Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
методическая разработка по развитию речи

Ершова Ирина Александровна

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_razvitie_rechi_detey.docx104.49 КБ

Предварительный просмотр:

http://uphotoshop.ru/uploads/posts/full-img/frames/frames-20944.jpg

Самообразование. Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

 

Цель: продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений руки, гибкость рук, ритмичность.

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

3. Улучшить общую двигательную активность.

4. Содействовать нормализации речевой функции.

5. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Форма отчётности:

1. Консультация для родителей.

2. Составить картотеку пальчиковых игр.

Методы и приемы работы:

• Массаж кистей рук.

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.

 

                      «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста»

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря. Это основное условие успешного обучения ребенка, в дальнейшем. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова ребенок выражает свои мысли.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом.

Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка. Они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие ручек ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости.

Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Уже доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие не просто развлечения для малышей. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию речи младших дошкольников.

Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.

Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

Герои пальчиковых игр очень нравятся детям. Ползет ли улитка, шевелится краб, чирикает воробушек или кукла Катя варит кашу и подметает пол – все обеспечивает не только веселое общение, помогает снять напряжение или успокоить малыша, отвлечь, но и развивает мелкую моторику и, как следствие, мышление и речь ребенка.

Совокупность движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп и формирует правильное произношение.

 

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,

В лес идем мы погулять.

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

 

(Пальчики обеих рук «здороваются» начиная с больших.)

(Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.)

(Загибают пальчики, начиная с большого.)

 

 

В то же время чтение стихов, в частности, потешек с их четким ритмом, помогает улучшить у маленького ребенка координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи.

Лебёдушка

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,

Выше бережка головушку несёт.

Белым крылышком помахивает,

На цветы свяжу водичку стряхивает.

Произносим потешки для пальчиковых игр максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполняем синхронно с текстом или в паузах.

Для некоторых игр надеваем на пальчики бумажные колпачки нарисованные на подушечках пальцев глазки и ротик.

Ивану-большаку - дрова рубить,

Ваське-указке - воду носить,

Мишке-среднему - печку топить,

Гришке-сиротке - кашу варить.

А крошке Тимошке - песенки петь.

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

Заучивание стихотворных текстов с участием рук и пальчиков приводит к тому, что ребенок лучше запоминает информацию, активизируется его мыслительная деятельность.

 

«Теремок»

Домик, домик, теремок

- две ладони «крышей» над головой

Мы закроем на замок

- крепко сжать пальчики в «замок» перед собой

Ни один зубастый зверь

- рычим, напрягаем ручки, показываем «когти»

Не откроет эту дверь!

- ладошки прижаты друг к другу ребрами и развернуты в сторону лица; играющий «прячется» за ними, затем выглядывает: «Ку-ку!»

 

«Кисонька»

Как у нашей киски

- ладошками делаем над головой «ушки»

Молочко есть в миске

- руки «ковшиком» перед собой

Киска молочко попьет

- имитируем «лакание»

Лапкой мордочку потрет

- правой и левой рукой поочередно трем «мордочку»

Хвостиком помашет

- рукой делаем волнообразные движения

Весело попляшет

- двумя пальчиками «пляшем» на любой плоскости

 

«Гномик»

Жил-был гномик

- руки сложены «колпачком» над головой

Старичок

- рука, сжатая в кулачок, подпирает щеку

Спать ложился

- две ладони вместе под другой щекой – «спим»

На бочок

- перекладываем две ладошки под другую щеку

Он проснулся

- широко разводим руки в стороны

Потянулся

- потягиваемся

Вправо-влево повернулся

- руки на поясе, повороты туловища в стороны

Мух вокруг всех разогнал

- машем двумя руками перед собой

Их ужасно напугал

- машем руками - «крылышками» около плеч, говорим «ф-ф-фу!»

