"Детство" Развитие речи подготовительная группа
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа)
Перспективное планирование по программе "Детство" Развитие речи подготовительная группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.rechevoe_razvitie_ushakova.docx | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие подготовительная группа.
Сентябрь | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 5 неделя |
Мониторинг | Мониторинг | Тема: Пересказ сказки «Лиса и козёл». Задачи: закрепить представления об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей; учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам; при согласовании слов ориентироваться на их окончания; учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом); подбирать слова, сходные по звучанию и ритму. | Тема: Составление рассказа по картине «В школу». Задачи: учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка), самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным; активизировать в речи слова, относящиеся к темам «Школа», «Осень»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, точно подбирать слова для обозначения явления; учить подбирать слова к заданному слову; тренировать в дифференциации звуков /с/ и /ш/; развивать интонационную выразительность речи. | Тема: Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания». Задачи: учить передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий; подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам; учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем; произносить двустишие с разной силой голоса. |
Октябрь | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Тема: Составление текста-рассуждения. Задачи: учить употреблению сложноподчиненных предложений; подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательное с существительным в роде и падеже; учить подбирать однокоренные слова. | Тема: Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат». Задачи: развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавать текст точно, последовательно, выразительно; давать задания на подбор синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам; уточнить и закрепить правильное произношение звуков /з/ и /ж/, учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе: быстро, умеренно, медленно. | Тема: Составление рассказа по картинкам по теме «Домашние животные». Задачи: учить составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события, оценивать содержание рассказа, правильность построения предложения; учить употреблять существительные в родительном падеже множественного числа, подбирать определения; образовывать относительные прилагательные; формировать умение сравнивать; учить подбирать слова, сходные по звучанию и ритму, произносить их в разном темпе и с разной силой голоса. | Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Задачи: учить составлять коллективный рассказ, давать его точное название; учить заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определения к заданным словам; развивать чувство ритма и рифмы. |
Ноябрь | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Тема: Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду». Задачи: учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем, самостоятельно строить сюжет; учить образованию формы родительного падежа множественного числа существительных, тренировать в словообразовании; учить дифференциации звуков /ц/ и /ч/, отрабатывать четкую дикцию. | Тема: Составление текста-поздравления. Задачи: учить составлять текст-поздравление; закрепить правильное произношение звуков /с/ и /ш/, научить дифференцировать звуки на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонацию. | Тема: Сочинение сказки на тему «Как ёжик выручил зайца». Задачи: учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга; учить подбирать однокоренные слова; подбирать синонимы и антонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; способствовать усвоению значений многозначных слов; учить регулировать силу голоса. | Тема: Сочинение сказки на тему «День рождения зайца». Задачи: учить самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану; использовать описания, диалог, при оценке сказок отмечать занимательность сюжета, средства выразительности; учить образованию формы винительного падежа множественного числа существительных; учить отчетливому произношению потешек, различению ритма, темпа речи и силы голоса. |
Декабрь | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 5 неделя |
Тема: Составление рассказов с использованием антонимов. Задачи: учить составлять рассказ, используя антонимы; учить выделять существенные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления. | Тема: Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами». Задачи: учить составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность; учить подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами; тренировать в словообразовании; развивать интонационную выразительность речи; тренировать в изменении силы голоса. | Тема: Пересказ рассказа Е.Пермякова «Первая рыба». Задачи: учить пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства; обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления различных суффиксов; тренировать в подюоре синонимов; учить оценивать словосочетания по смыслу. | Тема: Составление рассказа по картине «Не боимся мороза». Задачи: учить рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения; учить выделять при сравнении явлений существенные признаки; давать задания на подбор определений (составление загадок), синонимов; знакомить с многозначностью слова; учить правильному произношению звуков /с/-/с̕ /, /з/-/з̕ /, дифференцированию их на слух, подбирать слова с этими звуками, изменять силу голоса, темпа речи. | Тема: Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка». Задачи: учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа; учить подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировать знания о способах словообразования; закреплять правильное произношение звуков /в/ и /ф/, умение дифференцировать их на слух и в произношении, подбирать и правильно произносить слова со звуками /в/ и /ф/. |
Январь | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Тема: Пересказ сказки «У страха глаза велики». Задачи: учить пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей; учить объяснять значения слов; давать задания на образование слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), подбирать синонимы и антонимы; учить замечать смысловые несоответствия. | Тема: Составление рассказа на тему «Четвероногий друг». Задачи: учить развивать предложенный сюжет; активизировать в речи союзы и союзные слова (в сложноподчиненных предложениях разных типов), учить употреблять слово варежки в разных падежах; учить дифференцированию звуков /ш/ и /ж/; использованию вопросительной и повествовательной интонаций. | Тема: Составление сказки на предложенный сюжет. Задачи: учить составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам; сочинять сказку на заданный сюжет; учить выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать предметы по величине, форме, цвету; уточнить родовые понятия «мебель», «игрушки»; активизировать глаголы, выражающие разные состояния; воспитывать умение понимать и объяснять смысл образных выражений; логично ставить вопросы, находить предметы по выделенным признакам. | Тема: Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке». Задачи: развивать умение отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описания природы, окружающей действительности; активизировать употребление однокоренных слов; учить составлять два-три предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу. |
