Взаимодействие педагога и детей по речевому развитию
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Архипова Мария
Речевое развитие детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_pedagoga_i_detey_po_rechevomu_razvitiyu.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

 Большим потенциалом в плане речевой работы обладают:          

  • занятия;
  • экскурсии, наблюдения, беседы, труд;
  • специальные дидактические и развивающие игры;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • игры-драматизации и др.
  • подвижные игры;
  • АПД гимнастики;
  • театрализованная деятельность;
  • ИКТ (информационно-коммуникативные технологии)
  • Художественная литература
  • Кружковая работа.
  • труд

ЗАНЯТИЯ

Занятия познавательно цикла создают широкие возможности для решения задач речевого развития детей (например, активизации и обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкций, воспитанию навыков связной речи, совершенствованию слухового внимания и фонематического восприятия, закреплению правильного звукопроизношения).

Занятия эстетического цикла – лепка, рисование, конструирование и аппликация – создают условия для развития навыка общения: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения т.д. обычно возникают оживлённые диалоги детей. Поэтому эти занятия особенно ценны для детей со сниженной речевой инициативой.

МНЕМОТАБЛИЦЫ

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, на занятиях мы используем мнемотаблице, которые позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

 Мнемотаблице-схемы мы используем, для:

  • при описании предметов,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ СХЕМА

В своей работе, на занятиях и в повседневной жизни по развитию речи, мы используем разнообразные здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, Физминутка, гимнастику для глаз, су – Джок терапию и т.д.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ И ПАЛЬЧИКОВАЯ

Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Зрительная гимнастика позволяет расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику организма.

Пальчиковые игры и упражнения, систематически используемые на занятиях, оказывают стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитие речи детей. Они способствуют ориентировке в пространстве, развитию координации движений и даже постановке звуков. Кроме того, они вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.

ФИЗМИНУТКА СУ-ДЖОК

Физминутки помогают снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Большим успехом у детей пользуется массажер Су Джок – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод само оздоровления и само исцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах.

Развитие основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

ЭКСКУРСИИ БЕСЕДЫ НАБЛЮДЕНИЯ

С целью обогащения содержания речи, развития словаря, воспитания желания использовать в речи средства интонационной выразительности проводили экскурсии, наблюдения за окружающей действительностью, рассматривание картин, беседы на интересующие детей темы, в ходе которых создавались условия, побуждающие ребенка к связному высказыванию:. «Наша группа», «Как выращивают тюльпаны?», «Моя семья», «Наша Родина - Россия», «Что у меня внутри».  «Золотая осень», «Что такое транспорт», «Зачем нужны правила дорожного движения», и многие другие.

ПРИРОДА

Природа является обстановкой наиболее естественной и могущественной в своем воспитательном воздействии. Она не только закаляет здоровье и силы ребенка, но и благоприятно воздействует на обогащение и развитие языка детей. Работа детей на воздухе, в саду и огороде, постепенное знакомство с миром животных, растений, насекомых, со всеми видами производств и человеческого труда способствует увеличению и систематизированию запаса их знаний, развивает и обогащает речь.

Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. Игровые действия повышают умственную активность детей, ставят их в такие обстоятельства, которые требуют нужного высказывания, развивают умение использовать вежливые формы обращения, умение выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета.

ИГРЫ

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

В ходе дидактических игр для пополнения активного словаря и развития речевой активности мы учили детей отвечать на вопросы не одним словом, а фразой, предложением, несколькими предложениями. При проведении игр отметили, что некоторые дети легко справляются с заданиями, поэтому с целью усложнения были предложены игры типа «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Подскажи словечко», «Найди свое место», «Назови одним словом», и другие. В них дети учились самостоятельно выделять объект, его признаки, называть их, рассказывать двумя-тремя предложениями. За каждый правильный ответ ребенок получал фигурку игрушки или кружочек, что повышало речевую активность детей.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

В подвижных играх у детей развивали умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности; умение учитывать в процессе игры настроение, эмоциональное состояние сверстников.

