Статья "Роль загадки в развитии дошкольника"
статья по художественной литературе

Аннотация: В статье представлен мой практический опыт и педагогическая ценность загадок по работе с детьми черед проектную деятельность, используя современные методы и приёмы. Отгадывание загадок способствовал развитию находчивости, сообразительности, быстроте реакции, умственной активности, самостоятельности, привычки более глубоко и разносторонне осмысливать мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bondarchuk_zagadka_statya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Роль загадки в развитии дошкольника

Бондарчук Юлия Вячеславовна,

воспитатель МКДОУ «Детский сад №26»

Еманжелинского муниципального района

Челябинской области

Аннотация: В статье представлен мой практический опыт и педагогическая ценность загадок  по работе с детьми черед проектную деятельность, используя современные методы и приёмы. Отгадывание загадок способствовал развитию находчивости, сообразительности, быстроте реакции, умственной активности, самостоятельности, привычки более глубоко и разносторонне осмысливать мир.

Ключевые слова: загадка, развитие, дошкольник, умственная активность.

В последнее время мы постоянно при построении педагогической деятельности обращаемся к нормативным документам, определяющих приоритеты развития дошкольного образования. Так, согласно ФГОС в ДОУ определены следующие целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности». Педагогические работники обязаны «развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни». (9).

В настоящее время одним из главных направлений ФГОС дошкольного

образования является повышение его качества, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использование проектной деятельности, направленного на развитие творческих и познавательных способностей детей в различных видах деятельности.

Проблема формирования познавательной активности у дошкольников

изучалась в контексте организации разных видов детской деятельности Г.И. Щукиной, Т.И. Шамова, Т.И. Зубковой, Д.Б. Годовиковой, Т.М. ,Лисиной, Т.А. Серебряковой, Л.И. Божович. Проектная деятельность дошкольников была изучена Л.С. Киселевой, Истанько И.В., Казанова Г.М. Н.Е. Вераксы, А.Н. Вераксы. Возможностью развития и обогащению пассивного и активного словаря у детей занимались О.С. Ушакова, Е.А. Смирнова, А.А. Алексеева, В.И. Яшина, Д.Б. Эльконин, Ф.А. Сохин и другие.(5)

Нельзя не учитывать тот факт, что лучшие образцы речевой культуры

предлагает народная педагогика, отражённая в фольклоре. В произведениях

устного народного творчества заложены языковые нормы, образцы русской речи, поднятой до высоты эстетического идеала.

Одним из наиболее ярких жанров фольклора являются загадки. Они способствуют пробуждению у ребёнка любознательности, развитию памяти, учат анализировать, систематизировать свои знания, использовать накопленный опыт. Одним из важнейших направлений в развитии современного образования является познавательное и речевое развитие детей.(1) Необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для удовлетворения активности и потребности каждого ребенка.

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

Загадки в настоящее время в детском саду используются как дидактическое, занимательное средство в развитии детей и организации их досуга. Отгадывание загадок способствует расширению активного и пассивного словаря дошкольников, закрепляет умение выделять признаки предметов, стимулирует умственную активность.  Загадки формируют любознательность и интерес к родному языку у детей, развивает мышление и память. Они заставляют ребенка быть более внимательным, вдумываться, сравнивать описание предметов и событий, находить сходство и различие. Ответы на многие загадки могут быть неожиданными и смешными. Поэтому загадки приучают дошкольника мыслить творчески и нестандартно. Её можно использовать в играх и труде, на прогулке и в быту.

Загадка - это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. По структуре и содержанию загадки позволяют развивать у детей  логику, формировать у них навыки восприятия и использования в речи доказательства и описания.(7)

Экспериментальная работа по теме исследования проводилась на базе МКДОУ «Детский сад № 26» города Еманжелинска Челябинской области, в которой приняли участия 26 детей старшей группы «А» (экспериментальная группа) и 25 детей старшей группы «Б» (контрольная группа). С целью выявления уровня развития детей старшего дошкольного возраста. На основе проведенного качественного и количественного анализа результатов обследования были сделаны выводы о достаточно среднем уровне познавательного, речевого, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития детей. На основе полученных данных нами был разработан проект  «Загадка как средство развития дошкольников», с целью формирования всесторонне развитого ребенка. При определении содержания педагогической работы мы учитывали принципы отбора загадок для дошкольников, определяя доступность их содержания, опыт детей, психологические особенности  возраста.(6)

Проект «Загадка как средство развития дошкольников»

Цель проекта: Формирование образного мышления, логических умозаключений и обогащение активного речевого аппарата.

