Развитие речевого дыхания детей дошкольного возраста с нарушениями речи на занятиях по логоритмике
статья по логопедии
В статье описываются этапы специальной работы над речевым дыханием детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Данная работа включает два основных этапа. Первый этап, подготовительный, – это формирование координации ротового и носового дыхания и развитие реберно-диафрагмального типа дыхания. Второй этап – это собственно работа над речевым дыханием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Курдина Зиля Равилевна,
учитель-логопед,
МДОУ «Д/с № 44 к.в.» г. Магнитогорска
Развитие речевого дыхания детей дошкольного возраста
с нарушениями речи на занятиях по логоритмике.
Дыхание - основа жизни. Правильное дыхание - основа здоровья и долголетия.
Речевое дыхание - дыхание в процессе речи. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
Речевое дыхание отличается от обычного, физиологического. Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос; они короткие и равны по времени. Ритм обычного дыхания: вдох - выдох – пауза [1. с. 3].
Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, расходования его экономно. Это регулируется дыхательным центром головного мозга. Недостаточное развитие речевого дыхания влечет за собой нарушения речевой функции, в частности правильного звукопроизношения.
Физиологическое дыхание детей с нарушениями речи имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы. В связи с этим страдает и речевое дыхание. В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе [1. с. 4].
Таким образом, дошкольникам с речевыми нарушениями, прежде всего, необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Приближение этих показателей к норме позволит в дальнейшем перейти к развитию речевого дыхания, так как грудобрюшной тип дыхания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.
Научить детей с нарушениями речи управлять своим дыханием удается в процессе специальной работы над речевым дыханием. Данная работа включает два основных этапа. Первый этап, подготовительный, – это формирование координации ротового и носового дыхания и развитие реберно-диафрагмального типа дыхания. Второй этап – это собственно работа над речевым дыханием.
В нашем детском саду эта работа проводится учителем-логопедом на занятиях по логоритмике. Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий логоритмики, направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.
Для формирования длительного, определенной силы выдоха используются специальные игровые дыхательные упражнения, не связанные с речью: дутье на ватные шарики, бумажные фигурки, зафиксированные на нитке, вертушки, ленточки и т.п.; задувание свечи струей выдыхаемого воздуха, выдувание мыльных пузырей и т.д. При этом постепенно увеличивается расстояние, с которого дети должны выполнить задание. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Дыхательные упражнения, способствующие развитию реберно-диафрагмального дыхания, проводятся без речи под музыку или без нее, в различных положениях: лежа на спине, сидя, стоя. Вначале для контроля правильного выполнения упражнений используется ладонь ребенка. В этом случае ребенок контролирует свое дыхание и зрительно, и тактильно, т.е. видит движение руки и ощущает движение диафрагмы ладонью. Позже, когда ребенок научился контролировать движения диафрагмы, в работу включаются упражнения, целью которых является развитие координации между дыханием и движениями тела, рук, ног. Например, сочетание с движениями рук: вверх-вниз, вверх - в стороны, вверх - на пояс; туловища: повороты вправо-влево, наклоны в стороны, вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые движения.
Во время проведения этих игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. Также надо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, могут вызвать головокружение. Поэтому их необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.
После того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох, можно приступить ко второму этапу работы - тренировке собственно речевого дыхания. Этот этап состоит из комплексов упражнений, в которых осуществляется последовательное движение от простого к сложному – от звука к слогу, от слога к слову, от слова к фразе и т.д.
Первый комплекс упражнений – это фонационные упражнения. После вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением гласных звуков и их различных сочетаний.
Во второй комплекс упражнений по развитию речевого дыхания включаются слоги и слогосочетания с различными согласными, хорошо произносимыми детьми. Здесь используются упражнения в многократном повторении слогов и в сочетании длительного и краткого произнесения слогов на одном выдохе.
В фонационных и слоговых упражнениях используются те движения речевой ритмики, которые выполняются при произнесении гласных и согласных звуков.
В следующем комплексе упражнений навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения. Усложняя задания в упражнениях, надо каждый раз предлагать более длинные слова и фразы, которые ребенок должен произносить на одном выдохе. Речевой материал обязательно должен быть знаком и понятен ребенку, употребим в детской речи.
Необходимо также отметить, что поскольку материалом упражнений в этом комплексе служат слова, то характер движений речевой ритмики меняется. В начале работы слово можно делить на части, и произнесение каждой части слова сопровождать движениями речевой ритмики. Движения должны плавно переходить одно в другое, что способствует слитному произнесению слова. По мере усвоения ребенком правильного произнесения частей слова количество движений надо сокращать, стремясь к тому, чтобы на одном движении произносился уже не слог или часть слова, а слово в целом.
Упражнения, входящие в четвертый комплекс, используют для обучения детей, имеющих нарушения речи, произнесению на одном выдохе длинных фраз и предложений, а также умению во время рассказа или пересказа текста, чтения стихотворения, правильно делать паузы - синтагмы, которые являются универсальным средством членения речи на интонационно-смысловые единицы. В начале выполнения этих упражнений широко используют движения речевой ритмики по схеме, описанной выше, однако в конце работы над фразой, предложением, стихотворением необходимо добиваться того, чтобы ребенок проговаривал текст, стихотворение без движений.
В заключение хочется отметить, что организация работы по развитию речевого дыхания детей с нарушениями речи, требует выполнения ряда условий:
- вся работа неразрывно связана со слуховым восприятием ребенка, который подражает речи педагога, слитно воспроизводя ряд слогов, слово, фразу или предложение;
- в играх и упражнениях для развития речевого подражания отработка правильного речевого дыхания является одной из целей проведения игр. Взрослый постоянно следит за тем, чтобы при произнесении слогов, слов и фраз ребенок правильно использовал дыхание: говорил только на выдохе, не добирал воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делал осмысленные паузы;
- при выполнении речевых упражнений важно, чтобы движения, выполняемые одновременно с проговариванием речевого материала, были слитными, плавными, переходящими одно в другое, что способствует стабилизации длительного выдоха;
- требования к длительности выдоха постепенно нарастают. Вначале обучения дети учатся произносить на одном выдохе слогосочетания, слова и фразы из 4-6 слогов, к середине обучения – слогосочетания, слова, фразы из 7-10 слогов, а к концу дошкольного периода обучения – из 10-15 слогов.
Таким образом, коррекционная работа над речевым дыханием детей с речевыми нарушениями направлена на становление правильного реберно-диафрагмального типа дыхания, что в свою очередь влияет не только на улучшение их произношения, но и на развитие просодических компонентов речи и улучшения темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик.
Список литературы:
- Белякова, Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова ; под ред. Л. И. Беляковой. – Москва : Книголюб, 2004. – 56 с. (Логопедические технологии.). - ISBN: 5-93927-098-0 – Текст : непосредственный.
- Власова, Т. М. Фонетическая ритмика: пособие для учителя / Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996 — 240 с. – Текст : непосредственный.
- Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений.- Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста.
Игровые упражнения для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста....

Предметно- развивающая среда для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Предметно-развивающая среда для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

" Игры на развитие речевого дыхания детей дошкольного возраста"
Дыхание - основа жизни и здоровья человека. Но немало важную роль дыхание имеет для правильной и красивой речи. Речевое дыхание - процесс управляемый, при котором вдох происходит через рот и нос, а вы...

Развитие речевого дыхания детей дошкольного возраста
Данный материал раскрывает особенности развития речевого дыхания детей дошкольного возраста...

Развитие речевого дыхания детей дошкольного возраста
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.Дыхате...

Развитие речевого дыхания детей дошкольного возраста
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.Дыхатель...