Логопедическая работа по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи
статья по развитию речи (подготовительная группа)
Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Эмоциональная лексика является частью лексикона и способствует более точному осознанию и описанию настроений, чувств, переживаний человека, лучшей оценке происходящих событий, а также решению коммуникативных задач [4, с.67]. Впервые проблема обогащения речи детей эмоциональной лексикой была поставлена в начале 80-х годов XX века в работах М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной. Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Н.В. Симонова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина предложили основные направления формирования словаря у детей с нарушениями речи, разработали методические рекомендации, способствующие формированию лексики у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья про развитие эмоциональной речи | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая работа по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи
Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Эмоциональная лексика является частью лексикона и способствует более точному осознанию и описанию настроений, чувств, переживаний человека, лучшей оценке происходящих событий, а также решению коммуникативных задач [4, с.67]. Впервые проблема обогащения речи детей эмоциональной лексикой была поставлена в начале 80-х годов XX века в работах М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной. Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Н.В. Симонова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина предложили основные направления формирования словаря у детей с нарушениями речи, разработали методические рекомендации, способствующие формированию лексики у детей.
Е. М. Галкина-Федорук [2, с.18] выделяет три группы эмоциональной лексики:
1) слова, выражающие чувства, переживаемые самим говорящим {отвращение, брезгливость, злость, любовь, ненависть и т. п.);
2) слова, выражающие лексическую оценку явления с точки зрения говорящего (добрый, злой, жестокий и т. п.);
3) слова, в которых понятие о чувстве обозначается не лексически, а посредством суффиксов или приставок эмоциональной оценки (цветочек, разудаленький, здоровущий и т. п.).
Целью нашей работы по формированию эмоциональной лексики у детей с ОНР, является не только развитие понимания чувств говорящего, понимание слов-оценок, но и развитие умения использовать эмоциональную лексику в собственной речи. Данная цель могут решаться в процессе логопедических занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. Для повышения продуктивности усвоения вербального материала на занятиях нами используется наглядный материал: картинки, фотографии, пиктограммы, цветообозначения и изменение насыщенности цвета.
На занятиях также мы используем игры и упражнения: «Скажи по-другому» (плохо-хорошо, добрый-злой), «Я начну, а ты продолжи», «Кто больше придумает слов» (ласковых слов, слова уменьшительно-ласкательными суффиксами), «Слова-приятели» (смелый, отважный и др), «Истории в картинках», «Составь предложения», «Прочитай письмо», «Скажи наоборот», «Назови ласково» (стол-столик, дочь-доченька), «Карлики и великаны», «Про кого (что) можно сказать»(славный, милый, добрый) , «Похожие слова» (большой, огромный, здоровущий), (ребенок изображает «зло», «добро», «грусть», «радость»), «Собери рассказ» и др.
Таким образом, развитие эмоциональной лексики требует систематической работы, которая включает в себя основной ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игру. Игры следует включать в непосредственно образовательную деятельность, в свободную деятельность детей и индивидуальную деятельность логопеда с детьми.
1. Безрукова О.А Формирование системных лексических представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи. М.: Владос, 2001.
2. Галкина-Федорук Е. М., Горшкова К. В., Шанский Н. М. Современный русский язык. М.: Учпедгиз, 1957.
3. Дель С.В. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи /С.В. Дель, Д.В. Нечаева // Логопед в дет. саду.
4. Кондратенко И.Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста / И.Ю. Кондратенко // Дефектология. — 2003. — № 3. — С. 56—69.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Проектирование педагогической системы, которая позволит обогатить процесс речевой коммуникации за счёт овладения детьми с ОНР эмоциональной лексикой посредством организованной систематической поэтапно...
Использование наглядного моделирования в логопедической работе как основы развития умственных способностей детей с общим недоразвитием речи
представлена попытка систематизации работы по наглядному моделированию в логопедической практике по преодолению ОНР у дошкольников на основе анализа сущности и способов моделирования речевых проявлени...
Особенности формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи.
В настоящее время формированию лексики у детей с общим недоразвитием речи придается большое значение. Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения его гр...
Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи
Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Наглядные модели в формировании эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
Методическая разработка на тему: "Наглядные модели в формировании эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста"...
Методическая разработка:"Логопедическая работа над формированием слоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи"
Методическая разработка:"Логопедическая работа над формированием слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи" Подготовила:учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с №65 Выборгс...
Формирование эмоционального интеллекта у детей с общим недоразвитием речи
Формирование эмоционального интеллекта у детей с общим недоразвитием речи. Этапы работы....