консультация и рекомендации логопеда для воспитателей средней группы
консультация по развитию речи (средняя группа)

Ерошенко Елена Анатольевна

Консультация логопеда для воспитателей групп среднего возраста по формированию звукопроизношения свистящих звуков. Консультация содержит теоретические и практические рекомендации по работе над звукопроизношением с детьми среднего возраста. Имеется приложение с содержанием конспектов занятий по формированию звуковой культуры свистящих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей общеобразовательной

группы №4  МБДОУ №114 (средний возраст)

«Образовательная работа с детьми по формированию правильного звукопроизношения: пропедевтика дефекта»

Составил:  учитель-логопед

МБДОУ №114

                                                        Ерошенко Е. А.

Консультация для воспитателей группы (средний возраст)

Овладение правильным звукопроизношением необходимо для полноценного развития речи ребенка.  Работа по формированию правильного звукопроизношения во многом подготовит детей к обучению грамоте.

В образовании звуков принимают участие органы речевого аппарата (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок,  надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма). Источником образования звуков речи служит струя воздуха, идущая из легких через гортань, глотку, через полость рта или  носа наружу. При образовании многих звуков участвует голос. Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через голосовые связки. Если они открыты, то воздух проходит свободно, голосовые связки не вибрируют и голос не образуется, а если сомкнуты, то струя воздуха, проходя между ними, колеблет их, и  образуется  голос. Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях.

Большую роль в образовании звуков играет ротовая полость, т. к. она может менять свою форму и объем    благодаря    наличию    подвижных органов: губ, языка, мягкого нёба, маленького язычка. Наиболее активны  (подвижны), производят наиболее разнообразную работу и окончательно формируют каждый   звук    речи язык и губы. «Язык представляет   собой    совокупность    мышц, в различных определенных   направлениях.   Вследствие этого строения язык может принимать разные формы и производить различные движения: двигаться вперед и    назад,    вверх и вниз, и не только всем телом, но и своими отдельными частями. Это чрезвычайная гибкость языка и обусловливает разнообразие артикуляций, дающих всевозможные    акустические    эффекты, воспринимаемые нами как различные звуки речи. В языке    различают корень  языка. При классификации звуков речи вводятся также условно-фонетические   понятия   передней, средней и задней части спинки языка».

В любом языке существует определенное количество звуков. Все звуки речи делятся по двум качественным признакам: артикуляторным  (разница в образовании) и акустическим (разница в звучании):

По артикуляторным  признакам звуки речи делятся   на   следующие    группы:

  1. По наличиюили отсутствиюпреграды в   ротовой   полости звуки  делятся на гласные и согласные. При образовании    гласных(а, э, о, и, у, ы)выходящая струя воздуха не встречает в ротовой полости   преграды.   При   образовании   согласных    (все остальные звуки речи) выходящая струя воздуха встречает в ротовой полости различные преграды.
  2. По участию в артикуляции   звуков   мягкого   нёба   звуки на носовые и ротовые. При образовании носовых звуков (м, н) мягкое нёбо опущено, воздух проходит через нос. При образовании ротовых звуков (все остальные) мягкое нёбо приподнято, а маленький язычок прижат к задней стенке глотки, воздух не может пройти в нос и идет через рот.
  3. По работе голосовых связок звуки делятся на гласные, сонорные (звучные), звонкие и глухие согласные. При образовании гласных, сонорных согласных (л, м, н, р,j)и звонких согласных (в, з, ж, б, д, г) голосовые связки сомкнуты и вибрируют, при этом образуется голос.

При образовании глухих согласных (ф, с, ш, п, т, к, х, ц, ч, щ)голосовые связки раскрыты, не вибрируют и голос не образуется.

Группа согласных звуков делится еще на подгруппы, которые формируются в зависимости от того, какие органы артикуляционного аппарата образуют преграду в ротовой полости и в зависимости от характера преграды.

По месту образования преграды согласные звуки делятся на следующие подгруппы:

  • Губно-губные (п, б, м);преграда   образуется   нижней   и верхней губой.
  • Губно-зубные (ф, в); преграда образуется нижней    губой и верхними зубами.
  • Переднеязычные (с, з, ц, т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ);преграда образуется передней частью спинки языка.
  • Среднеязычные (jйот); преграда    образуется    средней частью спинки языка.
  • Заднеязычные (к, г, х); преграда образуется задней частью спинки языка.

