Проект "В увлекательной стране гласных"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Смирнова Елена Сергеевна

Когда мы начали изучать буквы,  у детей возникли вопросы: «Чем отличаются звук и буква?», Как отличить гласный звук от согласного? У нас, педагогов, тоже появились вопросы:  «Как в занимательной форме развить фонематический слух у детей, что бы было интересно и понятно?», «Как в игровой форме дать образ буквы, чтобы было легче запомнить ее?». Пришла интересная идея, все детские и взрослые вопросы объединить в один проект «В увлекательной стране гласных».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Проект «В увлекательной стране гласных»

Актуальность:

Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. Одним из направлений коррекционной деятельности учителя - логопеда и воспитателей является создание четких представлений о каждом звуке речи, а также совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Детям с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) для формирования умения выделять фонему из слова, подбирать слова на заданный звук, различать звуковые характеристики фонем необходим коррекционный период с использованием упражнений в занимательной, игровой форме, со звуковой и символической наглядностью.

Когда мы начали изучать буквы,  у детей возникли вопросы: «Чем отличаются звук и буква?», Как отличить гласный звук от согласного?

У нас, педагогов, тоже появились вопросы:  «Как в занимательной форме развить фонематический слух у детей, что бы было интересно и понятно?», «Как в игровой форме дать образ буквы, чтобы было легче запомнить ее?».

 Пришла интересная идея, все детские и взрослые вопросы объединить в один проект «В увлекательной стране гласных».

Тип проекта: Информационно – творческий

 Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) – подготовительная к школе группа.

Продолжительность проекта: краткосрочный  (2 – 16 ноября)

Участники проекта:

 - педагоги,

 -  воспитанники подготовительной группы,

 - родители детей.

Цель: 

Формирование устойчивого познавательного интереса воспитанников для расширения представления о гласных звуках и их графического обозначения –  буквах.

Задачи: 

  • Формировать устойчивый познавательный интерес детей о

графическом обозначении гласных звуков – букве.

  • Развивать речевое творчество детей в процессе сочинительства сказок,

стишков, загадок о гласных звуках и буквах.

  • Формировать диалогическую речь: умение придумывать вопросы и ответы на них.
  • Развивать речевую инициативу и самостоятельность воспитанников.
  • Систематизировать понятия у детей: буква, звук; умение называть слова с заданным звуком в начале, середине, конце слов.
  • Повысить заинтересованность родителей, детей и педагогов в совместной деятельности.
  • Осознание ребенком деятельности, того, каким способом получен результат, какие  встречались затруднения, как они были устранены и что он чувствовал при этом.

Ожидаемые результаты:

Для детей: приобретение социальных навыков, влияние на содержание игровой деятельности детей, получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения заданий.

Для родителей: развитие детско-родительских отношений, повышение компетентности в вопросе подготовки ребенка к школе, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания. 

 Для педагогов: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Этапы реализации проекта

1.Этап

Организационный

1.Осознание проблемной ситуации. Определение цели, задач проекта.

2.Подобор и изучение методической литературы по теме проекта; анализ приёмов и технологий работы по изучению гласных звуков и букв у детей.

3.Подготовка материала к продуктивной деятельности.

4.Разработка методического материала по организованной образовательной деятельности.

5.Подбор информационного материала для реализации проекта через ИКТ:

6.Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха при изучении гласных звуков и букв у дошкольников с ОНР».

7.Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр.

2. Этап

Основной этап

1. НОД «Приключения в звуковом городе», интегрированное НОД «В гостях у АБВГДейки»

2. Фонетические  упражнения, пальчиковые гимнастики, динамические паузы, игры, создание и решение проблемных ситуаций.

3.Конкурсы для детей «Я сделаю букву сам», «Самый творческий чтец», «Моя сказка о гласном звуке».

4.Просмотр познавательных видеороликов «Гласные звуки», «Звуковой город», «Сказка о гласных буквах», аудио сказка «Маша и гласные».

5.Путешествие в виртуальную экскурсию «Библиотека гласных»

6.Чтение произведений

7.Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха при изучении гласных звуков и букв у дошкольников с ОНР».

8.Интеллект  - карты «Я хочу знать».

9. Презентация с игровыми заданиями Пиши – Читая.

Индивидуальные консультации с учителем – логопедом.

