Развитие речи на занятиях по физкультуре в ДОУ
презентация по развитию речи
Формы и методы, способствующие развитию речевой активности дошкольников на занятиях физической культурой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_cherez_fizkulturu.pptx | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей. Но, помимо развития физических качеств, целесообразно уделить внимание и такой важной образовательной области, как речевое развитие. С каждым годом число поздно говорящих детей возрастает, активный словарь детей крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением потребностей и просто общением. На занятиях физкультурой мы стараемся помочь детям овладеть развитием не только крупной моторики, но и мелкой, отвечающей за умственное развитие и развитие речи.
Формы и методы, способствующие развитию речевой активности дошкольников на занятиях физической культуры:
Как известно, дети младшего возраста стараются подражать поведению взрослых. Речь детей формируется под влиянием их речи. Следовательно, если инструктор или воспитатель четко, логично и правильно излагают свои мысли, ребёнок будет неосознанно стремиться делать также. Особое внимание следует уделить правильности произношения слов. Речь инструктора (воспитателя)
Это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребёнка, стимулирующая его развитие. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей дошкольного возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функций. Доказано наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и активной речи ребёнка. Пальчиковые игры «Мы капусту рубим» Мы капустку рубим, рубим, Мы капустку солим, солим, Мы капустку трем, трем, Мы капустку жмём, жмём. Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.
«Права ребёнка в семье» Раз-два-три-четыре! Кто живет в моей квартире? Раз-два-три-четыре-пять! Всех могу пересчитать: Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я - вот и вся моя семья! (Хлопки на счет. Поочередное загибание пальцев). Пальчиковые игры «Осень» Ветер по лесу летал (Плавные, волнообразные движения ладонями) Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый ( Загибать по одному пальчику) Вот рябиновый резной, Вот с березки – золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. (Спокойно уложить ладони на стол)
Считалки и зазывалки – это вид детского творчества, небольшие стихотворения с четкой рифмой и структурой с шутливым характером, предназначенные для случайного выбора участника игры из множества или для привлечения к игре. Считалки и зазывалки способствуют развитию чёткой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста. Речёвка — небольшой ритмически организованный текст различного содержания, исполняемый группой детей. Девиз — короткая и ёмкая фраза, заменяющая приветствие и характеризующая ту или иную деятельность участников. Считалочки, зазывалки , речёвки , девизы
Шёл утёнок по дорожке, Видит он – лежат сапожки. Стал сапожки он носить, Выходи, тебе водить. 1, 2, 3, 4, 5 – Кто пойдет со мной играть? Будем прыгать и скакать, И друг друга развлекать!
У любой игры есть определённые правила, которые водящий или организатор должны объяснить играющим. Сначала целесообразно о правилах рассказать взрослому (инструктору, воспитателю), а за тем, в последствии, предложить это делать и самим детям. Объяснение правил игры способствует развитию логичности, чёткости речи, повышению самооценки. Объяснение правила игры
Различные виды игр с речевым сопровождением: игры с мячом; игры со скакалкой; подвижные игры; народные игры; игры с цветом.
Игры в мяч развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с детьми, нормализует поведение гиперактивных детей. Скачет мячик, как живой. Мячик, мячик, что с тобой? Ничего он не сказал, Лишь быстрее ускакал.
Игра «Брось-назови!» Взрослый бросает мяч ребенку и просит ребенка назвать что то на определенную тему, когда тот бросает мяч обратно. Фрукты: апельсин, киви, манго…. Имена мальчиков: Женя, Максим, Игорь…. Города: Таллин , Москва, Рига… Звуки животных: кошка- «мяу» , ёжик- « фыр - фыр » , воробей- «чик-чирик» и др.
Скакалка также может послужить хорошим помощником в развитии речи на занятиях физкультуры в дошкольном учреждении. Прыгая и проговаривая ритмический рисунок, ребёнок будет совершенствовать свой речевой аппарат в игровой форме. «На скакалке я скакала И ни капли не устала, Раз, два, три, четыре, пять, Буду дальше я скакать!»
