Конспект занятия "Сказки зарубежных писателей"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Старцева Ирина Петровна

Конспект занятия по речевому развитию с элементами ТРИЗ технологии и полихудожественным подходом. Занятие направлено на обобщение знаний детей о сказках зарубежных писателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_zarubezhnyh_pisateley.docx30.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16

 города Болотного Болотнинского района  Новосибирской области

КОНСПЕКТ   ЗАНЯТИЯ  

«Сказки зарубежных писателей»

(старшая  группа)

Автор:  Старцева Ирина Петровна

воспитатель первой квалификационной категории

 г. Болотное

Тема занятия: «Сказки зарубежных писателей»

Цель: обогащение и систематизация знаний детей  о сказках зарубежных писателей:  Шарля Перро,  Братьев Гримм  и Ганса Христиана Андерсена.  

Образовательные:

  • Актуализировать знания детей о сказках зарубежных писателей.
  • Совершенствовать умения  детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и свое собственное, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей.
  •  Совершенствовать умения  детей  эмоционально-чувственному восприятию произведений  искусства.
  • Продолжать учить детей  рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ.

Развивающие: 

  • Развивать   речь  детей  в  разных  видах  деятельности.
  • Продолжать развивать   внимание, мышление, воображение.
  • Развивать желание детей участвовать в совместных игровых действиях.

Воспитательные:

  • Продолжать воспитывать интерес и любовь к сказкам зарубежных писателей.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор,  экран, репродукции картин: « Золушка» американского художника Скотта Густафсона, «Золушка» американской художницы  японского происхождения Кинуко Крафт; фонограммы музыкальных произведений: Г.Гладков- В. Луговой песня  «Спор Маши и Вити о сказках», музыка композитора Игоря Цветкова к мультфильму «Золушка», музыка композитора  Прокофьева С.С. «Вальс. Полночь» из балета «Золушка»;  стихотворение Олеси Емельяновой «Золушка», макет телевизора с пультом; иллюстрации к сказке «Дюймовочка», рамка для картины, ткань, «волшебная палочка», костюмы принца и Золушки, как на репродукциях картин; мольберт, ватман с изображением схем, изображающие героев сказок, клей, кисточки.

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети входят в зал под песню «Спор о сказках» из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Рассаживаются на стульчики.

Воспитатель:

Тихо, тихо рядом сядем-

Сказка входит в этот дом!

В удивительном наряде

Разноцветном, расписном…

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой…

Сказка, музыка, картина

Повели нас за собой.

- Дорогие ребята, о чем это стихотворение?

 (О сказках, музыке, картинах)

Воспитатель:

- И сегодня мы  побываем в волшебном мире  сказок  зарубежных писателей, в мире музыки и картин.

Основная часть (полихудожественный подход).

Воспитатель:

- К нам в гости пришла картина из  сказки, а из какой, вы отгадайте сами. А для этого прослушайте музыкальное произведение.

  (Звучит музыка композитора Игоря Цветкова к мультфильму «Золушка»)  

Воспитатель:

- Вижу, узнали сказку! Скажите, как она называется.

(«Золушка»)

Воспитатель:

-Верно. И эта картина тоже из сказки «Золушка».

(На экране появляется репродукция картины  американского художника Скотта Густафсона « Золушка»)

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите на экран. Это картина  « Золушка»  американского художника Скотта Густафсона.

(Дети рассматривают репродукцию картины.)

Воспитатель:

-Давайте, заглянем в сказку еще раз и  встретимся с ее героями, а поможет нам совершить эту встречу эта же картина. Она решила придти к нам в гости и находится здесь в зале.

(Воспитатель обращает внимание детей на рамку для картины прикрытую тканью, а на экране исчезает изображение картины.)

 Воспитатель:

-Сейчас произойдет волшебство и она «оживет». Я дотронусь до нее «волшебной» палочкой и произнесу слова: «Раз, два, три, картина оживи».

 (За рамкой для картины,  стоят дети: девочка и мальчик. Воспитатель произносит слова и  убирается ткань, а дети изображают героев, как на картине «Золушка» американского художника Скотта Густафсона.

Звучит музыка композитора Игоря Цветкова к мультфильму «Золушка», ребята в костюмах выходят из-за рамки картины и  инсценируют фрагмент   из сказки (принц примеряет туфельку Золушке  и спрашивает ее: «Так ты и есть та самая таинственная незнакомка?». «Золушка» кивает головой в знак согласия.  