 

«Ежик»

Ежик наш колючий очень

- сгибаем и разгибаем пальцы на обеих руках

Ежик спать

- две ладони вместе под щекой – «спим»

Никак не хочет

- отрицательно качаем головой

Весь в клубок свернулся ежик

- руки в плотном «замке»

Нет ни головы,

- дотрагиваемся до головы

Ни ножек

- дотрагиваемся до ног

Развернуться он не хочет

- держа руки в «замке», сгибаем и разгибаем пальцы

Вот какой упрямый ежик!

- плечи подняты, недоуменно разводим руками.

 

Развитие мелкой моторики пальцев рук является прекрасным стимулом для речевого и умственного развития.

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

- Ладони на себя, пальцы переплести между собой, выпрямить и направить на себя.

 

Дом стоит с трубой и крышей.

На балкон гулять я вышел.

- На первой строчке ладони прямые, касаются друг друга пальцами, изображая крышу дома. Указательный палец отогнуть вверх (труба). На второй строчке согнуть мизинцы, изображая балкон.

 

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

- Правая ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. Повторить левой ладонью.

 

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития детей осуществляла в беседах и консультациях. Были проведены консультации на темы: «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста», «Правильно ли говорит ваш ребенок? », «Использование пальчиковых игр для развития словаря детей младшего дошкольного возраста».

Практика показала: успехов в работе по развитию речи можно добиться, лишь используя разные формы и методы.

                    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

сентябрь

Неделя

Тема

Задачи

Развивающая речевая среда

1

«Мохнатенькая, усатенькая»
(Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» - стр.17)

  • Побуждать и соотносить слово и выразительное движение. Обогащать словарь детей образными словами (мохнатенькая, усатенькая)
  • Развивать внимание, речевой слух артикуляционный аппарат детей
  • Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие

Корзина, салфетка, игрушка-кошка, книжки о кошке, картинки с изображением кошек

2

Игра-инсценировка «Про девочку Машу и Зайку - Длинное ушко»
(В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе» - стр.29)

  • Поупражнять в проговаривании фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой
  • Развивать устную речь детей
  • Помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы

Игрушка  медвежонок, стихи о маме.

3

Игра: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»
(В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе» - стр.28.)

  • Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей, в том числе произнесенные взрослым по-разному: Саша – Сашенька, преодолеть застенчивость

Альбом «Вот у нас какие детки» (фотографии детей в какой-либо деятельности)

4

«Ты, собачка, не лай»
( Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» - стр.43)

  • Обогащать словарь понимаемых глаголов и существительных, обозначающих части тела
  • Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Создать условия для инициативных высказываний
  • Вовлекать детей в общение.

Игрушка собачка и утка, тазик с водой, книжка Ю.Разумовский «Шарик»

октябрь

Неделя

Тема

Задачи

Развивающая речевая среда

1

Чтение немецкой народной песенки «Три веселых братца»
(В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе» - стр.32)

  • Проговаривать звукоподражательные слова
  • Выполнять движения, о которых говорится в тексте песенки
  • Формировать у детей умение слушать стихотворный текст

Иллюстрации к произведению

2

«Еду, еду на лошадке»
(Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» - стр.84)

  • Вызывать подражание речи взрослого
  • Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей
  • Вовлекать детей в игровое взаимодействие, стимулировать инициативные высказывания

Игрушка лошадка-качалка, красная шапка, стих А.Барто «Лошадка»

3

Дидактическая игра «Поручение», дидактическое упражнение «Вверх-вниз»
(В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе» - стр.32)

  • Помочь детям понять значение слов вверх-вниз, научить отчетливо произносить слова
  • Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя
  • Поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их

Игрушки: большой и маленький медведи, неваляшка, матрешка, красная и синяя чашки, большой и маленький кубы

4

«Живет в норке, грызет корки»
(Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» - стр.109)

  • Учить соотносить слово и выразительные движения, подражать речи взрослого
  • В звукоподражаниях развивать речевой слух, артикуляционный аппарат
  • Вовлекать детей в игровое взаимодействие

 