Задачи проекта: Развивать познавательную активность, любознательность; обогащать речь детей эпитетами, образными сравнениями через придумывание и составление собственных загадок, рассматривание произведений живописи; привлекать родителей к совместной работе по обогащению развивающей среды.

1этап – подготовительный. После обследование детей и анализа результатов с родителями старшей группы «А» проведен Мастер-класс на тему «Что за чудные загадки», где  мы познакомили их с результатами обследования детей. Совместно с родителями воспитанников обозначили необходимость и значимость проведения проекта и утвердили план предстоящих мероприятий. Закончился первый этап проекта анализом литературы по проблеме и поиск эффективных методов и приемов развития познавательной активности, развитие речевого аппарата, художественно-эстетического вкуса.

2 этап – практический. Нами разработано перспективное планирование совместной, индивидуальной работы по всем образовательным областям с детьми, используя загадки и реализовано  на протяжение всех режимных моментов:

  • прямые загадки;
  • загадки-рифмовки - содействуют развитию интеллекта, воображения и фантазии у дошкольника, а главное получают первые представления о рифме;
  •  загадки-обманки - способствуют развитию умения у детей  думать и быть внимательным, обогащает чувство юмора;
  • загадки на образное мышление; 
  • математические загадки  - развитие образного, и логического мышления;
  • сочинение своих собственных загадок – способствует говорить дошкольнику ярко, кратко и образно. (5)

Кроме того, нами созданы все необходимые условия (3) для реализации проекта (подбор художественной литературы, дидактического материала, изготовление моделей, картинок - символов, книжек-малышек; создание игр).

В работе с загадками не настолько важно как быстро ее дети отгадают, главное – заинтересовать детей, вовлечь их  в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления.

С родителями проведены родительские консультации и семинары-практикумы.

3 этап – заключительный. На последнем этапе провели мониторинг двух групп для выявления уровня развития детей. В результате аналитико-диагностической работы было выявлено, что в старшей группе «А» высокий уровень по всем образовательным областям увеличился на 30%, средний  - -увеличился на 47%, а старшей группе «Б» высокого уровня – увеличилось на 7%, среднего уровня на 16%. Для детей и родителей был проведен праздник - конкурс «Царица Загадка», на котором дети с родителями представили свои изготовленные игры, развивающей направленности. По результатам проекта мы с детьми оформили выставку-фотоотчет «Загадки вокруг нас». На педагогическом совете прошла презентация проекта. Подводя итог, необходимо отметить, что загадки играют важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Для них загадать и разгадать загадку доставляет огромную радость. Да и мы, взрослые тоже не прочь и старую добрую загадку к месту вспомнить, и новую на современный лад попытаться сочинить. Через метод проектов позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивает логическое мышление, память, внимание.

Список литературы.

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М.: Академия, 2000.

2.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М.: Академия, 1999.

3.Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981.

4.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976.

5.Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.

6.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М.: Просвещение, 1981.

7.Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль загадки в развитии дошкольника

«РОЛЬ  ЗАГАДКИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА»   ЦЕЛЬ:выяснить какую роль играют загадки в воспитании дошкольника,объединив усилия родителей и педагогов по воспитанию детей с помощью русского ф...

Роль загадки в развитии дошкольника.

Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста...

Роль загадки в развитии дошкольника.

В настоящие время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в воспитании и обучении детей... Какова же ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста?...

Презентация "Роль загадки в развитии дошкольника"

Презентация "Роль загадки в развитии дошкольника"...

Консультация для воспитателей на тему «Роль загадки в развитии дошкольника».

Жизнь полна загадок и секретов, и мы с раннего детства пытаемся разгадать их. Необходимо воспитывать в ребенке чувство восприятия красоты, учить постигать мир, понимать все его многообразие. Но загадк...

«Что такое загадки? Загадки и развитие дошкольника»

Загадки — один из самых древних фольклорных жанров.Еще Аристотель при рассмотрении поэтического искусства, говоря про загадки, метко называл этот жанр хорошо составленной метафорой.Существует не...

Роль загадки в развитии дошкольника

Данный материал будет полезен родителям, которые хотят исправить речь своего ребенка....