№ п/п | Этапы занятия и временная реализация | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I этап | Мотивационный этап Организационная игра «Комплименты» (развитие навыков социального поведения; повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности) Мотивация. Беседа с детьми о домашних птицах. (формировать умение вести диалог с педагогом) | Педагог приглашает детей стать в круг и взяться за руки. Педагог предлагает детям, глядя в глаза соседу, сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: "Спасибо, мне очень приятно!" Затем он дарит комплимент своему соседу. Тем детям, которые не могут придумать комплимент, педагог оказывает помощь . Можно вместо похвалы разрешить сказать "вкусное, цветочное, молочное" слово. Если ребёнок затрудняется сделать комплимент, педагог не ждет, когда загрустит его сосед, а говорит комплимент сам. - Молодцы ребята, вы очень вежливые дети. - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о домашних птицах. Вы знаете, почему некоторые птицы называются домашними? Домашние они потому, что их приручил человек, они живут с человеком и приносят ему пользу? Каких домашних птиц вы знаете? Какую пользу они приносят? (Мясо, пух, перья, яйца). | Дети становятся в круг, берутся за руки и говорят соседу комплимент.
Дети ведут диалог с педагогом. |
II этап | Деятельностный этап Упражнение «Отгадай загадку» (развитие логического мышления, речи)
Упражнение «Кто как кричит» (учить четко произносить звук [г] в звукоподражаниях) | - Отгадайте загадку и узнаете, с кем мы сегодня поближе познакомимся. Шеи вытянув шипят. Ущипнуть тебя хотят. Громко крикнут: Га-га-га! Не боимся мы врага. Сытно птице у бабуси Эти серенькие … «Гуси» - Правильно гуси! Давайте познакомимся с гусиным семейством. Какое семейство? Папа – гусь, мама – гусыня, а как называют их детеныша? Правильно, гусенок. Педагог выставляет картинки. - Какие звуки издаёт гусь? Предлагаю вам превратиться в гусей: Покружились, покружились и в гусей превратились. - Идет важно папа-гусь и гогочет громко: ГА-ГА-ГА. Что папа делает? Как он гогочет? За ним идет мама-гусыня и тоже гогочет, но тише: Га-Га-Га, и сзади мелкими шажками идет гусенок и совсем тихо гогочет: га-га-га. Что делает гусенок? Упражнение повторяется 2 раза.
| Дети отгадывают загадку.
Идут важно как гусь и произносят звукоподражание громко, затем как мама-гусыня и произносят тише, потом как гусенок и произносят шепотом. |
| Работа с «Системным оператором. «Расскажу о гусенке» (формирование основ системного мышления)
Дидактическая игра «Части тела. Назови ласково» (учить образовывать слова в уменьшительно-ласкательной форме) | - Поможет нам познакомиться поближе с домашними птицами «Волшебный экран». В нашем волшебном домике кто-то поселился. Явился в желтой шубке, Прощайте, две скорлупки! Педагог переворачивает картинку с гусенком, которая находится в центре системного оператора. - Гусенок хочет посмотреть свой новый домик. Проведем его по комнатам. Он может двигаться назад, вперед, вверх и в низ. Давайте вернемся назад и подумаем, кем гусенок был раньше? (Яйцом). Педагог показывает картинку с яйцом и вставляет ее в экран. А кем он станет, когда вырастет? (Гусем или гусыней) Педагог вставляет картинки в экран. - Наш гусенок недавно родился и еще многого о себе не знает. Давайте поможем ему узнать о себе, своих частях тела и посмотрим, что у нас в нижней комнате. Какие части тела есть у гусенка? - Я буду показывать вам картинки, а вы будите мне говорить, что на них изображено, и называть ласково (клюв-клювик, голова-головка, лапы-лапки, хвост-хвостик, крыло-крылышко, пух-пушок, тело-тельце, шея-шейка). Педагог помещает картинки вниз, в среднюю комнату. - Молодцы! Все назвали правильно. А сейчас пора отдохнуть. | Дети садятся на стульчики возле магнитной доски с системным оператором, принимают участие в путешествии по «волшебному экрану». |
| Физминутка «Гусак» (развитие общей моторики)
|
Утром встал гусак на лапки, | Потянулись, руки вверх — вдох-выдох. | Приготовился к зарядке. | Рывки рук перед грудью. | Повернулся влево, вправо | Повороты влево-вправо. | Приседанье сделал справно, | Приседания. | Клювиком почистил пух, | Наклоны головы влево-вправо. | Поскорее в воду — плюх! | Присели. |
| Дети выполняют упражнение по показу педагога.
|
|
| - Продолжаем наше путешествие по волшебному экрану. Если мы с вами сейчас переместимся в левую нижнюю комнату, то сможем узнать, из чего состоит яйцо. Как вы думаете? (Белок, желток, скорлупа). Педагог помещает картинку в левую нижнюю часть системного оператора. - Как вы думаете, когда наш гусенок вырастет и станет гусем или гусыней, у него изменятся части тела? Части тела у него будут те же, только они вырастут, а вместо пуха у него появятся перья. Педагог помещает картинки в правую нижнюю часть системного оператора. - Когда гусенок был еще яйцом, где он находился? (Он был в гнезде, где мама-гусыня высиживала яйца, согревала их) Педагог помещает картинку в верхний левый угол. - Когда он вылупился из яйца, и был уже гусенком, то продолжал находиться в гнезде с другими гусятами и мамой-гусыней. Они там подрастали. А что нужно для того, чтобы из гусенка получился взрослый, здоровый, крепкий гусь? (Кушать, гулять, купаться). Педагог помещает картинку в верхнее среднее окошко. - А вот когда он совсем вырастет, то будет находится на птичьем дворе, где живут все домашние птицы. Педагог помещает соответствующую картинку в правый верхний угол. - Какой замечательный «Волшебный экран», мы с вами так подробно познакомились с гусиным семейством, что теперь можем рассказать об этом своим родителям и всем друзьям. |
|
| Речевая игра «На птичьем дворе» (закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, воспитывать правильное звукопроизношение)
| Педагог предлагает детям побывать на птичьем дворе и послушать новое стихотворение: Наши уточки с утра: Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда: Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора: Бал-бал-бал! Балды-балда! Наши гуленьки вверху: Грру-грру-у-грру-грру-у! Наши курочки в окно: Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко! А как Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споет ку-ка-ре-ку! - Как кричат уточки? Педагог уточняет, закрепляет с детьми произношение звуков. В следующий раз педагог делит всех детей на группы «уточки», «гуси», «индюки». «Наши уточки с утра», говорит педагог, а дети-уточки отвечают: «Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!» и т. д. Эта игра приучает детей к выдержке. Всем хочется покричать, как уточки, а нельзя, надо уметь промолчать, подождать своей очереди. |
Дети повторяют звукоподражания. |
III этап | Контрольный этап
| - С какой семьей мы сегодня познакомились? Какие это птицы? Почему их называют домашними? Какая песенка у гуся, гусыни, гусенка? Где живет гусиное семейство? Какую пользу приносят людям домашние птицы? Что нам помогло подробно рассмотреть гусенка? | Дети отвечают на вопросы педагога. |