ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
старший воспитатель О.М. Францевич
Воспитание Звуковой Культуры Речи включает в себя развитие речевого слуха и формирование звукопроизношения.
Что предполагает:
- способность слышать, распознавать фонологические средства языка
- способность различать линейные звуковые единицы (звук, слог, слово, предложение, рассказ)
- способность усваивать и применять просодические средства (интонация, высота и громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения)
- способность правильно и четко воспроизводить все звуковые единицы
- способность пользоваться выразительными средствами речи уместно и осознано
Для качественного проявления выше изложенного используют фонетические упражнения, организовывают наблюдения детей над артикуляцией, развивают культуру устной речи в её произносительном аспекте.
В зависимости от возраста дошкольника выбирают различные методические приемы, игры и игровые упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_zvukovoy_kultury_rechi.pptx | 196.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ст.воспитатель Францевич О.М.
воспитание Звуковой Культуры Речи предполагает: способность слышать, распознавать фонологические средства языка способность различать линейные звуковые единицы (звук, слог, слово, предложение, рассказ) усваивает просодические средства (интонация, высота и громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения) предполагает: способность правильно и четко воспроизводить все звуковые единицы способность пользоваться выразительными средствами речи уместно и осознано Развитие речевого слуха Формирование звукопроизношения Ст.воспитатель Францевич О.М.
Фонетические упражнения цель: организация наблюдений детей над артикуляцией помогают на слух определять звуковой состав слова место ударения в слове развивают чувство рифмы и ритма формируют четкую дикцию вырабатывают умение передавать разные интонационные характеристики слова, предложения, фразы. цель: развитие культуры устной речи, в её произносительном аспекте развитие умения правильно пользоваться интонационным рисунком высказывания, передавая смысловое значение и эмоциональные особенности формирование умений правильно пользоваться тембром, громкостью произношения в зависимости от ситуации отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения (развитие дикции) на развитие речевого слуха на формирование звукопроизношения Ст.воспитатель Францевич О.М.
младшая группа Цель: обучение правильному звукопроизношению (ведущая линия этого возраста) Содержание игры и упражнения на умение слышать, различать, произносить звуки в словах: гласные, согласные ( м б п т д н к г х ф в л с ц) дифференцировать родственные по месту образования звуки ( п и б , т и д, ф и в ), в небольших речевых единицах – слогах: па-па, ба-ба, то-то, до-до затем отрабатывать дифференциацию твердых и мягких согласных как следствие, дети подводятся к правильному произношению шипящих Методические приемы использовать звукоподражательные слова, голоса животных, музыкальные инструменты цель: показать, что слова бывают разные: (использовать любые звукоподражания: кап-кап, топ-топ, и с любыми звукосочетаниями) короткие – длинные громко – тихо – шепотом быстро – умеренно – медленно использовать специальный речевой материал: слова, фразы, потешки, песенки с определенной группой звуков (которые надо правильно произносить, четко выговаривать их, владея силой голоса, темпом речи) включение задач ЗКР в грамматические и лексические упражнения упражнения на словообразования 2 определение на слух звучание разных музыкальных игрушек и инструментов 3 вычленяя звук при четком произнесении слова, фразы, ребенка подводят к пониманию терминов звук, слово Ст.воспитатель Францевич О.М.
младшая группа игры и упражнения «Дудочка и колокольчик» (ду-ду/ динь-динь) «Угадай, что звучит» Скажи, кто как кричит» «Кто топает?» (рассмотреть мишку и маленького медвежонка) Варианты: -игрушка за ширмой и педагог произносит разным голосом за них разные слова, дети угадывают. 2 Вопросы «Что я делаю?» На барабане – барабанят, на дудочке – дудят. 3 «Как я барабаню?» (громко-тихо) (Можно спрятать звучащий предмет, закрыть ширмой). «Чей это голос?», различение по голосу взрослых животных и детенышей «Позовем в игру» позвать правильно персонажа, игрушку, тогда с ним можно поиграть Ст.воспитатель Францевич О.М.
