О.Д. по речевому развитию в старшей группе "Заучивание стихотворения Е. Благининой Посидим в тишине"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Каримова Дилара Рафаиловна

Цель: Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект заучивания стихотворения в старшей группе. Стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине»

Цель: Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение.

Задачи:

Образовательные :

- Познакомить детей с новым стихотворением;

- Формировать умение внимательно слушать стихотворения.

- Упражнять в умении отвечать на вопросы по содержанию строчками и текста;

Развивающие:

- Развивать интонационную выразительность речи, интерес к художественной литературе

Воспитательные:

- Воспитывать чуткость к художественному слову,  доброе, заботливое отношение к маме

Оборудование:

Книга Е. Благининой " Вот какая мама"; иллюстрации разных художников с изображением мам за работой; стихотворение Е Благининой" Посидим в тишине".

Мяч для дидактической игры.

Предварительная  работа:

Побеседовать с детьми на тему, какая помощь нужна нашей маме, какие обязанности можно иметь дома, чтобы ей помогать. Разобрать слова, встречающие в стихотворении: «крадется»,  «метнулся», «скользнул», «шепнул».

Алгоритм проведения:

Вводная часть.

В мире нет её роднее,

Справедливей и добрее.

Я скажу, друзья вам прямо –

Лучше всех на свете… (мама)

-Правильно, ребята, конечно, мама. У ребёнка самое первое слово"мама"- потому что для ребёнка это самый добрый, самый ласковый, самый любимый человек! А ещё наши мамы самые трудолюбивые! Вы уже рассматривали иллюстрации, где мамы постоянно в работе. Несмотря на то, что мамы работают - кто в больнице, кто в школе, кто в магазине - они ещё справляются со множеством домашних дел. Мамам очень трудно, и вы должны мамам помогать. А как вы помогаете вашим мамам?

Дети: - Я помогаю маме протирать пыль.

            - Я мою посуду.

           - Я помогаю маме нести домой покупки.

Воспитатель: - Молодцы, ребята.

-Надо стараться не огорчать маму, как можно чаще радовать её своим вниманием, заботой. И мамины глаза будут сиять от радости. Поводов позаботиться о маме очень много.  Вот, например один из них: кто вспомнит какой праздник, мы будет отмечать в конце ноября?

Дети: - День Матери.

Воспитатель: - Правильно, а у меня есть для вас сюрприз, послушайте внимательно стихотворение Е. Благининой " Посидим в тишине", которое мы сегодня с вами будем учить наизусть, чтобы подарить маме.

(Чтение стихотворения в сопровождении действиями по тексту).

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

– Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать,

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

– Ничего, – шепнул он будто, –

Посидим и в тишине.

(Беседа по содержанию на понимание идеи стихотворения).

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось стихотворение?

Дети: Да.

Воспитатель:  - Как оно называется?

      Дети:  - " Посидим в тишине".

- О ком стихотворение?  О маме.

-Почему девочка сидела в тишине и не играла?  Потому что мама устала и девочка хотела, чтобы мама отдохнула.

- Правильно, дети, молодцы.

Воспитатель: - Послушайте стихотворение ещё раз. Повторное чтение стихотворения.

Задаю вопросы на запоминание последовательности текста стихотворения:

(в вопрос включаем слова из стихотворения, побуждаем при ответе применять авторские слова).

-Почему мама спит?  Она устала.

- Кто крадётся по маминой подушке?  Луч крадётся золотой.

- Что сказала девочка лучу?  Я тоже двигаться хочу!

- Куда метнулся луч?  Луч метнулся по стене.

Далее задаю вопросы на понимание и запоминание отдельных слов или фраз.

- Как вы понимаете фразу: луч крадётся золотой?  Солнечный луч ползёт по маминой подушке.

- Как это понимать :луч метнулся по стене?  Теперь солнечный луч пополз по стене.

Далее обговариваются средства выразительности.

