Статья : "Роль загадки в развитии дошкольника"
статья по развитию речи (младшая группа)

Николенко Ольга Николаевна

Загадка учит ребенка думать и анализировать. Для ребёнка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Именно поэтому одно из самых любимых занятий детьми всего мира — разгадывание загадок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_zagadki_v_razvitii_dosholnika.docx540.76 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ Детский сад №6 Адмиралтейского района

Статья для родителей :

«Роль загадки в развитии дошкольника»

Воспитатель: Николенко О.Н.

СПб 2021г.

Статья : «Роль загадки в развитии дошкольника»

       Введение новых технологий при обучении дошкольников продиктовано изменением современной педагогической ситуации, характеризующейся гуманизацией педагогического процесса, обращением к личности ребенка, отходом от информативно-рецептурного обучения, основанного на повторении, подражании и прослушивании, в процессе которого у ребенка в значительной мере утрачивается его врожденное исследовательское поведение, теряется способность самостоятельно мыслить, самостоятельно познОсобое значение имеет загадка для развития речи дошкольника.                              Интенсивно идущее именно в дошкольном возрасте усвоение родного языка, заключающееся в усвоении всей его морфологической системы, связанное с чрезвычайной активностью ребенка по отношению к языку, выражающееся в, частности, в многообразных словообразованиях и словоизменениях, совершаемых ребенком по аналогии с уже усвоенными формами. К.И. Чуковский подчеркивал, что именно период от двух до пяти лет ребенок обладает необычайным чутьем языка, что ведет за собой активное его усвоение. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа, употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

     Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность. Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, Ю.Г. Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.

авать окружающий мир.

Значение загадок для развития ребенка-дошкольника:

 – Развитие познавательного интереса;

– Развитие наблюдательности, воображения;

– Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

 – Развитие высших психических функций;

 – Развитие речи; – Стимуляция умственной активности;

 – Воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции.

    Загадка — описание какого-либо предмета, она задается в форме вопроса. Загадки начали придумывать в глубокой древности. С помощью загадки развивается наблюдательность, восприимчивость многогранного мира.

     Загадка — неотъемлемая часть детства. Она умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею. К. Д. Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие занимательным, интересным, а что может быть интереснее, чем самому найти ответ-отгадку или придумать новую, свою собственную?

    Загадка учит ребенка думать и анализировать. Для ребёнка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Именно поэтому одно из самых любимых занятий детьми всего мира — разгадывание загадок. Они обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, тренирующей его умственные силы.     Разгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов и о связи между ними. Группы загадок:
– загадки — рифмовки;

– загадки на смекалку;

– загадки — обманки;

 – загадки, описывающие определенный предмет, явление;

– загадки в картинках;

– загадки — подсказки и т. д.

C:\Users\Ольга\Desktop\мл.январь\img8.jpg

Рис. 1. Загадка — рифма

     В настоящее время загадка используется как эффективное и увлекательное средство в обучении ребенка и организации их досуга. Загадки применяются в детских играх с образовательными целями, довольно часто они входят в учебно-методические пособия с дидактической целью. Чтобы отгадать загадку, нужно сравнить признаки разных предметов, проанализировать предметное, сопоставить явления, классифицировать, объединять.      

       Практически    все загадки имеют рифму, это дает огромную возможность легче ее запомнить. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Загадки способствуют познанию нашего мира, знакомят детей с окружающими предметами, вещами.

F:\загадка обманка.jpgC:\Users\Ольга\Desktop\мл.январь\slide-7.jpg

Рис. 2. Загадка — обманка

 Ю. Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи. Уметь доказывать — это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.
Рис. 3. Загадка-подсказка Загадка развивает не только мышление и логику ребенка, она еще и развивает речь дошкольника. Ведь загадка обогащает словарный запас ребенка, заставляет его сосредоточиться и проанализировать то или иное действие.


C:\Users\Ольга\Desktop\мл.январь\EMi58BEWkAMPW-v.jpg


3. Загадка-подсказка Загадка развивает не только мышление и логику ребенка, она еще и развивает речь дошкольника. Ведь загадка обогащает словарный запас ребенка, заставляет его сосредоточиться и проанализировать то или иное действие.
Существуют загадки практически о любом предмете и явлении. А это значит, что поиски расширяют знания ребенка об окружающем мире. Одни загадки обращают внимание на поведение животных, другие указывают на отличия во внешнем виде предмета. Загадки о явлениях природы, раскрывают привычные связи и зависимости, заставляют думать о них.

 В загадках об овощах, о фруктах, ягодах, растениях указывается на особенности внешнего вида — форму и цвет.                    

   Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки развивается любознательность у детей, интерес к родному языку. Загадка приобщает детей к народному складу мышления, поэтому служит эффективным средством патриотического воспитания детей. Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета и на его значение. Так же загадка приучает ребенка мыслить логически, развивает находчивость сообразительность, умение самостоятельно принимать решения и умение рассуждать и доказывать. И делает это совсем непринужденно, от чего ее еще интересней разгадывать.

Загадывайте детям загадки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль загадки в развитии дошкольника

«РОЛЬ  ЗАГАДКИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА»   ЦЕЛЬ:выяснить какую роль играют загадки в воспитании дошкольника,объединив усилия родителей и педагогов по воспитанию детей с помощью русского ф...

Роль загадки в развитии дошкольника.

Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста...

Роль загадки в развитии дошкольника.

В настоящие время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в воспитании и обучении детей... Какова же ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста?...

Презентация "Роль загадки в развитии дошкольника"

Презентация "Роль загадки в развитии дошкольника"...

Консультация для воспитателей на тему «Роль загадки в развитии дошкольника».

Жизнь полна загадок и секретов, и мы с раннего детства пытаемся разгадать их. Необходимо воспитывать в ребенке чувство восприятия красоты, учить постигать мир, понимать все его многообразие. Но загадк...

Статья "Роль загадки в развитии дошкольника"

Аннотация: В статье представлен мой практический опыт и педагогическая ценность загадок по работе с детьми черед проектную деятельность, используя современные методы и приёмы. Отгадывание загадок спос...

статья " Роль загадки в развитии дошкольников старшего возраста"

Загадка- один из древнейших жанров устной народной поэзии. Загадка развивает наблюдательность, учит воспринимать мир многогранно и образно, помогает совершенствовать человеческую мысль. Загадка исполь...