Речевые игры и упражнения по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников
методическая разработка по развитию речи

Исакова Комила Умаровна

Речь - это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.

Культура речи - это умение правильно, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическом запасом, грамматическими формами).

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом. Поэтому очень важно использовать речевых игр и упражнений во время занятий и в режимных моментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry.pptx969.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД №12 «НЕПОСЕДЫ» ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Речевые игры и упражнения по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников Воспитатель Исакова Комила Умаровна I кв.категория Тында, 2019 г.

Слайд 2

Актуальность Речь — это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами). Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, правильное произношение слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр., нормальное функционирование речедвигательного аппарата, нормальное функционирование слухового аппарата, наличие полноценной окружающей речевой среды .

Слайд 3

Младшая группа Русская народная песенка « Курочка-рябушечка » Цель. Формировать умение четко произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа. Материалы: шапочка курочки. Курочка - рябушечка , куда идешь? На речку. Курочка- рябушечка , зачем идешь? За водой. Курочка-рябушечка , зачем тебе вода? Цыплят поить. Они пить хотят. На всю улицу пищат - пи-пи-пи ! Упражнение «Солнце или дождик» Цель . Воспитание у детей умение переключать слуховое внимание. Материалы : игрушка бубен. Ход : Воспитатель говорит детям: «Сейчас мы пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3-4 раза.

Слайд 4

Упражнение «Угадай, кто кричит». Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Материалы : игрушки животных Ход : Воспитатель достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный воспитателем ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это. Игру можно повторять 5-6 раз. Необходимо следить, чтобы дети внимательно слушали , активизировать их вопросами. Упражнение «Угадай, кто идет». Цель. Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна Материалы : бубен Ход : Воспитатель показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли. Потом воспитатель показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем воспитатель стучит в тамбурин, все время, меняя темп, а дети то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.

Слайд 5

Упражнение «Во дворе». Цель. Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию. Материалы : Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова. Ход : Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки. Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу. Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах. Мур-мур-мур , Пугаю кур! Ам-ам ! Кто - там? Кря-кря-кря ! Завтра дождь с утра! Му-му-му ! Молока кому? (А. Барто ) Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» Упражнение «Тук-тук». Цель. Развивать голосовой аппарат, обучать громкому и тихому, быстрому и медленному произношению. Закрепить правиль - ное произношение звуков «т» и «к». Развивать чувство ритма . Материалы: игрушечный молоток. Ход : Воспитатель показывает молоточек и предлагает послушать, как он стучит «тук-тук-тук». Ребенок имитирует постукивание: кулачком - молоточком стучит по ладошки и повторяет «тук-тук-тук». Воспитатель говорит: «Мой молоточек может стучать громко (стучит и громко произносит «тук-тук-тук»), а может и тихо (показывает)». Малыш повторяет. Далее воспитатель говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно (показывает и произносит звукоподражание «тук-тук-тук» в быстром и медленном темпе). Малыш повторяет. В конце игры можно дать ребенку постучать своим молоточком.

Слайд 6

Упражнение-стихотворение «Гав-Гав» Цель. Добиваться от детей четкого произношения звуков в различных звукоподражаниях. Материалы: подобрать картинки с изображениями: щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка, сороки, гуся. Ход: «Гав! Гав!» - на заре , «Гав! Гав!» - на дворе. На дворе щенок бежал, А в конюшне конь заржал. Он сердился: «Ты чего Спать мешаешь? И-го-го !» И сказал теленок: « Му !» Спать мешает он ему. И сказал теленок: «Пи! Ты, щенок, еще поспи!» А козленок: « Ме !» да « Ме !», «Подремать не дали мне». А щенок все «Гав!» да «Гав!», У него веселый нрав! И веселый этот нрав Называется «Гав – Гав!»

Слайд 7

Упражнение «Громко – тихо» Цель. Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Материалы: большая и маленькая собачки или другие игрушки. Ход: воспитатель показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: « Ав-Ав ». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: « Ав-Ав ». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)». Упражнение «Идите с нами играть» Цель. Вырабатывать умение пользоваться громким голосом. Материалы: игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери. Ход: на расстоянии 2-3 метров от малыша воспитатель расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди!». Малыш вместе с воспитателем зовет мишку, зайку и лисичку и играют с ними. Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал. Упражнение «Не разбуди куклу» Цель. Развивать умение пользоваться тихим голосом. Материалы: кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др.), коробка для игрушек. Ход: воспитатель говорит, показывая на кроватку со спящей куклой: «Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку. Важно следить, чтобы малыш говорил тихо, но не шептал.

