Конспект НОД по развитию речи. Осень
план-конспект занятия по развитию речи
Конспект НОД по развитию речи. Осень
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ МО г. Нягань Детский сад № 10 «Дубравушка»
Конспект НОД
по развитию речи на тему:
«Осень. Деревья.»
Воспитатель:
Миронова Е.А.
подготовительная группа
Цель: Обобщать и систематизировать знания детей об осени. Учить различать породы деревьев. Продолжать учить решать противоречия. Устанавливать связи между явлениями природы.
Развивать наблюдательность, речь детей, умение обосновывать свои ответы.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Словарь:
- Существительные: солнце, дождь, листья, деревья, леса.
- Прилагательное: яркое, теплое, искристое, ласковое, жгучее, южное, северное,
проливной, моросящий, осенний, косой, унылый, березовый, дубовый, кленовый, рябиновый, хвойные, лиственные, смешанные.
- Глаголы: светит, греет, жгет, идет, льет, моросит, капает, желтеют, краснеют, опадают, осыпаются, вянут, облетают, шуршат.
Материал: загадки, иллюстрации с изображением лиственного, хвойного, смешанных лесов, карточки с изображением листьев.
- Организационный момент. Пальчиковая игра: «Осенний букет»
Дыхательное упражнение: «Осенние листики».
II.Сообщение темы занятия.
Ребята, давайте совершим путешествие в природу.
- Какое сейчас время года?
- Какая на улице погода?
- Назови осенние месяцы?
1. Первая остановка «Солнечная»
Какое солнце сейчас?
(Солнце не яркое. Летом оно грело, а сейчас не греет. Солнце меньше находится на небе, чем летом, и поэтому стало меньше греть. Меньше оно светит, потому-то дни стали короче, а ночи длиннее. Зимой солнце будет светить, и греть еще меньше. Если бы солнце светило всегда одинаково, то не было бы осени, зимы и весны)
Вопросы:
- Какое солнце было летом?
- Что стало с солнцем?
- Почему оно стало хуже греть?
- Почему оно меньше светит?
- Какое солнце будет зимой?
- Что было бы, если бы солнце светило всегда?
Задание:
Придумаем определения к слову «солнце».
Солнце – яркое, теплое, искристое, ласковое, жгучее, южное, северное.
2.Вторая остановка: «Дождливая»
Вопросы к детям:
- Какой бывает дождь?
- На что похож дождь?
- Какой дождь бывает осенью?
- Какой дождь бывает зимой?
(Дождь бывает разный. Летом идут веселые, грибные, слепые дожди. Осенью дождь моросящий, затяжной, холодный. А зимой дождь превращается в снег.)
Задание:
Придумаем определения к слову «дождь»
Дождь – проливной, моросящий, промозглый, холодный, осенний, косой, унылый.
III. Физминутка. Игра: «Деревцо»
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше, выше.
(Воспитатель – ветер, дети- деревья.
В конце игры листья опадают, и ветер собирает их в кучу.)
3. Третья остановка: «Лиственная»
Загадки:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень)
Висят на ветке
Золотые монетки.
(Осень)
Что же это за девица?
Не гивея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Елка)
Никто не пугает,
А вся дрожит.
(Осина)
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок.
(Лиственница)
Вспомним название деревьев.
Какие деревья вы знаете?
(береза, ива, дуб, клен, рябина)
Что общего у всех этих деревьев?
(ствол, ветки, листья, корни)
Чем деревья отличаются друг от друга?
(формой листьев, цветом коры, толщиной ствола).
- Игра: «Найди такой же листочек»
(березовый, ивовый, дубовый, кленовый, рябиновый)
- Игра: «Что пропало»
(Перед детьми раскладываются картинки с изображением листьев. Просим заполнить их. Ребенок отворачивается, взрослый убирает одну картинку. Ребенок должен сказать, какой лист убрали).
- Игра: «Назови листья»
(Образование относительных прилагательных)
У клена…..кленовые;
У березы…березовые;
У ивы…..ивовые;
У рябины….рябиновые;
У дуба……дубовые.
- Игра: «Подбери нужное слово»
Льет, моросит, капает… (дождь)
Краснеют, желтеют, опадают….(листья)
- Игра: «Что лишнее и почему?»
Дуб, рябина, осень, осина.
- Игра: «Продолжи предложения»
Осенью сбрасывают листья дубы…(клены, тополя, ивы, березы, клены).
Всю зиму остаются зелеными сосны….(пихты, ели, кедры).
