экологические сказки
проект по развитию речи (старшая группа)
Экологические сказки несут "экологическую информацию", т.е. дают знания о природе, повадках животных,о взаимоотношении людей с животным и растительном миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экология | 88.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Экологические сказки»
Содержание
Информационная карта проекта…………………………………………..3
Этапы реализации проекта…………………………………………………5
Перспективный план работы по проекту «Экологические сказки»….….8
Предполагаемый результат………………………………………………...12
Список использованной литературы………………………………………13
Приложение…………………………………………………………………14
Информационная карта проекта
1. Полное название проекта: «Экологические сказки как средство познавательного и речевого развития»
2. Вид проекта: творческий, групповой, среди детей дошкольного образовательного учреждения
3. Продолжительность: долгосрочный
4. Сроки проекта: октябрь 2021 г. – апрель 2022 г.
5. Актуальность: на сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.
Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы и окружающем мире, они развивают отзывчивость и умение замечать прекрасное в обыденной жизни. Форма сказки, как никакая другая, близка и понятна детям.
Экологические сказки несут «экологическую информацию», т. е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме для детей старшего дошкольного возраста объясняют суть экологических проблем, причины их появления, расширяют экологический кругозор, помогают осмыслить окружающий мир.
Экологические сказки учат:
познавать окружающий мир;
воспитывать чувство причастности к благополучию природе;
думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение его богатства и красоты.
Экологическая сказка в занимательной форме помогает раскрыть сложные явление в природе, учит старших дошкольников научному видению.
Характерная особенность экологических сказок заключается в том, что экологическое содержание всегда реально, а фантастические события и образы делают эту реальность увлекательной, хорошо запоминающейся и понятной детям.
Обыгрывание детьми экологических сказок и составление собственных сказок способствуют развитию связной речи, лексико-грамматического строя, интонационной выразительности, чувство ритма.
6. Цель: познавательное и речевое развитие детей, формирование у детей ответственного и доброжелательного отношения к природе.
7. Задачи:
- воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом;
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- развивать чувство эмпатии к объектам природы;
- прививать детям экологическую культуру поведения посредством экологических сказок;
-развивать связную речь через драматизацию и сочинение сказок;
-обогащать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи, развивать мелодико-интонационную сторону речи.
Необходимое оборудование: сценарии экологических сказки, природный материал, наглядно-методические пособия, мультфильмы, фотоальбомы, костюмы и атрибуты для драматизации сказок.
Этапы реализации проекта
Организационный.
- мотивация детей к пониманию целостности, ценности окружающего мира;
- мотивация детей к познавательной и творческой деятельности;
- осознание и осмысление актуальности и цели деятельности;
- мотивация родителей к осознанию актуальности темы проекта.
Планирование деятельности.
- просмотр презентаций по теме проекта «Все живое в природе», «Весенняя симфония»;
- чтение и обсуждение экологических сказок: Шорыгина Т. А. Зеленые сказки, Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники;
- поисковая работа по подбору музыкального материала по теме проекта;
- слушание музыки П. Чайковского из цикла “Времена года”: “Подснежник”, “Жаворонок”; “Танец бабочек” муз. В.Красева,
- подбор дидактических игр-тренингов экологического содержания: «На лугу», «Цветок добра», «Спаси птенчика», «Прогулка по ручью»;
- распределение ролей (совместно с воспитателем группы);
- изготовление атрибутов, подбор костюмов для персонажей;
- настольно-печатные экологические игры: «Парное лото», «Где растет?», «Растительный мир», «Животные», «Насекомые», «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Экологический светофор».
- сочинение собственных сказок (совместно с родителями).
- рассказывание собственной экологической сказки в детском саду.
- обыгрывание выбранной экологической сказки с помощью изготовленных фигурок настольного театра.
Рекомендации по использованию экологических сказок.
1. Чтение и обсуждение сказок.
Выразительное чтение сказки оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребенка. Поэтому важно, чтобы дети имели возможность сразу же высказаться по поводу услышанного. Сказки Б.Заходера, В.Бианки, Н.Павловой, В. Танасийчука, Л. Толстого, Г. Пришвина помогают объяснить экологические и биологические понятия.
Детям среднего дошкольного возраста можно предложить «превратиться» в деревья, камни, животных, капли воды или пылинки.
Дети 4-5 лет очень любят волшебные сказки. После выразительного чтения можно предложить детям выполнить рисунок.
1. Использование фрагментов сказок.
Объясняя детям тот или иной материал, полезно в качестве иллюстрации привести фрагменты сказок.
2. Использование сказочных персонажей.
Подмечено, что дети среднего дошкольного возраста с гораздо большим интересом и внимание слушают не педагога, а «пришедшего в гости» сказочного героя. Этот прием помогает объяснить и закрепить материал, проверить знания детей. Ребята с удовольствием отвечают на вопросы сказочных героев, объясняют то, чему научились сами. Практически для любой темы удастся при желании подобрать подходящих сказочных персонажей.
3. «Сказочные» вопросы.
«Сказочные» вопросы могут касаться поступков героев, их характера, взглядов.
4. Использование сказок для организации игр.
Многие сказки или их фрагменты могут стать основой игр экологического содержания.
5. Сказки и театр.
Театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам сказок, имеют большое воспитательное значение. При работе с детьми 4 – 5 лет хороший результат дают кукольные спектакли, особенно, когда их герои вступают в диалог со зрителями: задают вопросы, просят оказать помощь.
6. Сказки и изобразительное искусство.
Дети среднего дошкольного возраста с большим удовольствием иллюстрируют сказки. К сказкам экологического содержания могут быть сделаны и серии рисунков. На экологических занятиях целесообразно использовать известные произведения художников на сказочные темы.
План взаимодействия с родителями:
1 Консультация для родителей «Приемы обучения детей пресказыванию прочитанного произведения»
2 «Смотрим, читаем и обсуждаем дома» - список рекомендаций по чтению экологических сказок, просмотру и обсуждению мультфильмов по сказкам дома с ребенком (на стенде)
3 Изготовление буклета для родителей «Правила поведения в лесу»
4 Оформление родительского уголка на летний период по теме «Почитайте наши сказочки» (еженедельная смена экологической сказки на стенде)
5 Консультация «Логопедические сказки – важное средство коррекции речи детей»
6 Сочинение экологических сказок совместно с детьми
7 Оформление совместно с родителями альбома «Наши сказки о природе».
