Статья: Развитие речевого творчества старших дошкольников средствами народной сказки
методическая разработка по развитию речи

Светлана Дмитриевна Бычкова

В статье освешается вопрос развития речевого творчества старших дошкольников средствами народной сказки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Развитие речевого творчества старших дошкольников средствами народной сказки.

Введение

      В настоящее время дошкольные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования, что связано с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

   Наиболее актуальным в дошкольном возрасте, остается речевое развитие. 

   Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

       Речевое развитие помогает детям  улучшить память, умение сосредотачиваться, рассуждать и делать выводы. Эти  умения и навыки облегчают усвоение новых слов, прививают умение грамотно писать и абстрактно мыслить 

        Если у ребенка хорошо развита речь, он не будет бояться выражать свои мысли и будет с удовольствием общаться с другими детьми. По мнению детского психолога доктора Кэрол Валиньяд, «У детей, которые без затруднений выражают собственное мнение, будет гораздо меньше проблем в том, что касается взаимодействия со сверстниками».

        Речевое развитие дошкольника является определяющим фактором успешного обучения чтению. Обогащая свой словарный запас,  дети получают первое представление о грамматическом строе языка. Это, в свою очередь, способствует развитию умения понимать прочитанное и фонологических навыков (умению устанавливать связь между звуком и символом, его обозначающим). 

        Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее.

      К сожалению, речевое развитие дошкольников, в наш век компьютерных технологий, резко ухудшается. Дети не могут составлять развернутые предложения, говорят односложными фразами, у них скудный словарный запас. В повседневной речи они используют неправильные грамматические формы, отсутствует  связность речи.  У многих  детей наблюдается фонетико-фонематические нарушения, сейчас каждый второй ребенок нуждается в помощи логопеда.

     Родители не считают обязательным читать дома художественную литературу, заменяя ее просмотром мультфильмов, в большинстве своем импортного производства, с героями, не являющихся носителями положительных нравственных качеств. Книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения.

     Поэтому в своей работе я большое внимание уделяю развитию связной речи дошкольников, используя различные методы и приемы, в частности для развития речевого творчества использую народные сказки, о чем хочу рассказать в данной работе.

1.«Развитие речевого творчества старших дошкольников средствами народной сказки».

  1. Актуальность опыта.

          Актуальность моей деятельности  обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речимыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

         Актуальность опыта определяется также  уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, рассказов.

         Для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника.

         Важными источниками развития речевого творчества являются художественная литература и фольклорные произведения. Корней Иванович Чуковский в книге "От двух до пяти" отмечал: "Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка". Поэтому в качестве литературного материала для исследования проблемы речевого творчества в старшем дошкольном возрасте были использованы русские сказки, прежде всего волшебные.

        Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства. Со сказки начинается знакомство малыша с миром литературы, с миром взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Сказки учат ребят различать вымысел и реальность, задают нравственные нормы, преподносят многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии.

       Благодаря сказке, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Сказки позволяют развивать творческие способности, фантазию, воображение ребёнка. В самой природе сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления.

       Поиск путей формирования самостоятельности в речевом творчестве старших дошкольников на основе знакомства с русскими волшебными сказками стал целью моего исследования.

1.2.Актуальность данной проблемы подвела к выбору темы исследования: «Развитие речевого творчества старших дошкольников средствами народной сказки».

Цель изучения: Анализ работы по речевому творчеству дошкольников старшего возраста посредством знакомства с русскими народными сказками, сочинительства собственных сказок.  

Объект изучения: речевое творчество детей старшего дошкольного возраста, методы и формы способствующие развитию сочинительства сказок.

Предмет изучения: русские народные сказки, сочинительство собственных сказок  как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по использованию сказок в речевом развитии дошкольников;
  • составить список русских народных сказок для изучения в старшей-подготовительной группах в соответствии с программой «От рождения до школы»
  • определить формы и методы изучения и составления сказок, развития творчества и воображения;
  • познакомить детей с различными видами сказок, их структурой  и композицией;
  • познакомить с алгоритмом составления сказок, побуждать детей к самостоятельному созданию текстов сказок с опорой на алгоритм;
  • развитие  словарного запаса дошкольников, формирование правильного использование грамматических форм;
  • воспитывать у дошкольников познавательный интерес к художественному слову, произведениям детской литературы и народного творчества, к собственному сочинительству.

Предполагаемый результат:

  • сформировать устойчивый интерес к художественной литературе, фольклору, народным сказкам;
  • сформировать способности  к собственному сочинительству;
  • создание собственных книг;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Методы исследования:

- изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

- составление методического банка для проведения исследования;

- наблюдение за деятельностью воспитанников;

- диагностическое обследование детей, анкетирование педагогов, родителей и детей;

- составление библиотеки собственных сочинений воспитанников;

- изучение и анализ продуктов творческой деятельности.

1.3. На первом этапе работы мною были изучены исследования по проблеме отечественных ученых, которые помогли выявить актуальность проводимого исследования, наметить формы и методы деятельности.

