В раннем детстве ребенку необходимо общение со взрослым, его личное присутствие и реакция на любое его проявление. Поэтому важным условием для эффективной реализации образовательной технологии «Материнский фольклор в образовательной среде» является построение особого взаимодействия педагога с детьми:
- Важным условием построения доверительного взаимодействия педагога с детьми является овладение воспитателем образным, живым языком народной речи, сохранившимся в текстах материнского фольклора.
- Другим условием реализации технологии является необходимость педагога, занимающегося с малышом, удерживать несколько уровней взаимодействия с ним:
– телесный, который реализуется в тактильном контакте;
– интеллектуальный, который развивает ассоциативное, логическое, образное мышление ребенка;
– семантический, который представляет ребенку мир смыслов и образов культуры взрослых;
– аксиологический, предъявляющий ребенку базовые ценности традиционной культуры.
Перечень литературных и фольклорных произведений
Потешки: «Как у нашего кота», «Киска-киска», «Ладушки», «Наши уточки с утра – кря-кря-кря», «Ой, ду-ду», «Пальчик-мальчик», «Сидит белка на тележке», «Чики-чики-чикалочки», «Петушок, петушок», «Сорока-ворона», «Солнышко-колоколнышко», «Дождик, дождик, пуще!», «Радуга-дуга».
Стихи: З. Александрова «Дождик», «Вкусная каша», «Девочки и мальчики прыгают как мячики» (из книги «Катя в яслях»); А. Барто «Кто как кричит», «Лошадка», «Смотрит солнышко в окошко», «Самолет», «Снег», «Слон», «Уронили мишку на пол», «Нет, напрасно мы решили»; О. Высотская «Грибок»; В. Жуковский «Птичка»; М. Ивенсен «Поглядите, зайка плачет», «Мой конь»; Л. Герасимова «Весна», «Ножки пляшут», «Солнечный зайчик», «Подарок кукле»№ М. Клокова «Гоп-гоп».
Сказки: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок».
Проза: К.И. Чуковский «Цыпленок»; В.Г. Сутеев «Цыпленок и утенок», «Под грибом», «Кто сказал «мяу»?»; Л.Н. Толстой «Была у Насти кукла», «Три медведя».
Календарно-тематическое планирование деятельности
Месяц / неделя | Материнский фольклор | Изодетельноссть |
1. Сентябрь | ||
1 неделя | Стихотворение «Зеленый луг, как чудный сад» (Иван Суриков) | Рисование кляксами «Цветочная полянка» |
2 неделя | Стихотворение «Одуванчики» (Ирина Гурина) | Рисование кругами и полосками «Одуванчики в траве» |
3 неделя | Стихотворение «Смотрит солнышко в окошко» (А.Барто) | Рисование кругами и полосками «Светит солнышко в окошко» |
4 неделя | Потешка народная «Ах ты, радуга-дуга, И туга, и высока!» | Рисование полосками «Радуга» |
2. Октябрь | ||
1 неделя | Стихотворение «Облака повеселели» М. Пиудунен | Рисование кляксами «Пушистые облака» |
2 неделя | Стихотворение «Листопад, листопад, Листья желтые летят» (А. Тесленко) | Рисование кляксами «Листопад, листопад, листья желтые летят» |
3 неделя | Песня "Дождик, дождик, веселей!" М. Иорданского | Рисование полосками «Дождик, дождик, веселей» |
4 неделя | Потешка «Про гусеницу» Олеся Емельянова | Рисование кругами «Гусеница» |
3. Ноябрь | ||
1 неделя | Стихотворение В.А.Жуковского «Птичка» | Рисование кляксами «Птички улетают» |
2 неделя | М. Федоренкова «С полки бабушка достала Непростое одеяло…» | Рисование кляксами «Лоскутное одеяло» |
3 неделя | Потешка «Я надул упругий шарик» | Рисование кляксами «Разноцветные шарики» |
4 неделя | Стихотворение «Котенок» | Рисование кругами «Клубочки для котят» А.Барто |
