Проект "В увлекательной стране гласных"
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Когда мы начали изучать буквы, у детей возникли вопросы: «Чем отличаются звук и буква?», Как отличить гласный звук от согласного? У нас, педагогов, тоже появились вопросы: «Как в занимательной форме развить фонематический слух у детей, что бы было интересно и понятно?», «Как в игровой форме дать образ буквы, чтобы было легче запомнить ее?». Пришла интересная идея, все детские и взрослые вопросы объединить в один проект «В увлекательной стране гласных».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_v_uvlekatelnoy_strane_glasnyh.docx | 32.01 КБ |
konspekt_nod_glasnye_zvuki_i_bukvy.docx | 531.26 КБ |
kak_zvuki_nauchilis_prevrashchatsya_v_bukvy.docx | 140.85 КБ |
kvest_-_igra_puteshestvie_v_stranu_glasnyh.docx | 22.2 КБ |
tvorcheskaya_masterskaya.docx | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект «В увлекательной стране гласных»
Актуальность:
Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. Одним из направлений коррекционной деятельности учителя - логопеда и воспитателей является создание четких представлений о каждом звуке речи, а также совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Детям с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) для формирования умения выделять фонему из слова, подбирать слова на заданный звук, различать звуковые характеристики фонем необходим коррекционный период с использованием упражнений в занимательной, игровой форме, со звуковой и символической наглядностью.
Когда мы начали изучать буквы, у детей возникли вопросы: «Чем отличаются звук и буква?», Как отличить гласный звук от согласного?
У нас, педагогов, тоже появились вопросы: «Как в занимательной форме развить фонематический слух у детей, что бы было интересно и понятно?», «Как в игровой форме дать образ буквы, чтобы было легче запомнить ее?».
Пришла интересная идея, все детские и взрослые вопросы объединить в один проект «В увлекательной стране гласных».
Тип проекта: Информационно – творческий
Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) – подготовительная к школе группа.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 – 16 ноября)
Участники проекта:
- педагоги,
- воспитанники подготовительной группы,
- родители детей.
Цель:
Формирование устойчивого познавательного интереса воспитанников для расширения представления о гласных звуках и их графического обозначения – буквах.
Задачи:
- Формировать устойчивый познавательный интерес детей о
графическом обозначении гласных звуков – букве.
- Развивать речевое творчество детей в процессе сочинительства сказок,
стишков, загадок о гласных звуках и буквах.
- Формировать диалогическую речь: умение придумывать вопросы и ответы на них.
- Развивать речевую инициативу и самостоятельность воспитанников.
- Систематизировать понятия у детей: буква, звук; умение называть слова с заданным звуком в начале, середине, конце слов.
- Повысить заинтересованность родителей, детей и педагогов в совместной деятельности.
- Осознание ребенком деятельности, того, каким способом получен результат, какие встречались затруднения, как они были устранены и что он чувствовал при этом.
Ожидаемые результаты:
Для детей: приобретение социальных навыков, влияние на содержание игровой деятельности детей, получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения заданий.
Для родителей: развитие детско-родительских отношений, повышение компетентности в вопросе подготовки ребенка к школе, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.
Для педагогов: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Этапы реализации проекта
1.Этап | Организационный |
1.Осознание проблемной ситуации. Определение цели, задач проекта. 2.Подобор и изучение методической литературы по теме проекта; анализ приёмов и технологий работы по изучению гласных звуков и букв у детей. 3.Подготовка материала к продуктивной деятельности. 4.Разработка методического материала по организованной образовательной деятельности. 5.Подбор информационного материала для реализации проекта через ИКТ: 6.Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха при изучении гласных звуков и букв у дошкольников с ОНР». 7.Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр. | |
2. Этап | Основной этап |
1. НОД «Приключения в звуковом городе», интегрированное НОД «В гостях у АБВГДейки» 2. Фонетические упражнения, пальчиковые гимнастики, динамические паузы, игры, создание и решение проблемных ситуаций. 3.Конкурсы для детей «Я сделаю букву сам», «Самый творческий чтец», «Моя сказка о гласном звуке». 4.Просмотр познавательных видеороликов «Гласные звуки», «Звуковой город», «Сказка о гласных буквах», аудио сказка «Маша и гласные». 5.Путешествие в виртуальную экскурсию «Библиотека гласных» 6.Чтение произведений 7.Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха при изучении гласных звуков и букв у дошкольников с ОНР». 8.Интеллект - карты «Я хочу знать». 9. Презентация с игровыми заданиями Пиши – Читая. Индивидуальные консультации с учителем – логопедом. | |
3.Этап | Заключительный |
Квест – игра «В увлекательной стране гласных с Клепой и Ириской». Фоторепортаж о проделанной работе в реализации проекта. Творческая мастерская родителей. |
Практическая значимость проекта
Главная задача проекта – не научить, а раскрыть потенциальные, творческие способности каждого ребенка. Дети в игровой форме знакомились с гласными звуками и буквами родного языка, знакомство ребенка с буквами происходила как с добрыми родными существами. Каждая буква в сознании ребенка связывалась с наглядными образами (у –
улитка, а – крыша волшебного домика и т.д.), поэтому легко запоминалась как сама буква, так и звук.