По характеру преграды (по способу образования) согласные звуки делятся на следующие подгруппы:

  • Щелевые (фрикативные); органы артикуляционного аппарата сближаются между собой, образуя   щель, в   которую идет выдыхаемая струя воздуха:

ф, в— нижняя губа образует щель с верхними зубами;

с, з — передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами — луночками, в которых сидят корни зубов. Весь  ряд их над верхними зубами образует выпуклый валик. За альвеолами начинается нёбо;

ш, ж, щ — поднятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым нёбом. Бывает правильное звучание и при другой, нижней артикуляции этих звуков, когда кончик языка находится за нижними зубами, а щель образуется передней частью спинки языка с альвеолами или твердым нёбом;

х - задняя часть спинки языка образует щель с   мягким нёбом;

j - передняя часть   спинки языка    образует щель с твердым нёбом.

  • Смычно-взрывные    (органы   артикуляционного   аппарата образуют смычку, а потом эта смычка с   шумом   «взрывается» выходящей  изо рта воздушной струей):

п, б- смычку образуют губы;

т, д - передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами;

к, г -задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом  или задним краем твердого нёба.

  • Смычно-щелевые,   аффрикаты   (органы   артикуляционного аппарата смыкаются, но смычка не   взрывается, а   переходит в щель, т. е. это согласные со сложной   артикуляцией,   имеющие начало и щелевой конец, причем переход от одной артикуляции к другой совершается незаметно):

ц - передняя часть спинки языка при опущенном    кончике языка сначала образует смычку с верхними зубами или альвеолами, которая незаметно переходит в щель между ними;

ч - кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, переходящую незаметно в щель между ними  (бывает и при нижнем положении языка правильное звучание).

  • Смычно-проходные (органы артикуляционного аппарата образуют  смычку, но для выходящей струи воздуха остается проход в другом месте):

м - смычку образуют губы, воздушная струя идет через нос;

н -передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, воздушная струя идет через нос;

л – кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами,  воздушная струя идет по бокам языка, между   языком и  щекой.

  • Дрожащие (вибранты):

р - кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе.

При классификации согласных звуков русского языка по артикуляторным признакам, помимо указанных выше, необходимо еще учитывать и так называемую дополнительную артикуляцию — подъем средней части языка к нёбу. Если к основной артикуляции звука добавляется подъем средней части языка к нёбу, то образуется мягкий звук. В русском языке согласные в основном парные по твердости и мягкости, напримерли л': пыл пыль; лук люк и т. д. Но есть и непарные звуки: только твердые: ш, ж, ц;только мягкие: ч, щ.

Различие согласных по твердости и мягкости требует особенного внимания. Твердые и мягкие парные согласные обозначаются одной буквой, а различие на письме достигается с помощью других средств (написания после мягких согласных букв ъ, я, е, ё, ю, и).

По акустическим (слуховым) признакам звуки речи можно разделить на две большие группы:

1.  Сонорные (звучные)  (их качество   определяется   характером звучания голоса): согласные м, н, л, р.

2.  Шумные  (их качество определяется характером    данного шума):

а)  звонкие шумные длительные: в, з, ж;

б)  звонкие шумные мгновенные: б, д, г;

в)  глухие шумные длительные: ф, с, ш, х;

г)  глухие шумные мгновенные: п, т, к.

По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют еще подгруппы звуков:

свистящие:с, з, ц;

шипящие:ш, ж, ч, щ;

твердые:п, в, ш, ж, ц и др.

мягкие:п',  в', ч, щи др.

Классификация звуков показывает, что каждый отдельный звук характеризуется только ему присущей комбинацией характерных различительных признаков. В них нужно разбираться, чтобы правильно руководить работой по формированию звукопроизношения.

Воспитатель работает с детьми, которые имеют возрастные особенности звукопроизношения, характерные для определенных этапов речевого развития.

Формирование правильного звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.

Работа  воспитателя по формированию правильного звукопроизношения.

Подготовительный этап:

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата.

Воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определенные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного звукопроизношения.

Этап появления звука:

Уточнение звука или его вызывание по подражанию.

Воспитатель использует способность ребенка к подражанию.