3.Этап

                           Заключительный

Квест – игра «В увлекательной стране гласных с Клепой и Ириской».

Фоторепортаж о проделанной работе в реализации проекта.

Творческая мастерская родителей.

                             Практическая значимость проекта

Главная задача проекта – не научить,  а раскрыть потенциальные, творческие способности каждого ребенка. Дети в игровой форме знакомились с гласными звуками и буквами родного языка, знакомство ребенка с буквами  происходила как с добрыми родными существами. Каждая буква в сознании ребенка связывалась  с наглядными образами (у –

улитка, а –  крыша волшебного домика и т.д.), поэтому легко запоминалась как сама буква, так и звук.

Учителем – логопедом и воспитателями были проведены познавательно игровые занятия НОД. На одном из каких занятий дети выполняли различные задания с героями развлекательно – познавательной телепередачи АБВГДейка.

В работе кружка «Ладошки» (дополнительное образование) наши дети осваивали графомоторные навыки, это игры с буквами: Обведи, раскрась, заштрихуй. Найди правильную букву. Выкладывание букв из разных материалов. Задания на развитие логического мышления, внимания и запоминания. Применения развивающих палочек Кюизенера.

Детям очень понравились творческие конкуры «Я сделаю букву сам», «Моя сказка о гласном звуке» основная цель которых - развитие чувства прекрасного, эстетических нравственных качеств, формирование навыков фантазийного преобразования буквы  в весёлых "человечков" которые по замыслу педагогов и детей дружат между собой и поют "волшебные песенки". Интересными  получились буквы, из таких разных материалов: ткань, фоамиран, тестопластика, пуговицы, пряжа разных цветов. Дети рассказывали сказки о своих буквах, а в придумывании  им помогали родители. После проведения конкурса была создана подборка (картотека) сказок и стихов о гласных буквах.

В совместной деятельности с детьми мы много читали, размышляли, искали интересную для нас информацию в интернете, разучивали стихи, решали проблемные ситуации «Буквы поменялись местами», «Потерялся гласный звук», создали интеллект – карты по гласным буквам и звукам. Провели логопедическую  игру-путешествие с использованием мультимедийной презентации «В гостях у Пиши-Читая». В ходе путешествия «По стране гласных», дети с большим удовольствием выполняли задания Пиши-Читая, направленные на формирование фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте.

 В самостоятельной деятельности дети активно использовали трафареты букв, моделирование буквы, при этом, используя различный материал; составляли из разрезных букв слова и звуковые схемы к ним, создавали и разыгрывали сюжеты в режиссерских играх, где главными героями были буквы.

Занимательной страничкой работы над проектом стала квест - игра «В увлекательной стране гласных с Клепой и Ириской», где дети проявили знания, полученные в процессе работы над проектом. Они принимали участие в конкурсе чтецов, выполняли различные задания.

В результате совместной творческой работы появились следующие

 продукты проекта: 

Для детей:

-Рисунки, поделки, интеллект – карты.

-Коллективно придуманная сказка о шести гласных буквах и звуках.

-Книжки самоделки "Мир наших гласных букв и звуков"

-Выставка детских работ " Мы узнали тайны гласных букв"

-Выступление на итоговой квест – игре.

Для педагогов:

-презентация проекта.

Для родителей

Творческая мастерская:

-«Интересная книга гласных».

-Альбомы «О буквах в стихах», «Нужные буквы».

-«Буквы из мультфильмов».

-Игра «Ну – ка буквы встаньте в ряд».

-Игровое пособие «Тайна звукового города»

 Результаты   проекта  «В увлекательной стране гласных»

-У детей сформировалось чёткое  представление о гласных буквах и звуках;

-Родителей стали активно  сотрудничать с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;

-Повысилась заинтересованность, активность, творческого участия родителей в жизни своих детей.

Этот проект значим для всех его участников:

Дети: в ходе проектной деятельности дошкольники приобрели необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность повлияла и на содержание игровой деятельности детей – она стала более разнообразной, сложно структурированной, а сами дети стали интересны друг другу. 

 Педагоги: проектирование заставило педагогов постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменило наше мировоззрение и не допустило применения стандартных, шаблонных действий, требовало ежедневного творческого, личностного роста; продолжение освоения метода проектирования  дало возможность расширить образовательное пространство, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: в ходе проектной деятельности развились и детско-родительские отношения. Ребенок стал интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполнилась богатым содержанием. У детей повысились  потенциальные возможности полноценного развития, в том числе и речевого.

