Взаимодействие участников образовательного процесса в речевом развитии детей
консультация по логопедии на тему

Речь — одно из важнейших приобретений ребёнка в дошкольном детстве, которое позволяет познавать окружающий мир, общаться со взрослыми и сверстниками, играет важную роль в развитии и становлении личности. Поэтому формирование речи дошкольников является одной из приоритетных задач развития, воспитания и обучения в детском саду. В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. По статистике 70–90 % детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют проблемы с речевым развитием. В связи с этим возрастает актуальность сотрудничества участников образовательного процесса. Перед всеми участниками педагогического процесса стоит общая задача, которая сводится к обеспечению своевременной и адекватной диагностической, коррекционно-педагогической и профилактической помощи дошкольникам с проблемами в речевом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_uchastnikov_obraz_prots._kons_dlya_vospit.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Взаимодействие участников образовательного процесса в речевом развитии детей».

Учитель-логопед

 Сосова Н. В.

2014г.

        Речь — одно из важнейших приобретений ребёнка в дошкольном детстве, которое позволяет познавать окружающий мир, общаться со взрослыми и сверстниками, играет важную роль в развитии и становлении личности. Поэтому формирование речи дошкольников является одной из приоритетных задач развития, воспитания и обучения в детском саду. В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. По статистике 70–90 % детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют проблемы с речевым развитием. В связи с этим возрастает актуальность сотрудничества участников образовательного процесса. Перед всеми участниками педагогического процесса стоит общая задача, которая сводится к обеспечению своевременной и адекватной диагностической, коррекционно-педагогической и профилактической помощи дошкольникам с проблемами в речевом развитии.

Каждый из участников педагогического процесса решает комплекс определённых задач.  Учитель-логопед выявляет детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-логопедической помощи, определяет уровень речевого развития и разрабатывает направления и содержание помощи каждому из них. Проводит профилактическую и коррекционную работу с детьми в соответствии с их индивидуальными образовательными маршрутами, помогает сотрудникам ДОУ и родителям в создании полноценной речевой среды. Логопедическая работа представлена индивидуальной и подгрупповой формами. . Этап постановки и первоначального закрепления в речи правильных звуков  требует индивидуальных форм работы.
Позже, на этапе автоматизации звука в словах, фразе и тексте возможно объединение двух-четырех ребят со сходными проблемами в подгруппы. Здесь уместно и проведение специальных игр, нацеленных на развитие навыков дифференциации звуков на слух, элементарных умений анализировать звучащую речь.

 Воспитатель, используя данные изучения речи детей, хода коррекционной работы, определяет стратегию индивидуального сопровождения ребенка. Свое воплощение она получает при календарном планировании педагогического процесса и отражается в его структуре. Воспитатель заранее продумывает, какие из коррекционно-речевых задач могут быть решены:

- в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий;
- в совместной деятельности взрослого с детьми;
- в свободной самостоятельной деятельности детей.
На занятиях необходимо стремиться к максимальной индивидуализации взаимодействия с ребятами, имеющими недостатки в речевом развитии; к тому, чтобы они постоянно находились в фокусе внимания и получали задания, соотносимые с их особенностями и потребностями развития.
Занятия познавательного цикла (ознакомление с живой и неживой природой, чтение литературных произведений и др.) обеспечивают широкие возможности для речевого развития детей (например, активизации и обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкций, воспитания навыков связной речи, совершенствования слухового внимания и фонематического восприятия, закрепления правильного звукопроизношения). Кроме того, в ходе естественной речевой коммуникации дети осваивают разные речевые модели: от простых (ответы одним словом, словосочетанием) до более сложных (использование сложноподчиненных и сложносочиненных предложений).
Занятия эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование и аппликация) создают условия для развития навыков общения: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения и т.д. обычно возникают оживленные диалоги, что особенно ценно для ребят со сниженной речевой инициативой. . Задача профессионала заключается в поддержке и всяческом поощрении речевой активности дошкольников, направлении ее в нужное русло и использовании для решения коррекционно-развивающих задач.
Еще большим потенциалом в плане речевой коррекции обладает свободная деятельность детей . Здесь могут быть организованы индивидуальные и подгрупповые формы взаимодействия педагога с воспитанниками:
специальные дидактические и развивающие игры; занимательные упражнения; беседы; совместные практические действия; наблюдения экскурсии; методически продуманные поручения и трудовые задания.
При этом во внимание обязательно принимаются возраст дошкольников, их речевые и познавательные возможности.  Педагоги проводят артикуляционную и пальчиковую гимнастику, организуя совместную деятельность в режимных моментах.
   Одно из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия - это искренняя заинтересованность педагога в хороших результатах, желание помочь ребенку и постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку. От уровня профессионального мастерства, общей и речевой культуры, тактичности, терпеливости воспитателя и одновременно - от его настойчивости, последовательности зависят отношение самого ребенка к предлагаемой помощи и мотивация ее принятия. Кроме того, определенные требования к использованию приемов исправления ошибок в детской речи должны соблюдаться не только педагогом, но и близкими для ребенка взрослыми: их нужно делать в тактичной, щадящей форме и только при уверенности, что поправка дойдет до сознания воспитанника.

