Консультация для воспитателя Развитие речевого творчества старших дошкольников по средствам народной сказки
консультация

Гайнулина Лилия

Актуальность представленной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: «Развитие речевого творчества старших дошкольников

по средствам народной сказки»

Подготовила: воспитатель

Гайнулина Л. Ф.

Консультация для воспитателей

Тема: «Развитие речевого творчества старших дошкольников

по средствам народной сказки»

«Сказка развивает внутренние силы ребёнка,

Благодаря которым человек не может не делать добра,

То есть учит сопереживать».

В. А. Сухомлинский.

Актуальность представленной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А также высший психический процесс - воображение.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивал К. Д. Ушинский. О сказках и их роли положительно отзывались В. Г. Белинский, А. С. Пушкин.

"Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании" - писал К. Д. Ушинский.

По мнению О. М. Ельцовой и А. Л. Прокопьевой, формирование первоначальных навыков связной речи – умение толково и последовательно рассказывать об увиденном, излагать свои мысли в правильно построенных фразах говорить выразительно – уже ступени старшего дошкольного возраста. Они делают вывод, что обучение связной речи становится ведущей задачей. Обучение рассказыванию способствует развитию творческого замысла и формированию такого качества связной речи, как содержательность, последовательность, выразительность и ясность. Постижение ребенком окружающего мира, умение сочетать свои наблюдения и при этом ярко выражать свое эмоциональное отношение к исследуемым объектам, в своей речи, способствует развитию монологической речи и речевого творчества ребенка.

Развитию речевого творчества способствует:

- использование речевых игр и упражнений; - выразительное чтение; - скандирование;

- разучивание потешек, скороговорок;

- упражнения на постановку ударения которое меняет смысл слова (пИли – пилИ, пОмни – помнИ, зАмок – замОк, заплАчу – заплачУ, стоИт – стОит, полкИ – пОлки.);

- игры на подбор синонимов и антонимов;

- иллюстрирование поговорок, сказок, пословиц, загадок. Необходимо обращать внимание на языковые особенности загадок; - составление описательных рассказов.

Для овладения навыками описательного рассказа, хорошо использовать наряду с загадками, образцы литературных произведений.

Для развития речевого творчестваочень эффективны методы:

– составление сказки из одного слова, когда рассказчик сам придумывает первое слово и начинает сочинять. Например, слово “девочка” – “Жила-была девочка, которая…” и т. д.

– составление сказки из фразеологизмов, когда знакомство с фразами, которые часто встречаются в сказках и рассказах помогают понять их настоящий смысл. Например, составление сказки из фразы “Крокодиловы слезы” – “Каждое утро капризная девочка лила, крокодиловы слезы. Это всем очень надоело…” и т. д.

– Случайные сказки – это рассказы о забавных случаях из реальной жизни которые я использую для развития фантазии у детей. Важно умело подобрать их учитывая возраст, настроения. На своих занятиях я использовала случаи из реальной жизни,такие: “Шел мелкий дождь. На участке под одним зонтом стояли две девочки. Вдруг …”

Или воображаемой жизни,например:

“Мы стояли на перекресте трех дорог возле большого камня,а на нем надпись: “Прямо пойдешь – доброе дело сделаешь своему другу; направо пойдешь – с другом расстанешься навсегда; налево пойдешь – красивую игрушку найдешь. ”

– Какую из дорог вы выберите?

– Почему?

– Какое доброе дело можем сделать для своего друга?

– составление сказки о бытовых предметах. Дети мало имеют дело с бытовой техникой, поэтому появилась мысль соединить начало рассказа о технике со сказочным продолжением. Например, составление сказки о злом пылесосе или доброй микроволновой печке.

– метод “перевирания сказок”, развивает у детей чувства юмора, они начинают понимать иронию, лукавство. Такие эксперименты в сказках помогают быть активными, проповедуя гуманизм и добро. Во время перевирания сказокдети могут менять их содержание, не оставаться равнодушными на зло.

– придумывание сказки с середины более чем удачный способ развития творческого воображения и логического мышления. В качестве помощи предлагается затейливое начало и понятный, яркий конец, а дети придумывают середину, где в основном и развивается сюжет.

– рассказывание старой сказки по – новому, помогает детям иначе взглянуть на знакомые сюжеты. Они привыкают, что лиса – хитрая, волк – злой, Золушка – трудолюбивая, а ведь иногда полезно сломать сформированные стереотипы. Например, за основу берётся знакомая сказка, а детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Предположим, семеро козлят, злые и капризные, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти.