Февраль | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Тема: Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин. Задачи: учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки; учить подбирать определения, синонимы и антонимы к заданным словам, а также называть действия персонажей; составлять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения с придаточным причины, цели; подбирать слова и фразы, схожие по звучанию. | Тема: Составление рассказа «Как Ежок попал в беду» по серии сюжетных картин. Задачи: обучать построению синтаксических конструкций, развивать умение использовать разные способы связи между частями текста, соблюдая логическую и временную последовательность, включать в повествование элементы описания и рассуждения; подбирать синонимы и антонимы к заданным словам. | Тема: Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картин. Задачи: учить составлять связное высказывание по серии сюжетных картин, связывая его содержание с предыдущими сериями; подбирать синонимы и антонимы к заданным словам; выполнять фонетические упражнения на изменение интонаций. | Тема: Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных картин. Задачи: развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей; формировать представление о композиции рассказа, включать в связное высказывание разнообразные синтаксические конструкции и способы связи между частями; подбирать определения, сравнения, синонимы, антонимы к заданным словам. |
Март | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 5 неделя |
Тема: Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам. Задачи: учить составлять сюжетный рассказ по картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенному и последующие; определять начало, основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность; учить употреблять названия детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа; давать задания на подбор сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов; закреплять правильное произношение звуков /р/ и /л/ в словах и фразовой речи, учить различать эти звуки на слух; учить регулировать громкость голоса, темп речи. | Тема: Пересказ рассказа М.Пришвина «Ёж». Составление рассказа на тему из личного опыта. Задачи: учить пересказывать текст точно, последовательно, выразительно; придумывать самостоятельный рассказ по аналогии с литературными произведениями; пересказывать текст, написанный от первого лица, переводя прямую речь в косвенную; познакомить со значением слова «игла»; учить самостоятельно подбирать короткие (односложные) и длинные (многосложные) слова. | Тема: Пересказ сказки Л.Толстого «Белка и волк». Задачи: учить пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует-взрослый записывает); активизировать в речи сложные предложения; обратить внимание на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь; образовывать однокоренные слова; активизировать в речи антонимы. | Тема: Сочинение сказки на заданную тему. Задачи: формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра; давать задания на подбор синонимов и антонимов, определений и сравнений; работать над употреблением существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода; давать задания на словообразование; учить передавать с помощью интонации различные чувства (радость, безразличие, огорчение). | Тема: Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется». Задачи: учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста; активизировать употребление глаголов (из текста сказки); учить образовывать сравнительную степень прилагательных; воспитывать умение понимать смысл пословиц; учить правильно произносить звуки /ш/, /ж/ и /р/,изменять силу голоса и темп речи. |
Апрель | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Тема: Описание пейзажной картины. Задачи: формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом; тренировать в подборе определение и сравнений, синонимов и антонимов; учить придумывать предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом чувства радости и огорчения. | Тема: Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками». Задачи: учить составлять коллективный рассказ-описание; учить строить предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательном наклонении; учить дифференцировать на слух и в произношении звуки /р/-/р̕ /, четко и ясно произносить слова с этими звуками, выделяя их голосом, подбирать слова с /р/-/р̕ /; закреплять представления о «длинном» и «коротком» слове; деление слов на слоги, ударении. | Тема: Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг». Задачи: донести содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица; учить подбирать определения и сравнения; давать задание на согласование существительных и прилагательных в роде и числе; давать задание на регулирование темпа речи и силы голоса. | Тема: Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белка с бельчатами». Задачи: учить составлять связный рассказ по картине; давать задания на подбор определений, сравнений и названий действий; учить придумывать загадки о животных на основе выделения существенных признаков; активизировать в речи форму повелительного наклонения глаголов. |
Май | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Тема: Составление рассказа на тему «Веселое настроение». Задачи: закрепить умение составлять рассказ на заданную тему; активизировать употребление прилагательных (подбор определений); учить подбирать синонимы и антонимы к заданному слову; раскрывать перед детьми разные значения многозначных слов; учить определять предмет по его основным признакам. | Тема: Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему. Задачи: учить придумывать сказку на самостоятельно выбранную тему (по аналогии); учить подбирать синонимы и антонимы, названия детенышей животных; воспитывать интонационную выразительность речи. | Мониторинг | Мониторинг |
Литература: О.С.Ушакова «Развитие речи детей 6-7 лет. Подготовительная к школе группа»-2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Поможем Красной Шапочке и бабушке (придумывание нового конца сказки)
1. Научить детей придумывать свой конец знакомой сказки.I уровень – самостоятельно;II уровень – с помощью воспитателя.2. Уметь отображать придуманный рассказ в рисунке, грамматически правильно с...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица
1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...
Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме: Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по образовательной области коммуникация на тему: "Птицы - наши друзья"
Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания детей о птицах.Задачи:Развивающие:Развивать связную речь: развивать диалогическую речь, учить детей давать полные ответы на вопросы, формировать уме...
Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)
МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...