         В исследованиях отечественных ученых Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, а также педагогов Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной и других подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь. Полноценное владение русским языком в дошкольном возрасте благотворно отражается на интеллектуальном, нравственно - этическом, художественно-эстетическом развитии детей в сензитивный период.

         В тоже время ученые отмечают, что ближе к 5-му году жизни у детей наблюдается интерес к словесному творчеству (придумывание сказок, стихов, небылиц) / Л.В. Ворошнина, М.М. Рыбакова, СМ. Чемортан, А.Е. Шибицкая и другие /. Еще ранее (к 2 - 3 годам) - интерес к звучащему слову, что получило название феномена "словотворчества" (по К.И. Чуковскому).

        Особое место в словотворческом процессе по праву занимает русский фольклор, а точнее один из самых излюбленных детьми его жанров - сказка.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

        "Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании" - писал К.Д. Ушинский.

          Сказка проникает во все виды деятельности ребенка - дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности (исследования Т.С. Комаровой, Н.М. Сокольниковой и другие); музыкальной деятельности (С.И. Букатина, Ш.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.); игровой (Т.А. Антонова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и другие). Особым же вниманием сказка пользуется в художественно - речевой деятельности.

        Анализ использованной литературы позволяет сделать вывод о значении         народных сказок  для  усвоения всех форм русского языка, выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании, развитии мышления, творческого воображения, фантазии, развитии свободного общения с взрослыми и детьми, формировании звуковой аналитико-синтетической активности.

1.4.На следующем этапе работы был определен список изучаемых русских народных сказок в соответствии с программой «От рождения до школы», по которому работает наше учреждение.

    5-6 лет

  • «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;
  • «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой;
  • «Хаврошечка», обр. А. Н, Толстой;
  •  «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы;
  • «Царевна- лягушка», обр. М. Булатова;
  • «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина;
  •  «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;
  • «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева);
  • «Докучные сказки».

    6-7 лет

  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга);
  • «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева);
  • «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова;
  • «Добрыня 285 и Змей», пересказ Н. Колпаковой;
  • «Снегурочка» (по народным сюжетам);
  • «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок);
  • «Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой;
  • «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой;
  • «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского. 

1.5.Изучение методической литературы  по речевому развитию позволило определить основные виды деятельности детей:

  • чтение и обсуждение сказок в соответствии с программой;
  • инсценировка прослушанной сказки;
  • придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки;
  • составление сказки по изученному алгоритму;
  • создание иллюстраций к изученным сказкам;
  • сюжетно-ролевые, режиссерские  игры на основе знакомых сказок;
  • танцевальные импровизации по фрагментам сказок, психогимнастические игры;
  • загадки про сказочных героев;
  • речевые игры;
  • лепка персонажей из сказок, составление макетов сказочных полян;
  • изготовление масок для театрализации, волшебных атрибутов;
  • подготовка выставок книг по народным сказкам, с привлечением родителей.

2 Практическая часть

2.1. В процессе работы использовала следующие методы и приемы:

- составление коллажа из сказок, когда например, в книге перепутались все страницы, и злой волшебник превратил сказочных героев: Буратино, Красную Шапочку и Емелю  в мышек. Детям предлагается придумать сюжет новой сказки. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, но важно не забывать о главных, первоначальных героях – и получится “коллаж сказок”;

- метод сказки из стишков, когда из множества коротких стихов составляется сказочное продолжение.

– составление сказки из одного слова, когда рассказчик сам придумывает первое слово и начинает сочинять. Например, слово “девочка” – “Жила-была девочка, которая…” и т.д.

– составление сказки из фразеологизмов, когда знакомство с фразами, которые часто встречаются в сказках и рассказах помогают понять их настоящий смысл. Например, составление сказки из фразы “Крокодиловы слезы” – “Каждое утро капризная девочка лила, крокодиловы слезы. Это всем очень надоело…” и т.д.

– случайные сказки – это рассказы о забавных случаях из реальной жизни которые я использую для развития фантазии у детей. Важно умело подобрать их учитывая возраст, настроения. На своих занятиях я использовала случаи из реальной жизни, такие: “Шел мелкий дождь. На участке под одним зонтом стояли две девочки. Вдруг …”

Или воображаемой жизни, например:

“Мы стояли на перекресте трех дорог возле большого камня, а на нем надпись: “Прямо пойдешь – доброе дело сделаешь своему другу; направо пойдешь – с другом расстанешься навсегда; налево пойдешь – красивую игрушку найдешь”

– Какую из дорог вы выберите?

– Почему?

– Какое доброе дело можем сделать для своего друга?

– составление сказки о бытовых предметах. Дети мало имеют дело с бытовой техникой, поэтому появилась мысль соединить начало рассказа о технике со сказочным продолжением. Например, составление сказки о злом пылесосе или доброй микроволновой печке.

– метод “перевирания сказок”, развивает у детей чувства юмора, они начинают понимать иронию, лукавство. Такие эксперименты в сказках помогают быть активными, проповедуя гуманизм и добро. Во время перевирания сказок дети могут менять их содержание, не оставаться равнодушными на зло.