– сказки из шуточных вопросов могут подсказать детям сказочный сюжет или его начало. Иногда шутка в вопросе видна сразу же, но часто такой вопрос как бы провоцирует спрашиваемого. Например, детям задаётся вопрос “Что медведь ест зимой?”, смышлёный ребёнок отвечает, что медведь спит зимой. Вот тут – то и следует перейти к сказке “А я слышала про такого необыкновенного медведя, который зимой не засыпал, потому что любил поесть ….”. Далее дети сочиняют сказку про необыкновенного медведя.

Развитие речевого общения должно происходить не только на специально организованных занятиях, но и в ходе игр, рисования, лепки, конструирования и других видов детской деятельности. Комплексный подход к воспитанию детей подразумевает наличие взаимосвязи в работе всех сотрудников детского учреждения: логопеда, воспитателей, специалистов, врачей и, несомненно, важная роль отводится семье.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и её серьёзность должны осознавать и родители и педагоги.

Также важным условием речевого творческого развития является развивающая речевая среда. Наличие дидактических игр, детской художественной литературы, в том числе и познавательного характера, различных видов театра, книжек («Книжки малышки», которые дети сами сделали, картинок на разные темы: это могут быть просто распечатанные картинки или вырезанные из старых журналов, такая своеобразная коробочка с «чудесными картинками». Ребенок может выбрать необходимую картинку из «чудесной коробочки» и заняться изготовлением собственной книжки, дополняя ее рисунками. Затем презентовать свою книжку сверстникам и взрослым.

Но для развития творчества важна не только сама среда, но и то, как ее воспринимает ребенок, так как обучение творчеству возможно только в совместной деятельности ребенка и взрослого и в комфортном для ребенка состоянии.

В «Книжном уголке» должны быть знакомые детям литературные произведения русских народных сказок («Теремок», «Мороз Иванович», «Девочка Снегурочка», «У тебя у самого свой ум», «Петух да собака», «Два Мороза», «Лягушка-путешественница» и д. р.). В свободное от занятий время каждый ребенок имел возможность подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, стихотворение, песенку, поговорить о ней со своим сверстником. В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается литературный центр, это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.К устройству уголка предъявляется ряд требований:

Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума. Хорошая освещенность в дневное и вечернее время.

Эстетичность оформления – литературный центр должен быть уютным, привлекательный.

В литературном центре должны быть полочки и витрины, на которых выставлялись книги русских народных сказок и притч, книги с зарубежными произведениями, репродукции картин по сюжетам сказок.

Находясь в книжном уголке, перелистывая полюбившиеся книги снова и снова, ребенок заново «проживает» вместе с героями их историю, сопереживает им. Листая книги, у ребенка развивается не только любовь к художественной литературе, но и любовь к изобразительному искусству. Во время просмотра книг дети обучаются бережному отношению к ним, что является важным качеством культуры чтения. Необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг не только с друзьями, но и с воспитателями. Общение воспитателя и ребенка в уголке книги носит особо теплый и доверительный характер. Побуждая детей вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусств.

Наиболее оптимальной формой работы, на наш взгляд, является совместная деятельность детей и педагогов в свободное от непосредственнойобразовательной деятельности, что проявляется в самостоятельной творческой деятельности детей (инсценировка, драматизации сказотерапии.

У ребенка старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках.

В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития малыша.

Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи.

Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображени

Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

Чтение русских народных раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка.

Сказки воспитывают любовь к Родине, приближают детей к культуре народа, знакомят с родной природой, обычаями, укладом русской жизни; способствуют формированию характера ребенка, развитию его мышления, творческой фантазии, художественного вкуса; учат ребенка преодолевать трудности, призывают бороться со злом, воспитывают благородные чувства, вызывают стремление быть добрым, отзывчивым, честным, трудолюбивым, храбрым. Через сказки ребенок овладевает языком своего народа, начинает понимать его красоту, обогащает свою речь.

В ряде педагогических исследований (Т. И. Алиева, Э. Иванова, О. С. Ушакова, Е. Шибицкая и др.) подчеркивается влияние русских народных сказок на развитие словесного творчества у детей, и рассматриваются приемы, которые способствуют формированию умения придумывать собственные сюжеты.

В этих работах отмечается, что художественное слово оказывает огромное влияние на воспитание личности, является источником и средством обогащения речи детей. В процессе ознакомления детей с художественной литературой обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия.

Творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии. Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения, привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

«Хороший стимул для самостоятельного творчества детей, даже в простейшей его форме - рассказывании, - сказка, - отмечает Э. Иванова. Изменение и сплетение разных сюжетов в свой собственный - это тоже работа воображения. Известный немецкий сказочник В. Гауф в детстве очень много читал, а по вечерам рассказывал о прочитанном своим сестрам и матери, но не так, как было написано в книгах, а по-своему, изменяя сюжет или переиначивая концовку, которая его не удовлетворяла. Это было начало его писательской деятельности».

