Формирование эмоционального интеллекта у детей с общим недоразвитием речи
статья по логопедии

Вальдман  Нина Сергеевна

Формирование эмоционального интеллекта у детей с общим недоразвитием речи. Этапы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emotsionalnyy_intellekt.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Особое значение формирование эмоционального интеллекта имеет для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 Для детей этой категории характерны следующие общие особенности: недостаточность словарного запаса; аграмматичное построение фразы; недостатки в выражении эмоционально-смыслового высказывания; проявления гипомимии, проявляющиеся в трудностях выражения на лице эмоциональных состояний.

 Дети с ОНР испытывают трудности в употреблении синонимов и антонимов; конкретные слова-определения заменяют более широкими и общеупотребительными словами (веселая, добрая, ласковая — «хорошая»); могут заменять названия признаков названиями действий и наоборот (испуганная — испугалась).

 Дети с речевыми нарушениями пользуются в основном общеизвестными, наиболее распространенными словами и выражениями. Эмоционально-экспрессивная лексика используется ими достаточно выборочно и фрагментарно, они с трудом дифференцируют и описывают эмоциональные состояния, как свои, как и эмоциональные состояния героев литературных произведений, картин. Детям с речевыми нарушениями трудно не только мимическими средствами передать страх, удивление, гнев, но и эмоционально адекватно выразить свое высказывание. Их речь интонационно монотонная и лексически не выразительная.

Связная речь у детей с ОНР также развита недостаточно. Они с трудом составляют рассказ об игрушке, предмете, из личного опыта. Их рассказы отличаются непоследовательностью, неточностью, зачастую просто перечисляя события или действия. Эмоциональное оценивание действий, поступков героев в рассказах детей минимизированы или вовсе отсутствуют. Работа по формированию основ эмоционального интеллекта у дошкольников с ОНР начинается с актуализации их лексического запаса. Эта работа включает в себя несколько этапов:  уточнение и формирование эмоциональной лексики — работа по словообразованию и словоизменению (образование слов с уменьшительно-ласкательным значением и значением увеличения; образование синонимов и антонимов; превосходной степени прилагательных и т.д.);

  включение изученных слов в словосочетания и предложения; 

 изучение и уточнение эмоциональных состояний, умение их передавать, способности понимать свои чувства и чувства других людей;

 формирование интонационной стороны речи;

 развитие связной монологической и, особенно, диалогической форм речи. 

В процессе коррекционно-развивающей деятельности происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Возрастает потребность сознавать и контролировать свои эмоции, что в конечном итоге ведет к становлению эмоциональной сферы и представляет собой, к началу младшего школьного возраста, процесс развития основных элементов эмоционального интеллекта.

I. Словообразование существительных с уменьшительным значением.

«Большой и маленький»

Цель: упражнять в словообразовании существительных с уменьшительными суффиксами..

Материал: Кукла, одежда, посуда, мебель.

Описание: педагог предлагает детям пригласить в гости куклу, она маленькая, называет ее «куколка». Дети рассматривают куклу и называют ласково части тела, одежды куклы, посуду, мебель, которая предназначена для куклы

«Скажи ласково»

Цель: упражнять в употреблении существительных с уменьшительным значением.

Материал: предметные картинки: лиса, заяц, белка, корова, ворона, сорока, воробей, трава…

Описание: на столе лежат перевернутые вниз изображением картинки, дети подходят, берут картинку, называют слово ласково и забирают картинку

«Ласковые имена»

Цель: Упражнять в словообразовании с использование уменьшительных суффиксов по аналогии.

Материал:  цветок из бумаги.

Описание: педагог предлагает поиграть в игру и назвать друг друга ласково, дает образец, называя «Сашенька» и дает ему цветок. Следующий ребенок называет ласково какого-нибудь ребенка и отдает ему цветок.

«Ласковые дети»

Цель: та же.

Материал: мяч.

Описание: Дети стоят в кругу, педагог в центре.

                         Мяч лови, мяч бросай

                         И словечко приласкай.

Педагог называет слова: рука, нога, голова, трава, лиса, хлеб, камень, дорога, мама, бабушка, дедушка, зима…

II.  Подбор антонимов.

 « Покажи наоборот»

Цель:  Учить противопоставлять различные эмоциональные состояния и настроения. Расширять словарь прилагательных.

Описание: Педагог предлагает детям поиграть в игру наоборот, он им предлагает изобразить веселую девочку или мальчика, затем наоборот, злого Карабаса-Барабаса, наоборот доброго Айболита, показать старенького дедушку и молодого солдата, трусливого зайца и храброго льва,

«Подбери картинку наоборот»

Цель: Упражнять в установлении антонимических отношений. Развивать внимание.

Материал:  предметные картинки с изображением веселой девочки, грустной девочки, веселого мальчика, грустного мальчика, злого волка, доброго волка…

Описание: Педагог раздает детям картинки по одной из пары. Называет: «У меня грустная девочка, у кого наоборот?» ребенок называет и показывает картинку.

«Вредный Буратино»

Цель: учить детей устанавливать антонимические отношения.

Материал: игрушка Буратино.