3. Заключительный
Задачи: презентация продукта деятельности.
Формы работы:
1. Подведение итогов проекта.
2. Оформление презентации проекта, показ презентации на педсовете и размещение на сайте материалов.
3. Практический материал по реализации проекта (альбом «Наши сказки о природе, звукозапись придуманных экологических сказок детьми, фотоотчет драматизации сказок по экологии)
Перспективный план работы по проекту
«Экологические сказки»
№ | Форма проведения мероприятия | Название мероприятия | Цель мероприятия | Материал, оборудование |
1 | Чтение, обсуждение и игра –драматизация по сказке | Осень | Формирование бережного отношения, ответственности, милосердия, формировать активную жизненную позицию; воспитывать ответственность за живое существо. | Мультимедийное оборудование. Мягкие игрушки Шапочки, маски для инсценировок. Атрибуты для игр. |
2 | Чтение, обсуждение и игра –драматизация по сказке | Огород | Формирование бережного отношения, ответственности, милосердия, формировать активную жизненную позицию; воспитывать ответственность за живое существо. | Мультимедийное оборудование. Мягкие игрушки Шапочки, маски для инсценировок. Атрибуты для игр. |
3 | Чтение, обсуждение и игра –драматизация по сказке | Как человек приручил растения | Формирование бережного отношения, ответственности, милосердия, формировать активную жизненную позицию; воспитывать ответственность за живое существо. | Мультимедийное оборудование. Мягкие игрушки Шапочки, маски для инсценировок. Атрибуты для игр. |
4. | Театрализация экологической сказки | «Родник» | Формировать у детей ответственное и доброжелательное отношение к природе; развитие эмоциональной отзывчивости ; развитие образной речи в процессе театрализации сказки. | Мультимедийное оборудование. Презентация, иллюстрирующая театрализацию. |
5 | Осенний экологический праздник | «Берегите лес!» | Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. | Мультимедийное оборудование. Костюмы и шапочки животных и сказочных персонажей |
6 | Экологический досуг | «Дождевой червяк» | Побуждать желание ухаживать за растениями и животными, беречь и сохранять природные богатства. | Мультимедийное оборудование. Презентация «Волшебный цветок доброты». Костюмы и шапочки животных и насекомых. |
7 | Выставка детских работ | «Цветочная полянка» | Развитие творческих способностей дошкольников через интеграцию образовательных областей. | Работы детей: аппликация, рисунок, коллаж, поделки из бумаги и подручного материала. |
8 | Игра –драматизация по сказке | Маленькие путешественницы.
| Формирование бережного отношения, ответственности, милосердия, формировать активную жизненную позицию; воспитывать ответственность за живое существо. | Мультимедийное оборудование. Мягкие игрушки Шапочки, маски для инсценировок. Атрибуты для игр. |
9 | Выставка детских работ из природного материала | «Лесные жители»
| Развитие творческих способностей дошкольников через интеграцию образовательных областей. | Работы детей: лепка, поделки из семян, орехов, желудей и др. материала. |
10 | Игра –драматизация по сказке | Кролик и зайчиха | Формирование бережного отношения, ответственности, милосердия, формировать активную жизненную позицию; воспитывать ответственность за живое существо. | Мультимедийное оборудование. Мягкие игрушки Шапочки, маски для инсценировок. Атрибуты для игр. |
11 | Игра –драматизация по сказке | Как скворец себе дом выбирал
| Формирование бережного отношения, ответственности, милосердия, формировать активную жизненную позицию; воспитывать ответственность за живое существо. | Мультимедийное оборудование. Мягкие игрушки Шапочки, маски для инсценировок. Атрибуты для игр. |
12 | Игра –драматизация по сказке | Катя и божья коровка | Формирование бережного отношения, ответственности, милосердия, формировать активную жизненную позицию; воспитывать ответственность за живое существо. | Мультимедийное оборудование. Мягкие игрушки Шапочки, маски для инсценировок. Атрибуты для игр. |
13. | Выставка детских работ | «Кролик»
| Развитие творческих способностей дошкольников через интеграцию образовательных областей. | Работы детей: рисунки, аппликация. |
14. | Выставка детских работ | «Ах, кошки, кошки…» | Развитие творческих способностей дошкольников через интеграцию образовательных областей. | Работы детей: аппликация, рисунок, коллаж, поделки из бумаги и подручного материала |
15. | Экологическое развлечение | «Я не сорву тебя, одуванчик!» | Формировать у детей ответственное и доброжелательное отношение к природе, сопереживание живому организму; развитие эмоциональной отзывчивости на музыку; развитие образной речи в процессе театрализации сказки. | Мультимедийное оборудование. Презентация, иллюстрирующая театрализацию. Набор шумовых музыкальных инструментов. Костюмы и шапочки животных и насекомых. |
Предполагаемый результат
1. Поддержание у ребенка интереса к миру природы посредством музыкальных праздников, досугов, театрализаций сказок на экологическую тематику.
2. Организация развивающей среды, способствующей нравственно-экологическому развитию детей.
3. Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
4. Вызвать положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.
Продукт проектной деятельности
Проведение досугов, развлечений, театрализация экологических сказок детьми разных возрастных категорий. Использование отдельных танцевальных номеров, инсценировок и песен на детских праздниках.
Список литературы
1. Веракса Н.Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. -М.: Мозаика-Синтез, 2015. -80 с.
2. День защиты животных. Методическое пособие/ сост. Уткина О.В.- Йошкар-Ола: «Реклайн», 2006. -76 с.
3. «Мы». Программа экологического образования детей/ Н.Н. Кондратьева и др.-2-е изд., испр. И доп. –СПб: «Детство-Пресс», 2004-240 с. (Библиотека программы «Детство»)
4. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. -М.: Мозаика-Синтез, 2010. -112 с.
5. Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие. -СПб.: ООО «Издательство «Детство -Пресс», 2010. -96 с.
6. «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 368 с.
7. Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: Линка-пресс, 2002.