Все педагогические исследования, относящиеся к вопросам развития речи детей, обращаются к наследию К. Д. Ушинского, так как ему принадлежат произведения, подчеркивающие роль родного языка в воспитании ребенка и раскрывающие конкретные методы обучения. Широко известны мысли К. Д. Ушинского о роли народного творчества в обучении родному языку и связи ознакомления со сказками с развитием детского воображения. Он отмечал, что малые формы фольклора (пословицы, прибаутки, загадки, помимо воздействия на развитие ума, помогают развитию чутья к образности родной речи, красочности и меткости языка.

Другой известный отечественный педагог Е. И. Тихеева указывала на то особое влияние сказки, народного творчества на развитие речи, на культуру языка детей. Она отмечала, что между сказкой и психикой ребенка существуют едва уловимые связи.

Сочинение собственных сказок является деятельностью, доступной детям дошкольного возраста. Эту деятельность можно считать художественно-творческой, так как её результатом являются сказки, отличающиеся оригинальностью и в некоторой степени новизной.

Анализ детских сказок дает основание рассматривать их содержательную сторону, выделение темы, образов главных героев и действующих лиц (персонажей, форму детских сочинений, структуру повествования, изобразительные и выразительные средства языка.

Анализ детских сочинений обнаруживает несомненное влияние на них русского фольклора. В содержании и темах сочинений дети изображают мир народной сказки о животных, бытовые, мир волшебной сказки с фантастическими царствами и чудесными превращениями. Героями детской сказки в основном являются излюбленные персонажи сказочного фольклора. Дети владеют (в той или иной степени) способом построения сказки: композицией, сюжетом, хотя сказочные стилистические средства используются в языке детских сочинений сравнительно ограниченно.

Итак, творческое воображение в детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическому воздействию. Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.К ним относятся следующие:

-обогащение опыта детей впечатлениями из жизни.

-обогащение и активизация словаря.

-работа по овладению структурой связного высказывания.

-научить ребенка понимать задание «придумать», т. е. рассказать о том, чего на самом деле не было.

Л. М.Ворошнина выделяет следующие требования к устному сочинению детей:

-самостоятельность.

-целенаправленность изложения.

-композиционная целостность.

-художественная выразительность.

В трудах С. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, О. И. Соловьевой, М. И. Кониной, Бородич, Э. П. Коротковой, О. С. Ушаковой показана роль рассказывания в развитии связной детской речи, раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи.Выделены и апробированы в многолетней практике следующие приемы:

- совместное рассказывание,

- образец рассказа,

- анализ образца рассказа,

- составление плана рассказа,

- коллективное составление рассказа,

- составление рассказа по частям,

- оценка составленных рассказов воспитателем и детьми,

- мотивационные установки,

- рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам,

- придумывание детьми продолжения авторского текста,

- придумывание продолжения и завершения рассказа,

- вспомогательные вопросы,

- план в виде вопросов,

- рассказывание по сюжету, предложенному воспитателем,

- придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему.

Драматизация сказок детьми имеет определённое педагогическое значение. Драматизируя сказку, ребёнок приучается переводить образы воображения на язык жестов, мимики, слов. Всё это как нельзя лучше вырабатывает у детей уменье действовать согласно замыслу, пробуждает в них высокие нравственные чувства. А так как ребёнку свойственно выра-жать свои непосредственные чувства, а не чужие, то и жест, мимика, и интонация будут выражать движения детской души, если помехой этому не станет жест, навязанный ребёнку взрослым и усвоенный им механически. Вот почему основой детской драматизации должен быть приём, жест, найденный самим ребенком; в отдельных случаях взрослый может подсказать их ему, но подсказать те из них, которые свойственны детям, у них наблюдаются. Обычно же детям подсказывают прием, жест взрослого человека. Например, при изображении удивления, испуга девочка по-старушечьи всплёскивает руками. Ребёнок такой жест не употребляет, он не свойственен его переживаниям, это жест взрослого.

Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается «гармонией русского слова», о чём говорил Белинский. Ребёнок связывает слово с действием, с образом. Именно поэтому нужно поощрять драматизацию сказок детьми, сделать её обычным явлением в жизни детского сада, приохотить к этому всех детей. Но при этом драматизированная игра у дошкольников должна быть игрою, т. е. действием для самих детей, не превращаясь в театральное зрелище, в которое выступают дети-артисты.