Педагог-психолог проводит тренинги уверенного поведения, релаксацию, психологическую гимнастику, что учит детей управлять своим настроением, мимикой. Эффективно применение в работе с детьми кинезиологических упражнений, которые способствуют развитию межполушарных связей, мыслительных и речевых центров головного мозга.  Педагог-психолог осуществляет психологическое сопровождение детей, зачисленных на логопункт ДОУ. Разрабатывает совместно с учителем-логопедом технологические карты, содержащие рекомендации воспитателям по взаимодействию с воспитанниками, имеющими заключения городской ПМПК.

Музыкальный руководитель так же уделяет внимание развитию фонематического слуха и правильного произношения в процессе разучивания песен, музыкально-дидактических игр. Во время упражнений, распеваний предлагает пропеть тот или иной звук с разной интонацией, силой, на разной высоте, пропеть чистоговорку. Отдельно проговариваются и пропеваются труднопроизносимые слова в песнях. Правильное звукопроизношение можно закреплять в театрализованных этюдах.

Инструктор по физической культуре в процессе взаимодействия с воспитанниками вырабатывает у них контроль за дыханием-спокойным или ускоренным, оречевляет все свои действия, проводит логоритмические упражнения.

Еще один фактор повышения результативности работы педагогов -  включение в нее членов семьи. Родители оказывают решающее воздействие на дошкольника. Опора на семью, серьезный настрой родителей на проведение в домашних условиях необходимых мероприятий коррекционной направленности делает работу  логопеда наиболее эффективной. Для работы с родителями используются следующие методы: анкетирование, индивидуальные  консультации, проведение практикумов, проведение открытых логопедических занятий, организация для родителей информационных стендов.
       
Как показывает практика, тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса на основе хорошо продуманной и налаженной сети интегрированных связей, качественной комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных структуре дефекта, возрасту ребенка, что обеспечивает высокую результативность и стойкость результатов. Таким образом, сотрудничество всех участников педагогического процесса является важнейшим условием  успешного осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения, и профилактики речевых нарушений у детей.

Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно.

   Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о современном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, чем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение в речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чистое произношение ребёнком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова. Эти обобщения создаются у ребёнка задолго до обучения в школе. Большие затруднения встречаются при обучении детей с различными формами общего недоразвития речи, которое проявляется в нарушениях не только произносительной, но и лексико-грамматической стороны речи. Попадая в массовую школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только по причине своего аномального речевого развития. 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия участников образовательного процесса по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» М. А. Васильевой для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье освещается модель взаимодействия участников образовательного процесса, которая обеспечивает образовательный процесс с опорой на ведущий вид деятельности детей - игру. Развивает познават...

Консультация на тему "Взаимодействие участников педагогического процесса в речевом развитии дошкольников"

Полноценное речевое развитие ребенка проходит в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса: воспитателя, логопеда, музыкального руководителя, педагога-психолога, инструктора ...

Программа взаимодействия участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста 2 младшей группы (3 - 4 года)

Программа взаимодействия участников образовательного процесса позволяет осуществлять работу по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста ....

Программа взаимодействия участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста ср. гр.(4 - 5 лет)

Программа взаимодействия учителя - логопеда и воспитателей оказывает положительное влияние для предупреждения речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста....

«Взаимодействие участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста »

Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников ДОУ предполагает такую организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенк...

отчет Организация образовательного процесса по речевому развитию детей старшей - подготовительной группы

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение ро...