8. Рыжова Н.А. Я и природа: учеб. - метод. комплект по эколог. Образованию дошкольников. -М.: Линка-Пресс, 1996, с.56, илл. (серия «Наш дом- природа»).
9. Туристско-краеведческая деятельность с детьми дошкольного возраста (из опыта работы яслей- сада № 36 «Вишенка»). Редакция журнала «Марий Эл учитель»
10. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2009. -128 с., ил.- (Библиотека программы «Детство»)
11. Шорыгина Т. А. Зеленые сказки. - Москва Изд. Книголюб, 2011. - 44 с.
Приложение
Картотека экологических сказок для дошкольников
Экологические сказки (Н.Н. Рыжова)
Осень
Жила-была красавица Осень. Любила она наряжать деревья в красные, желтые, оранжевые наряды. Любила она слушать, как опавшие листья шуршат под ногами, любила, когда к ней в гости приходили за грибами в лес, за овощами в огород, за фруктами в сад.
Но все печальнее становилась Осень. Знала она, что скоро придет сестра ее — Зима, покроет все снегом, скует реки льдом, ударит крепким морозом: Вот собрала Осень всех зверей — птиц, рыб, насекомых — и приказала медведям, ежам, барсукам спрятаться в теплые берлоги и норы; зайцам да белкам сменить шубки на теплые, незаметные; птицам — тем, кто боится холода да голода, — лететь в теплые края, а рыбам, лягушкам и другим водным жителям зарыться поглубже в песок, в ил и там спать до весны.
Все послушались Осени. И когда сгустились тучи, пошел снег, поднялся ветер и стал крепчать мороз, он уже был не страшен, потому что все были готовы к зиме.
«ДЕДУШКИН ОГОРОД» [5]
Посадил дед репку, а еще морковь, капусту и лук. И стал ждать… Много времени прошло, но ничего не растет у деда в огороде.
Позвал дед бабку.
- Бабка посмотри, вот посадил я репку, морковь, капусту и лук. Но почему-то у меня ничего не растет. Как быть? Что делать?
- Как что? – отвечает бабка. – Так ведь огород-то свой поливать надо!
Делать нечего, пошел дед за водой. Приносит воду, а вода в ведре мутная, грязная, даже дна не видно.
- Смотри, бабка, какая вода грязная. Не знаю даже, можно ли такой водой огород поливать?
- И я не знаю. Давай спросим у внучки.
Позвали дед с бабкой внучку. Пришла внучка.
-Здравствуйте, мои родные! Зачем звали меня?
-Внученька! Посадили мы овощи, хотели полить, а вода, посмотри, какая грязная! Можно ли такой водой огород поливать?
- А где вы эту воду набирали?
- Так это…я в нашей реке воду набрал…
- Что ты, дедушка, в нашу реку местный завод отходы сбрасывает, поэтому вода в ней грязная и отравленная. Ты пойди, дедушка, в лес, там за холмом родник увидишь, вода в нем чистая – пречистая.
Пошел дед в лес. Нашел родник. Набрал в роднике воды, принес и полил огород!
Стали наши герои ждать, когда же урожай будет. Но как ни ждали, ни гадали, а все равно не растут ни репка, ни морковь, ни капуста, ни лук.
Что же делать? Решили позвать Жучку. Прибежала Жучка.
- Что звали меня, хозяева?
- Жучка! Помоги нам! Посадили мы овощи, полили чистой родниковой водой, а урожая нет. Ничего не растет!
- Так может землю эту порыхлить надо?
Взяла Жучка грабли, начала землю пропалывать, а там, из-под земли….и пакеты, и банки, и газеты старые и даже чей-то древний башмак…
- Ох, не справлюсь я! Позову-ка я Кошку и Мышку!
Прибежали и Кошка, и Мышка.
- Друзья, порсмотрите сколько здесь мусора. Помогите мне, пожалуйста, очистить эту землю!
Долго работали Жучка, Кошка и Мышка. Пришли на помощь им и дети из детского сада. Собрали весь мусор!
Потом ребята из детского сада нарисовали запрещающие знаки «Не мусорить» и «Не засорять», и установили их на земле и возле реки.
А после всех работ, прошло совсем немного времени, и выросли у деда в огороде овощи, да такие красивые, сочные…всем на загляденье!
Собрали бабка с дедкой урожай, сделали салат и угостили ребят из детского сада.
А ребята из детского сада рассказывали потом всем историю о том, что надо беречь окружающую среду, чтобы урожай был полезным, не загрязненным и вкусным.
КАК ЧЕЛОВЕК ПРИРУЧИЛ РАСТЕНИЯ
Автор: Воротникова Людмила Федоровна
Давным-давно, когда люди еще не знали, что такое комнатные растения, жил-был Человек. Каждую весну он наслаждался пробуждением растений возле своего дома, каждое лето радовался зеленой листве деревьев и каждой осенью, с грустью наблюдал за тем, как осыпается листва с деревьев и желтеет трава.
Как-то раз, когда лето было уже почти на исходе, Человек понял, что не хочет расставаться с зеленой листвой и решил, что спрячет растения у себя дома, в тепле и уюте.
Пошел Человек к дереву и попросил:
-Дерево, подари мне одну из твоих веточек, я посажу ее у себя дома, и она будет всю зиму радовать меня своими зелеными листочками.
-Бери, - ответило Дерево. – Но помни, что Природа заботится о своих творениях, чтобы они могли радовать тебя, Человек, а сможешь ли ты заменить веточке Природу?
-Я-Человек, я все смогу – ответил Человек, взял веточку и пошел домой.
Пришел Человек домой, выбрал самый красивый горшок, насыпал в него самой лучшей земли, посадил в нее веточку и стал ждать.
Прошел день, другой, но маленькая веточка вместо того, чтобы расти и цвести, стала клониться к земле, увядать и чахнуть.
-Что же с ней такое? – недоумевал Человек. – Что я делаю не так? Пойду спрошу у Дерева.
Пришел Человек к Дереву.
-Что, Человек, как поживает моя веточка? – спросило Дерево.
-Плохо. Вянет и чахнет веточка. Помоги мне, Дерево. Что я делаю не так? Землю самую лучшую насыпал, горшок самый красивый взял…
-Эх ты, Человек… - вздохнуло Дерево. – Долго мы, деревья, на земле живем и не вянем, потому что Природа сделала так, чтобы облака и тучи, проходя над нами, проливались дождем. Дождь увлажняет почву, питает наши корни, и мы в ответ ему благодарно шелестим листвой.