Речевые подвижные игры - один из методов стимулирования и развития речи дошкольников. Они научат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, разовьют интонационную выразительность речи, грамматический строй, углубят представления об окружающем, а также внимание и память. Подвижная игра «Вышли зайцы погулять» Вышли зайцы погулять, на полянке поскакать. Вдруг за лесом, на пригорке увидали зайцы волка. Волк проснулся, потянулся, на зайчаток облизнулся и сказал: « Ну, я наспался и теперь….проголодался!» (зайцы убегают от волка.)
Народные подвижные игры - вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны. Каждая народная игра начинается считалкой, занимательными диалогами. Они прочно и быстро запоминаются детьми и проговариваются в повседневной жизни, это развивает память и речь. Народный фольклор устно передаётся от поколения к поколению и никогда не стареет. Русская народная игра «Заря-заряница». Заря- заряница, красная девица, По полю ходила, ключи обронила, Ключи золотые, ленты голубые, Кольца обвитые-за водой пошла! С последними словами водящий незаметно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, берёт ленту, и оба разбегаются в разные стороны по кругу. Тот, кто остается без места, становится зарёй.
Дыхание — один из первых и очень важных этапов воздействия на развитие речи. Развитие дыхания, работа над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания осуществляется на занятиях в процессе двигательных упражнений сначала без речи (формируется физиологическое дыхание), а затем с речью (воспитывается речевое дыхание). Упражнение «Насос» На вдохе руки поднимаются вверх, на длинном выдохе произносится «с-с-с» и руки плавно опускаются вниз
Речевые приемы при проведении утренней зарядки Воспитанники старших и подготовительных групп уже самостоятельно могут владеть приёмом показа упражнений утренней зарядки, тем самым также активизируя свои речевые навыки.
Заключение Есть еще много различных форм и методов, способствующих развитию речи дошкольников, которые применяются на занятиях по физической культуре в ДОУ. И они широко применяются в образовательной деятельности. В течение занятий по физической культуре ребенок обогащает свою речь и узнает много нового и интересного. У ребенка активизируется и повышается активный и пассивный словарный запас, развивается мышление, воображение, формируются волевые качества личности. Ребенок социализируется путем общения на занятиях с инструктором по физической культуре, приобретает навыки речевого общения, овладевает спортивной профессиональной терминологией, а именно — усваивает названия предметов спортивного инвентаря, видов спорта и др. На занятиях физкультурой инструктор активно пользуется различными спортивными понятиями, командами, распоряжениями, просьбами, наводящими вопросами, объяснениями и многим другим. Также он использует рассказ, беседу с воспитанниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи .Открытое занятие по развитию речи "В гости к мишке" младшая группа
Дети входят в группу обращают внимание на паравозик. Дети рассматривают паравозик, воспитатель читает стихотворение про паравозик. Воспитатель предлагает поехать в...
Конспекты НОД по валеологии, развитию речи. познанию окружающего мира, физкультуре для детей старшего дошкольного возраста
Учим детей узнавать , когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью....
«Развитие речи на занятиях физкультуры в ДОУ»
Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего ...
«Развитие речи на занятиях физкультуры в ДОУ».
Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего ...
Методическая разработка по развитию речи .Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»...
Занятие по развитию речи на занятии физкультуры
Конспект занятия тема:Произнесение слов II типа слоговой структуры через упражнения с мячами на занятиях по физической культуре....
Технологическая карта занятия по развитию речи. Коррекционное занятие по развитию речи: "Весна в творчестве сибирского поэта А.И.Обухова".
В процессе занятия дети играют в речедвигательный тренинг, рассказывают стихотворение "Весенний дождь" по мнемотаблице. Играют в дидактические игры: "Без чего весна не бывает"; &qu...