– придумывание сказки с середины более чем удачный способ развития творческого воображения и логического мышления. В качестве помощи предлагается затейливое начало и понятный, яркий конец, а дети придумывают середину, где в основном и развивается сюжет.

– рассказывание старой сказки по – новому, помогает детям иначе взглянуть на знакомые сюжеты. Они привыкают, что лиса – хитрая, волк – злой, Золушка – трудолюбивая, а ведь иногда полезно сломать сформированные стереотипы. Например, за основу берётся знакомая сказка, а детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Предположим, семеро козлят, злые и капризные, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти.

– сказки из шуточных вопросов могут подсказать детям сказочный сюжет или его начало. Иногда шутка в вопросе видна сразу же, но часто такой вопрос как бы провоцирует спрашиваемого. Например, детям задаётся вопрос “Что медведь ест зимой?”, смышлёный ребёнок отвечает, что медведь спит зимой. Вот тут – то и следует перейти к сказке “А я слышала про такого необыкновенного медведя, который зимой не засыпал, потому что любил поесть ….”. Далее дети сочиняют сказку про необыкновенного медведя.

2.2. Этапы работы при обучении дошкольников сочинению сказок

В процессе деятельности были определены этапы составления сказок

с опорой на наглядные, словесные и практические методы обучения:

I этап.  Подготовительная работа с детьми

          Цель: развитие творческого воображения   воспитанников, расширение словарного запаса,  обогащение знаний  об окружающем мире.

        На подготовительном этапе происходит знакомство детей с новыми сказками, загадками, закрепление ранее изученных  произведений фольклора. Использую следующие формы: чтение, пересказ, обсуждение, беседы,  рассматривание иллюстраций.

На данном этапе воспитанника предлагаются следующие задания:

- придумать новые названия для известных сказок. Например, сказка «Теремок»: «В тесноте да не в обиде», «Друзья не оставят в беде»;

- задания: «Перечисли добрых и злых героев сказки», «Опиши сказочного героя, чтобы его могли узнать все дети»

- постановка проблемного вопроса поискового характера: например сказка «Лиса и кувшин» «Как можно лисе поесть из кувшина?»

Детям предлагаются упражнения на развитие словаря детей:

- придумывание сравнений « На что это похоже?», «Как можно сказать по другому?», проведение данных игр  помогает развивать ассоциативные связи

-придумывание эпитетов. «Опиши героя или предмет по разному»

-прием словоизменений. Детям предлагаю дидактические игры “Измени слово”, “Цепочка слов”, расширяющие активный словарный запас.

-придумывание синонимов и антонимов к словам.  Использую игры “Скажи наоборот”, “Подбери похожее слово”.

    Детям предлагается составить рассказы описательного и повествовательного характера по серии сюжетных картинок.  Во время образовательной деятельности стараюсь включать логические игры и упражнения:

-         расставь картинки во временной последовательности;

  • какая картинка пропущена;
  • какую картинку можно добавить вначале или в конце;
  • разложи картинки по разным сказкам.

        При обучении составлению описательных рассказов по предметным картинкам большое внимание уделяю  рассматриванию, выделению качеств, признаков, деталей. Используем также  план-схему для составления рассказа-описания, которые составляю заранее или вместе с детьми.

        Рассказы по воображению (творческие)  — самый сложный вид работы по обучению связной речи, к которой можно отнести следующие задания:

- придумай новый конец готовой сказки;

- а что могло быть вначале этой сказки?:

- сочини сказку по аналогии с Колобком, но с другим героем.

- придумай сказку по опорным схемам.

        На подготовительном этапе происходит знакомство детей:  

-с классификацией сказок (сказки о животных, бытовые, волшебные);

-построением сказочного сюжета (композиция сказки: присказка, зачин, завязка, развитие действия кульминация, концовка);

-характерными особенностями жанра сказки (метафоричность, иносказание, фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, наличие волшебных предметов и др.).

II этап. Продуктивная творческая деятельность детей

        Цель: учить отражать эмоциональное отношение ребёнка к изученным сказкам  через художественно-творческую деятельность, изготовление атрибутов к драматизации.

        После знакомства со сказкой предлагаю  детям выполнить иллюстрации к сказке, вылепить сказочных героев, показав их характер, подготовить маски к драматизации.

III этап. Сочинение сказки

        Третий этап включает непосредственную  работу по сочинению сказки.

Здесь используем различные формы:

-коллективная (один начинает сказку, другой продолжает, третий заканчивает, кто-то из детей описывает героя, кто- пейзаж);

-в паре-тройке;

-индивидуальная (придумывание собственной сказки).

         Сочинение сказки сначала проходит в коллективной форме, затем, когда дети усваивают алгоритм составления сказки, сочинение переходит в  индивидуальное.

        При работе со старшими дошкольниками по обучению сочинению сказок использую следующие методы:

-“сказка-калька” (по схеме известной сказки создается новая, похожая по смыслу, но с другими персонажами, действиями, деталями)

-сказки с новым концом,

-знакомые герои в новых обстоятельствах,

-коллаж из сказок,

-сказки по-новому, (например, «Гуси- лебеди»: «Кто мог помочь девочке спастись от гусей- лебедей?»),

-экологические сказки,

-сказки из загадок, пословиц, считалок, стихов.