Литература:

  1. Нищева Н.В Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.
  2. Александрова Т.В.  «Живые звуки, или фонетика для дошкольников» ФГОС.  Детство-Пресс, 2018 г.
  3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. — М., 2014 г.
  4. Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников-М: Школа-Пресс, 2010 г.
  5. Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика –СПБ: Детство-Пресс, 2016 г.
  6. Серия «Говорим правильно». «Гласные и согласные» - Киров.: ИП. Бурдина С.В.


Предварительный просмотр:

                                Конспект НОД

                     «Гласные звуки и буквы»

Цель:

Уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова; закрепить понятие о слогообразующей роли гласных; показать смыслоразличительную роль гласных; учить анализу и синтезу; развивать фонематическое восприятие, внимание, память; воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.

Задачи:

1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память.

2. Обобщение знаний о звуковом составе слова.

3. Дифференциация понятий "гласные и согласные звуки".

4. Развитие фонематического анализа и синтеза.

5. Развитие мышления.

Оборудование:

Буквы, запись «Песня кота Леопольда» таблицы, слоговые схемы, волшебный мешочек, предметные картинки (усы, куртка, дым, стол, туфли, санки, дом и.

т.д).

Ход занятия:

Воспитатель: — П… Т… К … X… Что случилось? Дети, пока я вас учила, звуки гласные забыла! Помогите пожалуйста вспомнить гласные звуки.

Звуки гласные мы знаем,

Без труда их различаем.

Вызываем по порядку

Наши звуки на зарядку.

[А] — откройте рот пошире,

Руки в сторону — три, четыре.

[У] — надул капризно губки,

Подними скорее руки!

4. Ребенок:

[О] — округлив побольше губы,

О, прикрыл немного зубы.

Согни руки в колесо,

Получилось хорошо!

[И] — Улыба, весельчак,

Он смеется звонко, так.

Руки в стороны развели

И немного потрясли.

[Ы] — Хоть гласный, но тихоня,

Все зевает он спросонья.

Бок рукою он подпер,

Ногу в сторону отвел,

Другой рукою потянулся

Словно только что проснулся.

[Э] — В задумчивом сомненье,

Он высказывает мнение.

Уважительный я звук,

Поклонюсь я всем вокруг.

Воспитатель:

- А, У, О, Ы, И –

Вот такие все они,

Нет для них нигде преграды.

Петь мы эти звуки рады.

(Дети поют «Песня кота Леопольда» с заданным гласным звуком звуком).

Воспитатель:

- А теперь еще игра

Мяч скорее мне сюда!

Подарю вам звуки я,

Вы вернете мне слова.

Ты подумай, милый друг,

Чтобы был вначале звук.

(Игра с мячом — мяч возвращается воспитателю со словом, начинающимся на заданный звук; А — автобус,  У — улитка и т. д.)

Воспитатель:

Спасибо, дети, вы помогли мне вспомнить гласные звуки, и я хочу с вами поиграть. (Дети садятся на свои места).

Постановка цели занятия.

Воспитатель: — С какими звуками мы сейчас играли? (с гласными).

Воспитатель: — Почему мы их называем гласными? (потому что, когда мы их произносим, воздух через рот проходит свободно).

Игра с волшебным мешочком.

Воспитатель:

-Звуки-хозяева хотят с вами поиграть. Они приготовили для вас задания. Вот волшебный мешочек. В нем спрятались разные предметы, вынимая по одному предмету из мешочка, необходимо сказать его название, выделить и назвать звук, с которого начинается данное слово. Показать нужную букву, соответствующую данному звуку.

Воспитатель: Молодцы ребята сейчас будем отгадывать загадки.

Загадки:

Сам - алый, сахарный;

кафтан - зеленый. бархатный. (Дети-арбуз)

Первый звук А

Длинная и гибкая,

Охотится за рыбками.

Порой пуста, как дудочка,

А петь не может. (Дети-удочка)

Не моторы, а шумят.

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят (Дети-осы).

В узкий глазок вдета тонкая нитка,

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает, и колется колко

А называют кораблик -. (Дети-иголка)

Воспитатель:

- Какие звуки мы назвали? (Гласные). А какие еще звуки бывают) (Согласные) Молодцы!