средняя группа Цель совершенствование темпа дикции, силы голоса (элементов звуковой стороны слова) и интонационной выразительности Содержание формирование правильного звукопроизношения (как в млад. гр.) развитие фонематического восприятия развитие голосового аппарата, речевого дыхания развитие умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности свистящие, сонорные, твердые, мягкие, дифференциация тведых-мягких ( с сь з зь ц ш щ ж ч л ль р рь ) методические приемы «звуковая линейка» демонстрация последовательности произнесения звуков (а…у=ау) инсценировки, в них учить детей говорить разными голосами и с разной интонацией использовать специальный речевой материал: чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения (произносятся с разной силой голоса и в различном темпе) уточняют термины: звук, слово упражнения на повышение/понижение громкости голоса, замедление/убыстрение темпа речи взрослых и сверстников и параллельно с подбором звуков в словах и фразах 1 при отгадывании загадок дети могут определять, есть ли заданный звук в отгадке. Ст.воспитатель Францевич О.М.
средняя группа игры и упражнения «Как слово звучит?» «Найди первый звук….» (игрушки, пассажиры машины, картинки), обращая внимание на мягкие и твердые согласные (в слове гусь звук «сь», а не «с») 1 «Громко-шепотом» К котенку прилетела оса. Са-са-са –прилетела к нам оса.( громко-тихо-шепотом, вместе-индивидуально) Су-су-су – как прогнать осу? - я боюсь осу! (быстро-медлено) и т.д. «Как говорит Таня?» Взрослый берет куклу и начинает рассказывать: Это Таня. Идет она с прогулки домой и слышит: мяу-мяу… (жалобная интонация) Как мяукает котенок? (ребенок повторяет) Взяла Таня котенка на руки, принесла домой, налила в блюдце молока. Котенок радостно замяукал: мяу-мяу! (радостная интонация) Тут прибежала собака и стала громко лаять на котенка. Рассердился котенок и стал сердито мяукать сердито, вот так: мяу-мяу (сердитая интонация). Но Таня быстро их примирила. Котенок и щенок стали весело мяукать и лаять:…вот так:… Ребенок рассказывает всю интонацию самостоятельно (взрослый в случае необходимости, помогает отдельным словом и предложением), передавая все интонации по содержанию текста. Ст.воспитатель Францевич О.М.
старшая группа Цель совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи Содержание работа над звуковыми и интонационными характеристиками формирование представлений детей о линейных звуковых единицах: звук-слог-слово- предложение-текст различение звуков по их качественной характеристики: гласные-согласные звонкие-глухие твердые-мягкие дифференциация пары звуков: с-з с-ц ш-ж ч-щ с-ш з-ж ц-ч л-р 1 обучение звуковому анализу (выделение звука в начале, середине, конце слова), (вычленение шипящих и свистящих в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах) развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры: называние слов с одним, двумя, тремя звуками, определение количества слогов нахождение слов, сходных и различных по звучанию методические приемы включение специальных упражнений в непосредственно образовательную и совместную деятельность 1 Различение свистящих, шипящих и сонорных звуков, изолированных, в словах, во фразовой речи Сначала вычленение из фразы слова с одним из диффер. звуков, затем поочередно вычленять слова с оппозиционными звуками. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи использовать: чистоговорки, потешки, считалки, стихотворения, двустишия придуманные детьми (произносятся с разной силой голоса и в различном темпе, параллельно и варьировано: громко и медленно, шепотом и быстро)) Подбор не только слов сходных по звучанию, но целых фраз. 2 Ст.воспитатель Францевич О.М.
старшая группа игры и упражнения 1 Например: Звук с в начале, середине, конце слова. (санки, колесо, автобус), затем так же со звуком з (заяц, ваза). Только после этого дается предложение в котором встречаются эти звуки, сначала звонкий з, потом глухой с (Зоя катается на санках). Затем можно подбирать слова с дифф. звуками разных частей речи. 2 Зайчик-зайчик, где гулял? Где ты белочка скакала? Эй, зверята, где вы были? (На полянке танцевал!) (Я орешки собирала.) (Мы грибы ежам носили.) . Ст.воспитатель Францевич О.М.