Учителем – логопедом и воспитателями были проведены познавательно игровые занятия НОД. На одном из каких занятий дети выполняли различные задания с героями развлекательно – познавательной телепередачи АБВГДейка.
В работе кружка «Ладошки» (дополнительное образование) наши дети осваивали графомоторные навыки, это игры с буквами: Обведи, раскрась, заштрихуй. Найди правильную букву. Выкладывание букв из разных материалов. Задания на развитие логического мышления, внимания и запоминания. Применения развивающих палочек Кюизенера.
Детям очень понравились творческие конкуры «Я сделаю букву сам», «Моя сказка о гласном звуке» основная цель которых - развитие чувства прекрасного, эстетических нравственных качеств, формирование навыков фантазийного преобразования буквы в весёлых "человечков" которые по замыслу педагогов и детей дружат между собой и поют "волшебные песенки". Интересными получились буквы, из таких разных материалов: ткань, фоамиран, тестопластика, пуговицы, пряжа разных цветов. Дети рассказывали сказки о своих буквах, а в придумывании им помогали родители. После проведения конкурса была создана подборка (картотека) сказок и стихов о гласных буквах.
В совместной деятельности с детьми мы много читали, размышляли, искали интересную для нас информацию в интернете, разучивали стихи, решали проблемные ситуации «Буквы поменялись местами», «Потерялся гласный звук», создали интеллект – карты по гласным буквам и звукам. Провели логопедическую игру-путешествие с использованием мультимедийной презентации «В гостях у Пиши-Читая». В ходе путешествия «По стране гласных», дети с большим удовольствием выполняли задания Пиши-Читая, направленные на формирование фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте.
В самостоятельной деятельности дети активно использовали трафареты букв, моделирование буквы, при этом, используя различный материал; составляли из разрезных букв слова и звуковые схемы к ним, создавали и разыгрывали сюжеты в режиссерских играх, где главными героями были буквы.
Занимательной страничкой работы над проектом стала квест - игра «В увлекательной стране гласных с Клепой и Ириской», где дети проявили знания, полученные в процессе работы над проектом. Они принимали участие в конкурсе чтецов, выполняли различные задания.
В результате совместной творческой работы появились следующие
продукты проекта:
Для детей:
-Рисунки, поделки, интеллект – карты.
-Коллективно придуманная сказка о шести гласных буквах и звуках.
-Книжки самоделки "Мир наших гласных букв и звуков"
-Выставка детских работ " Мы узнали тайны гласных букв"
-Выступление на итоговой квест – игре.
Для педагогов:
-презентация проекта.
Для родителей
Творческая мастерская:
-«Интересная книга гласных».
-Альбомы «О буквах в стихах», «Нужные буквы».
-«Буквы из мультфильмов».
-Игра «Ну – ка буквы встаньте в ряд».
-Игровое пособие «Тайна звукового города»
Результаты проекта «В увлекательной стране гласных»
-У детей сформировалось чёткое представление о гласных буквах и звуках;
-Родителей стали активно сотрудничать с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;
-Повысилась заинтересованность, активность, творческого участия родителей в жизни своих детей.
Этот проект значим для всех его участников:
Дети: в ходе проектной деятельности дошкольники приобрели необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность повлияла и на содержание игровой деятельности детей – она стала более разнообразной, сложно структурированной, а сами дети стали интересны друг другу.