         Для развития мышления, творческого воображения, формирование умения анализа и синтеза использую следующие приемы:

-использование моделирования и символики при обучении сочинению сказок. После прочтения сказки предлагаю детям составить ее схему, используя героев – модели, формирую  умение  выделить в произведении самое главное, изобразить такие опорные сигналы, по которым можно воспроизвести знакомую сказку или придумать новую.

-приёмы сотворчества – ребенок сочиняет сказку, а педагог или родитель записывает. Ребенок делает иллюстрации к сказке, придумывает обложку и оформляет ее в самодельную книжку. Дети проявляют выдумку, фантазию при оформлении обложки, иллюстраций к сказке.

IV этап. Разыгрывание сюжета сказки

        Цель: развивать творческие способности в инсценировках, игре-драматизации, театрализованных играх и других видах исполнительской деятельности по знакомым сказкам.

V этап.  Совместная деятельность с родителями

        Цель: подвести родителей к пониманию важности развития у детей словесного творчества и воображения; развития креативности и самостоятельности в процессе составления текстов сказочного содержания.

        Для родителей готовятся информационные стенды, из которых они узнают, с какими сказками дети познакомились в детском саду, какие вопросы по изученным сказкам они могут задать детям дома, какие сказки прочитать вместе с детьми.

       Проведено родительское собрание «Общение и развитие ребенка» Цель которого показать родителям, что  недоразвитие речи может развиться и из-за того, что родители, стремясь обеспечить ребенка лучшими игрушками, следя за режимом его питания и соблюдением санитарно-гигиенических норм упускают важность общения. Совместная работа родителей и детей со сказками может восполнить дефицит общения.

      Консультация для родителей «Алгоритм составления сказки» познакомила родителей с основными этапами сочинительства.

       Посещение родителями открытых занятий по развитию речевого творчества детей, дало практические навыки в проведении данной работы.

        Итогом работы является подготовка совместно с родителями выставки собственных сказок. Родители записывали сказки составленные детьми по алгоритму и методу Проппа, оформляли их вместе с детьми в книги, из которых впоследствии оформили выставку. Данная работа позволила вовлечь родителей в совместную деятельность, показала, как родители овладели навыками сочинительства.         

2.3. В ходе исследования разработан план работы с детьми с использованием указанных выше методов и приемов. План работы составлен для детей с 5 до 6 лет, на основе традиционных форм и методов и для детей с 6 до 7 лет с использованием карт Проппа.

Старшая группа, возраст с 5 до 6 лет.

Название сказки

Цель образовательной деятельности

Использованные методы, приемы.

 

Сказка «Лиса и кувшин»

(4 занятия)

Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, формировать способы словообразования глаголов, существительных, прилагательных, совершенствовать структуру предложений, содействовать активному использованию разных типов предложений.

1.Рассказывание сказки.

2. Пересказ сказки по наводящим вопросам.

2. Отгадывание персонажей сказок в загадках.

3. Дидактические игры:

«Что умеют делать звери»

«Какой, какая, какое?»

«Опиши героя сказки»

«От каждого по словечку»

4. Развивающая игра       « Как лисе попробовать из кувшина?»

5. Придумывание нового

названия сказки.

6. Придумывание нового

конца сказки.

 

Сказка «Хаврошечка

(4 занятия)

Совершенствовать представление о смысловой стороне слова, обогащать речь антонимами, синонимами, многозначными словами, активизировать образные слова, сравнения, эпитеты, точные глаголы, Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе или по предложению взрослого.

Чтение сказки.

Пересказ по вопросам воспитателя и самостоятельно.

Дидактические игры:

«Подбери добрые слова описания для Хаврошечки»

«Составь сказку по картинкам»

«Кто знает другое слово»

Развивающие игры:

«А если бы…»

«Хорошо-плохо»

«Какой картинки не хватает ?»

Изучение пословиц про добрые дела.

Пересказ эпизода сказки от имени героя.

Изменение сюжета сказки путем ввода нового героя.

 

Сказка «Царевна-лягушка»

 (4 занятия)

Отрабатывать интонационную выразительность речи: упражнять детей в согласовании слов в предложении, отрабатывать дикцию: развитие умения внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Чтение сказки.

Пересказ с помощью опорной схемы.

Придумывание нового названия сказки.

Дидактические игры:

«Дополни предложение»

«Скажи выразительно»

«Придумай,  какие волшебства может сделать царевна-лягушка»

Художественное творчество «Нарисуй волшебные предметы из сказки»

Развивающие игры:

«Если бы у меня была волшебная палочка…»

Придумывание нового окончания сказки.

Изменение сюжета сказки.

 

Сказка «Гуси-лебеди» (4 занятия)

Совершенствовать структуру предложений, содействовать активному использованию разных типов предложений. Помогать детям в правильном построении сложноподчинённых предложений, использование языковых средств для соединения их частей,  активизировать образные слова, сравнения, эпитеты, точные глаголы.

