Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Домашние животные» Цель: 1. Обогащать и систематизировать словарный запас. 2. Активизировать и закреплять речь по теме «Домашние животные» 3. Развивать внимание, мышление, память, зрительное восприятие. Задачи: 1. Закрепление обобщающего понятия «домашние животные». 2. Воспитание внимания к собственной речи, интереса к занятиям по развитию речи. 3. Развитие речевой активности детей. 4. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 5. Развитие артикуляционной моторики. 6. Становление речевого дыхания. 7. Развитие общей моторики. Оборудование: Игрушка – кошка, картинки с изображением животных и их детенышей. Лексический материал: Слова – предметы: кошка, котята, собака, щенята, корова, телята, коза, козлята, овца, баран, ягнята, конь, лошадь, жеребята, свинья, поросята. Слова – признаки: домашние. Слова – действия: мяукать, лаять, мычать, блеять, ржать, хрюкать. Рекомендуемая литература: С.Я Маршак «Кошкин дом» А.В. Кайгородцев «Стишата о зверятах» В.Лунин «Не шали, котенок мой» Н. Мигунова «Уточка» Н.Некрасов «Мужичок с ноготок» М.Яснев «Веселые голоса» Е.Г. Карганова «На ферме» Ход занятия I. Оргмомент Соберемся дети в круг – Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Я улыбнусь вам, а вы друг другу, Чтобы у нас с вами было весь день хорошее настроение. II. Основная часть Отгадайте, кто пришел к нам в гости. Загадка Позову – и подойдет, на колени ляжет, Если очень попрошу, сказку мне расскажет. Мягенькая шерстка, круглые глазищи, И расходятся от щек длинные усищи. Трется ласково у ног, если кушать хочет, Любит лапкой покатать бабушкин клубочек. Убегают от нее серенькие мышки. От кого они бегут, знаете, детишки? (Кошка) «Правильно! Это кошка. Кошечка пришла к нам в детский сад! У нее сегодня день рождения и она решила пригласить к себе в гости своих друзей-животных. Как вы думаете, кто придет к нашей имениннице?» Д/игра “Кто спрятался?” (образование притяжательных прилагательных) Воспитатель (показывает картинку). “Все гости уже пришли, но спрятались, чтобы сделать кошечке сюрприз. Для того чтобы животные вышли к ней, вы должны отгадать и назвать их”. Дети: (составляют предложения по картинке). “Пришла корова, потому что видна коровья голова. Пришла собака, потому что видна собачья голова. Пришла лошадь, потому что видна лошадиная голова. Пришла коза, потому что видна козлиная голова. Пришла овца, потому что видна овечья голова”. Дыхательная гимнастика “Итак, все животные вышли и начали поздравлять именинницу”. Вспомним, какие звуки произносят животные. Дети с восклицательной интонацией договаривают звукоподражиния: “Собака загавкала – (гав-гав). Корова замычала – (му-му). Лошадь заржала – (иго-го). Коза замекала – (ме-ме). Овца заблеяла – (бе-е-е). А кошечка им в ответ замяукала – (мяу-мяу)”. - Как всех этих животных можно назвать одним словом?” - Дети: “Это домашние животные”. - “Почему они так называются?” - Дети: “Потому что они живут рядом с человеком, приносят ему пользу. А человек за ними ухаживает”. - “Молодцы! Сегодня на занятии мы будем с вами говорить о домашних животных”. Артикуляционная гимнастика А теперь, ребятки, давайте представим, что наш язычок превратился в «Лошадку». Это лошадка Серый Бок. Когда она бежит, ее копыта цокают. Научи свой язычок красиво цокать, если хочешь поиграть с лошадкой. Я лошадка Серый Бок, Цок – цок - цок, Я копытцем постучу, Цок - цок, Если хочешь – прокачу! Цок - цок. (улыбнуться. Приоткрыть рот. Цокать медленно кончиком