-Каким голосом надо читать начало стихотворения, чтобы мы поняли, что мама устала и спит?  Тихим сочувствующим голосом.

- Каким голосом девочка говорит лучу: " Я тоже двигаться хочу! "  - С упрёком, что луч не понимает ничего.

- Каким голосом надо читать: "- Ничего, шепнул он будто, - Посидим и в тишине. "  

-Тихим голосом, чтобы никого не разбудить.

Упражняю детей в выразительном исполнении этих строк.

- попробуй прочитать слова из текста "Мама спит, она устала. " так, чтобы мы поняли, что нельзя шуметь, а то мама не сможет отдохнуть. (Дети читают)

Повторное чтение  стихотворение с установкой на запоминание.

- Послушайте его еще раз, мы будем его учить наизусть, чтобы подарить его маме на День Матери.

Вызываю детей для прочтения стихотворения

1.Сильных детей: Аня, Руслана, Сафина, Матвей С.

2. По цепочке,

3.  слабых детей

- Молодцы ребята, запомнили стихотворение и очень хорошо прочитали.

Физминутка "Дружно маме помогаем"

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)

- А теперь я вам предлагаю поиграть в игру, которая наывается…..

Заключительная часть.

- Ребята вам понравилась героиня этого стихотворения? Дети: Да.

- Чем она понравилась, какая она?

 Она добрая, она заботится о своей маме, и не может её огорчать.

-Правильно ребята! И вы тоже должны любить и заботится о своей маме.

Ведь очень часто вы не думайте, что ваши родители могут быть уставшими. У взрослых людей очень много хлопот и работы. И вы тоже, как главная героина стихотворения " Посидим в тишине", должны знать это, и не мешать своим родителям шумными играми, когда они отдыхают. Если вы не будете мешать отдыху своим родителям, то может быть они, после того как проснуться, будут играть вместе с вами в самые разнообразные игры.

- Ребята, наше занятие закончилось, все очень внимательно слушали и отвечали на вопросы. И я надеюсь, что вы запомнили стихотворение и сможете рассказать своим мамам, и обрадуете их.

«Дополни предложение»

  Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

  Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.

 Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное  предложение, например: «Мама купила... - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.

Д/и «Закончи предложение»

У каждого малыша есть … (мама).

Каждый человек любит свою … (маму).

На свете очень трудно жить без … (мамы).

На праздник мы дарим подарки и цветы … (маме).

Я люблю гулять со своей … (мамой).

Я очень горжусь своей … (мамой).

Мама спит, она устала…
Но и я играть не стала! 
Я волчка не завожу, 
А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки, 
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:
 — Я тоже двигаться хочу! 
Я бы многого хотела: 
Вслух читать и мяч катать, 
Я бы песенку пропела, 
Я б могла похохотать, 
Да мало ль я чего хочу! 
Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене, 
А потом скользнул ко мне.
 — Ничего, — шепнул он будто, —
Посидим и в тишине!..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект заучивания стихотворения в старшей группе. Стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине»

Конспект заучивания стихотворения в старшей группе.Стихотворение Е.Благининой "Посидим в тишине"...

Конспект заучивания стихотворения в старшей группе. Стихотворение Е. Благининой " Посидим в тишине".

Конспект заучивания стихотворения Е. Благининой " Посидим в тишине" в старшей группе....

Конспект заучивания стихотворения в старшей группе. Стихотворение Е. Благининой " Посидим в тишине"

Конспект заучивания стихотворения в старшей группе.Стихотворение Е. Благининой " Посидим в тишине"Цель: Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение.Задачи: - Раз...

Проект по образовательной области «Речевое развитие» Тема: Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»

Цель: развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельностиЗадачи:Образовательные: Формировать умения выразительно читать стихотворение, интонационно выражать эмоции. ...

НОД по речевому развитию заучиванию стихотворения Е. Благининой "Посидим в тишине"

НОД по речевому развитию заучиванию стихотворения Е. Благининой "Посидим в тишине"...