Педагоги: проектирование заставило педагогов постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменило наше мировоззрение и не допустило применения стандартных, шаблонных действий, требовало ежедневного творческого, личностного роста; продолжение освоения метода проектирования дало возможность расширить образовательное пространство, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: в ходе проектной деятельности развились и детско-родительские отношения. Ребенок стал интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполнилась богатым содержанием. У детей повысились потенциальные возможности полноценного развития, в том числе и речевого.
Литература:
- Нищева Н.В Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.
- Александрова Т.В. «Живые звуки, или фонетика для дошкольников» ФГОС. Детство-Пресс, 2018 г.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. — М., 2014 г.
- Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников-М: Школа-Пресс, 2010 г.
- Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика –СПБ: Детство-Пресс, 2016 г.
- Серия «Говорим правильно». «Гласные и согласные» - Киров.: ИП. Бурдина С.В.
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
«Гласные звуки и буквы»
Цель:
Уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова; закрепить понятие о слогообразующей роли гласных; показать смыслоразличительную роль гласных; учить анализу и синтезу; развивать фонематическое восприятие, внимание, память; воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.
Задачи:
1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память.
2. Обобщение знаний о звуковом составе слова.
3. Дифференциация понятий "гласные и согласные звуки".
4. Развитие фонематического анализа и синтеза.
5. Развитие мышления.
Оборудование:
Буквы, запись «Песня кота Леопольда» таблицы, слоговые схемы, волшебный мешочек, предметные картинки (усы, куртка, дым, стол, туфли, санки, дом и.
т.д).
Ход занятия:
Воспитатель: — П… Т… К … X… Что случилось? Дети, пока я вас учила, звуки гласные забыла! Помогите пожалуйста вспомнить гласные звуки.
Звуки гласные мы знаем,
Без труда их различаем.
Вызываем по порядку
Наши звуки на зарядку.
[А] — откройте рот пошире,
Руки в сторону — три, четыре.
[У] — надул капризно губки,
Подними скорее руки!
4. Ребенок:
[О] — округлив побольше губы,
О, прикрыл немного зубы.
Согни руки в колесо,
Получилось хорошо!
[И] — Улыба, весельчак,
Он смеется звонко, так.
Руки в стороны развели
И немного потрясли.
[Ы] — Хоть гласный, но тихоня,
Все зевает он спросонья.
Бок рукою он подпер,
Ногу в сторону отвел,
Другой рукою потянулся
Словно только что проснулся.
[Э] — В задумчивом сомненье,
Он высказывает мнение.
Уважительный я звук,
Поклонюсь я всем вокруг.
Воспитатель:
- А, У, О, Ы, И –
Вот такие все они,
Нет для них нигде преграды.
Петь мы эти звуки рады.
(Дети поют «Песня кота Леопольда» с заданным гласным звуком звуком).
Воспитатель:
- А теперь еще игра
Мяч скорее мне сюда!
Подарю вам звуки я,
Вы вернете мне слова.
Ты подумай, милый друг,
Чтобы был вначале звук.
(Игра с мячом — мяч возвращается воспитателю со словом, начинающимся на заданный звук; А — автобус, У — улитка и т. д.)
Воспитатель:
Спасибо, дети, вы помогли мне вспомнить гласные звуки, и я хочу с вами поиграть. (Дети садятся на свои места).
Постановка цели занятия.
Воспитатель: — С какими звуками мы сейчас играли? (с гласными).
Воспитатель: — Почему мы их называем гласными? (потому что, когда мы их произносим, воздух через рот проходит свободно).
Игра с волшебным мешочком.
Воспитатель:
-Звуки-хозяева хотят с вами поиграть. Они приготовили для вас задания. Вот волшебный мешочек. В нем спрятались разные предметы, вынимая по одному предмету из мешочка, необходимо сказать его название, выделить и назвать звук, с которого начинается данное слово. Показать нужную букву, соответствующую данному звуку.
Воспитатель: Молодцы ребята сейчас будем отгадывать загадки.
Загадки:
Сам - алый, сахарный;
кафтан - зеленый. бархатный. (Дети-арбуз)
Первый звук А
Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками.
Порой пуста, как дудочка,
А петь не может. (Дети-удочка)
Не моторы, а шумят.
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят (Дети-осы).
В узкий глазок вдета тонкая нитка,
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает, и колется колко
А называют кораблик -. (Дети-иголка)
Воспитатель:
- Какие звуки мы назвали? (Гласные). А какие еще звуки бывают) (Согласные) Молодцы!