Чтение сказки.

Пересказ сказки.

Дидактические игры:

«Кто сумеет похвалить»

«опиши речку с кисельными берегами»

«От каждого по словечку»

Развивающие игры:

«Как можно задержать гусей- лебедей ?»

Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрацию.

Придумывание нового названия сказке.

Придумывание нового окончания сказки.

8. Изменение сюжета сказки.

 

Сказка «Сивка- бурка» (4 занятия)

Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Совершенствовать представление о смысловой стороне слова, обогащать речь антонимами, синонимами, многозначными словами, обобщающими наименованиями, активизировать образные слова, сравнения, эпитеты, точные глаголы.

Развивать фонематическое восприятие, произносительную и интонационную сторону речи.

Чтение сказки.

Драматизация отдельных фрагментов сказки.

Изображение героев символами.

Рассказывание сказки по схеме.

Дидактическая игра «Подбери похожее слово”

Придумывание нового названия сказки.

Придумывание другого конца сказки.

Развивающие игры:

«Как можно добраться до вершины замка? »

 Изменение сюжета сказки путем добавления нового героя.

 (4 занятия)

Итоговый.

1 занятие.

Итоговое по пройденным сказкам.

Отрабатывать интонационную выразительность речи: упражнять детей в согласовании слов в предложении. 

Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Активизировать и развивать мышление и память.

Рассказ эпизода сказки по иллюстрациям.

Дидактическая игра «Разные слова».

«Опиши сказочного героя, чтобы его могли узнать все дети»

Самостоятельное

составление рассказа о положительном герое сказки.

Развивающие игры:

«Разложи картинки по разным сказкам.

2 занятие. Придумывание новой сказки.

Совершенствовать представление о смысловой стороне слова, обогащать речь антонимами, синонимами, многозначными словами, обобщающими наименованиями, активизировать образные слова, сравнения, эпитеты, точные глаголы.

Развивать творческое воображение и мышление. Продолжать формирование умения составлять связное высказывание.

Рассказывание старой сказки по – новому

Дидактические игры:

«Бывает – не бывает»

«Речевые ситуации»

Случайные сказки –рассказы о забавных случаях из реальной жизни.

 

3 занятие. Придумывание сказочной истории про любой окружающий предмет.

Формировать умения заканчивать высказывание, начатое взрослым, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении; умение подбирать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже. Развивать творческое воображение, мышление, мелкую моторику. Продолжать формирование умения самостоятельно составлять связное высказывание.

Дидактические игры: «Какой, какая, какое»

«Закончи предложение»

Придумывание сказочной

истории про любой понравившийся предмет.

Составление коллажа из сказок,

4 занятие. Придумывание сказки по сюжетной картинке.

Формировать умения классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение; составлять разнообразные словосочетания, связные высказывания. Развивать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач.

Дидактические игры:

«Какое что бывает?»

«Что умеют делать звери?»

Рассматривание картинки.

Придумывание сказочной истории по сюжетной картинке.

2.4. В подготовительной группе в процессе обучения детей сочинению сказок я использовала карты Проппа.

           Методика работы с картами Владимира Яковлевича Проппа известна давно. Но свою актуальность она не потеряла и в настоящее время. Задачи, которые решаются при помощи данной методики полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС ДО:

— формируется умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;

— карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь;

— карты развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.

        Известный исследователь сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру волшебных сказок и выделил в них комплекс структурных элементов, установив, что сюжеты волшебных сказок основаны на одинаковых функциях. В. Я. Пропп выделил 31 постоянную функцию. Функции персонажей могут быть наглядно представлены в виде рисунков или схем, что позволяет удерживать ребенку в памяти значительный объем информации.

        Представленный в литературе опыт использования карт Проппа в обучении детей сочинению сказок позволяет выделить наиболее важные условия их применения.

       Не обязательно использовать сразу все функции, для работы выбираются только те, которые встречаются в той или иной сказке. Количество функций в работе с дошкольниками может ограничиваться 8-14 функциями.

       Важно строить работу по сочинению сказок по методу Проппа поэтапно, последовательно решая цели каждого этапа.

       Содержанием работы на первом этапе является знакомство детей с жанром сказки, выявление отличий от других жанров, вычленение ее структуры: присказка, зачин; повествование, концовка. На этом этапе дети знакомятся с картами, изображенными на них символами. Карты  изготавливали  вместе с детьми, чтобы они быстрее запомнили название и функцию каждой карты. Начинали  с сюжетных изображений, затем переходили к символическим.

       Второй этап был направлен на формирование у детей умения выделять функции персонажей в сказке, с использованием  подготовительных игр-заданий, которые включались  в образовательную деятельность.

        На третьем этапе работы чтение сказки сопровождалось выкладыванием детьми нужных карт.

 По мере накопления опыта работы с картами и с функциями детям предлагались задания:

  • определи, какие карты подходят к новой, прочитанной сказке;
  • какая карта отсутствует в данной схеме;
  • разложи карты по сюжету сказки;
  • найти ошибку в расположении карт.