Подбирая звуковые образы (звукоподражания), соответствующие данному звуку, воспитатель закрепляет произнесение звука с  теми детьми, у которых он есть, и вызывает по подражанию у тех детей, которые его ещё не произносят, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции звука.

Этап усвоения звука:

(Правильное произношение звука в речи)

Уточнение правильного произношения звука.

Звук уточняется в словах, потешках,  стихотворениях, рассказах. Материал дается не весь последовательно, а выборочно, по усмотрению воспитателя.

Приложение 1

ЗВУК с.  ОПИСАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ АРТИКУЛЯЦИИ

При произнесении звука с:

а)   губы в улыбке, зубы видны;

б)   зубы сближены, но не сомкнуты;

в)   широкий кончик языка находится за нижними резцами;

г)   передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами;

д)   боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам и только посередине остается узкая щель в виде желобка;

е)   посередине языка идет холодная струя воздуха, которая хорошо ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;

ж)   мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

з)   голосовые   связки   раскрыты, голос не звучит.

Профиль   артикуляции    звука с

I занятие

Тема занятия. Уточнение произнесения имеющегося звука с или вызывание его по подражанию.

Цель занятия. Добиваться правильного изолированного произнесения звука с.

Методические указания. Чтобы дети правильно произносили звук с, необходимо следить за положением губ, языка, наличием воздушной струи, идущей посередине языка. Следует обратить внимание детей на то, что свист воздуха, выходящего из насоса, напоминает звук с. Когда мы произносим с, то губы в улыбке, зубы видны, и тыльной стороной руки, поднесенной ко рту, можно ощутить холодную струйку воздуха. Чтобы помочь тем, кто произносит с нечетко, нужно видеть, что именно не получается у каждого ребенка. Для этого проверять произнесение детьми звука с лучше по подгруппам.

Предшествующая работа. Дети умеют удерживать язык за нижними зубами, а губы в улыбке. Это отрабатывалось при проведении занятий на звуки и, э. При проведении занятий на звуки ф, в отрабатывалась длительная, целенаправленная воздушная струя.

Подготовка к занятию. Уточнить, как произносят звук с дети группы, чтобы вовремя и правильно помочь каждому ребенку.

Материал для занятия. Упражнение «Насос».

Дети сидят на стульях. Воспитатель говорит им: «Мы собираемся покататься на велосипедах. Надо проверить, хорошо ли накачаны шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмем насос и будем накачивать шину. Воздух выходит из насоса и свистит: ссс...Дети по очереди, а потом все вместе, подражая действию насоса, накачивают шины, длительно произнося звук с.

II занятие

Тема занятия. Воспитание четкого произношения звука с в словах.

Цель занятия. Упражнять детей в правильном произношении звука с в словах.

Методические указания. Воспитатель вызывает вначале тех детей, которые хорошо произносят звук с.Если ребенок затрудняется назвать предмет, воспитатель ему помогает. Называя предметы, необходимо звук с немного выделить, произнося его чуть длительнее. Предметы, в названии которых имеется мягкий звук с, для этой игры не берутся.

Предшествующая работа. Уточнено изолированное произнесение звука с.

Подготовка к занятию. Подобрать предметы и игрушки, в названии которых звук свстречается в начале, середине, конце слова, например: самолет, сумка, сани, слон, стакан, стол, стул, сова, лиса, весы, миска, автобус и др.

Материал  для   занятия. Игра «Магазин».

Воспитатель ставит на стол игрушки, предметы, в названии которых есть звук с. Дети сидят на стульях. Воспитатель по очереди вызывает детей. Они приходят в «магазин» и, выбирая игрушку, которую хотят купить, показывают ее всем детям, громко называют и идут на свое место.

III занятие

Тема занятия. Воспитание правильного четкого произношения звука с в речи.

Цель занятия. Упражнять детей в правильном произношении звука с во фразовой речи.

Методические указания. Следить за правильным произношением звука с, но не выделять его.

Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения звука с изолированного и в словах.

Подготовка к занятию. Выбрать материал, соответствующий данной группе, и продумать, какие вопросы задать детям.

Материал  для   занятия.

Рассказ «Сонин уголок».

У Сони свой уголок. Там стоит Сонин стол, стул. Стол стоит у окна. Окно выходит в сад. На окне стоят кактусы. На маленькой скамейке у стола Сонины куклы: Оксана и Алиса. Над скамейкой полка. На полке стоят Сонины книги. Соня любит свой уголок.