Музыка заканчивается,  и ребята уходят за ширму переодеваться. Рамка для картины накрывается тканью, а на экране опять появляется репродукция картины « Золушка»  американского художника Скотта Густафсона.)

Воспитатель:

-Ребята, какое настроение было у вас, когда вы слушали музыку  и рассматривали образы принца и Золушки на картине?

(Ответы детей)

Воспитатель:

 -А у самой Золушке, на ваш взгляд, какое настроение?

 (Ответы детей)

Воспитатель:

-А какое настроение  у принца?

(Ответы детей)

Воспитатель:

-Вот как: и вы, и Золушка,  и принц пережили одинаковое настроение. Но сказали вы о таком настроении по-разному: счастливое,  великолепное, веселое, восторженное,  добродушное, доброе, жизнерадостное,  изумительное,  отличное,   превосходное, прекрасное,  радостное,  светлое,  счастливое, чудесное, лирическое, мечтательное, романтическое.

-А как вы думаете, что помогло нам догадаться об их радостном  настроении?

(Музыка)

Воспитатель:

-Ребята,  посмотрите на экран, и вы увидите еще одну картину из сказки «Золушка» американской художницы  японского происхождения Кинуко Крафт. (Звучит музыка композитора  Прокофьева С.С. «Вальс. Полночь» из балета «Золушка» в сопровождении стихотворения  Олеси Емельяновой  «Золушка» , которое рассказывает  воспитатель.)

В новых туфельках хрустальных,

В платье шелковом до пят

Я танцую в зале бальной,

Принц с меня не сводит взгляд!

Сны, мечты, надежды, грезы –

Всё, чего могла желать,

Исполняется, и сестры

Мне не силах помешать.

Зло, хоть страшное на вид,

Никогда не победит!

Тьму прогонит солнышко!

Принц полюбит Золушку!

 -Ребята, как вы думаете, что могут делать под эту музыку принц и Золушка?

(Танцевать.)

Воспитатель:

-Правильно, танцевать.

 (Снимается ткань с рамки для картин, и дети (принц и Золушка) в других костюмах, как на репродукции картины Кинуко Крафт «Золушка»  танцуют. Как только музыка заканчивается, ребята встают за рамку картины и изображают героев  картины, которая на экране.)

Воспитатель:

-Раз, два, три, картина замри.

(Воспитатель касается  «волшебной»  палочкой до рамки для картин и дети замирают, затем рамку для картины накрывают тканью.)

Воспитатель:

-Ребята, а кто автор сказки «Золушка?

(Шарль Перро)

Воспитатель:

-Какие сказки еще написаны Шарлем Перро? 

(«Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Золушка», «Спящая красавица», «Ослиная шкура», «Рике - Хохолок», «Мальчик с пальчик», «Пряничный домик», «Подарки феи», «Синяя борода».)

Воспитатель:

-Продолжаем путешествовать по волшебному миру сказок. И сейчас поиграем.

Физминутка.

Мы пришли в чудесный лес     (Ходьба на месте.)

В нем много сказок и чудес,      (Развести руки в стороны.)

Слева сосны, справа ели,            (Руки на поясе, повороты влево, вправо.)

Сверху дятел тук да тук.              (Посмотреть  вверх.)

Ты глаза закрой, открой                (Глаза закрыть, открыть.)

И скорей бегом домой.                   (Бег на месте.)

Воспитатель: 

-С какими зарубежными авторами мы с вами еще познакомились?

(Братьями Гримм и Гансом Христианом Андерсеном) 

Воспитатель: 

-Правильно. С Братьями Гримм и Гансом Христианом Андерсеном.

-Какие сказки Братьев Гримм вы знаете?

( «Белоснежка и семь гномов», «Белая змея», «Рапунцель», Король-Дроздовик», «Госпожа метелица», Бременские музыканты, «Храбрый портняжка»)

Воспитатель: 

-Ребята, пока мы с вами рассматривали картины, слушали музыку,  неизвестный художник, на мольберте  нарисовал нам необычные портреты героев сказок Братьев Гримм. Он изобразил их с помощью разных линий.

(Дети рассматривают  линии , изображенные на ватмане.)