Слайд 8

Средняя группа Упражнение «Найди первый звук» Цель. Учиться четко выделять в слове первый звук. Материалы: машина и разные игрушки, но среди них обязательно должны быть слон и собака. Ход: взрослый предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начина- ется со звука [с] (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука [с], то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кооошшшкааа . Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет. Машина не поедет, потому что в слове гусь звук [ сь ], а не [с]. Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах. Упражнение «Громко–шепотом» Цель. Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом. Материалы : игрушки – котёнок, оса. Ход: взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: « Са-са-са – приле тела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко – тихо – шепотом (вместе со взрослым и индивидуально): Су-су-су – кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно). Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: са-са-са ... (там летит оса), су-су-су... (я боюсь осу).

Слайд 9

Упражнение «Что появилось?» Цель. Добиваться правильного произношения звука «ж» в словах, формировать умение произносить слова четко, достаточно громко, развивать фонематический слух. Материалы: игрушки – жираф, ежик, жук, флажок… Ход: педагог ставит на стол игрушки, в названии которых имеется звук «ж» (жираф, ежик и т. п.). Ребята называют их. Затем воспитатель накрывает игрушки, меняет их местами и добавляет новую, также имеющую в названии звук «ж», например медвежонка или флажок. Открывая, он спрашивает, что новое появилось. Потом воспитатель предлагает детям самим подобрать слова, в которых имеется звук «ж». Упражнение «Чай Танечке». Цел.: Автоматизация звука «ч» в предложениях. Материалы: кукольный стол с чайным сервизом и куклы. Ход: дети сидят перед столом педагога. На нем стоит кукольный стол с чайным сервизом, вокруг которого на стульчиках сидят четыре куклы. Педагог говорит: «Дети, давайте дадим куклам ласковые имена». Дети их называют: «Танечка, Валечка, Анечка, Манечка ». Затем педагог вызывает одного ребенка и предлагает ему налить чай из чайника в чашку Танечке. Ребенок свои действия сопровождает словами: «Я беру чайник и наливаю чай в чашку Танечке. Даю Танечке печенье». Посадив ребенка на место, педагог спрашивает других детей: «Что делал Сережа?» Дети отвечают. Затем вызывается другой ребенок, и ему педагог предлагает выполнить задание.

Слайд 10

Упражнение «Как говорит Таня?» Цель. Различать разные интонации и пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания. Материалы: игрушки – кукла и котёнок. Ход: взрослый берет куклу и начинает рассказывать: «Это Таня. Идет она с прогулки домой и слышит: кто-то жалобно мяукает, вот так: мяу-мяу... (жалобная интонация). Как мяукал котенок? (Ребенок повторяет.) Взяла Таня котенка на руки, принесла домой, налила ему в блюдце молока. Котенок радостно замяукал, вот так: мяу-мяу! (радостная интонация). Тут прибежала собачка и стала громко лаять на котенка. Рассердился котенок и стал мяукать сердито, вот так: мяу-мяу (сердитая интонация). Но Таня быстро их помирила. Котенок и щенок стали весело мяукать и лаять». Упражнение «Дятел» Цель. Закрепление произношения звука « д ». Материалы: шапочка дятла. Ход: дети сидят кругом. Посередине стоит ребенок, изображающий дятла. Дети говорят: «Дятел дерево долбит. Дятел клювом дуб долбит, На весь лес он стучит». После окончания слов ребенок, изображающий дятла, говорит « д-д-д ...» (и бьет кулачком кулачок). Затем дятлом становится другой ребенок и игра повторяется. Методические указания. Текст стихотворения разучивается заранее. Дятлом выбирают того из детей, кому необходимо закрепить звук д. Следить, чтобы дети говорили стихотворение спокойно, четко, громко .