Рассказ «В саду».

Соня и Саня в саду. У Сони совок. Она насыпает в миску сухой песок. У Сани самокат. Самокат стоит у скамейки. Саня на скамейке смотрит книгу. У Сони и Сани собака Бокс. Бокс в своей будке. У будки стоит миска. В миске суп для Бокса. В саду клумба. Соня и Саня сами посадили на клумбе маки. Высоко над садом летел самолет. Соня и Саня увидели самолет.

Чистоговорки

Самолет построим сами,

Полетит он над лесами.

Идет Петя во лесок, во лесок!

А у Пети туесок, туесок!

Спал спокойно сытый сом.

Видел сладкий, сладкий сон.

ЗВУК с'. АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА

Артикуляция звука с' мягкого такая же, как и с твердого, только добавляется подъем средней части языка к твердому нёбу. (I занятие на уточнение изолированного звука с мы не проводим, так как детям легче освоить мягкий звук с в словах.)

II занятие

Тема занятия. Воспитание четкого, правильного произношения звука с' в словах.

Цель занятия. Упражнять детей в правильном произношении звука с' в словах.

Методические указания. При назывании картинок звук с' следует выделять, произнося его несколько длительнее других звуков. Обратить внимание детей на то, что, когда мы накачивали насосом шину, воздух свистел сердито, и в словах на предыдущих занятиях мы познакомились с сердитым звуком с.А сегодня мы будем по-другому произносить звук с, мягко.

Предшествующая работа. Отработан твердый звук с.Проведение занятий на звук ы способствовало выработке подъема средней части спинки языка к нёбу, что необходимо для произношения мягких звуков.

Подготовка к занятию. Выявить детей, которые недостаточно четко произносят звук с', чтобы обратить на них особое внимание. Приготовить красивую коробку и картинки, в названии которых имеется звук с' в разных частях слова, например: сирень, письмо, сосиски, велосипед, беседка, васильки, гусь, лось, листья, рысь, такси и т. п.

Материал   для   занятия. Игра «Чудесная коробочка».

Воспитатель приносит красивую коробочку. Показывает ее детям и говорит: «В этой чудесной коробочке у нас лежат картинки. А какие, вы узнаете. Я буду вызывать вас по очереди. Вы достанете картинку, покажете ее детям и громко, четко назовете, что на ней нарисовано». Первую картинку воспитатель называет сам, выделяя звук с'.

III занятие

Тема занятия. Воспитание правильного, четкого произношения с' в речи.

Цель занятия. Упражнять детей в правильном произношении звука с' во фразовой речи.

Методические указания. Следить за произношением звука с', но не выделять его во фразовой речи, чтобы не нарушать восприятия текста.

Предшествующая работа. Уточнено произношение звука с' в словах.

Подготовка к занятию. Подобрать соответствующий данной группе материал и продумать, как его дать детям.

Материал  для  занятия. Рассказ «Семья».

Сегодня дома вся семья. Все отдыхают в саду. Сима и Сеня сидят в беседке. У Симы синие васильки. Она плетет венок. Сеня делает свисток. Мама беседует с Люсей. Папа и Вася гонят из сарая гусей.

Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления произношения звуков с, с'

Соня, погляди в окно.

Сколько снегу нанесло!

И в лесу, и в саду,

Сосны, ели — все в снегу.

В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку сидит.

До свидания, сад, сад,

Все осинки спят, спят,

И мы сами спать пойдем,

Только песенку споем.

Сосулька испугалась высоты,

Сосулька от испуга стала плакать;

И потому опять настала слякоть.

Едут Сеня, Саня с Соней

на санках: санки скок,

Сеню с ног, Саню в бок,

Соню бух в сугроб.

Сыпься, сыпься,

Снег, снег.

Посыпай

Всех, всех!

Слоны умны,

Слоны смирны,

Слоны спокойны

И сильны.

В воде искупался,

а сух остался.

(Гусь.)

Мы сидим на лесенке,

И поем мы песенки.

