Конспект занятия "Сказки зарубежных писателей"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по речевому развитию с элементами ТРИЗ технологии и полихудожественным подходом. Занятие направлено на обобщение знаний детей о сказках зарубежных писателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_zarubezhnyh_pisateley.docx | 30.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16
города Болотного Болотнинского района Новосибирской области
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«Сказки зарубежных писателей»
(старшая группа)
Автор: Старцева Ирина Петровна
воспитатель первой квалификационной категории
г. Болотное
Тема занятия: «Сказки зарубежных писателей»
Цель: обогащение и систематизация знаний детей о сказках зарубежных писателей: Шарля Перро, Братьев Гримм и Ганса Христиана Андерсена.
Образовательные:
- Актуализировать знания детей о сказках зарубежных писателей.
- Совершенствовать умения детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и свое собственное, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей.
- Совершенствовать умения детей эмоционально-чувственному восприятию произведений искусства.
- Продолжать учить детей рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ.
Развивающие:
- Развивать речь детей в разных видах деятельности.
- Продолжать развивать внимание, мышление, воображение.
- Развивать желание детей участвовать в совместных игровых действиях.
Воспитательные:
- Продолжать воспитывать интерес и любовь к сказкам зарубежных писателей.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, репродукции картин: « Золушка» американского художника Скотта Густафсона, «Золушка» американской художницы японского происхождения Кинуко Крафт; фонограммы музыкальных произведений: Г.Гладков- В. Луговой песня «Спор Маши и Вити о сказках», музыка композитора Игоря Цветкова к мультфильму «Золушка», музыка композитора Прокофьева С.С. «Вальс. Полночь» из балета «Золушка»; стихотворение Олеси Емельяновой «Золушка», макет телевизора с пультом; иллюстрации к сказке «Дюймовочка», рамка для картины, ткань, «волшебная палочка», костюмы принца и Золушки, как на репродукциях картин; мольберт, ватман с изображением схем, изображающие героев сказок, клей, кисточки.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети входят в зал под песню «Спор о сказках» из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Рассаживаются на стульчики.
Воспитатель:
Тихо, тихо рядом сядем-
Сказка входит в этот дом!
В удивительном наряде
Разноцветном, расписном…
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой…
Сказка, музыка, картина
Повели нас за собой.
- Дорогие ребята, о чем это стихотворение?
(О сказках, музыке, картинах)
Воспитатель:
- И сегодня мы побываем в волшебном мире сказок зарубежных писателей, в мире музыки и картин.
Основная часть (полихудожественный подход).
Воспитатель:
- К нам в гости пришла картина из сказки, а из какой, вы отгадайте сами. А для этого прослушайте музыкальное произведение.
(Звучит музыка композитора Игоря Цветкова к мультфильму «Золушка»)
Воспитатель:
- Вижу, узнали сказку! Скажите, как она называется.
(«Золушка»)
Воспитатель:
-Верно. И эта картина тоже из сказки «Золушка».
(На экране появляется репродукция картины американского художника Скотта Густафсона « Золушка»)
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на экран. Это картина « Золушка» американского художника Скотта Густафсона.
(Дети рассматривают репродукцию картины.)
Воспитатель:
-Давайте, заглянем в сказку еще раз и встретимся с ее героями, а поможет нам совершить эту встречу эта же картина. Она решила придти к нам в гости и находится здесь в зале.
(Воспитатель обращает внимание детей на рамку для картины прикрытую тканью, а на экране исчезает изображение картины.)
Воспитатель:
-Сейчас произойдет волшебство и она «оживет». Я дотронусь до нее «волшебной» палочкой и произнесу слова: «Раз, два, три, картина оживи».
(За рамкой для картины, стоят дети: девочка и мальчик. Воспитатель произносит слова и убирается ткань, а дети изображают героев, как на картине «Золушка» американского художника Скотта Густафсона.
Звучит музыка композитора Игоря Цветкова к мультфильму «Золушка», ребята в костюмах выходят из-за рамки картины и инсценируют фрагмент из сказки (принц примеряет туфельку Золушке и спрашивает ее: «Так ты и есть та самая таинственная незнакомка?». «Золушка» кивает головой в знак согласия.