-Спасибо тебе, Дерево! – сказал Человек и поспешил домой.
Придя домой, наполнил Человек кувшин мягкой водой комнатной температуры и полил свою веточку. Вздохнула веточка, распрямилась и потянулась своими маленькими листочками вверх. Обрадовался Человек, что все сделал правильно.
Прошел день, другой… И снова веточка захворала. Человек полил ее водой, но в ответ веточка лишь совсем чуть-чуть шевельнула листочками и продолжала чахнуть.
-Что же опять с ней такое? Пойду спрошу у Дерева – решил Человек.
И пришел Человек к Дереву.
-Здравствуй, Человек, - сказало Дерево. – Как там поживает моя веточка?
-Плохо. Помоги мне, Дерево, - взмолился Человек. – Я поливаю ее как только высыхает земля, но что-то снова веточка чахнет. Что я делаю не так?
-Эх ты, Человек, - вздохнуло Дерево. – Природа задумала так, что глубоко под землю уходят корни деревьев, и не может попасть к ним воздух и вода, ибо земля слишком плотная. Поэтому Природа подарила нам помощников. Живут под землей дождевые черви и другие существа, которые роют ходы возле корней и тем самым, рыхлят землю, поэтому корни деревьев могут дышать.
-Спасибо тебе, Дерево, - воскликнул Человек и поспешил домой.
Пришел Человек домой, взял палочку и аккуратно, чтобы не повредить нежные корни своей веточки, порыхлил землю. Вдохнула глубоко веточка, распрямилась и зашелестела юными листочками.
Обрадовался Человек.
Так прошла осень и наступила зима. Однажды, в холодное, зимнее утро заметил Человек, что веточка снова загрустила. Человек полил веточку, порыхлил землю, но ничего не помогало.
Пошел Человек к Дереву, но не смог его разбудить, ибо зимой деревья все спят и наверное, видят самые красивые сны.
Испугался Человек. Неужели погибнет его веточка?
Пришел домой печальный и вдруг слышит тихий голосок:
-Человек, послушай меня…
-Кто это говорит? – удивился Человек.
- Это я, твоя веточка. На улице зима, Человек, а Природа задумала так, что зимой, когда холодно, все деревья, цветы и растения спят.
-Но у меня дома тепло и уютно. Разве это тебя не радует? – спросил Человек.
-Радует, но Природа нам дарит солнечный свет, чтобы все цветы и деревья могли расти.
-Ах вот оно что! – воскликнул Человек. – Теперь я понял!
Взял Человек горшок с веточкой и поставил в самое светлое место в своем доме – на подоконник.
Так и поселилась веточка на подоконнике. За окном зима, а дома у Человека растет и цветет веточка.
Так Человек понял, что именно нужно делать, чтобы цветы могли расти и дома. За ними надо ухаживать, создавать им условия, приближенные к естественным. Надо их поливать, освещать и рыхлить землю. И тогда, даже самой холодной и снежной зимой, будет у Человека дома лето!
Экологические сказки (автор Шорыгина Т. А. Зеленые сказки)
Родник
С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая серебристая ива раскинула над родником тенистый шатёр.
Весной по склонам оврага белела черёмуха. Среди её кружевных душистых кистей соловьи, пеночки и зяблики вили свои гнёзда.
Летом разнотравье пёстрым ковром устилало овраг. Над цветами кружились бабочки, шмели, пчёлы.
В погожие деньки Артём с дедушкой ходили на родник за водой. Мальчик помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды. Пока дедушка отдыхал под старой ивой, Артём играл возле ручейка, который струился по камешкам на дне оврага.
Однажды Артём пошёл за водой один и встретился у родника с ребятами из соседнего дома – Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом и гибкими прутьями сшибали головки цветов. Артём тоже сломал ивовый прут и присоединился к мальчишкам.
Как вы думаете, хорошую ли игру придумали ребята? Почему?
Когда шумная беготня надоела ребятам, они стали бросать в родник ветки и камни. Артёму новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать добрый весёлый родничок, но Андрюша и Петя были старше Артёма на целый год, и он давно мечтал подружиться с ними.
Как бы вы поступили на месте Артёма?
Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, которыми мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он, то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними.
Когда Андрей и Петя ушли домой, Артём присел на траву и вдруг заметил, что к нему со всех сторон слетаются большие стрекозы с прозрачными блестящими крыльями и яркие бабочки.
- Что это с ними? – подумал мальчик. – Чего они хотят?
Бабочки и стрекозы закружили вокруг Артёма хоровод. Насекомых становилось всё больше, они порхали всё быстрее, почти касаясь крыльями лица мальчика.
У Артёма закружилась голова, и он крепко зажмурил глаза. А когда через несколько мгновений открыл их, то понял, что находится в незнакомом месте.
Кругом расстилались пески, нигде не было ни кустика, ни деревца, а с бледно-голубого неба, лился на землю знойный воздух. Артёму стало жарко и очень захотелось пить. Он побрёл по песку в поисках воды и оказался возле глубокого оврага.
Овраг показался мальчику знакомым, но на его дне не журчал весёлый родничок. Черёмуха и ива засохли, склон оврага, словно глубокими морщинками, был изрезан оползнями, ведь корни трав и деревьев больше не скрепляли почву. Не слышно было птичьих голосов, не видно стрекоз, шмелей, бабочек.
- Куда делся родник? Что случилось с оврагом? – подумал Артём.
Как вы думаете, что случилось с оврагом? Почему?
Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки:
- Артёмка! Где ты?
- Я здесь, дедушка! – отозвался мальчик. – Мне приснился такой страшный сон! – И Артём рассказал обо всём дедушке.
Дедушка внимательно выслушал внука и предложил:
- Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то, что приснилось тебе во сне, пойдём очищать родник от мусора.
Дедушка и Артём открыли путь родничку, и тот снова весело зажурчал, заиграл на солнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех: и людей, и зверей, и птиц, и деревья, и травы.
Вопросы:
∙ Как выглядел овраг, на дне которого журчал родник?
