Конспект ООД по развитию речи "Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp._po_rzv.rechi_v_podg._zvukovaya_kul._rechi.docx | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД развитию речи и основам грамотности
для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Программное содержание: Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Определять количество и порядок слов в предложении совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей.
Задачи:
Обучающие:
1. Обучать навыкам четкого произношения звуков (ч) и (р).
2. Учить определять количество и порядок слов в предложении.
3. Составлять правильно предложения.
Развивающие:
1. Развивать фонематический слух.
2. Развивать познавательный интерес и речь.
3. Развивать внимание.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к художественным произведениям.
2. Вызвать эмоциональный отклик детей.
3. Воспитывать умение слушать.
Оборудование: портрет русского поэта Алексея Плещеева, магнитная доска, предметные картинки, полоски из картона длинные и короткие, кружки разного цвета, лист бумаги, карандаши, цифры, решетки из трех окошек – ячеек, фишки.
Ход ООД:
1.Организационный момент.
2.Основная часть.
Воспитатель. – А в начале нашего занятия произнесём чистоговорки(2-3 раза)
ИГРА
Ра-ра-ра - вот хорошая игра.
Ру-ру-ру - поиграем мы в игру.
Ро-ро-ро - поиграли, пьем ситро.
Ры-ры-ры - трудно детям без игры.
Воспитатель. - Сегодня, мы с вами поиграем в разные интересные игры.
Игра «Послушай и узнай звук»
Воспитатель. - Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук Ч, а если его там не будет, вы кладёте руки на коленки.
Слова: чашка, журавль, чемодан, поранил, счастье, завял, вечер, девочка, балерина, корова, мечта, слон.
- Хорошо, а теперь слушаем ещё один звук, это звук –Р.
Слова: рот, крот, вилка, тапочки, мраморный, красивый, веник.
Воспитатель. - Хорошо, ребята, многие правильно выполняли задание. Старайтесь быть внимательными и самостоятельно выполнять задание.
Воспитатель. Следующие упражнение «Сосчитай звуки».
Воспитатель. - Ребята, сейчас я вам прочту отрывок из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи», а вы послушайте его и сосчитайте слова со звуком «р», а затем покажите мне карточку с соответствующей цифрой.
Отрывок из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи».
Ты куда летишь, сорока?
Расскажи!
Нам дорогу в лес дремучий,
Покажи!
Ответы детей.
Воспитатель. - Хорошо, молодцы, многие из вас внимательно слушали и считали звуки, а некоторым нужно ещё потренироваться.
Воспитатель. - Ребята, а какой звук «р», как он произноситься? Давайте попробуем его произнести.
Выставляет на доску картинки: рыба, река, рак.
Дети называют звук, «рычат», произносят звук вместе с воспитателем, затем индивидуально.
Воспитатель. -Что мы с вами сейчас делали?
Дети. Рычали.
Воспитатель. -Правильно, этот звук так и называется – рычащий.
Воспитатель. -Послушайте загадку.
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас.
(часы)
Воспитатель. - Сколько в тексте загадки слов со звуком «ч»? - Посчитайте и покажите карточки с соответствующей цифрой.
Дети аналогично считают с помощью карточек этот звук.
Упражнение «Определи место звука в слове»
Воспитатель. – А теперь, внимание, надо определить место звука в слове. Для это подвиньте решетки из трех окошек - ячеек и определить место звука ч в словах: чашка, обруч, ручей. Слушайте внимательно.
Дети используя фишки отмечают позицию звука ч в словах.
(После выполнения каждого задания ребенок убирает фишку).
Воспитатель. - Молодцы, почти все справились с заданием.
Воспитатель. - Ребята, а что такое слог, кто может сказать?
Дети. Он состоит из букв.
Воспитатель. - Правильно, вот, например, слово чашка начинается на «ча». - Сколько звуков вы слышите?
Дети. Два.
