Развитие речи через дидактические игры
статья по развитию речи
Дидактическая игра, по определению А.Н. Давидчук, – это «обучающая и развивающая игра, объединяющая познавательный и занимательный материал, которая содержит игровую задачу, игровые действия и игровые правила»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи через дидактические игры
Как высшая психическая функция речь – это средство общения, и одновременно – регуляции собственного поведения и управления поведением других людей.
Неполноценная речевая деятельность негативно влияет на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются практически все формы общения и межличностного взаимодействия, существенно тормозится развитие игровой деятельности, имеющей ведущее значение для общего психического развития и становления личности ребенка в период дошкольного детства.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития всех сторон речи. Трудности, которые испытывают дети при усвоении образовательной программы детского сада, а затем – и школьной программы, чаще всего обусловлены недостаточным уровнем развития речи. Вот почему так важно развивать речь детей, особенно тех, у кого из них имеются нарушения в речевом развитии. Самое лучшее средство для этого дидактические игры.
Дидактическая игра, по определению А.Н. Давидчук, – это «обучающая и развивающая игра, объединяющая познавательный и занимательный материал, которая содержит игровую задачу, игровые действия и игровые правила» [2, с. 9].
Н.Ю. Микхиева и И.В. Мартин указывают на то, что дидактические игры «разрабатываются для обучения и умственного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста» [3, с. 7]. Их занимательный характер повышает речевую мотивацию и работоспособность. Играя, ребенок «раскрепощается, у него снижается тревожность, следовательно, улучшается результат – игры в целом и речевого развития ребенка» [7, с. 11]. Важно и то, что в дидактической игре происходит процесс непреднамеренного обучения, когда, выполняя задания, ребенок может самостоятельно достичь цели, что немаловажно для детей имеющих речевой дефект. А.К. Бондаренко считает, что в словесных дидактических играх «осуществляется естественное развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической и т.д.) и активизация всех компонентов речевой деятельности (слушания, говорения)» [1, с. 23].
Эффективность использования дидактической игры заключается в том, что дети решают учебные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Они «воспринимают умственную задачу как игровую, и это повышает умственную активность» [1, с. 23]. Одновременно в игре происходит развитие логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу от ребенка «требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и найти различия, уметь обобщать, делать выводы. Таким образом, у ребенка развивается способность формулировать словами разные суждения и умозаключения» [5, с. 56].
Следует различать разные виды дидактических игр: предметные, настольно-печатные игры и словесные игры. Все они в той или иной мере способствуют развитию речи детей. Однако самыми эффективные из них – словесные (или речевые) игры, в которых для решения дидактической задачи и выполнения игровых действия дети должны говорить, общаться друг с другом и со взрослым.
Особенностью словесных дидактических игр является то, что они специально разрабатываются и применяются в целях обучения как средство развития речи, расширения запаса слов.
В работе логопедов, дефектологов, которые занимаются коррекционно-развивающей работой с детьми с нарушениями речи, словесные дидактические игры условно можно объединить в пять групп: 1) на обогащение словаря; 2) на формирование фонетической стороны речи; 3) на формировании е умения выделять существенные признаки предметов и явлений; 4) на развитие умения сравнивать и делать правильные умозаключения (выводы); 5) на развитие умений классифицировать предметы по различным признакам и использовать в речи обобщающие слова. Во всех этих играх активно используется наглядный материал.
Первая группа – игры на обогащение словаря имен существительных, имен прилагательных и глаголов. Задачи, которые решаются в ходе проведения этих игр: научить детей сравнивать и противопоставлять признаки и действия предметов, употреблять в речи обобщающие слова, слова с переносным значением, сравнительную степень имен прилагательных, синонимы и антонимы [2, с. 129]. В дидактических играх этой группы у детей развиваются внимание, память, наблюдательность, формируются понимание и умение употреблять обобщающие понятия, умение сравнивать предметы, соотносить целое и части и т.д.
Например, с детьми 4-5 лет проводится дидактическая словесная игра «Радужный цветок». Игровые задачи: 1) обогатить словарь прилагательных названиями семи цветов радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый);
2) развивать умение согласовывать имена прилагательные с существительными.
Правила игры: Детям предлагают рассмотреть цветок с разноцветными лепестками, педагог называет цвета его лепестков, которые соответствуют цветам радуги. Дети запоминают эти прилагательные. Потом каждый ребенок выбирает себе один лепесток, называет его цвет и составляет с прилагательным, который обозначает этот цвет, три словосочетания с именами прилагательными. Эти словосочетания должны называть предметы, которые в реальной жизни имеют именно такой цвет. Педагог внимательно следит за тем, чтобы ребенок правильно изменял окончание прилагательного, учитывая род и число имени существительного. Потом игра повторяется (можно до 7 раз, по количеству лепестков). Если играет пара или группа детей (2-7 человек), то каждый из них при повторении игры выбирает лепесток другого цвета. Дети могут составить такие словосочетания: «красный помидор, красная машина, красные шары»; «оранжевый жилет, оранжевое солнце, оранжевые цветы»; «желтый лимон, желтая акация, желтые цыплята», «зеленый арбуз, зеленая трава, зеленое яблоко» и т.д.
Дидактическая словесная игра «Что такое? Кто такой» предназначена для детей 5-7 лет. Количество играющих 2-5 человек. Игровые задачи: 1) закрепить умения задавать вопросы и отвечать на них; 2) обогатить словарь прилагательных и глаголов.