∙ С кем Артём ходил за водой на родник?
∙ Кого встретил Артём, когда пошёл за водой один?
∙ Чем занимались Андрей и Петя?
∙ Какой вред приносят природе такие игры?
∙ Почему Артёму приснился необычный сон?
∙ Что могло случиться с природой, если бы родник пересох?
∙ Кто помог Артёму исправить ошибку?
∙ Как вы думаете, будет ли Артём играть в такие игры после того, что случилось?
∙ Что он скажет Андрею и Пете, если встретит их?
Дождевой червяк
Жили-были брат и сестра – Володя и Наташа. Володя хоть и младше сестры, но смелей. А Наташа – такая трусиха! Всего боялась: мышей, лягушек, червяков и паука-крестовика, который плёл свою паутину на чердаке.
Летом дети играли в прятки возле дома, как вдруг небо потемнело, нахмурилось, сверкнула молния, на землю сначала упали крупные тяжёлые капли, а потом хлынул проливной дождь.
Дети спрятались от дождя на веранде и стали смотреть, как по дорожкам побежали пенистые ручьи, по лужам запрыгали большие воздушные пузыри, а мокрые листья стали ещё ярче и зеленее.
Вскоре ливень стих, небо посветлело, выглянуло солнце, и сотни маленьких радуг заиграли в дождевых капельках.
Дети надели резиновые сапоги и отправились на прогулку. Они бегали по лужам, а когда задевали мокрые ветви деревьев, то обрушивали друг на друга целый водопад сверкающих струй.
В огороде сильно пахло укропом. На мягкий влажный чернозём выползли дождевые червяки. Ведь дождь залил их подземные домики, и червям стало в них сыро и неуютно.
Володи поднял червяка, положил его на ладонь и стал рассматривать, а потом захотел показать червяка сестренке. Но та в страхе отшатнулась и закричала:
- Володька! Брось сейчас же эту гадость! Как ты можешь брать червяков в руки, они такие противные – скользкие, холодные, мокрые.
Девочка расплакалась и убежала домой.
Володя вовсе не хотел обидеть или напугать сестру, он швырнул червяка на землю и побежал за Наташей.
Хорошо ли поступили дети? А вы боитесь дождевых червей?
Дождевому червяку по имени Верми стало больно и обидно.
«Какие глупенькие дети! – подумал Верми. – Они даже не догадываются, как много пользы мы приносим их огороду».
Знаете ли вы, какую пользу приносят дождевые черви?
Недовольно ворча, Верми пополз на грядку с кабачками, где под большими ворсистыми листьями собирались поболтать дождевые червяки со всего огорода.
- Чем ты так взволнован, Верми? – заботливо спросили его друзья.
- Вы даже не представляете, как обидели меня дети! Трудишься, стараешься, рыхлишь землю – и никакой благодарности!
Верми рассказал о том, как Наташа назвала его противным и гадким.
- Какая неблагодарность! – возмутились дождевые червяки. – Ведь мы не только рыхлим и удобряем землю, но через прорытые нами подземные ходы к корням растений поступают вода и воздух. Без нас растения будут хуже расти, а могут и совсем засохнуть.
И знаете, что предложил молодой и решительный червячок?
- Давайте все вместе уползём в соседний сад. Там живёт настоящий садовод, дядя Паша, он знает нам цену и в обиду не даст!
Червяки прорыли подземные туннели и через них попали в соседний сад.
Сначала люди не заметили отсутствия червяков, а вот цветы на клумбе и овощи на грядках почувствовали беду сразу. Их корешки стали задыхаться без воздуха, а стебельки – вянуть без воды.
- Не пойму, что случилось с моим огородом? – вздыхала бабушка Поля. – Земля стала чересчур твёрдой, все растения сохнут.
В конце лета папа стал перекапывать огород и с удивлением заметил, что в комьях чернозёма нет ни одного дождевого червяка.
- Куда же делись наши подземные помощники? – огорчённо размышлял он – Может быть, дождевые черви уползли к соседям?
- Папа, почему ты назвал червяков помощниками, разве они полезные? – удивилась Наташа.
- Конечно, полезные! Через прорытые дождевыми червями ходы к корешкам цветов и трав попадают воздух и вода. Они делают почву мягкой и плодородной!
Папа пошёл посоветоваться с садоводом дядей Пашей и принёс от него большущий ком чернозёма, в котором жили дождевые черви. Верми и его друзья вернулись в огород бабушки Поли и принялись помогать ей выращивать растения. Наташа и Володя стали относиться к дождевым червям бережно и уважительно, а Верми и его товарищи забыли прошлые обиды.
Вопросы:
- Где Володя и Наташа отдыхали летом?
- Кто появился на грядках в огороде после дождя?
- Почему после дождя червяки выползли на поверхность земли?
- Почему червяк Верми обиделся на детей?
- Что произошло после того, как дождевые черви уползли из огорода?
- Почему папа назвал дождевых червей подземными помощниками?
- Как стали относиться дети к дождевым червям после их возвращения в огород?
- Как поступите вы, если увидите дождевого червяка?
Маленькие путешественницы.
Жила на берегу реки незабудка и были у неё дети – маленькие семена-орешки. Когда семена созрели, незабудка сказала им:
- Милые детки! Вот вы и стали взрослыми. Пора вам собираться в путь-дорогу. Отправляйтесь на поиски счастья. Будьте смелыми и находчивыми, ищите новые места и расселяйтесь там.
Коробочка с семенами раскрылась, и семена высыпались на землю. В это время подул сильный ветер, он поднял одно семечко, понёс его с собой, а потом уронил в речную воду. Вода подхватила семечко незабудки, и оно, как маленькая лёгкая лодочка, поплыла по реке. Весёлые речные струйки несли его дальше и дальше, наконец, течение прибило семечко к берегу. Речная волна вынесла семя незабудки на влажную мягкую землю.
«Вот подходящее местечко!» - подумало семечко. – Здесь смело можно пустить корни».
Семечко оглянулось по сторонам и, честно говоря, немного расстроилось: «Земля, конечно, хорошая – влажная, чернозёмная. Вот только кругом слишком много мусора».
Но делать нечего! И семечко пустило здесь корешки.
