Развитие связной речи.
консультация по развитию речи

Сорокина Ольга Петровна

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,

чтобы войти в действительность новыми путями, может

помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Д. Родари.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_cherez_skazki_konsultatsiya.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач дошкольного образования, так как развитие связной речи является необходимой предпосылкой к успешному обучению в школе. В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ сказано о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности. В соответствии с этим в ФГОС ДО среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной речиразвитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы как предпосылки обучения грамоте».

Корней Иванович Чуковский в книге " От двух до пяти"отмечал: "Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка".

Развитие речи ребенка в 3 года имеет особенно широкий диапазон для разных детей одного и того же возраста. Одни не испытывают никаких трудностей в своих высказываниях, чутко реагируют на малейшее отклонение от нормы в речи окружающих их взрослых и сверстников, проявляют интерес к звуковому анализу слова. Другие же малыши в это же самое время только начали более-менее правильно строить фразы, и их речь очень далека от совершенства. Трёхлетний ребёнок пока ещё не в состоянии логично и связно рассказать о том, что он видел, что его заинтересовало, полностью пересказать содержание прочитанного ему художественного произведения. Произнести монолог на какую-нибудь тему дети этого возраста пока ещё не могут без дополнительных вопросов. Детские высказывания не развёрнуты, фразы просты и не всегда связаны друг с другом. К трем годам ребенок владеет теми средствами, которые необходимы и достаточны для повседневного общения.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Связнаяречь имеет две формы:

· диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми)

· монологическую (речь одного человека).

Каждая из них имеет свои особенности.

Диалогическая речь побуждает к неполным, односложным ответам. Основные черты диалогической речи — неполные предложения, восклицания, междометья, яркая интонационная выразительность, жест, мимика.

Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания.

Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.

Основными средствами развития связной речи являются:

• сказки;

• дидактические игры;

• театрализованные игры.

Проблема развития речи является одной из актуальных. Каждый педагог в своей деятельности преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать o событиях из окружающей жизни.

Одной из форм работы в решении этой проблемы является сказка.

Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребёнку, и взрослому. В мир сказок ребёнок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды, придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчествуСказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребёнка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами.

Использование сказок в развитии речи должно занимать одно из центральных мест. Сказка позволяет ребёнку в простой форме оценить существующие проблемы. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.

Т. В.Митенкова говорит: «Сказка, доступна восприятию ребенка дошкольного возраста, она могучее средство для формирования образности речи. В сказке присутствуют нужные образы. Сказка как воспитательное и обучающее средство влияет на ребенка. Она легко принимается детьми, на основе работы со сказкой у детей идет развитие мышления и воображения. Чтение сказок показывает детям огромное богатство языка. При этом идет развитие чувствительности к художественной речи, и умение повторять эти средства в своем сочинении. Чем чаще дети слышат сказки, тем больше они запоминают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое большое влияние на речь ребенка»

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературное произведение.

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького человека, близка его мышлению, представлению.

Цель проекта: продолжать развивать речь, познавательные и коммуникативные способности детей через ознакомление с русскими народными сказками и театрализованную деятельность.

Задачи проекта:

1. Приобщать детей к культуре своего народа.

2. Использовать технологию мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

3. Расширить знания о сказочных героях русских народных сказок.

4. Формировать нравственные представления о добре и зле, о хороших поступках и плохих.

5. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, учить рассказывать знакомые сказки.

6. Развивать устойчивый интерес к театрализованной игровой деятельности.

7. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. Создавать благоприятный психологический климат во время всех мероприятий.

8. Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Планируемые результаты:

• повысится интерес детей и родителей к русской народной сказке;

• обогащение активного словаря детей,

• успешное овладение грамотной и связной речью,

• рассказывание знакомых сказок с помощью различного вида театров,

• участие детей в театрализации знакомых сказок,

• изготовление декораций к сказкам, атрибутов,

• родителей вовлечь в единое пространство «семья – детский сад»;

• повысить культурный уровень родителей,

• обогащение предметно-развивающей среды в группе (различного вида театрами, иллюстрациями, дидактическими играми, книжками).

Дети дошкольного возраста, в основном, слушатели, а не читатели. Русские народные сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Передо мною стояла сложная задача – каждую сказку донести до детей как произведение искусства, раскрыть её замысел, заразить детей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам. Педагог должен овладеть техникой чтения и рассказывания – чёткой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять и замедлять его, в нужных местах повышать и понижать голос).

Подготовка к восприятию новой сказки осуществлялась по-разному.

• Помещаю в книжном уголке новую книгу, отдельные иллюстрации, дети пытались определить о чём она.

• Демонстрирую игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки и малознакомые предметы, объясняли их названия и назначение.

• Провожу специальные речевые упражнение, помогающее детям освоить содержание сказки (так, например, перед чтением сказки «Репка» несколько детей строили друг за другом и предлагали назвать кто за кем стоит. (Это помогало при пересказе сказки).

Почему именно сказку можно использовать для развития связной речи дошкольников?

Сказки динамичны, напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью. В нем много мелких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Знакомство со сказкой.

Перед прочтением сказок проводится предварительная работа, цель которой – организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок, разбор пословиц и поговорок, относящихся к сказке.

Знакомство со сказкамипроходит через драматизацию с использованием разных видов театров: пальчикового, кукольного, настольного, плоскостного и т. д.

С целью закрепления знаний о русских народных сказках я использую дидактические игры по русским народным сказкам «Колобок»«Репка»«Кот, петух и лиса»«Волк и семеро козлят». Дети рассматривают иллюстрации, играют в настольно-печатные игры «Сложи картинку»«Угадай из какой сказки», «Кто лишний, словесные игры «Узнай и назови»«Доскажи словечко», «Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки», «Веселые загадки» и т. д., рисовали героев любимых сказок, делали аппликации.

Дети с удовольствием играют в подвижные игры по мотивам сказок «Зайка серенький сидит»«Зайцы и волк»«Зайка серый умывается».

Для активизации мыслительных процессов, развития речи, памяти я загадывала загадки, которые показали, насколько хорошо дети знают русские народные сказки, разучиваем пальчиковые игры, проводится и индивидуальная работа, целью которой является развитие речевых способностей каждого ребёнка, творческого мышления, воображения, фантазии.

В группе оформлен уголок «В гостях у сказки», в котором размещены различные виды театров, маски для игр-драматизаций, дидактические игры по сюжетам русских народных сказок.

Также создана библиотека красочных книг с русскими народными сказками. Подобраны раскраски по теме.

Работа с родителями:

Родители помогли пополнить театральный уголок настольным театром, новыми книгами. Так же мной были разработаны консультации «Правила чтения сказок»«Влияние сказки на восприятие мира глазами малыша»«Какие сказки читать детям«Роль сказки в развитии и воспитании малыша».

Провела анкетирование среди родителей. В результате чего, выяснила, что родители с развитием массового телевидения и интернета читать детям стали значительно меньше, не всегда обсуждают прочитанное. Ребёнок чаще сидит у телевизора или компьютера,чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее. Всё это свидетельствует о том, что необходимо проводить специальную работу по развитию связной речи.

Сказка для ребенка – это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребенка., истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вот уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...