Игровые правила: детям нужно угадать предмет или живое существо по его описанию и действиям. В игре используются 5-7 картинок с изображениями хорошо известных детям предметов и живых существ. Например, береза, петух, автомобиль, кошка, снег и т.д. Эти картинки выкладываются на столе картинками вниз. Один ребенок (водящий) выходит и берет одну картинку, не показывает ее остальным детям. Остальные дети задают ему разные вопросы, выясняя, какой это предмет по величине, форме, цвету, материалам, из которого он изготовлен, и что он может делать сам (или что с ним может делать человек). Ребенок должен отвечать на эти вопросы как можно кратко: одним словом или двумя словами. Кто из детей по ответам водящего первым угадает то, что изображено на картинке, тот и становится новым водящим. Отвечая на вопросы детей, дети-водящие использовали такие прилагательные, как «зеленая, белоствольная, сначала маленькая, потом большая» (про березу); «маленький, белый или разноцветный, перьевой» (про петуха); «железный, большой, быстрый (про автомобиль) и глаголы «растет, качается, сгибается (про березу); «ходит, бегает, клюет, кукарекает (про петуха); «бегает, прыгает, спит, ластится (про кошку) и т.д.
Вторая группа – игры на формирование фонетической стороны речи. Их основные задачи – обучение правильному звукопроизношению и развитие речевого слуха [6]. Эти игры хорошо известны логопедам и дефектологам. Например, игра «Поймай звук» имеет задачу – сформировать умение выделить нужный звук в потоке других звуков и правильно его произнести. Педагог произносит звуки, а дети должны узнать звук, который перед игрой назвал педагог, хлопнуть в ладоши, когда они его услышат, а потом правильно его произнести 3-4 раза. Очень нравится дошкольникам дидактическая игра на дифференциацию и автоматизацию звуков под названием «Необычная песенка насекомых». Сначала педагог, а потом при повторном проведении этой игры, показывает голосом, какие звуки «поют» разные насекомые. Дети должны их запомнить, а потом повторить, когда педагог назовет насекомое, или когда он издаст звук и спросит, какое насекомое умеет так «петь». Речевой материал: жук поет «ж-ж-ж», песенка кузнечика «ч-ч-ч», комарик пищит протяжно «з-з-з», стрекоза стрекочет «стр-р-р» и т.д. В эту группу дидактических игр входят игры «Кто умеет делать так?», «Угадай по голосу» и «Кто в теремочке живет?» (звукоподражание голосам животных, насекомых и птиц), «Что как звучит?» (звукоподражание предметам, изображенным на картинках).
Третья группа дидактических игр направлена на формирование умения выделять существенные признаки предметов и явлений и рассказывать о них. Это словесные игры «Отгадай-ка» (ребенок должен описать несколько предметов, которые находятся в комнате, по их существенным признакам а остальные дети – догадаться, какие это предметы), «Магазин» (один ребенок описывает существенные признаки товаров, которые есть в магазине, а другой ребенок должен назвать их) и другие игры.
Четвертая группу составляют игры на развитие умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто кем был раньше?» (цыпленок – яйцом, собака – щенком и т.д.), «Что чем было сначала?» (дуб был желудем, шкаф – досками, рубашка – тканью и т.д.), «Кто больше заметит небылиц», «Сочиняем небылицу» и другие.
Пятая группа – это словесные игры, с помощью которых формируется умение классифицировать предметы по различным признакам и подбирать к ним обобщающие слова: «Кому что нужно?», «Назови три предмета одним словом», «Третий лишний» и другие.
Таким образом, дидактические игры – это игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения. Они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Словесные дидактические игра – эффективное средство развития всех сторон и всех компонентов речи детей. Их использование должно быть целенаправленным и систематическим, проходить под руководством педагога и при активном участии детей.
Список литературы
- Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
- Давидчук, А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет: метод. пособие / А. Н. Давидчук, Л.Г. Селихова. – М.: Сфера, 2017. – 176 с.
- Микхиева, Н. Ю. Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников / Н.Ю. Микхиева, И.В. Мартин. – М.: Детство-Пресс, 2016. – 96 c.
- Невская, В. П. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей-дефектологов, воспитателей и родителей / В. П. Невская. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64с.
- Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. – М.: Просвещение, 2003. – 228 с.
- Томукевич, О. Т. «Звуковая дорожка». Дидактическая игра для автоматизации шипящих звуков у детей дошкольного и младшего школьного возраста / О. Т. Томукевич. – М.: Белый ветер, 2016. – 16 с.
- Яворская, О. Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет / О.Н. Яворская. – М.: Каро, 2017. – 96 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по развитию речи через дидактические игры в подготовительной группе на тему "Путешествие в лес"
Цель : Составление описательных рассказов.Образовательные задачи :Закрепить знания детей о диких животны...

Конспект интегрированной НОД по развитию речи через дидактические игры в подготовительной группе «Путешествие в лес »
Интегрированный конспект занятия по развитию речи через дидактические игрыВ подготовительной группе«Путешествие в...
Самообразование "Развитие речи через дидактическую игру"
Самообразование "Развитие речи через дидактическую игру"...

Конспект ООД по развитию речи через дидактические игры На тему: «Кукла Маша в детском саду»
Итоговое занятие в младшей группе для открытого показа молодым педагогам...

Конспект по развитию речи через дидактическую игру экологического содержания "Домашние животные"
Расширять и закреплять словарь по теме "Домашние животные" Воспитывать у детей бережное отношение и чувство сопереживания к животным,умение играть вместе....
Конспект ООД по развитию речи через дидактические игры в подготовительной группе на тему: «Путешествие в лес »
Конспект ООД по развитию речи через дидактические игры в подготовительной группе на тему: «Путешествие в лес »...