Весной в том месте, куда попало семечко, расцвела изящная незабудка. Шмели издалека замечали её ярко-жёлтое сердечко, окружённое голубыми лепестками, и летели к ней за сладким нектаром.
Однажды на берег реки пришли подружки – Таня и Вера. Они увидели хорошенький голубой цветочек. Таня хотела сорвать его, но Вера удержала подругу:
- Не надо, пусть растёт! Давай лучше поможем ему, уберём мусор и сделаем вокруг цветка маленькую клумбу. Будем приходить сюда и любоваться незабудкой! – Давай! – обрадовалась Таня.
Девочки собрали банки, бутылки, куски картона и другой мусор, сложили его в ямку подальше от незабудки и прикрыли травой и листьями. А клумбу вокруг цветка украсили речными камешками.
- Как красиво! – полюбовались они своей работой.
Девочки стали приходить к незабудке каждый день. Чтобы никто не сломал их любимый цветок, они сделали вокруг клумбы небольшую изгородь из сухих веточек.
Понравился ли вам поступок девочек? Почему?
Прошло несколько лет, незабудки пышно разрослись и своими цепкими корнями скрепили почву на речном берегу. Почва перестала осыпаться, и даже шумные летние ливни больше не могли размыть крутой берег.
Ну, а что же случилось с другими семенами незабудки?
Они долго лежали у воды и ждали своего часа. Как-то раз у реки появился охотник с собакой. Собака бежала, тяжело дыша и высунув язык, ей очень хотелось пить! Она спустилась к реке и стала шумно лакать воду. Одно семечко вспомнило слова мамы о том, как важно быть находчивым, высоко подпрыгнуло и вцепилось в густую рыжеватую собачью шерсть.
Собака напилась и поспешила за хозяином, а семечко поехало на ней верхом. Долго бежала собака по кустам и болотам, а когда вместе с хозяином вернулась домой, то прежде чем войти в дом, хорошенько отряхнулась, и семечко упало на цветочную грядку возле крыльца. Оно пустило здесь корешки, и весной на грядке расцвела незабудка.
- Вот так чудо! – удивилась хозяйка. – Я ведь не сажала здесь незабудку! Видно её занёс к нам ветер, - подумала она. – Ну, пусть растёт и украшает мою грядку.
Хозяйка стала ухаживать за цветком – поливать его и удобрять землю, и через год возле крыльца выросла целая семейка голубых нежных незабудок. Они щедро угощали пчёл и шмелей сладким соком, а насекомые опыляли незабудки и заодно фруктовые деревья – яблони, вишни и сливы.
- В этом году у нас будет богатый урожай! – радовалась хозяйка. – Пчёлы, бабочки и шмели любят мой сад!
А теперь пришла пора рассказать о третьем семечке незабудки.
Его заметил дядюшка муравей и решил отнести в лесной муравейник. Вы думаете, что муравьи съедят семя незабудки целиком? Не волнуйтесь! У зёрнышка незабудки припасено для муравьёв лакомство – сладкая мякоть. Муравьи отведают только её, а семечко останется нетронутым.
Вот так оказалось семечко незабудки в лесу возле муравейника. Весной оно проросло и вскоре, рядом с муравейным теремом, расцвела красивая голубая незабудка.
Вопросы:
- Как выглядит цветок незабудки?
- Расскажите, что случилось с семечком незабудки, которое упало в воду?
- Что случилось с незабудкой, если бы Таня сорвала её?
- Почему сорванные цветы сравнивают с пленниками, которых ждёт гибель?
- Как девочки помогли незабудке?
- Какую пользу принесли незабудки берегу реки?
- Как второе семечко незабудки оказалось в саду?
- Какую пользу принесли эти цветы саду?
- Как третье семечко оказалось в лесу?
- Почему муравьи переносят семена незабудок?
Кролик и зайчиха
Знаете ли вы, дорогие ребята, что в огороде после уборки урожая капусты, кое-где остаются сочные хрустящие кочерыжки и большие капустные листья?
Об этом хорошо знала зайчиха Вета. Вот и решила она наведаться вечерком в соседнюю деревню, чтобы полакомиться вкусными листьями капусты.
Прибежала Вета в огород и вдруг заметила небольшой загон, а в нём белого пушистого кролика. Вета осторожно приблизилась и стала с любопытством разглядывать кролика.
- Моё имя – Вета, а тебя как зовут, малыш? – спросила она наконец.
- Пуфик, - весело ответил кролик.
- Бедняжка! – посочувствовала кролику зайчиха. – Наверное, люди поймали тебя и посадили в клетку?
- да нет. Никто меня не ловил! – засмеялся Пуфик. – Я всегда живу с людьми.
- Всегда? – удивилась Вета. – А где же ты находишь свежую травку, молодые побеги и кору осинок?
- Меня кормят мои хозяева, - с гордостью сообщил кролик. _ Они приносят мне морковь, капусту и свежую травку.
- Значит, ты никогда не гуляешь на свободе, не бегаешь по полям и лесам и не ищешь себе корм?
Как вы думаете, что ответил кролик?
- Ах, малыш, если бы ты знал, как чудесно бывает в лесу весной, когда распускаются цветы и щебечут птицы! Сколько там лужаек и полянок с сочной и вкусной травой! – рассказывала зайчиха.
- Но я слышал от хозяев, что в лесу живут волки и лисы, и они очень любят закусить зайчатинкой! – рассудительно заметил Пуфик.
- да, это так. Но мы, зайцы, умеем быстро бегать, высоко прыгать и запутывать следы, так что волкам и лисам нелегко нас поймать, - ответила Вета.
- Быстро бегать и запутывать следы я не умею, и от хитрой лисицы спастись, пожалуй, не смогу, - вздохнул Пуфик.
Почему кролики не умеют запутывать следы?
- Но что же ты ешь зимой, когда зимой в лесу нет ни трав, ни цветочков, ни зелёных веток? – поинтересовался кролик?
- Да, зима – нелёгкое время для лесных жителей. Конечно, кое-кто из зверей запасает корм и укладывается спать на всю зиму, но зайцы запасов не делают. От голода нас спасают кора и ветки осин. А от врагов – быстрые ноги да белый мех, который не видно на снегу. Ведь осенью мы меняем шубку. Наша шерсть становится гуще, пышней, и из серебристо-серой превращается в совсем белую.