4. Декабрь | ||
1 неделя | Песня колобка «Я Колобок, Колобок!» | Рисование кругами и кляксами «Колобок катится по дорожке» |
2 неделя | Стихотворение «Вот квадратик, треугольник, Получился целый домик!» | Рисование квадратами и треугольником «Домик» |
3 неделя | Стихотворение «Падай, падай, Белый снег!» | Рисование полосками «Снег идет» |
4 неделя | Стихотворение «Пришла на праздник ёлочка» | Рисование кляксами «Нарядная елочка» |
5. Январь | ||
1 неделя | Стихотворение А.Барто «Грузовик» | Рисование –имитация «Машина-едет» |
2 неделя | Пальчиковая гимнастика «Испечём оладушки» | Рисование – кругами. «Оладушки». |
3 неделя | Стихотворение А.Барто «Лягушата» | Рисование кляксами. «Лягушка прыг-скок» |
4 неделя | Сказка М.Малышев «Воздушный змей» | Рисование полосками. «Воздушный змей» |
6. Февраль | ||
1 неделя | Потешки-небылицы. | Рисование кругами. «Баранки» |
2 неделя | Потешки. | Рисование-имитация «Прилетели птички» |
3 неделя | Стихотворение М.Баранов «Волшебный ковёр» | Рисование полосками. «Волшебный ковёр» |
4 неделя | Стихотворение А. Барто «Смешной цветок» | Рисование кляксами. «Букет цветов» |
7. Март | ||
1 неделя | Стихотворение В.Мусатов. «Камушки рубиновые». | Рисование кругами. «Разноцветные камушки» |
2 неделя | Стихи «Вяжат на зиму жираф шерстяной,пушистый шарф» | Рисование полосками. «Шарф для куклы» |
3 неделя | Стихотворение А. Барто «Собака» | Рисование-имитация «Собака бежит» |
4 неделя | Игра «Считалочка» | Рисование кляксами. «Цыплёнок» |
8. Апрель | ||
1 неделя | Стихотворение И.Токмакова. «Где спит рыбка» | Рисование Кляксами. «Рыбки плавают» |
2 неделя | Физминутка «Светофор» | Рисование кругами. «Светофор» |
3 неделя | Просмотр мультфильма «Котики» | Рисование–имитация. «Кошка спит». |
4 неделя | Слушание стихотворения К.Чуковского «Чудо дерево» | Рисование полосками. «Деревья весной» |
9. Май | ||
1 неделя | Стихотворение А.Барто «Ветер в лесу» | Рисование-имитация. «Ветерок качает дерево» |
2 неделя | Чистоговорка «Грязная посуда» Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре» | Рисование кляксами. «Посуда для Маши» |
3 неделя | Стихотворение А.Усачёва «Конфета» | Рисование полосками. «Вкусные конфетки». |
4 неделя | Потешка «Божья коровка, полети на небо» | Рисование. Кругами. «Божья коровка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материнский фольклор
Материнский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой....
Методическая разработка "Материнский фольклор"
Доброта, милосердие,сердечность, напевность колыбельных-вот что всегда лежало в основе материнского фольклора....
Формирование этнокультурной компетентности детей посредством материнского фольклора
Процесс глобализации, масштабы которого сложно недооценивать, наиболее остро ставит перед нами вопросы межэтнического взаимодействия и взаимопроникновения культур разных народов. Культурное взаимовлия...
Консультация для родителей "Материнский фольклор"
О роли материнской поэзии в раннем музыкальном развитии детей...
"Материнский фольклор в образовательной среде"
Материнский фольклор это большой педагогический потенциал, заложенный в этих простых по форме произведениях, он даёт возможность успешно использовать его в современном образовании....
Практикум на ГМО «Арт-технология «Материнский фольклор» в работе с детьми раннего возраста»
Протокол заседания городского методического объединения воспитателей ДОО...