ЗВУК з.  ОПИСАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ АРТИКУЛЯЦИИ

При произнесении звука з:

а)   губы в улыбке, зубы видны;

б)   зубы сближены, но не сомкнуты;

в)   широкий кончик языка находится  за  нижними резцами;

г)   передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами;

д)   боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам и только посередине остается узкая щель в виде желобка;

е)   посередине языка идет воздушная струя, которая ощущается тыльной  стороной  руки,  поднесенной  корту;

ж)   мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

з)   голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос.

I занятие

Тема занятия. Уточнение произнесения имеющегося звука з или вызывание его по подражанию.

Цель занятия. Добиваться по возможности от каждого ребенка правильного изолированного произнесения звука з.

Методические указания. Чтобы дети хорошо произносили звук з, необходимо следить за правильным положением губ, языка, наличием воздушной струи. Обратить внимание детей на то, что звон комаров напоминает звук з. При произнесении звука з губы в улыбке, зубы видны. Надо обратить внимание детей и на то, что когда мы накачивали шину насосом, то воздух, выходящий из насоса, свистел тихо, голоса не было слышно, а комары звенят звонко, слышен голос. Воспитатель предлагает детям приложить тыльную сторону руки впереди к шее и ощутить, как дрожит горло. Так звонко голос поет. Чтобы услышать, как произносит звук каждый ребенок, а затем дать ему правильные указания, надо по подгруппам проверить, как каждый подражает звону комаров.

Предшествующая работа. Отработан звук с, однотипный по артикуляции со звуком з.

Подготовка к занятию. Уточнить, как произносят звук з дети группы, чтобы вовремя помочь каждому ребенку.

Материал  для   занятия. Игра «Комары».

Воспитатель проводит беседу с детьми, вспоминая поездку на дачу. «Помните, дети, как комары звенели по вечерам и надоедали нам? Сейчас мы поиграем «в комаров». Дети делятся на две группы: одни изображают комаров, другие — гуляющих детей. Комары, произнося звук «ззз...» бегут за ребятами, которые стараются спрятаться от них в домики (отгороженные углы комнаты). Потом дети меняются ролями.

II занятие

Тема занятия. Воспитание правильного произношения звука з в словах.

Цель занятия. Упражнять детей в правильном произношении звука з в словах.

Методические указания. Воспитатель следит, чтобы дети называли картинки громко, отчетливо, выделяя звук з (первую картинку воспитатель называет сам).

Предшествующая работа. Проведено уточнение изолированного звука з.

Подготовка к занятию. Заготавливаются пары картинок по количеству детей. Подбирать картинки надо так, чтобы звук з в них встречался в начале и в середине слова (в конце слова и перед глухими согласными з произносится как с), например: зайка, замок, завод, забор, зонт, звонок, ваза, коза, звезда, гнездо, Незнайка, роза, мозаика, береза и др. (берется только твердый звук).

Материал  для  занятия. Игра «Назови картинку».

Дети сидят за своими столами. На столе у воспитателя лежит стопка картинок рисунками вниз. Каждому ребенку дают такие же парные картинки. Воспитатель вызывает ребенка, который снимает из его стопки верхнюю картинку и, показывая детям, говорит: «Я взял зайку». Тот, у кого есть пара к этой картинке, встает, показывает детям свою картинку и говорит: «И у меня на картинке зайка». Дети кладут обе картинки на стол. Игра продолжается до тех пор, пока не будут взяты со стола все картинки.

III занятие

Тема занятия. Воспитание правильного произношения звука з в речи.

Цель занятия. Упражнять детей в правильном произношении звука з во фразовой речи.

Методические указания. Следить за правильным произношением звука з, но не выделять его голосом.

Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения звука з изолированного и в словах.

Подготовка к занятию. Продумать, какие вопросы можно задать детям по содержанию рассказа, какую загадку лучше выучить наизусть.

Материал   для   занятия. Рассказ «Подруги».

Зоя, Лиза и Аза — подруги. Собрались подруги у Зои. Вместе играют Зоя, Лиза и Аза. Куклу Музу укладывают спать. С забавным зайкой идут гулять. Позвала мама Лизу домой. Позвали и Азу. Осталась Зоя одна. Заболели у Зои зубы. Завязала Зоя зубы и сидит. Узнала об этом Лиза. Принесла Зое мозаику. Узнала и Аза. Принесла Зое незабудки. Поставила Зоя незабудки в вазу. Стали Лиза, Зоя и Аза играть в мозаику. Красивый сделали узор из мозаики! Потом загадывали загадки:

Как взялась она за дело,

Запилила и запела.