- Моя шубка тоже линяет весной и осенью, но цвет она не меняет, - сказал Пуфик.
Почему окраска кроликов не меняется?
- Твоя шубка такая пушистая, белоснежная! – похвалила Вета кроличью шерсть.
- Спасибо! – поблагодарил Пуфик зайчиху, - моей хозяйке она тоже нравится. Из пуха она вяжет тёплые фуфайки, шарфики и шапки.
- и всё-таки, скажи мне, Пуфик, - попросила Вета, - неужели тебе не скучно одному сидеть в клетке?
- Да нет, пожалуй, не скучно, - ответил кролик. – Поиграть со мной приходят дети и собака Дина.
- Ты дружишь с собакой? – несказанно удивилась зайчиха. – Мой тебе совет – держись от неё подальше. Мы всегда спасаемся от собак бегством. Как услышу собачий лай в лесу – прямо мороз по коже пробирает!
- Дина – ласковая и добрая собака. Она приходит вместе с хозяйскими детьми и никогда не причиняет мне вреда, только понюхает – и всё! Но, может быть, Вета, ты проголодалась? – спохватился кролик. – Я могу угостить тебя морковкой и капустными листьями.
- Что ж, пожалуй, от угощения я не откажусь, - согласилась зайчиха.
Кролик сбегал к кормушке и принёс большой лист капусты и несколько морковок. Он просунул угощение через щели в сетке загона, и Вета с удовольствием захрустела овощами.
- Спасибо, Пуфик, - поблагодарила она кролика, - мы славно провели время, но мне пора домой.
- Заходи ко мне в гости! – попросил Пуфик.
- До скорой встречи, Пуфик! – крикнула Вета и ускакала в лес.
Вопросы:
- Зачем зайчиха Вета побежала в огород?
- Кого Вета встретила в огороде?
- Где живут зайцы?
- Где живут кролики?
- Чем питаются зайцы?
- Кто ухаживает за кроликами? Какой корм им дают?
- Какие враги есть у зайцев?
- Есть ли враги у кроликов?
- Расскажи подробно, чем похожи и чем отличаются заяц и кролик?
Как скворец себе дом выбирал
Дети смастерили скворечники и повесили их в старом парке. Весной прилетели скворцы и обрадовались – отличные квартиры подарили им люди. Вскоре в одном из скворечников жила большая и дружная семья скворцов. Папа, мама и четверо малышей. Заботливые родители целыми днями летали по парку, ловили гусениц, мошек и приносили их прожорливым деткам. А любопытные скворчата по очереди выглядывали из круглого оконца и с удивлением осматривались кругом. Необыкновенный, манящий мир открывался им. Весенний ветерок шелестел зелёными листьями берёз и клёнов, раскачивал белые шапки пышных соцветий калины и рябины.
Когда птенцы подросли и оперились, родители стали учить их летать. Три скворчонка оказались смелыми и способными. Они быстро освоили науку воздухоплавания. Четвёртый же никак не решался выбраться из домика.
Мама-скворчиха задумала выманить малыша хитростью. Она принесла большую аппетитную гусеницу и показала лакомство скворчонку. Птенец потянулся за угощением, а мама отодвинулась от него подальше. Тогда голодный сынок, цепляясь лапками за оконце, высунулся, не удержался и стал падать. Он испуганно запищал, но вдруг его крылышки раскрылись, и малыш, сделав круг, приземлился на лапки. Мама тотчас подлетела к сыночку и наградила его за смелость вкусной гусеницей.
И всё было бы хорошо, но как раз в это время на тропинке появился мальчик Илюша со своим четвероногим любимцем – спаниелем Гариком.
Пёс заметил на земле птенца, залаял, подбежал к скворчонку и потрогал его лапой. Илюша громко закричал, бросился к Гарику и взял его за ошейник. Птенец замер и от страха прикрыл глаза.
- Что же делать? – думал мальчик. – Надо как-то помочь птенцу!
Илюша взял скворчонка на руки и отнёс домой. Дома папа внимательно осмотрел птенца и сказал:
- У малыша повреждено крыло. Теперь нам надо лечить скворушку. Я предупреждал тебя, сынок, чтобы ты весной не брал Гарика с собою в парк.
Почему весной не стоит брать собак на прогулку в лес или в парк?
Прошло несколько недель и скворчонок, которого назвали Гошей, поправился и привык к людям.
Весь год он жил в доме, а следующей весной люди выпустили Гошу на волю. Скворец сел на ветку и огляделся.
- Где же я буду теперь жить? – подумал он. – Полечу-ка я в лес и подыщу себе подходящий домик.
В лесу скворец заметил двух весёлых зябликов, которые носили в клювиках прутики, сухие травинки и вили себе гнездо.
- Уважаемые зяблики! – обратился он к птицам. – Не подскажите ли вы, как мне найти себе жильё?
- Если хочешь, живи в нашем домике, а мы себе построим новый, - любезно ответили птички.
Гоша поблагодарил зябликов и занял их гнёздышко. Но оно оказалось слишком тесным и неудобным для такой крупной птицы, как скворец.
- нет! Ваш домик мне, к сожалению, не подходит! – сказал Гоша, попрощался с зябликами и полетел дальше.
В сосняке он увидел нарядного дятла в пёстром жилете и красной шапочке, который крепким клювом долбил дупло.
- Добрый день, дядюшка дятел! – обратился к нему Гоша. – Подскажите, нет ли здесь поблизости свободного домика?
- Как не быть! Есть! – ответил дятел. – Вон на той сосне осталось моё прошлое дупло. Если оно тебе приглянется, то можешь в нём поселиться.
Скворец сказал: «Спасибо!» и полетел к сосне, на которую указал дятел. Гоша заглянул в дупло и увидел, что оно уже занято дружной парочкой синиц.
Делать нечего! И скворушка полетел дальше.
На болоте возле реки серая уточка предложила Гоше своё гнездо, но и оно не подошло скворцу – ведь скворцы не вьют гнёзда на земле.
День уже клонился к вечеру, когда Гоша вернулся к дому, где жил Илюша, и сел на ветку под окном. Мальчик заметил скворца, открыл окно, и Гоша влетел в комнату.