    На четвертом этапе дети пересказывали сказки на основе отобранных карт.

         Детям предлагался набор из 5-6 карт. Они могли придумывать вдвоем, втроем (так проще справиться со сложным заданием). Сочиняя группами, ребенок может заметить неточность в рассказе товарища (речевые, логические ошибки), самому быть внимательным при сочинении.

        Например, задание — сочинить сказку «О волшебном цветке». Предлагалось 7 карт — Зачин, особые обстоятельства, появление главного героя, враг начинает действовать, появление друга помощника, враг повержен, одержание победы, счастливый конец. Карты давались по порядку, или предлагалось самим подумать, как их расположить.

        Или — придумать сказку о Бабе-Яге и Кощее. Условие: они добрые и помогают людям. Какая волшебная карта будет главной («помощь»), какие карты могли бы сделать сказку более интересной, полной приключений и неожиданностей (запрет, нарушение запрета, трудная задача, счастливый конец)?

С детьми оговаривались следующие положения:

  • кто будет главным героем;
  • кто будет мешать герою;
  • кто будет помогать решать ему трудную задачу (волшебные помощники, другие герои);
  • придумать название к сказке;
  • какие зачины и концовки будут использованы;
  • придумывание сказочных слов и выражений;

     На заключительном этапе дети сочиняли собственные сказки на основе отобранных карт.

     Целесообразность использования карт Проппа состоит в том, что:      наглядность и красочность их исполнения позволяют ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и продуктивнее использовать ее при сочинении сказок.     

    Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь, способствуют повышению поисковой активности, позволяют наладить полноценные взаимоотношения со сверстниками.     

    Работа по картам, вызвала большой интерес у дошкольников. В книжном уголке карты лежали для свободного использования и дети в свободное время самостоятельно занимались сочинительством, образуя творческие группы.

План работы по ознакомлению сочинительства сказок по картам Проппа  с детьми 6-7 лет

Деятельность  

Цель образовательной деятельности

Использованные методы, приемы.

 

Сказка «Волк и лиса»

(3 занятия)

Знакомство  детей с композицией жанра сказка (зачин, основная часть, концовка).

Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, формировать способы словообразования глаголов, существительных, прилагательных, совершенствовать структуру предложений, содействовать активному использованию разных типов предложений.

1.Рассказывание сказки.

2. Пересказ сказки по ролям.

3. Знакомство  детей с композицией жанра сказка (зачин, основная часть, концовка)

4. Дидактические игры:

«Назови зачины в народных сказках»

«Назови концовки известных сказок»

5. Развивающая игра       « Придумай зачин своей сказки»

6. Придумывание нового

конца сказки.

 

Сказка «Василиса прекрасная »

(4 занятия)

Закрепление знаний   о композиции жанра сказки(зачин, основная часть, концовка)

Совершенствовать представление о смысловой стороне слова, обогащать речь антонимами, синонимами, многозначными словами, активизировать образные слова, сравнения, эпитеты, точные глаголы, Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе или по предложению взрослого.

Чтение сказки.

Пересказ по вопросам воспитателя и самостоятельно по частям : зачин, основная часть, концовка.

Дидактические игры:

«Придумай волшебство для Василисы»

Пересказ эпизода сказки от имени героя.

Изменение сюжета сказки путем ввода нового героя.

 

Освоение сказочных функций

(5 занятий)

Знакомство с волшебством и волшебными превращениями

 Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек,

Придумывание новых предметов-помощников;

Сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними

Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою

Дидактические игры:

«Чудеса в решете»

«Кто на свете всех злее?».

«Что в дороге пригодится?»

«Что общего?»

«Волшебные имена».

 

Знакомство с картами Проппа  (4 занятия)

Изучение значений карт Проппа.

Чтение и разбор по картам Проппа сказок:

 «Кот петух и лиса»

«Лисичка со скалочкой»

«Лиса и заяц»

Игра «Ходилки» - примени символ к сказке.

 

Развитие речевого творчества

(4 занятия)

Совершенствовать представление о смысловой стороне слова, обогащать речь антонимами, синонимами, многозначными словами, обобщающими наименованиями, активизировать образные слова, сравнения, эпитеты, точные глаголы.

Развивать фонематическое восприятие, произносительную и интонационную сторону речи.

Сочинение сказок с необычными героями с использованием карт Проппа

Дидактические игры «Сказки с пробелами»

« Придумай сказку по каарточкам»

 

Итоговый.

(4 занятия)

Совершенствовать представление о смысловой стороне слова, обогащать речь антонимами, синонимами, многозначными словами, обобщающими наименованиями, активизировать образные слова, сравнения, эпитеты, точные глаголы.

Активизировать и развивать мышление и память.

 Сочинение и запись сказок по картам Проппа, подготовка выставки собственных сказок.

    2.5. Работа с родителями

         Активно привлекаю родителей своих воспитанников для развития их речевого творчества дома во время сочинения семейных сказок, которые демонстрируются в ежемесячных групповых семейных газетах.