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб. (Пила.)

Узловат Кузьма,

Развязать нельзя. (Цепь.)

Сам дней не знает,

А другим указывает. (Календарь.)

ЗВУК З'. АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении з мягкого такое же, как и при произнесении з' твердого, только средняя часть языка поднимается к нёбу. (I занятие на уточнение изолированного звука з' мы не проводим, так как детям легче освоить мягкий звук з в словах.)

II занятие

Тема занятия. Воспитание четкого, правильного произношения звука з' в словах.

Цель занятия. Упражнять детей в правильном произношении звука з' в словах.

Методические указания. При назывании картинок произносить звук з' более четко. Обратить внимание на то, что комары звенели сердито, и в словах на предыдущих занятиях мы говорили сердитый звук з. А сегодня мы будем говорить в словах звук з мягко, ласково.

Предшествующая работа. Отработаны звуки с твердый и мягкий; твердый звук з.

Подготовка к занятию. Подобрать пары картинок по количеству детей в группе, например: земляника, зебра, зеркало, зефир, газета, магазин, озеро, обезьяна, корзина, гвоздика, узел, козел, гвозди, резинка и др. Звук з' не должен быть в конце слова, так как в таком положении он оглушается и произносится как с'.

Материал  для  занятия. Игра «Назови картинку».

Проводится так же, как и для закрепления звука з в словах, только берутся другие картинки.

III занятие

Тема занятия. Воспитание правильного, четкого произношения звука з' в речи.

Цель занятия. Упражнять детей в правильном произношении звука з' во фразовой речи.

Методические указания. Воспитатель должен четко произносить звук з'. Вызванные дети должны давать полный ответ, также четко произнося звук з', но не выделяя его.

Подготовка к занятию. Подобрать красивую резиновую куклу в зеленом платье, с зелеными ленточками в косичках.

Материал для занятия. Игра «Угостим куклу Зину изюмом».

Воспитатель вносит нарядную резиновую куклу. «Ребята, это кукла Зина. Ее купили в магазине. Она резиновая. И ножки у Зины резиновые, и ручки у Зины резиновые. Щечки резиновые, носик резиновый». А затем спрашивает у ребят: «Как зовут куклу? Где ее купили? Из чего у нее сделаны руки, ноги, щеки, нос?» Дети отвечают. Воспитатель продолжает: «Зина любит изюм. Лена, иди угости Зину изюмом». Лена: «Возьми, Зина, изюм».Дети по очереди угощают Зину изюмом.

Стихи, потешки, загадки, скороговорки для   закрепления произношения звуков з и з'

Зоя под березой

Поймала стрекозу.

К нам зайдет Новый год,

Заведет хоровод,

Зазвенят голоса,

Засверкают глаза.

Захар змея запускает,

Зоя с зайкою играет,

Зина в лес пошла,

Землянику нашла.

Зайке холодно зимой.

Зайке голодно зимой.

Зубки зайкины стучат,

Так капустки хотят.

Не забудут Зина  с Любой

Синеглазых незабудок.

Много их нарвут и сразу

На окне поставят в вазу.

Здравствуй,   праздник   новогодний,

Праздник елки и зимы!

Всех друзей своих сегодня

Позовем на елку мы.

Идет коза, коза-дереза,

За-за-за, за-за-за.

Злые глаза у козы-дерезы,

Зы-зы-зы, зы-зы-зы.

Козлята идут вместе с козой,

Зой-зой-зой, зой-зой-зой.

Зоя ведет козлят и козу,

Зу-зу-зу, зу-зу-зу.

Зоя — зайкина хозяйка.

Спит в тазу у Зои зайка.

Ползун ползет, иголки везет.

(Ежик)

Вот веселая затея —

Запускать на нитке змея.

Зеленая береза

Стоит в лесу.

Зажглась зеленая звезда...

Запустим звездолет туда!

Развитие слухового внимания.

Игра «Угадай, на чем игра»

Воспитатель знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, органчиком, бубном. Затем он убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и играет на нем.

Методические указания. Следить, чтобы дети сидели тихо, внимательно слушали. На одном занятии не должно быть более четырех различных инструментов. Игру следует проводить 5—7 раз.