Физкультминутка:
Воспитатель:
Хлопаем в ладошки, (дети производят движения в соответствии с текстом)
По ровненькой дорожке
Пусть попляшут наши ножки.
Пусть попляшут наши ножки
По ровненькой дорожке
Устали наши ножки.
Игра «Угадай, что напишу»
Дети встают в кружок.
Воспитатель. Закройте глаза, вытяните вперед ладошку. Какую букву я написала? (Подходит к каждому и «пишет» на его ладошке пальцем букву.)
А теперь откройте глаза и найдите на столе картинку, в названии которой есть этот звук.
Дети выполняют.
Проверяем. Каждый называет свой звук и картинку, а остальные, если согласны, хлопают в ладоши.
Игра: «Гласные звуки»
Дети повторяют движения и текст в след за воспитателем:
Гласных звуков только шесть,
Их легко пропеть, прочесть:
[А] – на Астре расцветает,
[И] – на Иволге летает,
[О] – на Ослике сидит,
[У] – на Улицу глядит,
[Э] – на Эхо отозвался,
[Ы] - во внутрь слов забрался,
СЫром тЫкву закусил
И добавки попросил!
Итог занятия.
Воспитатель: — О чем мы говорили на занятии? (О гласных звуках и буквах).
Итог:
Воспитатель: — Молодцы, дети! Мы сегодня замечательно играли. Занятие закончилось сейчас пойдем гулять.
Предварительный просмотр:
КАК ЗВУКИ НАУЧИЛИСЬ ПРЕВРАЩАТЬСЯ В БУКВЫ
(сказка)
В одной волшебной стране жили звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.
Однажды в этой стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он ведь был волшебником! И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев её, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.
Предварительный просмотр:
Квест - игра
«В увлекательной стране гласных с Клёпой и Ириской».
Цель:формирование знаний детей дошкольного возраста по теме гласные звуки и буквы в игровой форме и непринужденной обстановке.
Под весёлую музыку выходят клоун Клёпа и клоунесса Ириска. У Клёпы на носу пятачок, у Ириски на голове рожки. Каждый по-своему приветствует детей: Ириска пожимает всем руки, Клёпа поднимает одну из ног у детей и здоровается за ногу. Клоун и клоунесса замечают друг друга, начинают смеяться. Клёпа от смеха падает на пол и катается на спине.
Клёпа. Ой, не могу! Ой, умора! Ой, держите меня!
Ириска. На себя посмотри! Смехота, да и только!
Клёпа и Ириска смотрят друг на друга и продолжают смеяться.
Клёпа. Что это у тебя на голове, Ириска?
Ириска. А что там?
Клёпа. Вот тебе зеркало, посмотри на себя! (даёт Ириске зеркало)
Ириска смотрится в зеркало, удивляется, передаёт его Клёпе.
Ириска. А теперь погляди на себя!
Клёпа смотрится в зеркало, перестаёт смеяться, удивляется.
Клёпа (испуганно). Ириска, может мы с тобой с утра что-то не то съели? А?
Ириска (задумчиво). Кажется, я поняла, Клёпа, что случилось и почему мы с тобой такие!
Клёпа. Поняла? Говори же поскорее!
Ириска. Где ты был сегодня с утра? А?
Клёпа. Я? В Сказочной стране. И что?
Ириска. И я тоже была в сказочной стране!
Клепа: Здорово!Ребята, в сказочной стране живёт королева гласных, она подарила нам с Ириской волшебный сундучок с сюрпризом, но вот злой Нехочуха украл его у нас. (Клёпа расстроился, плачет)
Ириска. Ребята может, вы нам поможете? А сюрприз мы поделим поровну, Согласны?
Дети: Да!
Ириска.Клёпа, а как же мы сможем найти сундук? Где его искать?
Клёпа. Ой, ребята, смотрите, что я нашёл! (находит карту)
Клёпа, Ириска и дети рассматривают карту «В увлекательной стране гласных».
Ириска.Я поняла, чтобы найти клад, надо выполнить несколько заданий!
Клёпа. Ну, тогда в путь! Путешествие начинается!
Ириска. А отправимся в сказочное путешествие мы с вами на волшебных облаках. Доставайте их и полетели!