Слайд 11

Упражнение «Одуванчик» Цель: Развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизировать мышцы губ. Материалы: отцветшие одуванчики. Ход: Упражнение проводится на улице. Воспитатель предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3-4 раза. Важно следить за правильностью выдоха. Одуванчик, до чего ж Ты на облачко похож. Страшно даже и взглянуть: Как бы облачко не сдуть. Упражнение «Зайка» Цель. Различение холодной и теплой струй выдыхаемого воздуха. Ход: взрослый читает стихотворный текст: Зайке холодно сидеть, надо лапоньки погреть (дует на руки ребенка, сложенные лодочкой, теплой струей воздуха). Лапку заинька обжег. На нее подуй дружок (дует на руки ребенка, используя холодную струю воздуха). Затем предлагается ребенку также подуть .

Слайд 12

Упражнение «Ароматные коробочки» Цель. Формировать носовой вдох. Материалы: коробочки с различными наполнителями (еловые или сосновые иголочки, специи, апельсиновые корочки). Ход: взрослый предлагает ребенку понюхать каждую коробочку из набора и спросить: «Чем пахнет?», затем рассмотреть её содержимое. Упражнение «Кто кого?» Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти. Ход: педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки «а, о, у, и, э». Кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Сначала победителя определяет педагог. Затем можно поручить детям, определить, кто победил. Педагог должен следить только за тем, чтобы дети не понижали силу голоса до конца звучания и не перенапрягали мышцы шеи. Упражнение «Гудок» Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ. Ход: дети становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук «у» сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают. Вначале педагог сам показывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играет вся группа.

Слайд 13

Старший дошкольный возраст (6-7лет) «ЧТО ТАКОЕ ЗВУК, СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ?» Цель. Уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова. Ход: — Какие звуки вы знаете? (Гласные, согласные; твердые, мягкие; звонкие, глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово... стол? (Предмет мебели.) — Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Мы поэтому говорим: «Что значит (или обозначает) слово...?» Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения. — Что такое имя? Как мы различаем друг друга? (По именам.) Назовите имена своих родителей, родных и близких. У кого в доме есть кошка? собака? Как их зовут? У людей имена, а у животных... (клички). — У каждой вещи есть свое имя, название. Посмотрите вокруг и скажите, что может двигаться? Что может звучать? На чем можно сидеть, спать, ездить? — Давайте поиграем. Игра называется «Почему так называют». Возьмем слова пылесос, скакалка, самолет, самокат, мясорубка. Нам понятно, для чего нужны предметы, названные этими словами. — У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы вы знаете? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слоги и слова. — Подойдите ко мне, дети, у которых имя начинается на гласный звук а (Аня, Андрюша, Антоша, Алеша). А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна! Подойдите ко мне, дети, у которых имя начинается на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стае, Володя); на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Люба). — Мы будем с вами играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.

Слайд 14

Упражнение – сказка «Жили-были звуки» Цель. Напомнить детям строение артикуляционного аппарата; ввести понятие гласных и согласных звуков и их цветовое обозначение; совершенствовать фонетико - фонематическое восприятие; развивать моторику артикуляционного аппарата. Материалы: фишки красного и синего цветов, условные домики красного и синего цветов, предметные картинки на гласные и твёрдые согласные звуки, мяч, карандаши красного и синего цветов. Ход: чтение дидактической сказки «Жили-были звуки». «Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а у тебя в ротике живут-поживают звуки. Домик, у них вот какой хороший (открыть рот). Есть потолок (потрогать языком верхнее нёбо). Пол - нижнее нёбо, дверь - губы. Есть даже костяные решётки для прочности (зубки сомкнуть и разомкнуть). Всё было бы хорошо, да поселился в домике Змей Горыныч (пошевелить кончиком языка). И стал он творить свои злые дела. Одни звуки он пропускает свободно, вот так (чёткая артикуляция педагога): «а», «о», «у», « ы », «э», «и». Эти звуки проходят свободно и носят красные платьица. Называются они гласными звуками. А на пути других звуков Змей Горыныч строит разные преграды: то дверь закроет «м-м-м», то к потолку прижмёт «т-т-т», то заставит звуки шипеть « ш », фыркать « ф », свистеть «с», хрипеть « х ». То бьёт Змей Горыныч хвостом « р ». Эти звуки не свободно проходят через рот, носят синие платьица и называются согласными звуками» (По Л.П. Царёвой). Педагог совместно с детьми произносит эти звуки, чётко артикулируя их.