ЗВУК ц. ОПИСАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ АРТИКУЛЯЦИИ

При произнесении звука ц:

а)   губы в улыбке, зубы видны;

б)   зубы сближены, но не сомкнуты;

в)   широкий кончик языка опущен за нижние резцы;

г)   передняя часть спинки   языка   сначала образует смычку с верхними зубами, которая незаметно переходит в щель между ними.

д)   посередине языка идет сильная короткая воздушная струя, которая ощущается как толчок воздуха тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;

е)   мягкое нёбо поднято   к   задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

ж)   голосовые   связки   раскрыты, голос не звучит.

I занятие

Тема занятия. Уточнение произнесения имеющегося звука ц или вызывание его по подражанию.

Цель занятия. Добиваться правильного изолированного произнесения звука ц.

Методические указания. Чтобы дети хорошо произносили звук ц, необходимо следить за правильным положением их губ, языка, наличием воздушной струи. Если у ребенка звук ц не получается, надо многократно слитно произносить звуки тс, все убыстряя темп, пока не послышится звук ц.

Предшествующая работа. Отработаны звуки т и с, являющиеся основой для произнесения слитного звука ц.

Подготовка к занятию. Уточнить, как произносят звук ц дети группы, чтобы вовремя и правильно помочь каждому ребенку.

Материал для занятия. Игра «Тихо, тихо».

Дети сидят на стульях полукругом. Каждый ребенок держит на руках куклу или мишку. Воспитатель говорит: «Дети, наши ребятки расшалились. Скажем им, чтобы они сидели тихо-тихо: «ц-ц-ц...» Дети грозят куклам пальцем и говорят: «ц-ц-ц...» Заметив, кто из детей произносит звук ц неправильно или тихо, воспитатель говорит: «Все куклы у нас успокоились, а у Вали кукла шалит. Успокой, Валя, свою куклу».

II занятие

Тема занятия. Уточнение правильного произношения звука ц в словах.

Цель занятия. Упражнять детей в правильном произношении звука ц в словах.

Методические указания. Называя предметы, дети должны четко произносить звук ц,но не тянуть его, а то будет слышаться звук с.

Предшествующая работа. Уточнено изолированное произнесение звука ц.

Подготовка к занятию. Подобрать предметы, игрушки, в названии которых имеется звукцв начале, середине и конце слова, например: цапля, цыпленок, пуговицы, птица, заяц, цветок, цепь, блюдце и др.

Материал  для  занятия. Игра «Разведчики».

Воспитатель показывает детям предметы, игрушки. Они называют их. Дети, назначенные разведчиками, выходят из комнаты. Воспитатель вместе с оставшимися детьми раскладывает предметы в разных местах комнаты. Разведчики, возвратившись, разыскивают предметы, показывают найденные, называя их. Затем разведчиками становятся новые дети, и раскладываются другие предметы.

III занятие

Тема занятия. Воспитание правильного, четкого произношения звука ц в речи.

Цель занятия. Упражнять детей в правильном произношении звука ц во фразовой речи.

Методические указания. Воспитатель должен следить, чтобы ребенок давал полный ответ, четко произнося в словах звук ц. На один и тот же вопрос могут ответить 3—4 человека.

Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука ц и в словах.

Подготовка к занятию. Подготовить предметы, в названии которых имеется звук ц, и продумать, кому и для чего они нужны.

Материал  для   занятия. Игра «Что кому».

Воспитатель раскладывает на столе предметы. «Сейчас, дети, вы должны отгадать, кому какой предмет нужен». Вызывая детей по очереди, он говорит: «Мальчику-школьнику подарим... (Чернильницу.)» или: «Портнихе для работы нужны... (Ножницы.)». Вызванный ребенок называет и показывает подходящий предмет.

Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления

произношения звука ц (в конце слов сочетание

тся произносится как   ца)

Цып, цып, цып, цыплятки!

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тем не дам водицы.

Вот бегут цыплятки,

Не боятся Натки.

Возле кадки блюдце.

Все они напьются.

Забрели к нам в детский сад

Двенадцать маленьких цыплят.

Привела их с улицы

Беленькая курица.

Миленькая курица,

Ты забыла улицу.

Это детский сад,

Но не для цыплят.

В цветнике две овцы

Целый день пасутся.

У крыльца без конца

Киска ест из блюдца.

