"Народные промыслы России"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Сорокина Елена Александровна

Конспект занятия "Народные промыслы России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 23 Петродворцового района Санкт – Петербурга

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

в средней группе

Тема: «Народные промыслы России»

Составила: воспитатель

Сорокина Елена Александровна

Санкт - Петербург,

2021

Образовательная программа дошкольного образования, по которой осуществляется образовательная деятельность: основная образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детского сада №23 Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Непрерывная образовательная деятельность осуществляется с детьми средней группы, в возрасте от 4 до 5 лет, группа общеразвивающей направленности.

Тема мероприятия: «Народные промыслы России»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Технологии: игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.

Планируемый результат: сформированы представления о многообразии народных промыслов России.

Цель: формирование представлений о многообразии народных промыслов России.

Задачи:

Образовательные

  • повышать компетентность детей на основе изучения народных промыслов;
  • расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах;
  • учить различать материалы, из которых делают изделия народных промыслов.

Развивающие

  • развивать связную речь, обогащать словарный запас детей;
  • развивать внимание, познавательную активность;
  • развивать логическое мышление, память.

Воспитательные

  • воспитывать уважение к труду, художественному творчеству народных мастеров;
  • воспитывать интерес к декоративно - прикладному творчеству;
  • формирование у детей эмоциональной отзывчивости к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства.

Оборудование:

  • наглядный материал иллюстрации «Гжель», «Хохлома», «Матрешка», «Дымковская игрушка»;
  • предметы – фигурки и посуда в стиле гжель;
  • дымковские игрушки;
  •  матрешки;
  •  предметы и посуда в стиле хохломы.

Ход занятия.

I. Вводная часть (организационный момент)

Воспитатель: Ребята, здравствуйте, посмотрите с кем я к вам сегодня пришла?

(Дети видят в руках матрешку и называют).

Воспитатель: Совершенно верно!

Деревянная красотка, ярко разукрасилась,

Любит с детками играть,

Чтобы любовались ей,

Есть секретики внутри,

Такие же подружки,

Чудо-мастера придумали – русскую игрушку!

Воспитатель:  Эту замечательную игрушку придумали русские мастера, это наша волшебная русская культура, это промыслы наших умельцев!

Воспитатель: Ребята, а хотите узнать о том, что же еще делали своими золотыми руками наши народные мастера?

(Ответы детей)

Воспитатель:  Тогда приготовьтесь, мы вместе с матрешкой отправимся в путешествие!

II.Основная часть

Воспитатель:  Мы с вами уже познакомились с матрешкой. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок. Этих красавиц разукрашивали самыми яркими и разнообразными красками.

(Просмотр изображений и игрушек матрешек).

Воспитатель: Сделать такую прекрасную игрушку своими руками было сложно, ведь нужно было вырезать из дерева, а оно твердое, это кропотливый труд. Из чего мастер делал матрешку?

(Матрешек мастера делают из дерева).

Воспитатель: Ребята, но не только матрешек делали наши народные умельцы, есть такой промысел под названием «Гжель». Матрешка сейчас откроет свой волшебный домик и покажет нам сувениры из Гжели. Какие красивые сувениры, но чем-то они похожи друг на друга, вы заметили чем?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, эти сувениры окрашены сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Делали Гжель из белой глины. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Какой основной цвет использовали художники, когда создавали рисунки на Гжели?

(Художники использовали синий цвет и все его оттенки, а рисовали на белом фоне).

Воспитатель: Из чего делали Гжель?

(Гжель делали из глины)

Физкультминутка

Воспитатель: Ребята, встаем рядом со своими стульями, слушайте внимательно и повторяйте за мной движения:

Воспитатель: Красавицы-матрешки из дерева одежки!

(руки вдоль тела, ладони в стороны, носки врозь, пятки вместе, ноги прямые, делаем движения на пятках, стоя на месте, с поворотами влево и вправо)

Воспитатель: Чайник бело-синий, ах какой красивый! Это «Гжель», мои друзья, из глины делают меня!

(рука на поясе, другая изогнута перед собой в виде носика у чайника, делаем пружинку, с легкими поворотами влево и вправо).

Воспитатель: Какие вы молодцы, немного размялись, а теперь присаживаемся и продолжаем путешествие с матрешкой.

Воспитатель: У каждого дома есть посуда? Она бывает разной. В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали ее мастера деревянных промыслов. Есть такой деревянный промысел под названием - «Хохлома». А название этот промысел получил по названию села Хохлома, в котором он возник.

