Развитие речевого дыхания детей с нарушениями речи
учебно-методический материал по развитию речи

Алдамова Светлана Викторовна
Данная методическая разработка поможет учителям-логопедам в работе с детьми с нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-логопед

МБДОУ детский сад №8 «Рябинка»

Алдамова С.В.

Слайд №1

Здравствуйте уважаемые коллеги, темой моего выступления является:

«Развитие речевого дыхания у дошкольников с ТМНР»

Дошкольный возраст – важный этап в формировании фундамента
физического и психического здоровья ребенка. Анализ сложившейся в
настоящее время ситуации в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста говорит о том, что количество детей, имеющих отклонения в развитии, растет из года в год. Увеличился процент детей с тяжелыми множественными нарушениями, в том числе тяжелыми нарушениями речи посещающих дошкольные учреждения. У детей с тяжелыми множественными нарушениями  имеются особенности речевого развития, такие как
: смазанная невыразительная речь, плохая дикция, искажение, замена звуков и слогов в словах со сложной слоговой структурой, несформированность лексико-грамматических  категорий и другие нарушения. Наблюдается недостаточное развитие физиологического и речевого дыхания, что влечет за собой нарушения речевой функции, в частности правильного звукопроизношения. И уже вторично, из-за нарушений произносительной стороны речи, страдает формирование и развитие других сторон речи (фонематической, лексической, грамматической).

Слайд 2

Так, речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.
Речевое дыхание отличается от обычного дыхания:
- более быстрым вдохом и замедленным выдохом;
- значительным увеличением дыхательного объема;
- преимущественно ротовым типом дыхания;
- максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.

Слайд 3

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Дыхательные упражнения помогут достичь, освоение труднопроизносимых звуков. Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.

Слайд 4

Техника выполнения упражнений:

- воздух набирать через нос;

- плечи не поднимать;

- выдох должен быть длительным и плавным;

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);

- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.

Слайд 5

Примеры дыхательных упражнений

для детей дошкольного возраста с ТМНР:

«Снег»

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес.

Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Нельзя надувать щеки при выполнении этого упражнения.

Слайд 6

«Надуй воздушный шарик»

Ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Слайд 7

«Кораблики»

Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

Слайд 8

«Аэробол»

Аэробол — тренажер для развития речевого дыхания. Суть этого тренажёра - игры заключается в том, чтобы не уронить шарик на пол, то есть ребёнку необходимо научится контролировать поток своего воздуха, дуть: сильнее, слабее, продолжительно, коротко и т. д. Именно такая система позволяет научить ребёнка контролировать речевое дыхание.

Слайд 9

«Бульбульки»

Для данного упражнения необходимо два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налить много воды, почти до краев, а в другой налить чуть-чуть. Предложить ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды, нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды, – нужно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду.

Слайд 10

«Волшебные пузырьки»

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

Слайд 11

«Дудочка»

Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка надо так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

Слайд 12

«Пропеллер»

Занимательная дыхательная гимнастика с использованием вертушки способствует насыщению организма кислородом, улучшает работу всех систем организма, а также автоматизирует некоторые звуки. Необходимо сделать 1 – глубокий вдох; 2 – продолжительный, усиленный выдох на вертушку. Дуть на вертушку так, чтобы она дольше крутилась.

Слайд 13

«Губная гармошка»

Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

Слайд 14

«Цветочный магазин»

Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

Слайд 15

«Свеча»

 Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

Слайд 16

«Покатай карандаш»

На ровной гладкой поверхности предложите ребенку покатать карандаш с помощью воздушной струи.

Слайд 17

Вывод: данные упражнения помогут детям с тяжелыми множественными нарушениями развития выработать правильное речевое дыхание, тем самым способствовать формированию звукопроизносительной стороны речи.

Слайд 18

Литература:

1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М, 2005.

2. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родинова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. – М., 2006.

 3. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. – М., 2005.

4. Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. – М., 2004.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей разных возрастных групп:"Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи"

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.Ды...

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи...

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхател...

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхател...

МНЕМОТЕХНИКА - как средство развития речевой активности детей с нарушениями речи.

Дошкольный возраст – это уникальный период, когда формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. И его визуальное (зрительное) восприятие...

Предметно- развивающая среда для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Предметно-развивающая среда  для развития речевого  дыхания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

Буклет "Речевое дыхание ребенка с нарушением речи. Почему оно должно быть правильным?"

Речевое дыхание - важный компонент коррекционной работы учителя-логопеда. Чтобы ребенок научился произносить верно тот или иной звук, чаще всего, вначале нужно научить ребенка парвильно дышать, т.е. д...