Картотека дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников
картотека по развитию речи (младшая группа) на тему

Нечаева Анна Олеговна

Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими фактами).

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культура речи, отмечает, что «перед, педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.»

Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а в последствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое зву-копроизношения т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Поэтомудля данной картотеки мною подобраны игры, направленные на формирование звуковой культуры речи. Данные игры будут интересны детям и полезны взрослым. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_zvukovaya_kultura_rechi.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по воспитанию

звуковой культуры речи дошкольников

Дидактическая игра по воспитанию звуковой культуры речи детей

 2 – 3 лет «Бабочка, лети!» 


Цель: Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.
Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Ход: Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.
Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.


Дидактическая игра по воспитанию звуковой культуры речи детей

 2 – 3 лет «Пускание корабликов»


Цель: Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук [ф] на одном выдохе или многократно произносить звук [п] (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.
Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.
Ход: Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук [ф] или [п]. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука [ф]. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...» - дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)
Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звука [ф] дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук [п] на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.

Дидактическая игра по воспитанию звуковой культуры речи детей

 2 – 3 лет «Кто в домике живет?»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.
Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.
Пошли звери домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко)? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей).
Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо)? Как котенок мяукал?
Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках, и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

Дидактическая игра по воспитанию звуковой культуры речи детей

2 – 3 лет «Помоги собрать вещи»

Цель: различение звуков [з] – [ж]

Ход игры: Воспитатель рассказывает историю, можно использовать наглядный материал (игрушки, картинки). Собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи в дорогу. Комару нужны вещи со звуком [з]. а жуку со звуком [ж].

Детям нужно выбрать:

Зонтик, замок, пижама, лыжи, ножи, рюкзак, азбука, жилет, пирожок, блуза, звезда, жёлудь, значок.

Дидактическая игра по воспитанию звуковой культуры речи детей

4 – 5 лет «В гостях у звука [Ш]»

Цель: помочь выработать у ребенка правильное произношение звука Ш, развить речевой слух.

Для занятия подготавливаются игрушки (или картинки, или муляжи): вишня, яблоко, груша, мандарин, лошадь, корова. Предметы подбираются так, чтобы при парном их предъявлении в названии одного предмета был звук Ш, а в названии другого — не было. Подготавливается также набор картинок, в названиях которых имеется звук Ш.

— Послушай стихотворение и скажи, какой звук чаще всего здесь повторяется.

Взрослый читает стихотворение, выделяя в словах голосом
звук Ш (произносит звук Ш протяжнее, громче):

Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, шуршишь!»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».

— Так какой же звук чаще всего повторяется?
— Звук Ш.
— Смотри: для того чтобы хорошо произнести звук Ш, кончик языка надо поднять кверху, а губы слегка вытянуть вперед. (Показывает, в каком положении находятся язык и губы.) А теперь ты сделай так: подними язык кверху, вытяни губы вперед и произнеси
звук Ш.

Ребенок произносит звук, взрослый следит за тем, чтобы он правильно выдвигал губы вперед.
— А теперь подними руку тыльной стороной ко рту и произнеси
звук Ш. (Показывает.) Если ты правильно произнесешь звук Ш, то почувствуешь теплый воздух. А теперь скажи, как шипит змея.
— Змея шипит: ш-ш-ш.
— А теперь послушай, как шумят листья на деревьях, когда дует ветер. (Произносит протяжно
звук Ш.) А теперь ты скажи, как шумят листья.

Затем ребенку показывают картинки и предлагают назвать изображенные на них предметы. Рисунки, в названиях которых есть
 звук Ш, откладываются отдельно.

Взрослый показывает игрушки, муляжи, картинки парами (вишня — слива, груша — яблоко, лошадь — корова) и предлагает ребенку назвать те предметы, в названии которых имеется
звук Ш (вишня, груша, лошадь).
Потом взрослый предлагает придумать слова, в которых есть
звук Ш.
Ребенок называет слова. Слова, произнесенные ошибочно, взрослый разбирает вместе с ребенком («Разве в этом слове есть
звук Ш»?).

Взрослый произносит потешки, чистоговорки, скороговорки и предлагает ребенку повторить их.


***
Тише, мыши!
Кот на крыше!

***
Не найду я ушки
У нашей лягушки.

***
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Маше спать не даешь!

Можно предложить и загадки, например, о лягушке:


Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.

Дидактическая игра по воспитанию звуковой культуры речи детей

4 лет «Гимнастика для язычка».

Цель: помочь выработать у ребенка правильное произношение некоторых звуков, развить речевой слух.
Ход игры. Начинаем с простых вопросов:

Как тикают часы?- тик-так

Как подзывают цыплят?- цып-цып

Как чикают ножницы? -чик-чик

А затем задают вопросы так , чтобы, отвечая, использовал только отдельный звук:

Как жужжит жук? –ж-ж-ж

Как воет волк? –у-у-у

Как поют комарики? –з-з-з

Как фыркает кот? –ф-ф-ф

Как шипит змея? –ш-ш-ш

И т. Д

Дидактическая игра по воспитанию звуковой культуры речи детей

5 - 7 лет «Речецветик».