(Рассматриваются изображения и изделия Хохломы)

Воспитатель: Какие основные цвета использовал художник?

(Художник использовал черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета). 

Воспитатель: Вот какие красочные, интересные хохломские изделия. А матрешка, в своем домике приготовила нам новый сюрприз.

Воспитатель: Ребята, послушайте (аудиозапись глиняной свистульки).

Воспитатель: Что это за звук, на что похож?

(Этот звук похож на свист или пение птички).

Воспитатель: Совершенно верно, это глиняная свистулька в виде птички. Это, ребята, глиняные лепные игрушки. Этот народный промысел называется Дымковская игрушка. Их делают в селе Дымково. Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Потом дымковцы стали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Знамениты дымковские «Барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы», «всадники».

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам загадаю загадки про народные промыслы, а вы угадайте.

Барыни-сударыни, индюки и всадники,

Дивные игрушки, есть еще свистушки!

Из глины они сделаны,

Приносят радость всем они.

Что это?

(Дымковская игрушка)

Яркий платочек, сарафан в цветочек,

Упирается рука, в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко,

Скажите кто это?

(Матрешка)

Пузатый чайник, расписной.

Он бело-сине-голубой.

Красив рисунок, мне поверь.

Зовется эта роспись? \

(Гжель)

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелечек, завиток.

Деревянное все это,

Здесь хозяева три цвета:

Черный, красный, золотой.

Как называется промысел такой?

(Хохлома)

Воспитатель: Давайте поиграем, я буду вам показывать изделие народного промысла и произносить его название, если название правильно, то вам нужно хлопнуть, если название неверное, то вам нужно топнуть.

Воспитатель: Ребята, поиграли мы весело, а матрешка все свои сувениры из волшебного домика нам показала. Сегодня мы увидели, что русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали, приносили уют, тепло, добро и гордость за народное искусство. Обо всех промыслах нашего народа сразу и не расскажешь, уж очень много разных народных промыслов существует и возрождается в России. Вы сегодня узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами!

III. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним о каких народных промыслах мы сегодня узнали?

(Мы сегодня узнали о народных промыслах: Хохлома, Матрешка, Гжель и Дымковская игрушка).

Воспитатель: Ребята, изделия народных промыслов делают из разных материалов, а вы запомнили из каких?

(Матрешек мастера делают из дерева, Дымковские игрушки мастера делают из глины, Хохлому мастера вырезают из дерева, Гжель мастера делают из глины).

Воспитатель: А какие цвета используют художники в своих творениях?

(Матрешек художники раскрашивают самыми яркими, разнообразными красками, Гжель художники рисуют на белом фоне всеми оттенками синего и голубого, Хохлому художники раскрашивают золотыми, черными, красными красками, могут использовать зеленый цвет, Дымковские игрушки белого цвета, а узоры сделаны самыми яркими, праздничными цветами).

Воспитатель: Кто из вас хотел бы иметь что-то из народного искусства, о котором мы сегодня узнали? А для чего вам это?

(Можно по разному использовать изделия народных промыслов, например можно ими любоваться, так же можно поиграть в матрешку или посвистеть на дымковской игрушке, изделия из гжели и хохломы могут украсить любой дом, а также можно эту посуду использовать в домашнем хозяйстве).

Воспитатель: Ребята, вы хотите дальше изучать народные промыслы и узнавать, что же еще создавали наши талантливые мастера с золотыми руками?

(Да).

Воспитатель: Замечательно, мы с вами обязательно продолжим, а сейчас вам хочу сказать, что вы большие молодцы, потрудились сегодня на славу, я вас хочу попросить поделиться с вашими родными тем, что вы сегодня узнали, договорились, ребята?

(Да).

Воспитатель: До свидания, ребята, спасибо вам за ваше стремление познавать и изучать народное искусство!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народных п...

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...

Знакомство с народной культурой. Народные промыслы России

Рекомендации родителям по лексической теме: "Знакомство с народной культурой. Народные промыслы России"...

Народные промыслы России. Подготовка к Дню России.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526656","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526661","attributes":{"alt":"","class"...

Мини- музей народного декоративно- прикладного искусства " Народные промыслы России "

Мини- музей народного декоративно- прикладного искусства " Народные промыслы России "...

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы   Тема: « Народны...