Из цветов, наконец,

Прогоните овец!

Цапля, стоя на крыльце,

Объясняет букву «ц»:

— Подойди, цыпленок Цып,

Повторяй-ка: цып-цып-цып.

Если выучишь урок,

Подарю тебе цветок.

Любовалась цыплятами курица:

Что ни цыпленок — то умница!

Молодец,  удалец,

Очень ценный птенец!

Курица волнуется.

Не пугайте курицу.

Полон хлевец белых овец.

                        (Зубы)

Гололедица

Не идется и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато

Отлично падается.

Почему ж никто

Не радуется?

Крыльев нет,

Но эта птица

Полетит

И — прилунится.

(Ракета.)

        

Два братца

в воду глядятся,

век не сойдутся.

(Берега.)

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАЮТ»

Воспитатель заготавливает различные предметы: мяч, стакан с водой, колокольчик. Показывая их детям, он производит с предметами различные действия: ударяет мячом по столу, звенит в колокольчик, переливает воду из стакана в стакан. Дети смотрят и слушают. Потом воспитатель убирает все за ширму и там совершает различные действия, а дети по звуку угадывают, что он сейчас делал.

Методические указания. Дети должны внимательно слушать, надо активизировать их вопросами.

Приложение 2

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХУПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ №4

Упражнения для губ, щек и нижней челюсти

Улыбка. Широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти сжаты), и удерживать губы в таком положении в течение 3—5 сек. Затем принять нейтральное положение. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Повторить упражнение не менее 3 раз.

Трубочка-улыбка. Губы вытянуть вперед трубочкой и удерживать в таком положении в течение 2—3 сек. Затем широко улыбнуться, удерживая позу в течение 2-3 сек. Произвести смену артикуляционных поз не менее 3 раз.

Заборчик. Рот закрыт. Зубы сжаты. Отвести губы в стороны, обнажив зубы. Удерживать губы в таком положении в  течение 3—5 сек.Повторить упражнение не менее 3 раз.

Упражнения для языка

Лопатка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении в течение 5 сек. Затем убрать язык и закрыть рот. Повторить упражнение не менее 2-3 раз.

Лошадка. Рот открыт. Губы в улыбке. Присосать широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать. Сначала упражнение выполнять в медленном темпе, постепенно его убыстряя. Длительность выполнения 5—10 сек.

Останови лошадку. Рот закрыт. Губы сомкнуты, находятся в нейтральном положении. С усилием подуть так, чтобы воздушная струя заставила вибрировать губы. При этом на одном дыхании произносить звуки, похожие на «тпру», заставляя губы вибрировать как можно дольше. Выполнить упражнение 1—2 раза.

Накажем непослушный язычок. (Самомассаж языка.) Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносить «та—та—та» в течение 5—10 сек. Затем пошлепать язык губами, произнося «пя—пя—пя» в течение того же времени.

Чашечка. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут и ему придана форма ковша: боковые края и кончик языка подняты, средняя часть языка прогибается книзу. Удерживать язык в таком положении 5-10 секунд. Затем убрать язык и закрыть рот. Повторить упражнение 2—3 раза.

Индюк. Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед—назад, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загнуть — как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл—бл».Упражнение выполнять в течение 10 секунд.

Приложение 3

Описание правильной артикуляции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь взаимосвязи учителя –логопеда и воспитателя средней группы

Педагогическая характеристика детей со стёртой формой дизартрии Характеристика детей со стёртой формой дизартрии при разных логопедических заключениях.Рекомендации  по проведению артикуляцио...

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателями средней группы на февраль месяц.

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателями средней группы на февраль месяц. Лексические темы: "Профессии. Продавец..Звук и буква А" "Профессии. Почтальон Звук и буква У", "Т...

Тетрадь взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя средняя группа

подбор групповых и индивидуальных заданий в рамках лексической темы...

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи

В методической разработке представлен опыт  по организации взаимодействаия учителя-логопеда и воспитателя в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Понедельное тематическое планиров...

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей средней группы

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей средней группы....

Журнал рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Журнал рабочих контактов  учителя-логопеда и воспитателей  средней группы  компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями средней группы ( I полугодие)

В тетради взаимосвязи представлены упражнения для выполняния с детьми средней группы с сентября по декабрь включительно...