Иногда дети воспроизводят сюжет той или иной сказки, не придерживаясь, однако, точного её текста; если же драматическое действие строится на тексте, он может, быть воспроизведён буквально. Так, в народной сказке «Колобок» только первый эпизод рождения колобка сделан описательно (что делала старуха, как вёл себя колобок).Все остальные эпизоды: встреча колобка с зайцем, волком, медведем и, наконец, с лисой построены на разговорном тексте.

Драматическая игра «Колобок» состоит в воспроизведении детьми образа храброго и задорного колобка, отважно совершающего своё путешествие, благополучно миновавшего встречу с волком, медведем, не поддавшегося на лесть хитрой лисы. Персонажи сказки — зайчик, волк, медведь — очерчены скупо. Здесь для изображения дети должны привлечь свой опыт, свои знания. Лиса яркий для изображения персонаж. Дети легко улавливают её лесть и коварство. Полная динамики, эта сказка при драматизации не требует декоративного убранства. Образы «колобка», «лисы» легко воспроизводятся детьми.

В драматизации сказок можно применять элементы костюмов, которые в некоторой мере помогают ребёнку в создании образа. Но так как все же суть дела во внутренних переживаниях ребёнка, где слово и жест служат выражением этих внутренних переживаний, костюм может связывать детей.

Наряду с моральным влиянием сказки, наряду с тем, что ребёнок запоминает её содержание и тем обогащает свою память, в играх-драматизации он овладевает выражениями отечественного языка, его звучанием, гармонией, словами и формами — вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием. В играх-драматизации ребёнок беспрестанно ставится в различные положения: то он должен спрашивать, то отвечать, то рассказывать говоря от лица другого. Так ребёнок практически усваивает и нужную форму речи.

Дошкольный возраст – это возраст сказки. Сказка будит воображение ребёнка, даёт образцы прекрасного и безобразного, доброго и злого. Через сказкидети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими. Поэтому маленьким детям обязательно нужно читать сказки – как можно больше. Но выбор самой сказки и конкретной книжки зависят от возраста ребёнка.

Известно, что дошкольники, находящиеся под впечатлением какой-нибудь книжки, долгое время воображают себя её главным героем – требуют, чтобы его называли новым именем, сами говорят его словами и стараются во всем походить на него. В этом опять же можно видеть способ проживания и присвоения сказки, и в то же время способ формирования самосознания. Итак, в сказкахглавное – понимание их смысла, проникновение в их содержание.

Работа с детьми –содержание деятельности:

1. Чтение русских народных сказок. Рисование героев сказок.

2. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.

3. Самостоятельное составление сказок.

4. Рассказывание сказок собственного сочинения.

5. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

6. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

7. Загадки о сказках, героях сказок.

8. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

Подводя итог, можно отметить, что сказки приоткрывают дверь в удивительный мир волшебства, где они учат использовать богатый опыт накопленный предыдущими поколеньями в виде фольклора, помогают улучшить качество речи и значительно развивать словарный запас детей.

Народные сказки являются одним из лучших средств развития речи старших дошкольников.

Работая над данной проблемой я пришла к выводу, что планомерное, систематическое использование сказок является эффективным средством развития речи детей.

. Завершая исследование, можно прийти к выводу, что, пожалуй, нет ни одного ребенка, который не любил бы сказки, не хотел бы подолгу слушать увлекательные истории, полные ярких событий и чудесных приключений. Однако, сказка – это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы развить творческое воображение ребенка. А для этого нужна всего лишь фантазия, желание подарить детям позитивные эмоции, и, конечно, специальные методики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников

анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...

Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников

анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...

карты Проппа как средство развития речевого творчества старших дошкольников

В данном материале указано описание технологии карт Проппа, описание функций карт, целесообразность их использования, методика работы с картами; актуальность использования карт Проппа; исследовательск...

Карты Проппа как средство развития речевого творчества старших дошкольников

В данном материале описывается современные технологии такие как карты Проппа, помогающие дошкольникам развивать речь и ее функции. В материал включено описание карт, их функции и основное значение, уп...

Статья: Развитие речевого творчества старших дошкольников средствами народной сказки

В статье освешается вопрос развития речевого творчества старших дошкольников средствами народной сказки...

Рекомендации для воспитателей по использованию методов ТРИЗ-педагогики в развитии речевого творчества старших дошкольников

Работа по ТРИЗ может проводиться: во II младшей, средней, старшей и подготовительной группах ДОУ. Что характерно, использование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возрас...

Книжки-самоделки как средство развития речевого творчества старших дошкольников

Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика, ее удовлетворение дает ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в творческий процесс. Процесс творчества у ребенка сопровождается наи...