Картотека игр по формированию звуковой стороны речи
материал по развитию речи (старшая группа)

Демко Оксана Васильевна

Звуковая сторона речи – средство, позволяющее каждому из участников речевого общения передавать другим содержание их мыслей, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1igry_po_zvukovoy_storone_rechi.odt9.97 КБ
Файл opredeli_zvuk_po_sheme.odt878.89 КБ
Файл 1rech.odt9.72 КБ
Файл 1frazovaya_rech.odt96.61 КБ
Файл 1kto_bystree_soberet_veshchi.odt2.99 МБ

Предварительный просмотр:

«Какой звук чаще звучит?»

Цель: Упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух.

Ход игры:

Ведущий даёт детям задание: «Я буду читать стихотворение, вы внимательно слушайте и определите, какой звук чаще всего звучит».

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Зазудел комарик тонко:

З-з-з — поёт он звонко-звонко,

Повторяет много раз

Резвым мошкам свой рассказ.



Предварительный просмотр:

НАЙДИ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ ( игры на звуковую сторону речи)

Задача: упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Оборудование: карточки  со  схемами  расположения места  звука в словах.

Ход игры

Каждый ребенок получает карточку. Педагог показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.

ПОДБЕРИ СЛОВО К СХЕМЕ

Задача: упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Оборудование: карточки со схемами расположения звуков в словах.

Ход игры

Получив карточку, ребенок подбирает 3 картинки (слова с заданным звуком), ориентируясь на закрашенный квадрат., или круг. ( картинки к игре « Подбери слово к схеме « )













































Предварительный просмотр:

ГДЕ ЗВЕНИТ

Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование: колокольчик или погремушка.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.



Предварительный просмотр:

Цель: обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности.

«Пара к паре»

Детям предлагается закончить начатое предложение, одним словом по аналогии. Например, «огурец - овощ, а ромашка... (цветок); помидор - огород, а яблоко... (сад); телефон - ухо, а телевизор... (глаз)».

«Подбор прилагательных»

Педагог показывает картинку, игрушку или называет слово, а дети указывают как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту, например: стол - деревянный, кухонный, столовый, старый, новый, удобный и т.п. Выигрывает тот, кто назовет больше признаков, чем другие.

«Любопытный»

Дети образуют круг. Водящий («любопытный») называет букву, с которой должны начинаться ответы. Затем обращается к какому-либо игроку и задает короткие вопросы типа: «Кто?», «Что делает?», «Какой?», «Когда?», «Зачем?» и т.п. Задача играющих - отвечать как можно скорее. Например, объявлен звук р. Возможные ответы: рак, рисует, розовый, ранним утром. Если ребенок затрудняется с ответом, «любопытный» обращается к другому участнику. За быстрый ответ игрок награждается фишкой.

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Взрослый или ребенок называет слово и бросает мяч одному из детей. Тот вспоминает слово, противоположное по значению, и бросает мяч обратно. Например: одеть (раздеть), дать (взять), поднять (опустить) и т.п. Аналогично проводятся игры на подбор синонимов («Слова-приятели», «На что похоже?» и т.п.).

«Сочиним историю» или «Сказка по кругу»

Ведущий начинает рассказывать историю: «Жили-были...», следующий ребёнок продолжает и так далее по кругу.

«Шкатулка сказок»

В цветную коробку складывают различные предметы. Ребенок вытаскивает один из них и начинает сочинять сказку или историю о нем. Произнеся первое предложение, передает предмет следующему, который придумывает второе предложение, и т.д. Сказка становится результатом коллективного творчества детей; при этом актуализируется лексика, развивается связная речь.

Картинки к игре «Подбор прилагательных»
















                                                                                                                    Картинка к игре «Сказка по кругу»


























-

Картинки к игре «Пара к паре»



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр и упражнений в формировании звуковой стороны речи у детей с интеллектуальной недостаточностью

Этапы логопедической работы по формированию звуковой стороны речи у детей с интеллектуальной недостаточностью....

Формирование звуковой стороны речи

Игры и упражнения для детей младших дошкольных групп...

Рабочая программа учителя-логопеда «Формирование звуковой стороны речи у детей 5-7 лет в условиях дошкольного учреждения»

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ,  законом Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае...

Основные закономерности формирования звуковой стороны речи дошкольников

Усвоение ребёнком звуковой стороны слова – сложный процесс. И именно овладение  звуко-буквенным анализом – это основа  для успешного обучения грамоте. Если  дети не научатся правильно п...

Формирование звуковой стороны речи у детей средней группы

В статье говорится о звуковой стороне речи у детей средней группы и методах ее развития и совершенствования...

Игры на формирование звуковой стороны речи

консультация для родителей...