Воспитатель. -Назовите эти два звука.
Ответы детей.
Воспитатель. -Два звука – это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог «ча».
Дети. Чай, чайник, часы, чашка и т.д.
Воспитатель. - А слова, начинающиеся на слог «ра»?
Дети. Рак, ракушка, ракетка, радуга и т.д.
Воспитатель. -Правильно, таких слов довольно много. Открывает словарь и читает слова, начинающиеся на слог «ча», например, чайка, чародей, чардаш, ча-ча-ча, частушка, частокол. (Аналогично со слогами «ра»).
Воспитатель. -А сейчас давайте отдохнём
Физкультминутка
Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать.
А, прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим
Воспитатель. - Отдохнули, садитесь на места, ребята. Скажите, а что такое предложение?
Дети. - Это много слов
Воспитатель. Правильно, предложение - это несколько слов, связанных друг с другом.
- Посмотрите, на доске портрет русского поэта А. Плещееева. (показывает детям портрет). У него есть замечательное стихотворение «Внучка». Оно начинается так: «Бабушка, ты тоже маленькой была…». Можете ли вы сосчитать слова в этом предложении? - Сколько в нем четыре или пять слов? Давайте считать:
бабушка – раз, ты – два…и т. д. (дети считают, загибая пальцы)
Воспитатель. -Теперь давайте произнесём слова в строгой последовательности их друг за другом.
Воспитатель указывает на ребенка. Он произносит слово, а все дети – его номер.
Ребенок. - Бабушка.
Дети. - Один
Ребенок. -Ты.
Дети. – Два, и так далее.
Если кто-то поспешил, пропустил слово, все начинается сначала. (играют 2-3 раза с участием других детей.
Воспитатель. - Ребята, посмотрите, у меня на доске одна большая полоска – это предложение, а маленькие полоски у меня на столе – это слова. Сейчас мы поиграем.
Игра «Посчитай слова и составь правильно предложение».
Воспитатель. - Я скажу предложение, а кто- то из вас у доски разложит его по словам, под длинной полоской.
Воспитатель. - Пришла золотая осень. (ребёнок считает и выкладывает количество полосок) и т. д. (ещё 2-3 ребёнка выполняют задание)
Воспитатель. - Хорошо, а теперь поиграем по - другому.
– У тебя, Катя, слово – пришла, у Вики - золотая, у Толи – осень. (раздаёт детям полоски).
– Вам, ребята, нужно стать у доски в той последовательности, в которой произносятся слова в предложении. (игра повторяется 2-3 раза)
Воспитатель. - Ребята, вы молодцы!
Воспитатель. -А кто ни будь из вас, рассматривая книжки, замечал, что в конце предложения всегда ставится точка?
Дети. Да.
Воспитатель. - Когда будете рассматривать книжки, обратите внимание на точки. Вы увидите, что бывают длинные и очень длинные предложения, а бывают предложения короткие и очень короткие. Обязательно обратите на это внимание.
Дети. - Да.
3.Заключительная часть. Итог ООД.
Воспитатель. - Итак, ребята, чему вы сегодня научились, что узнали нового?
Дети. Учились слышать слова и звуки, познакомились со слогом, познакомились с рычащим звуком «р».
Воспитатель. - Как вы думаете, все правильно выполняли задание, внимательно слушали?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по развитию речи для старших воспитателей в старше-подготовительной группе, на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. По материалу В.В.Гербова «Развитие речи в подготовительной группе десткого сада»Цель. Совершенствовать слуховое внимание и восприятие...
Конспект НОД для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» Тема «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Конспект НОДдля детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»....
Конспект ОД по речевому развитию в старше – подготовительной группе комбинированной направленности Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старше - подготовительной группе комбинированной направленности....
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте...
Конспект занятия для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей....
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»....
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
Цель: закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте». Задачи: Обучающие: - Выявить уровень усвоения детьми полученных знаний, умений и...