Цели: развивать умение детей определять наличие или отсутствие заданного звука в слове, определять место звука в слове и характер звучания (по твёрдости, мягкости), развивать умение определять количество слогов в слове, закреплять умение правильно называть основные цвета, развивать мелкую моторику.

Ход игры: три варианта, см. ниже

I Вариант «День рождения»

В середине цветка прикрепляется на липучку картинка какого-либо животного, например козы. Она – именинница. Дети называют первый звук в слове коза. К лепесткам дети прикрепляют таких животных, в названии которых есть звуки [к ] или [ кь ].

II Вариант «В гостях»

В середине цветка прикрепляется на липучку какое-то животное, например баран. К барану в гости приходят животные, в названии которых столько же слогов, сколько в слове баран.

III Вариант «Цепочка слов»

В середину прикрепляется какое-то животное, например слон, слово слон заканчивается на звук [н], следующее животное, которое прикрепляется на лепесток должно начинаться на звук [н], например носорог, слово носорог заканчивается на звук [к], значит следующее животное начинается на звук [к], например корова и т.д. по кругу.

Дидактическая игра по воспитанию звуковой культуры речи детей

6 - 7 лет “Составь слово по первым звукам”.

Цель: 

- учить определять пeрвый звук в словах;

- учить по первым звукам различных слов составлять заданное слово

Описание игры:

На синих и красных карточках приклеены различные картинки. Слова, которые нaчинаются с гласного звука – на красных квадратиках, слова, которые начинаются с сoгласного звука – на синих квадратиках. Ребёнку даётся задание составить по первым звукам слов заданное слово.

Например, нужно составить слово рука. Ребёнок подбирает картинку, назвaние которой начинается со звукa [р], например, роза. Какой следующий звук в слове рука? Звук [у], ребёнок подбирает слово с этого звука, например утка, следующий звук в слове рука [к], ребёнок подбирает картинку с изображением предмета, название которого начинается со звука [к], например корова. Какой последний звук в слове рука? Звук [а], ребёнок подбирает, например, картинку с изображением аиста.

Затем все отобранные картинки ребёнок выкладывает в ряд и говорит:

У розы мы взяли первый звук [р], у утки мы взяли первый звук [у], у коровы мы взяли первый звук [к], у аиста мы взяли первый звук [а] и получилось слово рука.

Дидактическая игра по воспитанию звуковой культуры речи детей

  1. лет «Замени первый звук»

Цель: Закрепить правильную артикуляцию звука [л’]. Следить за четким произношением звука [л ’].

Логопед: Здравствуйте дети, сегодня на занятии мы будем играть со звуком [л’]. Но прежде чем мы начнем играть, давайте вспомним, что делают наши губы, зубы и язык, когда мы произносим звук [л’]?

Дети: Когда мы произносим звук [л’], наши губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка касается бугорков за верхними зубами.

Логопед: Молодцы ребята, а теперь давайте поиграем. Сейчас я буду говорить вам слова, а вы постарайтесь заменить первый звук этого слова на звук [л’].

Ход игры:

Логопед: Мёд.

Дети: Лёд.

Логопед: Рейка.

Дети: Лейка.

Логопед: Пень.

Дети: Лень.

Логопед: Вес.

Дети: Лес.

Логопед: Зев.

Дети: Лев.

Логопед: Пекарь.

Дети: Лекарь.

Логопед: Репка.

Дети: Лепка.

Логопед: Печенье.

Дети: Леченье.

Логопед: Молодцы дети. Давайте вспомним, на какой звук мы заменяли первый звук в этих словах?

Дети: Мы заменяли первый звук на звук [л’], и получились новые слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание звуковой культуры речи дошкольников средствами дидактических игр и упражнений.

Данный материал является творческим отчетом по самообразованию на тему: "Воспиатние звуковой культуры речи дошкольников средствами дидактических игр и упражнений". Здесь представлены четыре этапа восп...

Картотека дидактических игр на развитие звуковой культуры речи, грамматического строения речи, словаря дошкольников, связной речи

                                      Связная речь. 1.Игра для уточнения формы родительного п...

Картотека дидактических игр на развитие звуковой культуры речи во второй младшей группе.

Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов....

Картотека дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников.

Представленная картотека дидактических игр и чистоговорок будет интересна детям и полезна взрослым....

Картотека дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников

Дидактические игры по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников от 2 до 7 лет....

Картотека дидактических игр на развитие звуковой культуры речи у старших дошкольников

Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова...

Дидактические игры для воспитания звуковой культуры речи дошкольника 3-4 лет.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Дидактическая игра я...