Слайд 15

«ОДИН - МНОГО» Цель. Упражнять детей в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию. - Это... шар, а это... (шары). Здесь много... (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.) - Это... мак, а это... (маки). В букете много.... (маков). Какие они? (Красные.) Что еще бывает красным? Как вы понимаете выражение красная девица! Где вы встречали такое выражение? В каких сказках? - Отгадайте загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это... лук. Какой он?(Желтый, сочный, горький, полезный,) В корзине много чего? (Лука.) - Подберите слова, сходные по звучанию со словами: шар (пар, дар), мак (лак, рак), лук (жук, бук). - С какого звука начинаются слова шар, мак, лук! ( ш , м, л.) - Сколько слогов в этих словах? (В словах шар, мак, лук один слог.) Задания по усвоению звукового состава всех названных слов: 1. Определите, сколько слогов в словах игла, мишка, ложка (два слога). 2. Подберите слова, сходные по звучанию с заданными и с таким же количеством слогов: игла (пила, юла); мишка (мышка, шишка); ложка (ножка, кошка), А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, пил, юл ; мишек, мышек, шишек; ложек, ножек, кошек.)

Слайд 16

Упражнение «Найди звук» Цель: находить слова с одним и двумя слогами. Материалы: жук, шуба, шапка, жаба, забор, замок, цапля, цыпленок. Ход: найдите слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове цыпленок! (Слово жук состоит из одного слога, шуба, шапка, жаба, забор, замок, цапля — из двух, цыпленок — из трех слогов.) - Какие слова начинаются с одинакового звука? Назовите эти звуки. (Слова шапка и шуба начинаются со звука ш , слова жук и жаба — со звука ж,….) - Назовите овощи, фрукты и ягоды со звуками р (морковь, виноград, груша, персик, гранащ , смородина), рь (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), л (баклажан, яблоко, кизил), ль (малина, лимон, апельсину слива). -Опиши нам ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. (Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый помидор. Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это – …). Упражнение «Картина – корзина» Цель. Находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию. Материалы: картина, ракета, лягушка. Ход: сколько слогов в словах картина, лягушка, ракета! (Три.) - Подберите слова, сходные по звучанию с этими словами: картина (корзина, машина), лягушка (подушка, кадушка),ракета (конфета, котлета), вертолет (самолет), береза (мимоза). -Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит)! Дети повторяют все слова и говорят, что в каждом из них по три слога.

Слайд 17

Упражнение «Едем, летим, плывём» Цель. Учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова. Материалы: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай. Ход: Назови все предметы одним словом. (Транспорт.) -Скажи, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, кроме слова трамвай, по три слога.) Какой звук встречается во всех этих словах (в начале, в середине, в конце слова)? (Звук т встречается в начале слов троллейбус, теплоход, трамвай, в середине слов — вертолет, автобус, в конце слов — вертолет, самолет.) -Составь предложение с любым словом. (Самолет летит быстро.) -Скажи, что летает? (Самолет, вертолет.) Что едет? (Автобус, троллейбус, трамвай.) Что плывет? (Теплоход.) -Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: т — с (троллейбус), а — с (автобус), с — т (самолет…) Упражнение «Узнай по интонации» Цель. Воспитание выразительности речи и мимики. Ход : каждый ребенок по очереди изображает или больного, или сердитого, или удивленного, или веселого человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова: Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! Ах-ах-ах! Ох-ох-ох! Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, кого изображает ведущий, можно предложить детям объяснить подробнее поведение ведущего: отчего он грустный или чему он удивляется и т.д. За выразительность речи и за подробный рассказ дети поощряются.