подготовительная Цель совершенствование звукопроизношения, особое внимание дифференциации определенных групп звуков (свистящих - шипящих, звонких – глухих, твердых – мягких) и интонационной стороны речи Содержание Звуковой анализ слова (вычленять определенные звуки, слоги, ударение) составление загадок и рассказов о словах и звуках параллельная ориентировка на смысловую, грамматическую , звуковую сторону слова звуковые единицы: звук, слог, слово, предложение, рассказ (описание, повествование, рассуждение) методические приемы чистоговорки, потешки, считалки, стихотворения , произносятся с разной силой голоса и в различном темпе, беззвучно) заданная фраза произносится с разными интонациями (вопросительной, восклицательной, ласково, сердито, жалобно, радостно, грустно) «закончи ритмическую фразу начатую взрослым» 1 Ст.воспитатель Францевич О.М.
подготовительная игры и упражнения Ты лисичка с кем играла? – Я избушку подметала. «Что такое звук, слово, предложение?» «Один-много» «Найди звук» «Картина-корзина» «Едем, летим, плывем» «Коза-стрекоза» «Игла-пила» Один-много» Цель: упражнять детей в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию. — Это... шар, а это... (шары). Здесь много... (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.) — Это... мак, а это... (маки). В букете много.... (маков). Какие они? (Красные.) Что еще бывает красным? Как вы понимаете выражение красная девица? Где вы встречали такое выражение? В каких сказках? — Отгадайте загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это... лук. Какой он? (Желтый, сонный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.) — Подберите слова, сходные по звучанию со словами: шар (пар, дар), мак (лак, рак), лук (жук, бук). — С какого звука начинаются слова шар, мак, лук? (ш> м, л.) — Сколько слогов в этих словах? (В словах шар, мак, лук один слог.) Задания по усвоению звукового состава всех названных слов: 1. Определите, сколько слогов в словах игла, мишка, ложка (два слога). - 2. Подберите слова, сходные по звучанию с заданными и с таким же количеством слогов: игла (пила, юла); мишка (мышка, шишка); ложка (ножка, кошка). А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, пил, юл; мишек, мышек, шишек; ложек, ножек, кошек.) Ст.воспитатель Францевич О.М.
подготовительная «Картина-корзина» Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию. Дети рассматривают рисунки: картина, ракета, лягушка. Если таких картинок в группе нет, воспитатель назовет слова без них. —Сколько слогов в словах картина, лягушка, ракета? (Три.) —Подберите слова, сходные по звучанию с этими словами: картина (корзина, машина), лягушка (подушка, кадушка), ракета (конфета, котлета), вертолет (самолет), береза (мимоза). Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мнится), картина (висит)! Дети повторяют все слова и говорят, что в каждом из них по три слога. «Едем, летим, плывем» Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова. Воспитатель рассматривает с детьми шесть картинок, изображающих: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай. — Назови все предметы одним словом. (Транспорт.) — Скажи, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, кроме слова трамвай, по три слога.) Какой звук встречается во всех этих словах (в начале, в середине, в конце слова)? (Звук т встречается в начале слов троллейбус, теплоход, трамвай, в середине слов — вертолет, автобус, в конце слов — вертолет, самолет.) — Составь предложение с любым словом. (Самолет летит быстро.) — Скажи, что летает? (Самолет, вертолет.) Что едет? (Автобус, троллейбус, трамвай.) Что плывет? (Теплоход.) — Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: т — с (троллейбус), а — с (автобус), с — т (самолет), в — т (вертолет), м —о (метро), т —и (такси). Ст.воспитатель Францевич О.М.
« Коза-стрекоза» Цель: развивать представление о похоже звучащих словах, подбирать пары слов с разным количеством слогов. Дети рассматривают рисунки, на которых изображены: чашка, коза, кошка, барсук, самовар, ромашка, стрекоза, лукошко, шина, машина, сук, пар. — Подберите пары слов, похожих по звучанию (чашка — ромашка, коза — стрекоза, кошка — лукошко, сук — барсук, пар — самовар, шина — машина). — Назовите слова, в которых один слог, два и три слога. (В словах пар, сук — один слог, в словах чашка, коза, шина, кошка, барсук — два слога, в словах самовар, ромашка, стрекоза, лукошко, машина — по три слога.) Возможен такой вариант: одна группа детей подбирает сходно звучащие пары слов: чашка — ромашка, коза — стрекоза, кошка — лукошко, сук — барсук, шина — машина, пар — самовар. Другие дети называют, сколько слогов в каждом слове из названной пары. — Закончите фразу, чтобы получилось складно: «Я поехал на машине... (у меня порвалась шина). Побежал за стрекозой... {тут же встретился с козой). Я разбил сегодня чашку... (и сорвал в лесу ромашку). Зацепился я за сук... (а под ним сидел барсук). Под столом лежала кошка... {рядом с ней стоит лукошко)». Ст.воспитатель Францевич О.М.
