Картотека игр по формированию звуковой стороны речи
материал по развитию речи (старшая группа)
Звуковая сторона речи – средство, позволяющее каждому из участников речевого общения передавать другим содержание их мыслей, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1igry_po_zvukovoy_storone_rechi.odt | 9.97 КБ |
opredeli_zvuk_po_sheme.odt | 878.89 КБ |
1rech.odt | 9.72 КБ |
1frazovaya_rech.odt | 96.61 КБ |
1kto_bystree_soberet_veshchi.odt | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
«Какой звук чаще звучит?»
Цель: Упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух.
Ход игры:
Ведущий даёт детям задание: «Я буду читать стихотворение, вы внимательно слушайте и определите, какой звук чаще всего звучит».
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Зазудел комарик тонко:
З-з-з — поёт он звонко-звонко,
Повторяет много раз
Резвым мошкам свой рассказ.
Предварительный просмотр:
НАЙДИ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ ( игры на звуковую сторону речи)
Задача: упражнять детей в нахождении места звука в слове.
Оборудование: карточки со схемами расположения места звука в словах.
Ход игры
Каждый ребенок получает карточку. Педагог показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.
ПОДБЕРИ СЛОВО К СХЕМЕ
Задача: упражнять детей в нахождении места звука в слове.
Оборудование: карточки со схемами расположения звуков в словах.
Ход игры
Получив карточку, ребенок подбирает 3 картинки (слова с заданным звуком), ориентируясь на закрашенный квадрат., или круг. ( картинки к игре « Подбери слово к схеме « )
Предварительный просмотр:
ГДЕ ЗВЕНИТ
Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве.
Оборудование: колокольчик или погремушка.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.
Предварительный просмотр:
Цель: обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности.
«Пара к паре»
Детям предлагается закончить начатое предложение, одним словом по аналогии. Например, «огурец - овощ, а ромашка... (цветок); помидор - огород, а яблоко... (сад); телефон - ухо, а телевизор... (глаз)».
«Подбор прилагательных»
Педагог показывает картинку, игрушку или называет слово, а дети указывают как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту, например: стол - деревянный, кухонный, столовый, старый, новый, удобный и т.п. Выигрывает тот, кто назовет больше признаков, чем другие.
«Любопытный»
Дети образуют круг. Водящий («любопытный») называет букву, с которой должны начинаться ответы. Затем обращается к какому-либо игроку и задает короткие вопросы типа: «Кто?», «Что делает?», «Какой?», «Когда?», «Зачем?» и т.п. Задача играющих - отвечать как можно скорее. Например, объявлен звук р. Возможные ответы: рак, рисует, розовый, ранним утром. Если ребенок затрудняется с ответом, «любопытный» обращается к другому участнику. За быстрый ответ игрок награждается фишкой.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Взрослый или ребенок называет слово и бросает мяч одному из детей. Тот вспоминает слово, противоположное по значению, и бросает мяч обратно. Например: одеть (раздеть), дать (взять), поднять (опустить) и т.п. Аналогично проводятся игры на подбор синонимов («Слова-приятели», «На что похоже?» и т.п.).
«Сочиним историю» или «Сказка по кругу»
Ведущий начинает рассказывать историю: «Жили-были...», следующий ребёнок продолжает и так далее по кругу.
«Шкатулка сказок»
В цветную коробку складывают различные предметы. Ребенок вытаскивает один из них и начинает сочинять сказку или историю о нем. Произнеся первое предложение, передает предмет следующему, который придумывает второе предложение, и т.д. Сказка становится результатом коллективного творчества детей; при этом актуализируется лексика, развивается связная речь.
Картинки к игре «Подбор прилагательных»
Картинка к игре «Сказка по кругу»
-
Картинки к игре «Пара к паре»
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игр и упражнений в формировании звуковой стороны речи у детей с интеллектуальной недостаточностью
Этапы логопедической работы по формированию звуковой стороны речи у детей с интеллектуальной недостаточностью....
Формирование звуковой стороны речи
Игры и упражнения для детей младших дошкольных групп...
Рабочая программа учителя-логопеда «Формирование звуковой стороны речи у детей 5-7 лет в условиях дошкольного учреждения»
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ, законом Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае...
Основные закономерности формирования звуковой стороны речи дошкольников
Усвоение ребёнком звуковой стороны слова – сложный процесс. И именно овладение звуко-буквенным анализом – это основа для успешного обучения грамоте. Если дети не научатся правильно п...
Формирование звуковой стороны речи у детей средней группы
В статье говорится о звуковой стороне речи у детей средней группы и методах ее развития и совершенствования...
Занятие по формированию звуковой стороны речи с детьми с ОНР в старшей группе на тему: «Звуки С и З»
конспект...
Игры на формирование звуковой стороны речи
консультация для родителей...