Игрушки мышат (3-4 мышки расставляют на видных местах группы), корзиночки, салфетка, фотоальбом «Мышата»

ноябрь

Неделя

Тема

Задачи

Развивающая речевая среда

1

«Комната для куклы»

  • Учить строить предложения, используя картинки и имеющие знания о предметах мебели
  • Закрепить знание детей об отдельных предметах мебели (стол, стул, кровать, кресло, диван), ввести собирательное имя существительное «мебель»

Тематические картинки из серии «Мебель»

2

Дидактическая игра «Кто пришел? Кто ушел». Чтение потешки «Наши уточки с утра…»
(В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе – стр.41)

  • Учить детей различать и называть птиц, о которых упоминается в потешке-
  • Развивать внимание
  • Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог со сверстниками

Фланелеграф, картинки: девочка, уточка, гусь, индюк, курочка

3

«Спать пора»
(Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» - стр.150)

  • Активизировать слова, обозначающие животных и части тела
  • Развивать в процессе звукоподражаний речевой слух, артикуляционный аппарат детей
  • Вовлекать детей в общение.  Стимулировать непроизвольные инициативные высказывания

Игрушки мишка, бычок, слон, кроватка. Стихи А.Барто «Игрушки»

4

Дидактические игры «Поручения», «Лошадки»
(В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе – стр.35)

  • Учить отчетливо произносить звуки
  • Различать действия противоположные по значению (подняться вверх – спуститься)
  • Учить детей дослушивать задание до конца, осмысливать его и выполнять соответствующее действие

Кубики, матрешки, 2 куклы, тазик, полотенце, люлька, грузовик

декабрь

Неделя

Тема

Задачи

Развивающая речевая среда

1

«Уж ты котя – коток»
(Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» - стр.178)

  • В процессе звукоподражания уточнять произнесение гласных и простых согласных звуков
  • Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Стимулировать инициативу высказывания детей
  • Вовлекать детей в диалог, побуждать использовать слова, обозначающие части тела. Соотносить выразительные движения со словами

Кукла Маша, кот, кроватка для куклы, книжка Ю.Разумовский «Васенька»

2

Дидактические игры на произношение звуков м–мь,
 п–пь, б – бь. Дидактическая игра «Кто ушел? Кто пришел?»
(В.В.Гербова « Занятия по развитию речи в первой младшей группе» - стр.52)

  • Развивать на слух близкие по звучанию звукосочетания
  • Совершенствовать память и внимание
  • Формировать умение четко произносить звуки м-мь, п-пь, б-бь в звукосочетаниях

Игрушки: корова, коза, кошка, мышка, баран. Альбом «Зверята в деревне»

3

Дидактическая игра «Угадай на чем играю»

  • Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию

Музыкальные инструменты: барабан, бубен, дудочка, погремушка

4

«Есть в лесу под елкой хата»
(Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» - стр.218

  • Учить самостоятельно строить высказывания в повелительном наклонении
  • Уточнять правильное произношение гласных и согласных звуков
  • Воспитывать интерес детей к поэтическому слову. Побуждать к инициативным высказываниям . Вовлекать детей в общий разговор

Украшенная елочка, под елкой «снег», игрушки медвежонка и медведицы. Стихи про елку

январь

Неделя

Тема

Задачи

Развивающая речевая среда

1

«Маленькой елочке холодно зимой»
(Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» - стр.234)

  • Обогащать словарь глаголами, образованными от звукоподражаний
  • Произношение гласных и простых согласных звуков. Стимулировать инициативные высказывания детей
  • Развивать чувства. Уточнять и закреплять правильное положение язычка.
  • Вовлекать в диалог. Побуждать соотносить слово и выразительные движения. Закреплять наименования животных

Нарядная елочка, игрушки: собачка, кот, курочка, мышка, чашка. Фотоальбом «Новый год»

2

Рассказывание без наглядного сопровождения
(В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе» - стр.61)