Слайд 18

Упражнение «Медведь и ёлка» Цель. Воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса. Материалы: шапочки или маски медведя и лисы. Ход: педагог выбирает двух детей: один будет медведем, другой, например, лисой. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог: - Лиса. Ты куда идешь, медведь? - Медведь. В город, елку приглядеть. - Лиса. Да на что тебе она? - Медведь. Новый год встречать пора. - Лиса. Где поставишь ты ее? - Медведь. В лес возьму, в свое жилье. - Лиса. Что ж не вырубил в лесу? - Медведь. Жалко, лучше принесу. Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, т.е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно это сделает, поощряется. Игру повторяют, медведь может повстречаться и с другим зверем. Упражнение «Красный - белый» Цель. Нахождение звука в слове, воспринятого на слух. Материалы: по два кружка на каждого ребенка (красный и белый). Ход: педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет поднимают белый кружок. Задан звук «а», лук - белый кружок, мак - красный кружок. Задан звук «к», капуста - красный кружок, мяч - белый кружок.

Слайд 19

Упражнение «Будьте внимательными» Цель. Научить детей правильно произносить звук « щ » в словах. Ход: дети сидят лицом к воспитателю. Он предлагает: - Сегодня мы будем искать звук « щ » в словах. Я говорю слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите этот звук. (Слова: «щука», «лампа», «веник», «щетка», «поезд», «кубики», «щенок», «щи», «хлеб», «дрова», «щепки», др.) Упражнение «Коза-стрекоза» Цель. Развивать представление о похоже звучащих словах, подбирать пары слов с разным количеством слогов. Материалы: картинки – чашка, коза, кошка, барсук, самовар, ромашка, стрекоза, лукошко, шина, машина, сук, пар. Ход: подберите пары слов, похожих по звучанию (чашка-ромашка, коза-стрекоза, кошка-лукошко, сук-барсук, пар-самовар, шина-машина). - Назовите слова, в которых один слог, два и три слога. (В словах пар, сук — один слог, в словах чашка, коза, шина, кошка, барсук — два слога, в словах самовар, ромашка, стрекоза, лукошко, машина — по три слога.) Возможен такой вариант: одна группа детей подбирает сходно звучащие пары слов: чашка-ромашка, коза-стрекоза, кошка-лукошко, сук-барсук, шина-машина, пар-самовар. Другие дети называют, сколько слогов в каждом слове из названной пары. - Закончите фразу, чтобы получилось складно: «Я поехал на машине... (у меня порвалась шина). Побежал за стрекозой... (тут же встретился с козой), я разбил сегодня чашку... (и сорвал в лесу ромашку). Зацепился я за сук... (а под ним сидел барсук). Под столом лежала кошка... (рядом с ней стоит лукошко)».

Слайд 20

Список литературы 1.Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш . и сред. пед . учеб. заведений. – 3 - е. изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 г. – 400 с. 2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа (4-5 лет), «Программа воспитания и обучения в детском саду» / под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, испр . и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2015, - 80 с. 3.Лопухина И. В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей. М.: Аквариум, 1995. 4.Максаков А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада / А.И. Максаков, Г. А. Тумакова - 2-е изд., испр . к доп. М.: Просвещение, 2013. - 144 с. 5.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред. Власовец Г. А. М.: Детство – Пресс, 2002. 6.Ушакова О. С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2010. 7.Хватцев М. Е. Логопедия. Книга 1. М.: Владос , 2009 г. – 272 с.Чернякова В. Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7лет Сборник упражнений. М.: ТЦ Сфера, 2005. 8.Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание звуковой культуры речи дошкольников средствами дидактических игр и упражнений.

Данный материал является творческим отчетом по самообразованию на тему: "Воспиатние звуковой культуры речи дошкольников средствами дидактических игр и упражнений". Здесь представлены четыре этапа восп...

Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи

Игры и упражнения на развитие звуковой культуры речи детей с ОИН....

Из опыта работы "Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей 4 - 5 лет"

Материал содержит отписание игр и упражнений для детей 4 - 5 по формированию  звуковой культуры речи....

Дидактические упражнения по воспитанию звуковой культуры речи для детей третьего года жизни по В.В. Гербовой

Дидактические упражнения по воспитанию звуковой культуры речи для детей третьего года жизни по В.В. Гербовой. Материал содержит задачи, методические рекомендации и наглядность , а также полное описани...

Картотека речевых игр. Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи. Игры по формированию словаря.

Картотека речевых игр. Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи. Игры по формированию словаря....

Дидактические игры для воспитания звуковой культуры речи дошкольника 3-4 лет.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Дидактическая игра я...