         Особую роль в своей работе отвожу просвещению родителей, консультациям по использованию воспитания сказок, разъясняю им большую значимость семейного чтения. Советую родителям вместе с детьми рассматривать иллюстрации, беседовать об их содержании, разыгрывать сказки по ролям.

        Убеждаю, что это все не зря потерянное время. Оно полностью будет компенсировано поведением ребенка, его добрым отношением ко всем членам семьи, любовью и заботой о них.

       При работе в подготовительной группе с картами Проппа для родителей проведен мастер-класс «Сочиняем сказки по методу Проппа», подготовлены буклеты с методическими рекомендациями, описанием карт Проппа. Подготовлена выставка сказок сочиненных детьми и записанных родителями.

       Анкетирование родителей на итоговом этапе, показало, что родители активно включились в деятельность по сочинительству сказок, осознали значимость и необходимость семейного чтения.

  1. Динамика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, в процессе проводимой работы по ознакомлению детей с народными сказкам и  вовлечению в творчество по сочинению сказок .

       Результат проделанной работы за два года у детей старшей и подготовительной группы определили с помощью диагностического обследования, тестирования и анкетирования родителей.

        В начале работы мы провели опрос детей и родителей: «Какие ваши любимые сказки, какие сказочные герои вам нравятся».  К сожалению, в большинстве,  были названы сказки и герои из современных мультфильмов, названия которых не все взрослые знают. Данное обследование показало, что дети плохо знакомы с народными сказками, а родители считают, что просмотр современных мультфильмов, вполне заменяют чтение сказок, и запланированная нами работа очень актуальна на современном этапе.  

Основной целью I этапа диагностики является: определение уровня связной речи детей старшей возрастной группы.

Для проведения констатирующего эксперимента использовались диагностические методики, предложенные в учебном пособии Алексеевой М.М., Яшиной В.И., пересказ с использованием серии сюжетных картин и специально организованной беседы с детьми. Алексеевой М.М. и Яшиной В.И. выделены 3 уровня развития связной речи детей:

I уровень – высокий

- Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета, умеет задавать и отвечать на вопросы, своевременно вступать и завершать диалог.

II уровень - средний

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое, при общении допускает ошибки и незначительные паузы, умеет отвечать на вопросы, умеет отвечать на вопросы, вступать в диалог.

III уровень – низкий

- Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, не умеет задавать и отвечать на вопросы, не всегда завершает диалог.

Исследование проводилось с детьми старшей возрастной группы в количестве 20 человек.

При подготовке исследования мы подобрали хорошо знакомое детям произведение и к нему серию картинок. По ходу занятия каждый ребенок пересказывал русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Анализируя полученные данные, мы пришли к следующим выводам:

Высокий уровень развития связной речи у 3 детей, что составляет 15%, дети правильно формулируют основную мысль произведения, умеют точно и последовательно строить описательный рассказ по картинкам, используют в речи простые и распространенные предложения, используют существительные, обозначающие название предметов; прилагательные, обозначающие свойства; глаголы, обозначающие действия героев; предлоги, употребляемые в речи.

Средний уровень развития связной речи у 7 детей, что составляет 35%. Дети могут выразить основную мысль произведения. Последовательно, логично, связно пересказывают сказку, но при этом присутствует небольшое количество подсказок воспитателя. В своей речи больше всего используют существительные и глаголы.

Низкий уровень развития связной речи у 10 детей, что составляет 50%. Связная речь детей характеризуется неверным или не последовательным воспроизведением текста, нарушением его структуры, бедностью лексики, многочисленными паузами при пересказе, отсутствием описания внешнего вида героев и окончания текста.

На итоговом  этапе диагностики, с каждым ребенком была проведена специально организованная беседа по русским народным сказкам

Проведя обследование по специально организованной беседе, мы увидели, что у 5 детей, что составляет 25% - высокий уровень коммуникативных умений. Они умеют вступать в диалог, владеют речевыми оборотами для установления контакта, легко контактируют с воспитателем, умеют поддерживать и завершать диалог.

У 10 детей (50%) – средний уровень развития коммуникативных умений. Они умеют вступать в диалог, владеют речевыми оборотами для установления контакта, нелегко контактируют с воспитателем, не всегда завершают диалог.

У 5 детей, что составляет 25% - низкий уровень развития коммуникативных умений. Они не всегда вступают в диалог, не владеют речевыми оборотами для установления контакта, умеют отвечать на вопросы, но не умеют их задавать, не умеют завершать диалог.

    Проведя формирующий эксперимент целенаправленно и систематически развивая связную речь, при помощи системы мероприятий на основе использования русских народных сказок в образовательном процессе ДОУ, мы пришли к выводу, что проведенная нами работа помогла повысить уровень речевого развития детей в целом и связной речи детей в частности.

     Мы получили высокий результат по сравнению с результатами, которые были получены на констатирующем этапе эксперимента.

    Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что проведенная нами работа над связной речью с использованием русских народных сказок помогла детям повысить уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Заключение

         Работая над проблемой развития связной речи с использованием  народных сказок, обучение сочинительству, мы пришли к выводу, что планомерное, систематическое использование русских народных является эффективным средством развития связной речи.

         Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

          У дошкольников развит познавательный интерес к художественному слову, произведениям детской литературы и народного творчества, к собственному сочинительству.

Список использованных источников

  1. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.
  2. Шорохова О.А. Сказкотерапия и занятия по развитию речи дошкольников. Москва, 2008. – с 204.
  3. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. — М.: Фолио аст,2000. — 464 с.  
  4. Гурова И.В. Технология обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок// Самарский научный вестник.2013 №4(5). С63-65.
  5. Пешкова, И. В. Владимир Яковлевич Пропп. Морфология волшебной сказки. Научная редакция, текстологический комментарий И.В. Пешкова— М.: Издательство “Лабиринт”, 2001. - 192 с.

Приложение 1 Сказки, придуманные детьми.

 

Разноцветный гриб

Описание: Карты ПроппаОписание: Карты Проппа

В одном зеленом-зеленом лесу жила-была семья ежей. Однажды мама ушла в лес за грибами и оставила ежат одних. Она долго не могла ничего найти. И вдруг заметила красивый  разноцветный гриб. Он  был волшебный. Хотела  ежиха его сорвать, а гриб вдруг заговорил:

-Не рви меня, я исполню твоё желание.

-Хорошо, ответила ежиха и не стала рвать гриб.

За это  гриб подарил ей золотой, волшебный листок, когда им взмахнешь он  давал много еды: грибов , ягод, яблок.

И ежиха пошла домой с листиком. Ежата были очень рады приходу мамы, и конечно были рады еде. С тех пор семья ежей никогда не голодала и угощали еще своих друзей.

Девочки и волшебная пыльца

. Описание: Карты Проппа

      В одном прекрасном городе жили две подружки Маша и Даша. Они очень любили ловить бабочек. Девочки рассматривали их, а затем рисовали. Вот однажды они поймали необычную бабочку. Она была с волшебной пыльцой. Кого посыпали этой пыльцой,  начинали летать. Бабочка посыпала девочек пыльцой и те полет ели посмотреть на мир. После полета девочки вернулись домой нарисовали красивую картину природы.

Сказка о волшебном цветке

В одном сказочном лесу, на волшебной полянке рос прекрасный, волшебный цветок. Он  мог исполнить любое желание того, кто к нему прикасался.

Но однажды, случилось несчастье!

Прознала про этот «чудо - цветок» злая колдунья.

И решила, во что бы ни стало заполучить его себе, чтобы исполнять свои самые злые желания. Но добрый цветок отказался помогать злой колдунье.

Она страшно рассердилась. «Ах, так! » – закричала колдунья.

«Раз ты отказываешься исполнять мои желания» - сказала она.

«Тогда ты больше не сможете помочь никому» - и она произнесла свое страшное заклинание…

В тот же миг волшебный цветок стал не видимым.

Узнали лесные жители про несчастье и стали думать, как снять заклинание колдуньи. Лисенок и медвежонок  пошли к злой колдунье. Лисенок проскакивал все ее ловушки, а медвежонок карабкался по деревьям.  На одном из деревьев медвежонок нашел волшебную палочку. Вот звери пришли в замок колдуньи и сказали ей: «Если ты не снимешь заклинание, то останешься одна без своей палочки». Колдунья испугалась и сняла заклинание. Затем лисенок взмахнул волшебной палочкой и колдунья стала доброй.

Лисенок и медвежонок вернулись на свою полянку. А волшебный цветок продолжал исполнять только добрые желания.

Дети в лесу

Жили-были Алеша и Настя. Однажды дети пошли в лес.

 В лесу встретился им лесовичок. Он сказал: «Гуляйте дети, но соблюдайте правила: веток не ломайте, костра не разводите, животных не пугайте».

Настя с Алешей не послушались лесовичка и развели костер. Загорелся лес. Испугались дети побежали к тучке за помощью. «Тучка, тучка, помоги, полей своей волшебной водичкой лес и потуши огонь» - попросили дети.

Пожалела тучка детей, быстро полетела и полила лес водой.

 Пожар в лесу тут-же прекратился. Все животные и растения обрадовались.

А Алеша и Настя поняли, что всегда нужно слушать взрослых и соблюдать правила поведения в лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников

анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...

Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников

анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...

«Развитие речевого творчества старших дошкольников в процессе обучения сочинению сказок»

Художественная литература требует от читателей особых качеств восприятия: развитого творческого воображения и наблюдательности,умения чувствовать образное слово, целостность произведения, понимания мо...

карты Проппа как средство развития речевого творчества старших дошкольников

В данном материале указано описание технологии карт Проппа, описание функций карт, целесообразность их использования, методика работы с картами; актуальность использования карт Проппа; исследовательск...

Карты Проппа как средство развития речевого творчества старших дошкольников

В данном материале описывается современные технологии такие как карты Проппа, помогающие дошкольникам развивать речь и ее функции. В материал включено описание карт, их функции и основное значение, уп...

Книжки-самоделки как средство развития речевого творчества старших дошкольников

Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика, ее удовлетворение дает ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в творческий процесс. Процесс творчества у ребенка сопровождается наи...