  • Развивать у детей способность понимать содержание рассказа без наглядного сопровождения, умение слушать один и тот же сюжет в сокращенном и полном варианте

 

3

Упражнения на совершенствование звуковой культуры речи
(В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе» - стр.64)

  • Упражнять детей в отчетливом произношении звуков т-ть
  • Развивать голосовой аппарат с помощью упражнения на образование слов по аналогии

Большой и маленький гриб, совок, платок, молоток, носок

4

Домашние животные

  • Учить узнавать знакомых животных на картинках, называть их
  • Учить строить предложения из 3-4 слов, употребляя существительное с собирательным значением «животные»

 

Предметные картинки из серии «Домашние животные»

февраль

Неделя

Тема

Задачи

Развивающая речевая среда

1

Дидактическое упражнение «Чья мама? Чей малыш»
(В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе» - стр.65)

  • Учить детей правильно называть домашних животных и  их детенышей
  • Угадывать животное по описанию

Фланелеграф. Картинки с изображением взрослого животного и детеныша

2

«Мчится поезд»
(Л.А.Парамонова « Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» - стр.276)

  • Обогащать словарь точными названиями предметов, частей предметов, действий. Активизировать словарь названиями животных
  • В процессе звукоподражаний развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей
  • Вовлекать детей в диалог

Игрушки: поезд, мишка, заяц, лиса, белка

3

«Веселая семейка»

  • Закрепить в речи детей слова, называющие людей по их роли в семье (мама, папа, ребенок, дети)

 

Альбом с иллюстрациями «Моя семья»

4

Составление рассказа на тему «Как мы птичек кормили». Упражнение на звукоподражание и укрепление артикуляционного аппарата
(В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе» - стр.66)

  • Учить детей следить за рассказом воспитателя: добавлять слова, заканчивать фразы
  • Упражнять в отчетливом произношении звука, изолированного в звукоподражательных словах и во фразах

Серия сюжетных картин. Книжка Л.Белина «Что за птицы?»

март

Неделя

Тема

Задачи

Развивающая речевая среда

1

«Мама дорогая крепко любит нас»
(Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» - стр.332)

  • Активизировать словарь наименований овощей, предметов одежды, глаголы. Соотносить слова и выразительные движения
  • В процессе звукоподражаний развивать артикуляционный аппарат детей
  • Побуждать детей инициативно высказываться, включаться в диалог со взрослыми, отвечать на вопросы. Высказываться на темы из личного опыта без опоры на наглядно представленную                 ситуацию

Кукла мама и кукла дочка, игрушечная мебель, кастрюля, миски с овощами. Книжка В.Хесин «Заботливая мама»

2

Рассматривание сюжетных картин (по выбору воспитателя)
(В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе» - стр.73)

  • Продолжать учить детей понимать сюжет картины
  • Отвечать на вопросы и высказываться по поводу изображенного

Сюжетные картинки по выбору воспитателя

3

У кого какая мама

  • Закрепить знания детей о животных и их детенышей
  • Создать радостное настроение от встречи со знакомыми животными и их детенышей

Сюжетные картинки из серии «Животные и их детеныши». Альбом «Где чей малыш»

4

Игра – инсценировка «Как машина зверят катала»
(В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе» - стр.77)

  • Продолжать учить детей участвовать в инсценировках
  • Развивать способность следить за действиями педагогов, активно проговаривать простые и более сложные фразы, отчетливо произносить звук «э», звукоподражание «эй»

Большой грузовик с открытым кузовом. Игрушки: медвежонок, зайчик, ежик

апрель

Неделя

Тема

Задачи

Развивающая речевая среда

1

«Звенят ручьи»

  • Продолжать учить составлять короткий рассказ по картинке с опорой на вопросы воспитателя

Сюжетные картинки на тему «Весна»

2

«Дождик песенку поет»
(Л.А.Парамонов «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» - стр.415)

  • Обобщать в слове представления детей о весне. Обогащать словарь образными словами
  • В процессе звукоподражательных игр закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков
  • Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие, внеситуативное общение

