"Народные промыслы России"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 23 Петродворцового района Санкт – Петербурга
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
в средней группе
Тема: «Народные промыслы России»
Составила: воспитатель
Сорокина Елена Александровна
Санкт - Петербург,
2021
Образовательная программа дошкольного образования, по которой осуществляется образовательная деятельность: основная образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детского сада №23 Петродворцового района Санкт-Петербурга.
Непрерывная образовательная деятельность осуществляется с детьми средней группы, в возрасте от 4 до 5 лет, группа общеразвивающей направленности.
Тема мероприятия: «Народные промыслы России»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Технологии: игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.
Планируемый результат: сформированы представления о многообразии народных промыслов России.
Цель: формирование представлений о многообразии народных промыслов России.
Задачи:
Образовательные
- повышать компетентность детей на основе изучения народных промыслов;
- расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах;
- учить различать материалы, из которых делают изделия народных промыслов.
Развивающие
- развивать связную речь, обогащать словарный запас детей;
- развивать внимание, познавательную активность;
- развивать логическое мышление, память.
Воспитательные
- воспитывать уважение к труду, художественному творчеству народных мастеров;
- воспитывать интерес к декоративно - прикладному творчеству;
- формирование у детей эмоциональной отзывчивости к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства.
Оборудование:
- наглядный материал иллюстрации «Гжель», «Хохлома», «Матрешка», «Дымковская игрушка»;
- предметы – фигурки и посуда в стиле гжель;
- дымковские игрушки;
- матрешки;
- предметы и посуда в стиле хохломы.
Ход занятия.
I. Вводная часть (организационный момент)
Воспитатель: Ребята, здравствуйте, посмотрите с кем я к вам сегодня пришла?
(Дети видят в руках матрешку и называют).
Воспитатель: Совершенно верно!
Деревянная красотка, ярко разукрасилась,
Любит с детками играть,
Чтобы любовались ей,
Есть секретики внутри,
Такие же подружки,
Чудо-мастера придумали – русскую игрушку!
Воспитатель: Эту замечательную игрушку придумали русские мастера, это наша волшебная русская культура, это промыслы наших умельцев!
Воспитатель: Ребята, а хотите узнать о том, что же еще делали своими золотыми руками наши народные мастера?
(Ответы детей)
Воспитатель: Тогда приготовьтесь, мы вместе с матрешкой отправимся в путешествие!
II.Основная часть
Воспитатель: Мы с вами уже познакомились с матрешкой. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок. Этих красавиц разукрашивали самыми яркими и разнообразными красками.
(Просмотр изображений и игрушек матрешек).
Воспитатель: Сделать такую прекрасную игрушку своими руками было сложно, ведь нужно было вырезать из дерева, а оно твердое, это кропотливый труд. Из чего мастер делал матрешку?
(Матрешек мастера делают из дерева).
Воспитатель: Ребята, но не только матрешек делали наши народные умельцы, есть такой промысел под названием «Гжель». Матрешка сейчас откроет свой волшебный домик и покажет нам сувениры из Гжели. Какие красивые сувениры, но чем-то они похожи друг на друга, вы заметили чем?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, эти сувениры окрашены сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Делали Гжель из белой глины. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Какой основной цвет использовали художники, когда создавали рисунки на Гжели?
(Художники использовали синий цвет и все его оттенки, а рисовали на белом фоне).
Воспитатель: Из чего делали Гжель?
(Гжель делали из глины)
Физкультминутка
Воспитатель: Ребята, встаем рядом со своими стульями, слушайте внимательно и повторяйте за мной движения:
Воспитатель: Красавицы-матрешки из дерева одежки!
(руки вдоль тела, ладони в стороны, носки врозь, пятки вместе, ноги прямые, делаем движения на пятках, стоя на месте, с поворотами влево и вправо)
Воспитатель: Чайник бело-синий, ах какой красивый! Это «Гжель», мои друзья, из глины делают меня!
(рука на поясе, другая изогнута перед собой в виде носика у чайника, делаем пружинку, с легкими поворотами влево и вправо).
Воспитатель: Какие вы молодцы, немного размялись, а теперь присаживаемся и продолжаем путешествие с матрешкой.
Воспитатель: У каждого дома есть посуда? Она бывает разной. В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали ее мастера деревянных промыслов. Есть такой деревянный промысел под названием - «Хохлома». А название этот промысел получил по названию села Хохлома, в котором он возник.