Дети достают из-под стульев вырезанные облака, встают на них, кладут руки на плечи друг другу и, подпевая песне «Облака» (музыка В. Шаинского, слова В.Козлова), «летят» в Сказочную страну.
Детей и героев встречает королева страны гласных.
Королева. К нам пожаловали гости!
Здравствуйте, мои друзья!
Королева гласных – это я!
Я с буквами дружу,
В гости милости прошу!
А где же ваша карта, как мы будем выполнять задания,и заберем сундучок с сюрпризом.
Клепа. Мы взяли карту с собой, вот она (передает карту Королеве страны гласных)
1 задание:«Самые ловкие и внимательные»
Шарики разных цветов на всех наклеены буквы гласные или согласные, в корзину надо положить только те шары, на которых есть гласные буквы.
Королева. Молодцы, справились с заданием, вот вам первая подсказка! Отдаёт свёрток детям.
2 задание: «Нарисуй букву из кляксы» (кляксография)
- Ребята, а вы знаете, что с помощью воздуха можно рисовать. Сейчас мы попробуем нарисовать гласные буквы. На столах у вас есть краски, альбомные листы, трубочки и вода. Ставим кляксу и с помощью трубочки и воздуха (дуем в трубочку) рисуем из кляксы любую гласную букву.
Дети получают второй свёрток.
3 задание: Игра «Заколдованные схемы»
В четырех обручах лежат схемы для деления слов на слоги. Дети берут любые игрушки, называют их, делят слова на слоги и кладут игрушки в те обручи, где лежит соответствующая схема.
Дети получают третью подсказку.
4 задание:«Нарисуй букву с завязанными глазами». Две команды, дети от каждой команды по одному подходят к мольберту, им завязывают глаза, на мольберте рисуют заданную букву: например (буква А). Игра повторяется, выходят следующие участники команд, пишут другие заданные буквы. Игра продолжается, пока все участники не выполнят задание.
Дети получают четвёртый свёрток.
5 задание:«Ремонтная мастерская»
Буквы сломались. Необходимо собрать 3 «сломанных» буквы каждой команде.Дети получают очередную подсказку.
Королева. Молодцы ребята, справились, выполнили все задания!
Клёпа. Ребята, давайте составим наши подсказки! Что же это получилось?
Ириска. Это карта!
Дети и герои идут по маршруту указанному в карте и находят сундук. В сундуке сказочные гласные буквы.
Ириска: Ребята, наше путешествие в страну гласных закончилось, я предлагаю нарисовать на воздушных шариках, что – нибудь смешное, доброе, позитивное, что бы наше пребывание в такой удивительной стране не забылось.
«Весёлые художники»
Дети рисуют на воздушных шарах смайлики (весёлые мордочки).
Ириска: Ребята, нам пора возвращаться, наше путешествие закончилось, давайте попрощаемся с королевой страны гласных.
Клёпа: Берём наши волшебные облака. Полетели!
Дети достают из-под стульев вырезанные облака, встают на них, кладут руки на плечи друг другу и, подпевая песне «Облака» (музыка В. Шаинского, слова В.Козлова), «летят» обратно в детский сад.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте"Путешествие в страну Гласных звуков и букв"
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подгот.группы с нарушениями речи...
Конспект Фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе. На тему: «Путешествие в страну гласных звуков.»
Коррекционно-образовательные задачи: уточнять понятие «гласный звук»,учить различать и четко артикулировать гласные звуки [А,У,И,О,Ы ], определять наличие изолированного гласного звука в словах,...
Путешествие в Страну гласных звуков и букв.
Занятие по подготовке детей к обучению грамоте....
«Путешествие в Страну Гласных Звуков»
Конспект занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей логопедической группы (ОНР)...
конспект занятия в группе компенсирующей направленности с ФФН "Путешествие в страну гласных звуков"
Занятие на закрепление умения четко артикулировать гласные звуки «А», «У», «И», «О», соотносить их с символами и графическим обозначением....
Конспект НОД в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме "Путешествие в страну гласных звуков"
Цель:Учить правильно артикулировать гласные звуки (а, о, и, у); научить определять место гласного звука в словах;Упражнять в придумывании слов с гласными звуками;Учить составлять предложения по картин...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Путешествие в страну гласных звуков и букв" для детей старшего дошкольного возраста.
Итоговое занятие на закрепление артикуляторных и акустических особенностей гласных звуков и букв, обозначающих эти звуки....