Игрушки: голуби, воробьи, щенок, синий платок, серебряный дождь, маска солнышко

3

Дидактическое упражнение «Я ищу детей, которые полюбили бы меня…»
(В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе» - стр.81)

  • Привлечь внимание детей к новой игрушке. Учить детей рассказывать о том, как они будут играть с ней

Игрушки: кукла и машинка

4

«Купание куклы Кати»
(В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе» - стр.82)

  • Помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названии предметов, действий, качеств (ванночка, мыло, полотенце, наливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, теплая вода)
  • Показать малышам, как интересно можно играть с куклой

 

Кукла Катя, ванночка с водой, два ведерка, мыло, полотенце. Книжка «Мойдодыр»

май

Неделя

Тема

Задачи

Развивающая речевая среда

1

«От дома начинается, у дома кончается»
(Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» - стр.461)

  • Обогащать словарь детей словами, связанные с движением транспорта. Словами обозначениями деталей машины, наименованиями животных
  • В процессе звукоподражаний уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков
  • Формировать умение вести диалог, включится в рассказ воспитателя, добавляя отдельные слова. Подводить к внеситуативному общению

Машинка, ежик, заяц, свинья, обезьяна, детали строительного материала, веревка

2

Дидактические упражнения «Так или не так?». Чтение стихотворения А.Барто «Кораблик»
(В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе» - стр.87

  • Помочь детям осмысливать проблемную ситуацию и попытаться выразить свои впечатления в речи. Повторять знакомые стихи А.Барто и познакомиться со стихотворением «Кораблик»

Сюжетные картинки. Стих А.Барто «Кораблик»

3

«Мой Мишка»
(Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» - стр.476

  • Учить отвечать на вопросы, распутывать веселые истории
  • В процессе звукоподражаний закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков. Развивать артикуляционный аппарат детей, речевое дыхание
  • Побуждать детей вступать во внеситуационное общение. Соотносить слово и выразительные движения. Подводить детей к составлению короткого текста и повествования вместе с воспитателем

Кукла, медвежонок, одетый в рубашку и штанишки, кастрюля, ложка, салфетка, конфета

4

Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят»

  • Учить детей правильно и четко произносить звук «ц» в слогах и словах. Активировать в речи детей слова: клюв, клювик, клевать, курица, курочка, блюдо, блюдце

Сюжетные картинки по данной тематике

 

План работы с родителями по развитию речи детей


Сентябрь.

1. Оформление родительского уголка: информация о задачах на новый учебный год и задачах по развитию речи детей.

Цель: Привлечение внимания родителей к вопросам развития речи ребенка в детском саду

2. Консультация: "Особенности развития речи детей младшего возраста. "

Цель: Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

Октябрь.

1. Папка-передвижка: Рекомендации родителям «Учим ребенка общаться».

Цель: Познакомить с играми и упражнениями для развития культурного общения детей, для обогащения речи детей вежливыми словами.

2. Консультация «Роль семьи в активизации речи ребенка».

Цель: Вовлечение родителей в деятельность по обогащению и активизации речи. Привлечение внимания к важности грамотной речи при общении с ребенком дома.

Ноябрь.

1. Беседа «Использование фольклора в обогащении речи младшего дошкольника».

Цель: Познакомить родителей с содержанием работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с художественной литературой и фольклором – как средством обогащения речи детей.

2. Разучивание фольклорного материала: песенок – потешек, прибауток.

Цель: Знакомство с тематикой, предоставить памятку текстов песенок – потешек.

3. Оформление папки-передвижки «Воспитание сказкой».

Цель: Распространение среди родителей педагогических знаний.

Декабрь.

1. Сообщение «Воспитываем любовь к книге».

Цель: Расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребёнка.

2. Знакомство с книжным уголком в группе.

Цель: Предоставить тематику сказок и игр – театрализаций по сказкам.