Физкультминутка:

Воспитатель: 

Хлопаем в ладошки, (дети производят движения в соответствии с текстом)

По ровненькой дорожке

Пусть попляшут наши ножки.

Пусть попляшут наши ножки

По ровненькой дорожке

Устали наши ножки.

Игра «Угадай, что напишу»

Дети встают в кружок.

Воспитатель. Закройте глаза, вытяните вперед ладошку. Какую букву я написала? (Подходит к каждому и «пишет» на его ладошке пальцем букву.)

А теперь откройте глаза и найдите на столе картинку, в названии которой есть этот звук.

Дети выполняют.

Проверяем. Каждый называет свой звук и картинку, а остальные, если согласны, хлопают в ладоши.

Игра: «Гласные звуки»

Дети повторяют движения и текст в след за воспитателем:

Гласных звуков только шесть,

Их легко пропеть, прочесть:

[А] – на Астре расцветает,

[И] – на Иволге летает,

[О] – на Ослике сидит,

[У] – на Улицу глядит,

[Э] – на Эхо отозвался,

[Ы] - во внутрь слов забрался,

СЫром тЫкву закусил

И добавки попросил!

Итог занятия.

Воспитатель: — О чем мы говорили на занятии? (О гласных звуках и буквах).

Итог:

Воспитатель: — Молодцы, дети! Мы сегодня замечательно играли. Занятие закончилось сейчас пойдем гулять.



Предварительный просмотр:

КАК ЗВУКИ НАУЧИЛИСЬ ПРЕВРАЩАТЬСЯ В БУКВЫ
(сказка)

В одной волшебной стране жили звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.

Однажды в этой стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он ведь был волшебником! И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев её, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.

hello_html_682bfed2.jpg

hello_html_7a24905a.png



Предварительный просмотр:

Квест - игра

«В увлекательной стране гласных с Клёпой и Ириской».

Цель:формирование знаний детей дошкольного возраста по теме гласные звуки и буквы в игровой  форме и непринужденной обстановке.

Под весёлую музыку выходят клоун Клёпа и клоунесса Ириска. У Клёпы на носу пятачок, у Ириски на голове рожки. Каждый по-своему приветствует детей: Ириска пожимает всем руки, Клёпа поднимает одну из ног у детей и здоровается за ногу. Клоун и клоунесса замечают друг друга, начинают смеяться. Клёпа от смеха падает на пол и катается на спине.

Клёпа. Ой, не могу! Ой, умора! Ой, держите меня!

Ириска. На себя посмотри! Смехота, да и только!

Клёпа и Ириска смотрят друг на друга и продолжают смеяться.

Клёпа. Что это у тебя на голове, Ириска?

Ириска. А что там?

Клёпа. Вот тебе зеркало, посмотри на себя! (даёт Ириске зеркало)

Ириска смотрится в зеркало, удивляется, передаёт его Клёпе.

Ириска. А теперь погляди на себя!

Клёпа смотрится в зеркало, перестаёт смеяться, удивляется.

Клёпа (испуганно). Ириска, может мы с тобой с утра что-то не то съели? А?

Ириска (задумчиво). Кажется, я поняла, Клёпа, что случилось и почему мы с тобой такие!

Клёпа. Поняла? Говори же поскорее!

Ириска. Где ты был сегодня с утра? А?

Клёпа. Я? В Сказочной стране. И что?

Ириска. И я тоже была в сказочной стране!

Клепа: Здорово!Ребята, в сказочной стране живёт королева гласных, она подарила нам с Ириской волшебный сундучок с сюрпризом, но вот злой Нехочуха украл его у нас. (Клёпа расстроился, плачет)

Ириска. Ребята может, вы нам поможете? А сюрприз мы поделим поровну, Согласны?

Дети: Да!

Ириска.Клёпа, а как же мы сможем найти сундук? Где его искать?

Клёпа. Ой, ребята, смотрите, что я нашёл! (находит карту)

Клёпа, Ириска и дети рассматривают карту «В увлекательной стране гласных».

Ириска.Я поняла, чтобы найти клад, надо выполнить несколько заданий!

Клёпа. Ну, тогда в путь! Путешествие начинается!
Ириска. А отправимся в сказочное путешествие мы с вами на волшебных облаках. Доставайте их и полетели!
Дети достают из-под стульев вырезанные облака, встают на них, кладут руки на плечи друг другу и, подпевая песне «Облака» (музыка В. Шаинского, слова В.Козлова), «летят» в Сказочную страну. 

