Картотека пальчиковых игр и упражнений для младших дошкольников на тему «Домашние животные и птицы».
картотека по развитию речи (младшая группа)

Смердина Елена Михайловна

Пальчиковые игры и упражнения на основе народных  потешек, стихов  для развития мелкой моторики рук, внимания, памяти, речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр и упражнений  для младших дошкольников

на тему «Домашние животные и птицы».

Детки животных

В нашем доме детки живут.

Знаем, как каждого зовут: — воспитанники сжимают пальцы в кулаки;

Теленок с острыми рогами, — разжимают большие пальцы;
Жеребенок с длинными ногами, — указательные;

Щенок мохнатый, — средние;

Поросенок пузатый, — безымянные;

Козленок бодливый, — мизинцы;

Котенок игривый. — снова сжимают пальцы в кулаки;

Всех назвали — детки к мамам побежали. — хлопают в ладоши.


Каша для животных

Вот в кастрюле каша

Для животных наших. — дети чашеобразно сжимают одну ладонь, а указательным пальцем второй руки делают в ней размешивающие движения;

Положим мы кашу

Коту в чашку, — сгибают большой палец;

Собаке в миску, — указательный;

В блюдечко — котятам, — средний;

На крыльцо — цыплятам, — безымянный;

В лоханку — поросятам. — мизинец.

Всех кашей угостили,

Никого не забыли. — разжимают кулак.



Поросята

Ой-ля-ля, ой-ля-ля, поросячья семья! — дети сжимают кулаки;

Первый поросенок хвостиком виляет, — разгибают мизинец;

Второй поросенок бок о стену вытирает, — разгибают безымянный;

Третий поросенок на грядках ковыряется, — разгибают средний;

Четвертый поросенок в лужице купается, — разгибают указательный;

Пятый поросенок — вот задира и нахал, — разгибают большой палец;

Чтобы спать посерединке, братишек растолкал. — в темпе сжимают и разжимают кулачки.


Детеныши
Детеныши в домике этом живут.
Их мамы зовут — они сразу бегут.
(называя детенышей домашних животных, разгибают пальцы на руке, начиная с большого)
Жеребеночек быстрый,
Котенок пушистый,
Теленок бодливый,
Щенок шаловливый,
Козленок рогатый,
Убежали все ребята.
(все пальцы — снова в кулак)

Кошка
Раз, два, три, четыре!
(скользящие удары ладонями друг о друга)
В нашем доме кошки жили
(поочередно выдвигают вперед то одну руку, то другую)
Кошки с мячиком играли,
(соединяют пальцы рук)
Кошки молоко лакали,
(подносят ладошки «блюдца» к лицу и языком имитируют лакание)
Кошки коготки точили,
(легко царапают колени)
Мышек сереньких ловили.
(хлопок ладошками)

Лошадка
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
(поглаживают кисти рук)
Гребешком приглажу хвостик
(поглаживают каждый палец)
И верхом поеду в гости.
(стучат пальчиками по столу)

Пошел котик на торжок
Пошел котик на торжок,
(показать «ушки» над головой)
Купил котик пирожок.
(прихлопывать левую ладошку сверху правой, затем поменять руки)
Пошел котик на улочку,
(показать «ушки» над головой)
Купил котик булочку.
(прихлопывать левую ладошку сверху правым кулачком, затем меняем руки)
Самому ли съесть
(ребенок пожимает плечиками)
Или заиньке отнесть?
(правая рука сжата в кулак. Указательный и средний пальцы показывают ушки. Пальчики можно сгибать)
Я и сам укушу
(ребенок пожимает плечиками)
Да и заиньке снесу.
(правая рука сжата в кулак. Указательный и средний пальцы показывают ушки)

Уточка

Шла уточка бережочком, («идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь)

Шла серая по крутому.

Вела детей за собою:

И малого, и большого, (загибают безымянный, большой пальцы)

И среднего, и меньшого, (загибают средний и мизинец)

И самого любимого. (загибают указательный палец)

Курочка

Вышла курочка гулять, (соединить кончики указательного и большого пальца)

Свежей травки пощипать, (сжимают и разжимают кулачки)

А за ней ребятки – ( постукивают пальцами по столу)

Желтые цыплятки.

Домашние птицы. 
Во дворе стоит забор,
За забором птичий двор
. (Руки на столе: правая – ладонью вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняем положение рук)
Тут галдеж и суета 
Начинается с утра:
(Ударяем правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, затем меняем положение).
Кукарекают, гогочут,
Громко крякают, болбочут
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими).
Гуси, утки, индюки,
Курицы и петухи.
(Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших).

Домашние птицы.
Есть у курицы цыплёнок,
(Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца).
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок, 
У каждой мамы малыши 
Все красивы, хороши! Показывают пальчики, играя ими.

Рыжая корова

Ходит-бродит по лужку («шагают» пальцами по столу)

Рыжая корова. (делают «рога» и качают головой)

Даст она нам к вечерку (сжимают и разжимают пальцы рук)

Молока парного.

Домашние птицы

Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок. (Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.)

У каждой мамы малыши,

Все красивы хороши! (Показать все пальчики, «играя» ими)

Петушок  

Наш красивый петушок (Обе руки сжаты  в кулачки)

Кверху поднял гребешок. (Разжать ладони)

Крылышками машет. (Кистями помахать в воздухе)

На лужайке пляшет.

Крошки хлебные клюёт. (Указательными пальцами постучать по столу)

Пёстрых курочек зовёт. (Кистями рук сделать манящие движения)

Котята

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти на  столе)
У кошечки нашей есть десять котят, (
Покачиваем руками, не разъединяя их. )
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу). 

Кот на печку пошел        

Кот на печку пошёл,  (Пальчики «шагают)

Горшок каши нашёл   (Горшок из ладошек)

На печи калачи,  (Ладошки «лепят калачи»)

Как огонь горячи.  (Подуть на ладошки)

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.  (Погрозить пальчиком)

Собака

У собаки острый носик,

Есть и шейка,

Есть и хвостик.

(Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему: «Домашние животные и птицы».

Конспект занятия представлен для детей младшего возраста, с беседами и просмотром серии картинок "Домашние животные и птицы, с разучиванием стихов, потешек, что   развивает и обогащает ...

Конспект НОД по развитию речи в 1 младшей группе Тема: «Домашние животные, птицы и их детеныши»

Конспект НОД по развитию речи в 1 младшей группе. Тема: «Домашние животные, птицы и их детеныши»...

Конспект по взаимодействию групп вторая младшая и средняя. Тема "Домашние животные и птицы"

Конспект по взаимодействию групп: вторая младшая и средняя. Тема "Домашние животные и птицы"...

Ежедневное планирование во второй младшей группе по теме "Домашние животные и птицы"

В комплексно- тематическом планировании по теме: «Домашние животные и птицы» представлены разные формы образовательной деятельности с детьми во второй младшей группе, реализуемые во всех в...

Методический материал. Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему: «Домашние животные и птицы»

Воспитатель ГБДОУ  детский сад №12 компенсирующего вида Московского района г. Санкт-Петербурга  Федорова Ксения Николаевна Задачи. Развивающие: развивать мелкую моторику пальцев, вниман...

Картотека игр и упражнений по теме : " Домашние животные и птицы"

Картотека игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста ...

Картотека пальчиковых игр по теме: "Домашние животные и птицы"

Уважаемые педагоги и родители детей дошкольного возраста с ОВЗ, предлагаю вашему вниманию картотеку пальчиковых игр по теме: "Домашние животные и птицы". Эти игры вы можете использовать на з...