языка. Сделать, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык). Пальчиковая гимнастика «Буренушка» А сейчас приготовьте свои ручки, мы немного поиграем с пальчиками. Дай молока, Бурёнушка, | Показать, как доят корову: вытянув вперед руки со сжатыми кулачками, попеременно опускать и поднимать их | Хоть капельку – на донышке. | Ждут меня котятки, | Сделать «мордочку» из пальчиков. | Малые ребятки. | | Дай им сливок ложечку, | Загибать пальчики на обеих руках начиная с больших, на каждое название молочного продукта | Творогу немножечко, | Масла, простоквашки, | Молочка для кашки. | Всем дает здоровье | Опять показать, как доят корову | Молоко коровье. | |
Д/игра “Назови детенышей” У каждого домашнего животного есть детеныши. Назовите их. У кошки - ……….. (котята) У собаки - ………..(щенята) У коровы - ……….(телята) У козы - ……… …(козлята) У овцы - …………(ягнята) У лошади - ………(жеребята) У свиньи - ……… (поросята) Д/игра “Отгадай, что это за животное” Подбор к ряду глаголов существительного, подходящего по смыслу. Сторожит, грызет, лает. Кто это? Мяукает, ласкает, царапается. Хрюкает, роет землю. Ржет, бегает, скачет. Блеет, бодается. Мычит, жует, ходит, дает молоко. Итог занятия “Итак, ребята, лошадь, кошка, корова, коза, кролик, собака, свинья, овца. Кто это?” Дети: “Эти животные - домашние. И для человека они очень важные!” “Правильно! Домашние животные живут рядом с людьми. Люди заботятся о них. Занятие закончено. Итог занятия во второй младшей группе. Малыши подросли и многому научились. Все дети стали понимать устную обращённую речь, могут показать предмет, названный взрослым. Намного улучшилась речь детей, все дети заговорили. Легко произносят услышанные стихи и песни. Дети заговорили сложными фразами. Ребята рассказывают об увиденном, хотя иногда и отрывочными фразами, но это присуще их возрасту. Произношение у большинства детей правильное, за исключением звука р и шипящих. Большое внимание уделяется развитию мелкой моторике рук. Видны результаты работы на лепке, рисовании. Цель: 1. Обогащать и систематизировать словарный запас. 2. Активизировать и закреплять речь по теме «Домашние животные» 3. Развивать внимание, мышление, память, зрительное восприятие. 4. Задачи: 1. Закрепление обобщающего понятия «домашние животные». 2. Воспитание внимания к собственной речи, интереса к занятиям по развитию речи. 3. Развитие речевой активности детей. 4. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 5. Развитие артикуляционной моторики. 6. Становление речевого дыхания. 7. Развитие общей моторики. Игровые методы и приёмы: 1. Сюрпризность, эмоциональность. 2. Создание игровых ситуаций. 3. Дидактические и подвижные игры. Словесные методы и приёмы: 1. Разговор, беседа. 2. Рассматривание картинок. 3. Подсказывание нужного слова. 4. Напоминание, пояснение. 5. Использование художественного слова. 6. Вопросы. Практические методы и приёмы: 1. Совместные действия воспитателя с ребёнком. 2. Упражнения. 3. Выполнение поручений. Наглядные методы и приёмы: 1. Показ предметов и игрушек. 2. Приближение объекта к детям. 3. Задание детям, вопросы. 4. Включение предметов в деятельность детей. 5. Активное действие детей. 6. Выполнение игровых действий. 4. В ходе занятия был закреплён пройденный материал и выявлен уровень знаний детей по предложенным заданиям. Задания соответстуют возрасту детей и программному материалу. 5. Были использованы названные методы и приёмы. 6. Удачные моменты: Поставленные цели и задачи были решены. Дети с удовольствием выполняли все предложенные задания; не было пауз. Индивидуальный подход к каждому ребёнку. |