Музыка заканчивается, и ребята уходят за ширму переодеваться. Рамка для картины накрывается тканью, а на экране опять появляется репродукция картины « Золушка» американского художника Скотта Густафсона.)
Воспитатель:
-Ребята, какое настроение было у вас, когда вы слушали музыку и рассматривали образы принца и Золушки на картине?
(Ответы детей)
Воспитатель:
-А у самой Золушке, на ваш взгляд, какое настроение?
(Ответы детей)
Воспитатель:
-А какое настроение у принца?
(Ответы детей)
Воспитатель:
-Вот как: и вы, и Золушка, и принц пережили одинаковое настроение. Но сказали вы о таком настроении по-разному: счастливое, великолепное, веселое, восторженное, добродушное, доброе, жизнерадостное, изумительное, отличное, превосходное, прекрасное, радостное, светлое, счастливое, чудесное, лирическое, мечтательное, романтическое.
-А как вы думаете, что помогло нам догадаться об их радостном настроении?
(Музыка)
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите на экран, и вы увидите еще одну картину из сказки «Золушка» американской художницы японского происхождения Кинуко Крафт. (Звучит музыка композитора Прокофьева С.С. «Вальс. Полночь» из балета «Золушка» в сопровождении стихотворения Олеси Емельяновой «Золушка» , которое рассказывает воспитатель.)
В новых туфельках хрустальных, | |
В платье шелковом до пят | |
Я танцую в зале бальной, Принц с меня не сводит взгляд! | |
Сны, мечты, надежды, грезы – Всё, чего могла желать, Исполняется, и сестры Мне не силах помешать. | |
Зло, хоть страшное на вид, Никогда не победит! | |
Тьму прогонит солнышко! | |
Принц полюбит Золушку! |
-Ребята, как вы думаете, что могут делать под эту музыку принц и Золушка?
(Танцевать.)
Воспитатель:
-Правильно, танцевать.
(Снимается ткань с рамки для картин, и дети (принц и Золушка) в других костюмах, как на репродукции картины Кинуко Крафт «Золушка» танцуют. Как только музыка заканчивается, ребята встают за рамку картины и изображают героев картины, которая на экране.)
Воспитатель:
-Раз, два, три, картина замри.
(Воспитатель касается «волшебной» палочкой до рамки для картин и дети замирают, затем рамку для картины накрывают тканью.)
Воспитатель:
-Ребята, а кто автор сказки «Золушка?
(Шарль Перро)
Воспитатель:
-Какие сказки еще написаны Шарлем Перро?
(«Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Золушка», «Спящая красавица», «Ослиная шкура», «Рике - Хохолок», «Мальчик с пальчик», «Пряничный домик», «Подарки феи», «Синяя борода».)
Воспитатель:
-Продолжаем путешествовать по волшебному миру сказок. И сейчас поиграем.
Физминутка.
Мы пришли в чудесный лес (Ходьба на месте.)
В нем много сказок и чудес, (Развести руки в стороны.)
Слева сосны, справа ели, (Руки на поясе, повороты влево, вправо.)
Сверху дятел тук да тук. (Посмотреть вверх.)
Ты глаза закрой, открой (Глаза закрыть, открыть.)
И скорей бегом домой. (Бег на месте.)
Воспитатель:
-С какими зарубежными авторами мы с вами еще познакомились?
(Братьями Гримм и Гансом Христианом Андерсеном)
Воспитатель:
-Правильно. С Братьями Гримм и Гансом Христианом Андерсеном.
-Какие сказки Братьев Гримм вы знаете?
( «Белоснежка и семь гномов», «Белая змея», «Рапунцель», Король-Дроздовик», «Госпожа метелица», Бременские музыканты, «Храбрый портняжка»)
Воспитатель:
-Ребята, пока мы с вами рассматривали картины, слушали музыку, неизвестный художник, на мольберте нарисовал нам необычные портреты героев сказок Братьев Гримм. Он изобразил их с помощью разных линий.
(Дети рассматривают линии , изображенные на ватмане.)
Воспитатель:
- Какая эта линия?