Описание: в гости к детям приходит Буратино. Педагог рассказывает, что он очень вредный и делает и говорит все наоборот. Педагог предлагает сказать детям слова, а Буратино будет говорить все наоборот:

Большой – маленький,

Толстый – тонкий,

Веселый- грустный,

Радостный – грустный,

Злой – добрый,

Храбрый – трусливый,

Старый – молодой,

Детям предлагают превратиться в вредного Буратино. Дети подбирают антонимы к предложенным словам.

«Слова-неприятели»

Цель: Упражнять в подборе антонимов к словам с оценочным значением.

Материал: мяч.

Описание: педагог бросает ребенку мяч и просит назвать слова-непрятели, предварительно разбирается значение слова непрятели.

Грустный –

Радостный-

Злой –

Веселый –

Сильный –

Храбрый –

Слабый –

Трусливый –

Смелый –

Хороший –

Чистый –

III. Подбор синонимов.

«Слова-приятели»

Цель:  учить выбирать из предложенных слов, слова со сходным значением.

Описание: Детям предлагают выбрать из 3 слов 2 слова- приятеля. Разбирается значение слова приятели.

Грустный, печальный, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый.

Слабый, неловкий, неуклюжий.

Большой, красивый, огромный.

Веселый, радостный, хороший.

Плохой, злой, сердитый.

Трусливый, маленький, пугливый.

«Скажи по-другому»

Цель: упражнять в подборе  синонимов.

Описание: Педагог предлагает детям назвать слово по-другому.

Грустный –

Радостный-

Злой –

Веселый –

Сильный –

Храбрый –

Слабый –

Трусливый –

Смелый –

Хороший –

Чистый –

Удивленный -

                            Заключительный этап.

 Цель: Актуализация эмоциональной лексики в речи детей.

Задачи:

  1. Закрепление эмоциональной лексики.
  2. Активизация эмоциональной лексики в словосочетаниях и предложениях.

«Подбери слово»

Цель: Закрепить понимание и употребление оценочных прилагательных в речи. Упражнять в согласовании прилагательных с существительным в роде.

Описание: Педагог предлагает детям сказать, про кого можно сказать

Веселый ( мальчик, зайчик, щенок)

Веселая (девочка, белочка, бабочка, птичка…)

Грустный

Грустная

Смелый

Смелая

Трусливый

Трусливая

Злой

Злая

Испуганный

Испуганная

Удивленный

Удивленная

«Закончи предложение»

Цель: практическое употребление в речи слов-антонимов. Развивать мышление, память.

Описание: ребенку предлагается закончить предложение, повторить его и назвать слова – неприятели.

Слон большой, а комар…

Золушка добрая, а мачеха…

Дедушка старый, а внук…

Лев смелый, а заяц…

Айболит добрый, а Бармалей …

Сегодня мне весело, а вчера было…

        «Скажи наоборот»

Цель: активизация антонимов в предложениях.

Описание: Педагог приглашает в гости Буратино, он играет с детьми. Педагог составляют предложения, а Буратино  говорит наоборот. Затем з Буратино помогают дети.

Злой волк идет по лесу.  Добрый волк идет по лесу.

Веселая девочка собирает грибы.-

Трусливый зайчик спрятался за елкой.-

Радостный мальчик играет у дома.

Печальный волк сидит на поляне.

«Скажи по-другому»

Цель: Активизировать в речи синонимы.

Описание: Педагог предлагает детям предложение и просит сказать по другому:

Веселый мальчик играет в мяч. Радостный мальчик играет в мяч.

Грустная девочка сидит на скамеечке. (печальная)

Трусливый щенок сидит в ящике. (пугливый)

Злой волк бегает по лесу. (сердитый)

Радостная белочка нашла гриб. (веселая)

Печальный Буратино шел по мосту.(грустный)

Удивленный мальчик  остановился, увидев радугу. (изумленный)

«Исправь ошибку»

Цель:  Закреплять понимание и  употребление в речи слов эмоциональной лексики.

Развивать слуховое внимание, умение замечать ошибки в чужой речи.

Описание:   В гости к детям приходит Незнайка, он начинает рассказывать, какие он составил предложения. Дети слушают и исправляют ошибки Незнайки.

Гарусная девочка весело играла.

Радостный мальчик сидел и плакал.

Трусливый лев гордо ходил по лесу.

Храбрый заяц спрятался в кустах.

Расстроенная мама весело улыбалась.

Молодой дедушка медленно поднимался по лестнице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ

В статье приведены способы формирования грамматически правильной речи у старших дошкольников с ОНР...

Использование наглядности в формировании связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Статистика многих исследований предвещает нам угрозу надвигающейся языковой катастрофы. Конечным результатом обучения языку яв...

Презентация опыта работы по теме: "Формирование фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения"

¨Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи  через дидактические игры и игровые ...

Формирование предметного словаря у детей с общим недоразвитием речи.

Формирование предметного словаря у детей с общим недоразвитием речи.Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активно...

Наглядные модели в формировании эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Методическая разработка на тему: "Наглядные модели в формировании эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста"...

Логопедическая работа по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Эмоциональная лексика является частью лексикона и способствует более точному осознанию и описанию...