- Игра: «Объясни словечко»
Разноцветные, листопад, проливной.
- Игра: «Исправь предложение»
На клене желтеют березовые листья.
- Глаголы:
Листья – желтеют, краснеют, опадают, вянут, осыпаются, шуршат, шелестят.
- Прилагательные:
Листья - желтые, красные, сухие, мокрые, холодные, осенние.
- Игра: «Сосчитай листочки»
(Согласование числительных с прилагательными и существительными)
Один дубовый листочек, два дубовых листочка, пять дубовых листочков.
- какие красивые листья: желтые, красные.
Вопросы:
- Почему они такие?
- Какие были летом? Какие весной?
- Что с ними будет, когда зима придет?
- Почему листья желтеют?
- Почему листья облетают? (Готовься к зиме)
- Что будет, если листья не пожелтеют и не опадут с деревьев на зиму?
- С чем можно сравнить осенние листья?
- Как называется явление, когда падают листья? (Листопад)
- На какие группы делятся деревья? (Хвойные, лиственные)
- С каких деревьев не опадает листва? (С хвойных)
- Чем отличается дерево от кустарника?
Леса бывают разные:
- Если в них растут деревья, ветви которых покрыты листочками, то лес называют лиственным.
- Лес, где растут сосны, кедры, ели, пихты, лиственницы называют хвойным.
Как вы думаете, почему у этих лесов такое название?
- Бывают леса смешанные, когда встречаются все деревья: и хвойные, и лиственные.
4. Четвертая остановка: «Осенняя»
На этой остановке мы с вами постараемся понять, что происходит с природой, когда приходит осень.
Вопросы к детям:
- С чего начинается осень?
(солнышко начинает меньше светить, становится холоднее).
- Как изменяется долгота дня?
(меньше светит солнце, день становится короче)
- Что приходит к нам с холодами?
(начинают желтеть и облетать листья с деревьев, исчезают насекомые)
- Что происходит, когда исчезают все насекомые?
(птицы улетают в теплые края)
- Что происходит с животными?
(одни животные меняют шубки на теплые, а другие впадают в спячку)
- Что случается после того, как медведь засыпает в своей берлоге?
(выпадает снег, наступает зима).
- Игра: «Хорошо- плохо»
Девочки будут говорить, когда осень – это хорошо, а мальчики – когда осень – это плохо.
Хорошо – поспевают овощи и фрукты; желтеют листья, все становится золотым.
Плохо - идет противный дождь, мама не пускает гулять, на улице грязь.
VI. Итог занятия.
Игра: «Да или нет»
(дайте правильный ответ)
- Осенью цветут цветы? Да
- Осенью растут грибы? Да
- Тучки солнце закрывают? Да
- Колючий ветер прилетает? Да
- Туманы осенью плывут? Да
- Ну, а птицы гнезда вьют? Нет
- А букашки прилетают? Нет
- Звери норки закрывают? Да
- Урожай все собирают? Да
- Птичьи стаи улетают? Да
- Часто – часто льют дожди? Да
- Достаем мы сапоги? Да
- Солнце светит очень жарко? Нет
- Можно детям загорать? Нет
- Ну, а что же надо делать?
- Куртки , шапки надевать? Да
Понравилось ли вам путешествие по осени?
Выразите свое отношение к занятию с помощью цветных кружков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/11/picture-606202-1613066674.jpg)
Конспект занятия по развитию речи "Осенняя пора"
Конспект, где представлено много интересного для ребят....
Конспект занятия по развитию речи "Осенние забавы"
занятие для детей первой младшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/22/picture-234628-1432324258.jpg)
КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ"
Конспект НОД "Осенние листочки" по развитию речи, с использованием метода моделирования...
Конспект занятия по развитию речи «Осень» с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе.
Тема: Осень.Цель: формирование умения составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/14/picture-797498-1468515868.jpg)
Конспект НОД по развитию речи "Осень золото роняет"
Конспект НОД по развитию речи "Осень золото роняет" в группе старшего дошкольного возраста. Цель занятия: расширить представления о характерных признаках осени в живой природе....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/09/picture-647051-1468082110.jpg)
Конспект занятия по развитию речи "Осенний урожай" с использованием современных образовательных технологий
Конспект "Осенний урожай" (презентацией)...
Конспект занятия по развитию речи " Осенний лес"
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Осенний лес»Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе.Сочинение сказки «Осенью в лесу».Цель:- развитие детского словесног...