(Волнистая линия)
Воспитатель:
-Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой линией?
(Должен быть заботливым, нежным, ласковым, трудолюбивым, добрым.)
Воспитатель:
-Перечислите героев сказок Братьев Гримм, которые обладают таким характером.
(Дети перечисляют героев сказок.)
Воспитатель:
-Какая эта линия ?
( Ломаная линия.)
Воспитатель:
-Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой линией?
(Должен быть злой, бессердечный, жестокий.)
Воспитатель:
-Перечислите этих героев.
(Дети называют героев сказок.)
Воспитатель:
-Какая эта линия?
( Прямая линия.)
Воспитатель:
-Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой линией?
(Должен быть сильным, храбрым, мудрым, отважным.)
Воспитатель:
-Перечислите их.
(Дети называют героев сказок.)
Воспитатель:
-Молодцы, вы правильно рассказали о сказочных персонажах и определили, чьи это необычные портреты.
-Ребята, а какие сказки Ганса Христиана Андерсена вы знаете?
( «Огниво», «Дюймовочка», «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Дикие лебеди», «Гадкий утёнок», «Снежная королева».)
Воспитатель:
-Молодцы, вы хорошо знаете сказки потому, что мы много читали и смотрели мультфильмы. Сегодня я предлагаю вам создать свой мультфильм по сказке Ганса Христиана Андерсена. Посмотрите на «кадры», которые находятся на столе и скажите, из какой они сказки.
(На столе разложены иллюстрации к сказке «Дюймовочка»)
( «Дюймовочка»)
Воспитатель:
-Правильно. Ребята, но произошла неприятность, я нечаянно кадры рассыпала, и они перепутались. Пожалуйста, разложите их по порядку.
(Дети раскладывают картинки в определенной последовательности.)
Воспитатель:
-Молодцы, с заданием вы справились, осталось их только склеить между собой и поместить наш готовый мультфильм в изготовленный нами телевизор.
Продуктивная деятельность.
(Дети склеивают картинки между собой.)
Воспитатель:
-Ребята, давайте посмотрим получившийся мультфильм «Дюймовочка». Только нужно его озвучить.
(Дети составляют рассказ по иллюстрациям.)
Рефлексия.
Воспитатель:
-Ребята, что больше всего вам понравилось в волшебном мире сказок, в котором мы с вами побывали? Что нового узнали, услышали, увидели? Какое задание было для вас самым трудным? Какое задание больше всего вам понравилось? Почему? Что вы расскажите дома своим родителям о нашем путешествии в мир музыки, сказок и картин?
(Ответы детей)
Воспитатель:
-Ребята, сказки любят все, потому что они всегда хорошо заканчиваются: добро всегда побеждает зло. Сказка может нас многому научить, развеселить, создать хорошее настроение. Читайте с мамами, папами, бабушками, дедушками не только русские народные сказки, но продолжайте знакомиться со сказками зарубежных писателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание детей Старшего дошкольного возраста по средствам руских народных, зарубежных сказок и произведенийотечественных и зарубежных писателей
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. ...
Зарубежные писатели сказочники.
1. Познакомить детей с жизнью и творчеством зарубежных писателей, углубить знания по теме. 2.Способствовать формированию ...
Путешествие по сказкам зарубежных писателей
Данная викторина предназначена для воспитателей ДОУ в качестве пособия в работе с дошкольниками 6-7 лет....
ПРОЕКТ «Книжкина неделя» в средней группе на тему: «Творчество зарубежных писателей» ( Юя и Томас Висландер , Свен Нурдквист)
ПРОЕКТ «Книжкина неделя» в средней группе на тему: «Творчество зарубежных писателей»( Юя и Томас Висландер , Свен Нурдквист)...
Альбом "Зарубежные писатели и поэты детям"
В альбоме "Зарубежные писатели и поэты детям" собраны портреты и краткая биография поэтов и писателей....
Познавательный проект в подготовительной группе «Зарубежные писатели детям».
Познавательный проект в подготовительной группе«Зарубежные писатели детям»....
Портреты русских и зарубежных писателей
Для вашей картотеки представлены портреты отечественных и зарубежных писателей...