(Рассматриваются изображения и изделия Хохломы)
Воспитатель: Какие основные цвета использовал художник?
(Художник использовал черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета).
Воспитатель: Вот какие красочные, интересные хохломские изделия. А матрешка, в своем домике приготовила нам новый сюрприз.
Воспитатель: Ребята, послушайте (аудиозапись глиняной свистульки).
Воспитатель: Что это за звук, на что похож?
(Этот звук похож на свист или пение птички).
Воспитатель: Совершенно верно, это глиняная свистулька в виде птички. Это, ребята, глиняные лепные игрушки. Этот народный промысел называется Дымковская игрушка. Их делают в селе Дымково. Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Потом дымковцы стали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Знамениты дымковские «Барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы», «всадники».
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам загадаю загадки про народные промыслы, а вы угадайте.
Барыни-сударыни, индюки и всадники,
Дивные игрушки, есть еще свистушки!
Из глины они сделаны,
Приносят радость всем они.
Что это?
(Дымковская игрушка)
Яркий платочек, сарафан в цветочек,
Упирается рука, в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко,
Скажите кто это?
(Матрешка)
Пузатый чайник, расписной.
Он бело-сине-голубой.
Красив рисунок, мне поверь.
Зовется эта роспись? \
(Гжель)
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелечек, завиток.
Деревянное все это,
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой.
Как называется промысел такой?
(Хохлома)
Воспитатель: Давайте поиграем, я буду вам показывать изделие народного промысла и произносить его название, если название правильно, то вам нужно хлопнуть, если название неверное, то вам нужно топнуть.
Воспитатель: Ребята, поиграли мы весело, а матрешка все свои сувениры из волшебного домика нам показала. Сегодня мы увидели, что русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали, приносили уют, тепло, добро и гордость за народное искусство. Обо всех промыслах нашего народа сразу и не расскажешь, уж очень много разных народных промыслов существует и возрождается в России. Вы сегодня узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами!
III. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним о каких народных промыслах мы сегодня узнали?
(Мы сегодня узнали о народных промыслах: Хохлома, Матрешка, Гжель и Дымковская игрушка).
Воспитатель: Ребята, изделия народных промыслов делают из разных материалов, а вы запомнили из каких?
(Матрешек мастера делают из дерева, Дымковские игрушки мастера делают из глины, Хохлому мастера вырезают из дерева, Гжель мастера делают из глины).
Воспитатель: А какие цвета используют художники в своих творениях?
(Матрешек художники раскрашивают самыми яркими, разнообразными красками, Гжель художники рисуют на белом фоне всеми оттенками синего и голубого, Хохлому художники раскрашивают золотыми, черными, красными красками, могут использовать зеленый цвет, Дымковские игрушки белого цвета, а узоры сделаны самыми яркими, праздничными цветами).
Воспитатель: Кто из вас хотел бы иметь что-то из народного искусства, о котором мы сегодня узнали? А для чего вам это?
(Можно по разному использовать изделия народных промыслов, например можно ими любоваться, так же можно поиграть в матрешку или посвистеть на дымковской игрушке, изделия из гжели и хохломы могут украсить любой дом, а также можно эту посуду использовать в домашнем хозяйстве).
Воспитатель: Ребята, вы хотите дальше изучать народные промыслы и узнавать, что же еще создавали наши талантливые мастера с золотыми руками?
(Да).
Воспитатель: Замечательно, мы с вами обязательно продолжим, а сейчас вам хочу сказать, что вы большие молодцы, потрудились сегодня на славу, я вас хочу попросить поделиться с вашими родными тем, что вы сегодня узнали, договорились, ребята?
(Да).
Воспитатель: До свидания, ребята, спасибо вам за ваше стремление познавать и изучать народное искусство!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народных п...
Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...
Знакомство с народной культурой. Народные промыслы России
Рекомендации родителям по лексической теме: "Знакомство с народной культурой. Народные промыслы России"...
Народные промыслы России. Подготовка к Дню России.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526656","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526661","attributes":{"alt":"","class"...
Мини- музей народного декоративно- прикладного искусства " Народные промыслы России "
Мини- музей народного декоративно- прикладного искусства " Народные промыслы России "...
Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе«Народные промыслы России»
Знакомство детей с изделиями народных промыслов....
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народны...