Воспитатель: 

 - Какая эта линия?

 (Волнистая линия)

Воспитатель: 

-Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить  такой   линией?

 (Должен быть заботливым, нежным, ласковым, трудолюбивым, добрым.)

Воспитатель: 

-Перечислите героев сказок Братьев Гримм, которые обладают таким характером.

(Дети перечисляют героев сказок.)

Воспитатель: 

-Какая эта линия ?

 ( Ломаная линия.)

Воспитатель: 

-Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой  линией?

(Должен быть злой, бессердечный, жестокий.)

Воспитатель: 

-Перечислите этих героев.

(Дети называют героев сказок.)

Воспитатель: 

-Какая  эта  линия?

 ( Прямая линия.)

Воспитатель: 

-Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой  линией?

(Должен быть сильным, храбрым,  мудрым, отважным.)

Воспитатель: 

-Перечислите их.

(Дети называют героев сказок.)

Воспитатель: 

-Молодцы, вы правильно рассказали о сказочных персонажах и определили, чьи это необычные портреты.   

-Ребята, а какие сказки Ганса Христиана Андерсена вы знаете?

( «Огниво», «Дюймовочка», «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Дикие лебеди», «Гадкий утёнок», «Снежная королева».)

Воспитатель: 

-Молодцы, вы хорошо знаете сказки  потому, что мы много читали и смотрели мультфильмы. Сегодня я предлагаю вам создать свой мультфильм по сказке Ганса Христиана Андерсена. Посмотрите на «кадры»,  которые находятся на столе и скажите, из какой они сказки.

(На столе разложены иллюстрации к сказке «Дюймовочка»)

( «Дюймовочка»)

Воспитатель: 

-Правильно. Ребята, но  произошла неприятность,  я нечаянно кадры рассыпала, и они перепутались. Пожалуйста, разложите их по порядку.

(Дети раскладывают картинки в определенной последовательности.)

Воспитатель: 

-Молодцы, с заданием вы справились, осталось их только склеить между собой и поместить  наш готовый мультфильм в  изготовленный нами телевизор.

Продуктивная деятельность.

(Дети склеивают картинки между собой.)

 Воспитатель: 

-Ребята, давайте посмотрим получившийся мультфильм «Дюймовочка».  Только нужно его озвучить.

(Дети составляют рассказ по иллюстрациям.)

Рефлексия.

Воспитатель: 

-Ребята, что больше всего вам понравилось в волшебном мире сказок, в котором мы с вами побывали? Что нового узнали, услышали, увидели? Какое задание было для вас самым трудным? Какое задание больше всего вам понравилось? Почему? Что вы расскажите дома своим родителям о нашем путешествии в мир музыки, сказок и картин?

 (Ответы детей)

Воспитатель: 

 -Ребята, сказки любят все, потому что они всегда хорошо заканчиваются: добро всегда побеждает зло.  Сказка может нас многому научить, развеселить, создать хорошее настроение. Читайте с мамами, папами, бабушками, дедушками не только русские народные сказки, но продолжайте знакомиться со сказками зарубежных писателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зарубежные писатели сказочники.

1. Познакомить детей с жизнью и творчеством зарубежных писателей, углубить знания по теме.        2.Способствовать формированию ...

Путешествие по сказкам зарубежных писателей

Данная викторина предназначена для воспитателей ДОУ в качестве пособия в работе с дошкольниками 6-7 лет....

Конспект внеклассного занятия "Писатели детям"

Занятие в виде викторины по произведениям  детских писателей - Чарушин, Чуковский, Барто, Маршак, Сутеев....

ПРОЕКТ «Книжкина неделя» в средней группе на тему: «Творчество зарубежных писателей» ( Юя и Томас Висландер , Свен Нурдквист)

ПРОЕКТ «Книжкина неделя» в средней группе на тему:  «Творчество зарубежных писателей»( Юя и Томас Висландер , Свен Нурдквист)...

Альбом "Зарубежные писатели и поэты детям"

В альбоме "Зарубежные писатели и поэты детям" собраны портреты и краткая биография поэтов и писателей....

Познавательный проект в подготовительной группе «Зарубежные писатели детям».

Познавательный  проект  в подготовительной группе«Зарубежные писатели детям»....

Портреты русских и зарубежных писателей

Для вашей картотеки представлены портреты отечественных и зарубежных писателей...