ИГРЫ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а также интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

ТЕАТРАЛИЗРВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Для развития творческих способностей детей, связной речи, памяти и мышления использовали в своей работе театрализованную деятельность: игры- драматизации, настольный театр, театр кукол, которая способствует более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

Параллельно с этой работой необходимы словесные игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру.

СЛОВА СУХОМЛИНСКОГО

Развитие мелкой моторики благотворно влияет на развитие речи ребёнка, т.к. все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.

ШНУРОВКА ПАЗЛЫ ВКЛАДЫШИ МОЗАИКА

    Хорошими помощниками для развития мелкой моторики являются:

  1. Игрушки-шнуровки - дают возможность придумать множество игр
  2. Кубики и пирамидки – развивают не только мелкую моторику и пространственное мышление, но и внимание и логику
  3. Конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности
  4. Рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления
  5. Пазлы – дают возможность развития внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук
  6. Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

Эти игры мы планируем и проводим ежедневно в течении дня во всех режимных моментах. Все они просты и в то же время эффективны. Подобные занятия дают возможность активизировать у детей работу мозга, улучшить произношение и обогатить словарный запас, подготовить руку к письму перед поступлением в школу.

ИКТ ЧТЕНИЕ ПОТЕШКИ

Информационно-коммуникативные технологии способствуют лучшему усвоению материала, помогают в игровой, сказочной форме изучить необходимый материал. Кроме того, ИКТ способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей.  Презентации способствуют увеличению словарного запаса ребенка, развитию его кругозора, мотивируют получать новые знания, развивают внимание и память.

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Иллюстрации к произведениям помогают ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве.

Потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение различать звуки, близкие по звучанию, ритм и плавность речи, интонацию и выразительность.

Пословицы и поговорки учат детей ясно, лаконично и  выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно мыслить .

Особая ценность в решении задач словарной работы заключается в обучении отгадыванию загадок. На таких занятиях осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов и соответствующего словаря.

КРУЖОК

Чётко спланированная кружковая работа по обучению интонационной выразительности речи «Веселый язычок»  проводится  еженедельно во второй  половине дня, которая позволяет в игровой форме закреплять полученные навыки и умения по развитию речи.

ТРУД

Важную роль в развитии речи детей играет формирование навыков самообслуживания и элементов труда – дежурства детей, сервировка стола, уборка посуды после еды, раздача материалов и пособий, приготовленных воспитателем для занятий и т.д.

В ходе выполнения детьми трудовых поручений и наблюдения за трудовой деятельностью взрослых развиваются и совершенствуются навыки пользования самостоятельной активной речью, осуществляется коррекция общего и речевого поведения, закрепляются формы вежливого обращения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога с родителями по речевому развитию детей раннего возраста.

Цель данной стать выявить наиболее интересные формы взаимодействия педагога с родителями по речевому развитию детей раннего возраста....

Взаимодействие участников образовательного процесса в речевом развитии детей

Речь — одно из важнейших приобретений ребёнка в дошкольном детстве, которое позволяет познавать окружающий мир, общаться со взрослыми и сверстниками, играет важную роль в развитии и становлении личнос...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ. Образовательная область "Речевое развитие"

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ. Формы,методы, приёмы....

«Синквейн –инновация в совместной деятельности педагога и детей в речевом развитии»

laquo;Синквейн –инновация в совместной деятельностипедагога и детей в речевом развитии» Что же прописано в целевых ориентирах о речевом развитии ребенкаЦелевые ориентиры речевого раз...

Консультация для педагогов «Особенности взаимодействия с родителями по познавательно-речевому развитию детей»

Успех в работе по познавательно- речевому развитию детей зависит от тесной взаимосвязи педагогов, родителей и детей, цель которой:  - объединение усилий взрослых для успешного речевого развития к...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...