Детей и героев встречает королева страны гласных.

Королева. К нам пожаловали гости! 
Здравствуйте, мои друзья!
Королева гласных – это я!
Я с буквами дружу,
В гости милости прошу!

А где же ваша карта, как мы будем выполнять задания,и заберем сундучок с сюрпризом.

Клепа. Мы взяли карту с собой, вот она (передает карту Королеве  страны гласных)

1 задание:«Самые ловкие и внимательные»

Шарики разных цветов на всех наклеены буквы гласные или согласные, в корзину надо положить только те шары, на которых есть гласные буквы.

Королева. Молодцы, справились с заданием, вот вам первая подсказка! Отдаёт свёрток детям.

2 задание: «Нарисуй букву из кляксы» (кляксография)

- Ребята, а вы знаете, что с помощью воздуха  можно рисовать. Сейчас мы попробуем нарисовать  гласные буквы. На столах у вас есть краски, альбомные листы, трубочки и вода. Ставим кляксу и с помощью трубочки и воздуха (дуем в трубочку) рисуем из кляксы любую гласную букву.

Дети получают второй свёрток.

3 задание: Игра «Заколдованные схемы»

В четырех обручах лежат схемы для деления слов на слоги. Дети берут любые игрушки, называют их, делят слова на слоги и кладут игрушки в те обручи, где лежит соответствующая схема.

Дети получают третью подсказку.

4 задание:«Нарисуй букву с завязанными глазами». Две команды, дети от каждой команды по одному подходят к мольберту, им  завязывают глаза, на мольберте рисуют заданную букву: например (буква А). Игра повторяется, выходят следующие участники команд, пишут другие заданные буквы. Игра продолжается, пока все участники не выполнят задание.

Дети получают четвёртый свёрток.

5 задание:«Ремонтная мастерская»

Буквы сломались. Необходимо собрать 3 «сломанных» буквы каждой команде.Дети получают очередную подсказку.

Королева. Молодцы ребята, справились, выполнили все задания!

Клёпа. Ребята, давайте составим наши подсказки! Что же это получилось?

Ириска. Это карта!

Дети и герои идут по маршруту указанному в карте и находят сундук. В сундуке сказочные гласные буквы.

Ириска: Ребята, наше путешествие в страну гласных закончилось, я предлагаю нарисовать на воздушных шариках, что – нибудь смешное, доброе, позитивное, что бы наше пребывание в такой удивительной стране не забылось.

«Весёлые художники»

Дети рисуют на воздушных шарах смайлики (весёлые мордочки).

Ириска: Ребята, нам пора возвращаться, наше путешествие закончилось, давайте попрощаемся с королевой страны гласных.

Клёпа: Берём наши волшебные облака. Полетели!  

Дети достают из-под стульев вырезанные облака, встают на них, кладут руки на плечи друг другу и, подпевая песне «Облака» (музыка В. Шаинского, слова В.Козлова), «летят» обратно в детский сад. 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе. На тему: «Путешествие в страну гласных звуков.»

Коррекционно-образовательные задачи: уточнять понятие «гласный звук»,учить различать и четко артикулировать гласные звуки [А,У,И,О,Ы ], определять наличие изолированного гласного звука в словах,...

Путешествие в Страну гласных звуков и букв.

Занятие по подготовке детей  к обучению грамоте....

«Путешествие в Страну Гласных Звуков»

Конспект занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей логопедической группы (ОНР)...

конспект занятия в группе компенсирующей направленности с ФФН "Путешествие в страну гласных звуков"

Занятие на закрепление умения четко артикулировать гласные звуки «А», «У», «И», «О»,  соотносить их с символами и  графическим обозначением....

Конспект НОД в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме "Путешествие в страну гласных звуков"

Цель:Учить правильно артикулировать гласные звуки (а, о, и, у); научить определять место гласного звука в словах;Упражнять в придумывании слов с гласными звуками;Учить составлять предложения по картин...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Путешествие в страну гласных звуков и букв" для детей старшего дошкольного возраста.

Итоговое занятие на закрепление артикуляторных и акустических особенностей гласных звуков и букв, обозначающих эти звуки....