- Папа, - позвал Илюша отца. – Наш Гоша вернулся!
- Если скворец вернулся, значит он не нашёл себе в лесу подходящего домика. Придётся нам смастерить для Гоши скворечник! – сказал папа.
На другой день Илюша с папой сделали для скворца красивый теремок с круглым окошком и привязали его к старой высокой берёзе.
Домик Гоше понравился, он стал жить в нём и распевать по утрам звонкие весёлые песенки.
Вопросы:
- Где поселилась семья скворцов?
- Кто учил скворчат летать?
- Как скворчихе удалось выманить нерешительного птенца из скворечника?
- Что случилось со скворчонком на земле?
Катя и божья коровка
Эта история произошла с девочкой Катей.
В летний полдень Катя, сняв туфли, бегала по цветущему лугу.
Трава на лугу была высокая, свежая и приятно щекотала девочке босые ножки. А луговые цветы пахли мятой и мёдом. Кате захотелось поваляться на мягких травах и полюбоваться плывущими в небе облаками. Примяв стебли, она легла на траву и тотчас почувствовала, что по её ладони кто-то ползёт. Это была маленькая божья коровка с красной, словно отлакированной спинкой, украшенной пятью чёрными точками.
Катя стала рассматривать красного жучка и вдруг услышала тихий приятный голосок, который произнёс:
- Девочка, пожалуйста, не мни траву! Если хочешь побегать, порезвиться, то бегай лучше по тропинкам.
- Ой, кто это? – удивлённо спросила Катя. – Кто со мной разговаривает?
- Это я, божья коровка! – ответил ей тот же голосок.
_ разве божьи коровки разговаривают? – ещё больше удивилась девочка.
- Да, я умею говорить. Но говорю я только с детьми, а взрослые меня не слышат! – ответила божья коровка.
- Понятно! – протянула Катя. – Но скажи, почему нельзя бегать по траве, ведь её так много! – спросила девочка, окинув взглядом широкий луг.
Как вы думаете, что ответила божья коровка?
- Когда бежишь по траве, то её стебельки ломаются, земля становится слишком твёрдой, не пропускает к корням воздух и воду, и растения погибают. Кроме того, луг – это дом многих насекомых. Ты такая большая, а мы маленькие. Когда ты бежала по лугу, насекомые очень волновались, повсюду раздавался сигнал тревоги: «Внимание, опасность! Спасайся, кто может!» - объяснила божья коровка.
- Извини, пожалуйста, - сказала девочка, - я всё поняла, и буду бегать только по дорожкам.
И тут Катя заметила красивую бабочку. Она весело порхала над цветами, а потом села на травинку, сложила крылышки и … исчезла.
- Куда делась бабочка? – удивилась девочка.
- Она здесь, но стала для тебя незаметной. Так бабочки спасаются от врагов. Я надеюсь, Катюша, что ты не собираешься ловить бабочек и становится врагом?
- Нет! Нет! – вскрикнула Катя и добавила: - Я хочу быть другом.
- Ну и правильно, - заметила божья коровка, - у бабочек есть прозрачный хоботок, и через него, словно через соломинку, они пьют цветочный нектар. А, перелетая с цветка на цветок, бабочки переносят пыльцу и опыляют растения. Поверь мне, Катя, цветам очень нужны бабочки, пчёлы и шмели – ведь это насекомые-опылители.
- Вот и шмель! – сказала девочка, заметив на розовой головке клевера большого полосатого шмеля. Его трогать нельзя! Он может укусить!
- Конечно! – согласилась божья коровка. – У шмеля и пчёл есть острое ядовитое жало.
- А вот ещё шмель, только поменьше, - воскликнула девочка.
- Нет, Катюша. Это не шмель, а осовидная муха. Она окрашена так же, как осы и шмели, но совсем не кусачая, у неё и жала нет. Но птицы принимают её за злую осу и пролетают мимо.
- Ого! Какая хитрая муха! – удивилась Катя.
- Да, все насекомые очень хитрые, - с гордостью произнесла божья коровка.
В это время в высокой траве весело и звонко застрекотали кузнечики.
- Кто же это стрекочет? – спросила Катя.
- Это кузнечики, - объяснила божья коровка.
- Мне бы хотелось увидеть кузнечика!
Словно услышав слова девочки, кузнечик высоко подпрыгнул в воздухе, и его изумрудная спинка ярко сверкнула. Катя протянула руку, и кузнечик в тот же миг упал в густую траву. Увидеть его в зелёных зарослях было невозможно.
- А кузнечик-то тоже хитрец! Его не найдёшь в зелёной траве, как чёрную кошку в тёмной комнате, - засмеялась девочка.
- Видишь стрекозу? – спросила божья коровка у Кати. – Что ты можешь сказать о ней?
- Очень красивая стрекоза! – отозвалась девочка.
- Не только красивая, но и полезная! Ведь стрекозы прямо на лету ловят комаров и мух.
Долго беседовала Катя с божьей коровкой. Она увлеклась разговором и не заметила, как наступил вечер.
- Катя, ты где? – услышала девочка голос мамы.
Она осторожно посадила божью коровку на ромашку, вежливо попрощалась с ней:
- Спасибо, милая божья коровка! Я узнала много нового и интересного.
- Почаще приходи на луг, и я расскажу тебе ещё кое-что о его обитателях, - пообещала ей божья коровка.
Вопросы:
- Кого Катя встретила на лугу?
- О чём попросила Катю божья коровка?
- Какую пользу растениям приносят бабочки и шмели?
- Чем полезны стрекозы?
- Почему Катя не смогла увидеть кузнечика в траве?
- Как насекомые спасаются от врагов?
- Попробуйте объяснить, как связаны между собой деревья, цветы и насекомые?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"
Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...
Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...
Сообщение из опыта работы "Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников"
Сообщение из опыта работы...
Консультация для воспитателей «Экологическая сказка в экологическом образовании ребенка»
Экологическое образование в широком смысле процесс (или результат) освоения определенного обществом уровня экологической культуры и связанный с ней уровень индивидуального развития (экологическая...
"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа) Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»
Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...
Мастер-класс по экологическому воспитанию «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»
Цель: Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.Задачи: - Совершенствовать пе...