3. Консультация «Как организовывать праздник в семье».

Цель: Знакомство родителей с играми, которые можно предложить детям на семейном празднике (игра – драматизация, пальчиковые игры, обыгрывание песенок - потешек, кукольный театр и т. д.)

Январь.

1. Консультация «Когда бывает скучно».(предложить игры по обогащению и активизации речи, в которые можно поиграть по дороге домой).

Цель: Расширение педагогического опыта родителей через знакомство с речевыми играми. Обогащение детей и родителей опытом эмоционального общения.

Февраль.

1. Консультация «Развитие мелкой моторики».

Цель: Формировать представление у родителей о том, что развитие мелкой моторики рук стимулирует умственное и речевое развитие ребёнка. Предложить рекомендации по проведению игр в домашних условиях.

2. Фоторепортаж с рассказом «Играем дома!»

Цель: Выяснить в какие развивающие игры играют дома и как. Привлечение родителей к совместному созданию с детьми фоторепортажей.

Март.

1. Информационный стенд «Книжки в нашем доме»

Цель: Привлечь родителей к созданию условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду. Советы по оформлению детской домашней библиотеки.

2. Консультация «Чтение сказок как одно из условий развития речи».

Цель: Распространение среди родителей педагогических знаний. Вовлечение родителей в деятельность по развитию речи.

3. Оформление папки-передвижки «Лучшие детские сказки».

Цель: Распространение среди родителей полезной информации.

Апрель.

1. Круглый стол «Читаем детям»

Цель: Обмен опытом по организации семейного чтения. Установление дружеских отношений среди родителей. Способствовать развитию интереса к устному народному творчеству, традициям старины.

2. Выставка поделок родителей совместно с детьми: «Как умелые ручки язычку помогали».

Цель: Узнать о том, как родители распорядились информацией, представленной мной в виде консультаций, папок передвижек об активизации и обогащении словаря детей

3. Родительское собрание: «Обогащение и активизация словаря младшего дошкольника».

Цель: Дать знания о важности обогащения и активизации словаря детей, как заниматься дома развитием речи, эффективных приемах. Развивать заинтересованность родителей в решении вопросов совместного развития детей. Воспитывать активность.

Май.

1. Консультация - практикум «Роль дидактической игры в обогащении речи детей младшего дошкольного возраста!»

Цель: Дать знания о важности настольно – развивающих игр, их значении,подборе для детей этого возраста, проведение игры, правилах. Изготовление родителями в группу новой развивающей игры.

2. Подведение итогов.

Цель: Рассказать об успехах детей, об их достижениях в речевом развитии, об успешной совместной работе педагогов и родителей, о необходимости продолжать работу и в летний период.

Сентябрь - Май: Один раз в неделю ежемесячно:

1.«Домашняя игротека» .

Цель: Знакомить родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.

2. Традиционные игра  «Подари словечко».

Цель: Расширить словарь ребенка; объяснить лексическое значение слов.

Список  литературы:

  • Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада». Планы занятий- 2-е изд., испр. и доп- М:Мозайка -  синтез, 2010.
  • Развивающие занятия с детьми 2-3 лет: методическое  пособие под ред. Парамоновай Л.А.- М,: ОЛМА Медиа Групп, 2009.

Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 6-е изд. испр. и доп.- М: Мозаика- синтез, 2010.

Литература:

  1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
  2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
  7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
  9. Кольцова М. М «Развитие моторики».
  10. Елена Данилова «Пальчиковые игры».
  11. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности...

Отчёт по теме самообразования «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Отчёт  по  теме  самообразования «Развитие речи детей младшего   дошкольного возраста   в игровой деятельности»...

Педагогический опыт на тему: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности"

ВведениеПроблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать...

Самообразование. Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности».

Цель: продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....

консультация для воспитателей "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности"

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справ...

Самообразование. Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Цель: продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Совершенствование условий для развития мелкой мото...

самообразование «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средствами общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соотве...