«Игла-пила» Цель: дать представление о разных значениях многозначного слова; подбирать признаки и действия к заданным словам; определять количество слогов в словах, сходных по звучанию. —В словах шар, мак, жук, лук, рак, пар — по одному слогу; а сколько слогов в словах игла, мишка, ложка ? —Какие иглы ты знаешь? Какие предметы мы называем этим словом? (Игла у ежа, у елки, сосны, лиственницы.) Чем они похожи? (Все иглы острые.) —Как называют иглы у елки? Какие они? (Еловые.) А у сосны? (Сосновые.) Чем отличаются иглы у елки и сосны? Отвечайте поскорей, какие из них длинней? (Сосновые.) А чем отличаются иглы у елки и у лиственницы? (Еловые иглы твердые, жесткие, а у лиственницы мягкие.) —А еще какие иглы вы знаете? (Швейные.) Как можно сказать про швейную иглу, какая она? (Длинная, тонкая, острая, металлическая, блестящая.) Что делают швейной иглой? (Шьют.) Что шьют швейной иглой? (Одежду.) А еще что можно делать швейной иглой? (Шить, вышивать, зашивать, подшивать, штопать.) Дети рассматривают рисунки: игла (швейная) и иглы. —Назовите предметы, которые вы видите. (Ребенок должен назвать единственное число (это игла) и множественное число (иглы) слова игла.) —Скажи, много... чего? Ребенок называет предметы и дает форму родительного падежа множественного числа. (Много... игл или иголок.) На другом рисунке: мишка и мишки. —Кто здесь нарисован? (Мишка, мишки.) —Кого здесь много? (Мишек.) Ст.воспитатель Францевич О.М.
«Едем, летим, плывем» Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова. Воспитатель рассматривает с детьми шесть картинок, изображающих: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай. — Назови все предметы одним словом. (Транспорт.) — Скажи, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, кроме слова трамвай, по три слога.) Какой звук встречается во всех этих словах (в начале, в середине, в конце слова)? (Звук т встречается в начале слов троллейбус, теплоход, трамвай, в середине слов — вертолет, автобус, в конце слов — вертолет, самолет.) — Составь предложение с любым словом. (Самолет летит быстро.) — Скажи, что летает? (Самолет, вертолет.) Что едет? (Автобус, троллейбус, трамвай.) Что плывет? (Теплоход.) — Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: т — с (троллейбус), а — с (автобус), с — т (самолет), в — т (вертолет), м —о (метро), т —и (такси). Ст.воспитатель Францевич О.М.
Литература Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Ст.воспитатель Францевич О.М.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
чисто-и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи дошкольников
В данной статье описывается как с помощью чисто- и скороговорок можно формировать звуковую культуру речи...
Воспитание звуковой культуры речи дошкольников средствами дидактических игр и упражнений.
Данный материал является творческим отчетом по самообразованию на тему: "Воспиатние звуковой культуры речи дошкольников средствами дидактических игр и упражнений". Здесь представлены четыре этапа восп...
Картотека дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников
Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе и...
Картотека дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников.
Представленная картотека дидактических игр и чистоговорок будет интересна детям и полезна взрослым....
Речевые игры и упражнения по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников
Речь - это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.Культура речи - это умение правильно, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого...
Презентация "Воспитание звуковой культуры речи дошкольников".
Презентация " Воспитание звуковой речи дошкольников" была подготовлена для семинара - практикума с родителями по "Связанной речи"...
Семинар - практикум "Воспитание звуковой культуры речи дошкольников"
Семинар - практикум " Воспитание звуковой речи дошкольников" работа с родителями....