Технологическая карта
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 Колпинского района Санкт-Петербурга
Технологическая карта мастер-класса
тема: «Осенние посиделки у самовара»
Санкт -Петербург 2021
|
Тема мастер-класса: «Осенние посиделки у самовара»
Актуальность
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка.
Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволяет быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это в свою очередь, приводит к формированию уверенности в себе.
К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью.
.Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
А фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношения к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с помощью его взрослые легко устанавливают с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость, и в тоже время оказывают на ребенка воспитательное, развивающее воздействие.
Незатейливые по содержанию и простые по форме народные произведения таят в себе не малое богатство – смысловое, звуковое и речевое.
Цель: формировать у педагогов умения организовывать совместную проектную деятельность с детьми и родителями по направлению развитие речи дошкольников , через песенно–игровые традиции, календарно – обрядовые праздники..
Задачи:
Образовательные:
-расширение знаний в области традиций русского народа, в том числе традиций устаревания посиделок
- повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста, через песенно–игровые традиции, календарно – обрядовые праздники.
Развивающие:
-активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
-Воспитательные: воспитывать любовь к народному искусству, к традициям и обычаям, формировать духовно нравственные основы личности
Оборудование:
1) Самовар
2) интерактивная доска, ноутбук
3) русские народные музыкальные инструменты
4) листы, карандаши,
5) шапка и кепка, кушак
6) Пироги
Используется игровая педагогическая технология через,
Этапы мастер-класса:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Получение нового материала/знаний.
- Практическая работа.
- Итог мастер-класса.
- Рефлексия.
Ход проведения мастер-класса:
Этап мастер-класса Методы и приёмы | Хронометраж От 40 до 50 мин | Содержание деятельности воспитателя | Содержание деятельности детей и родителей | Примечание | |
1.Организацион ный момент
Сюрпризный момент, проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели практической деятельности Методы и приемы: наглядный, словесный, показ |
3 мин | Добрый день, уважаемые коллеги! Нам очень приятно видеть вновь всех вас сегодня. На мастер-классе хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приемы, которые используются в работе с детьми по развитию речи средствами устного народного творчества.. Хозяин: (обращаясь к коллегам) Очень часто за событиями И за сутолокой дней Старины своей не помним, Забываем мы о ней. И хоть более привычны Нам полёты на Луну, Вспомним русские обычаи, Вспомним нашу старину. В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе на весёлые посиделки: пели любимые песни, водили хороводы. Конечно, за одну встречу, мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. Но сегодня мы будем петь, играть, водить хороводы, какие водили наши прабабушки и прадедушки, когда были молодые.
| Проходят в зал, занимают места согласно картинкам, которые раздали при входе, слушают и отвечают на вопросы.
| ||
2.Актуализация знаний Проектирование решений проблемной ситуации, Методы и приемы: Игровой рассказывание (монологическая речь). |
5 мин
| Хозяйка: Прошу в избу, во светлицу, но нам нужно пройди через «Ручеек» Р.Н. игра "Ручеек " В ворота ручей бежит И тихонько так журчит. Ты, дружок, остановись, (останавливаются) И друг другу поклонись. поворачиваются лицом в круг и кланяются) После этого, кто был водящим, становится в хоровод, а оставшийся выбирает себе пару, произнося слова: "А я Катеньку люблю и с собой ее возьму) и так же, взявшись за руки, из сцепленных рук делают "ворота" (игра продолжается). В конце игры, повернувшись лицом в круг и поклонившись, произносят такие слова: Хорошо мы поиграли Все друзей своих назвали. | Слушают, играют в игру «Ручеек» Встаньте все в круг и возьмитесь за руки. Я буду водящим, Мне нужно выбрать себе пару. Водящий, выбрав себе пару, произносит такие слова: "А я Сашеньку люблю и с собой ее возьму", Затем воспитатель и коллнга берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получаются "ворота", через которые, взявшись за руки хороводным шагом, не наталкиваясь друг на друга, проходят остальные играющие со словами |
| |
3. Получение нового материала/ знаний. «Открытие» педагогами новых знаний, способа действий Методы и приемы: наглядный (иллюстрация, демонстрация), рассказывание (монологическая речь, диалогическая речь) |
5 мин | Будьте как дома. Прошу угощения откушать да народные инструменты послушать.(звучат народные инструменты .нужно отгадать их на слух) С давнего времени по сей день живут в народе ярчайшие самоцветы: сказки, песни, пословицы и поговорки, частушки, игры, которые и в настоящее время не потеряли своей первозданной прелести. Хозяин: Испокон веков на Руси-матушке Живёт народ приветливый, Хранит сказки старинные, Игры, забавы разные, Частушки, припевки лукавые, Поговорки и загадки мудрые.
Хозяйка: Небылицы в лицах Сидят в теремах-светлицах, Щёлкают орешки, Да творят насмешки. | Педагоги рассматривают картины с изображением народных гуляний и отвечают на вопросы. . |
| |
Физминутка
(пальчиковая гимнастика) | 2 мин | Хозяйка проводит пальчиковую гимнастику. | Педагоги повторяют по образцу. Поочередно загибаются пальцы .(На название сказки).Четко проговаривая слова.-Этим сказкам Каждый рад (Хлопают в ладоши) | ||
4. Практическая работа Самостоятельное применение нового на практике, (выполнение работы) Методы и приемы: Наглядный: иллюстрация, демонстрация словесный | 25мин | Хозяин: Большую роль в развитии связной речи дошкольников играют сказки, пословицы, поговорки, колыбельные песни ,прибаутки Уважаемые коллеги, я предлагаю вам ненадолго окунуться в мир детства и поиграть с нами. Для этого вы разделены на три группы: дети, родители, педагоги. Родители: Готовятся к Празднику «Осенина» -подготавливаю песни и хороводы. Дети: Подготавливают сценку: "Небылицы в лицах" Егор: Здорово, Никодим! Никодим: Здорово, Егор! Откуда идёшь? С кудыкиных гор? Егор: А как у вас, Никодим, поживают? Никодим: На босу ногу топор надевают! Сапогом траву косят, В решете воду носят. Наши сани едут сами, А лошади наши с усами, Бегают в подполье за мышами! Егор: Да это же кошки! Никодим: Комара тебе в лукошке! Наши кошки живут в гнезде, летают везде, Прилетели во двор, завели разговор: "Кар-р! Кар-р!" Егор: Да ведь это же вороны! Никодим: Мухомор тебе варёный! Наша-то ворона ушаста, В огороды шастает часто. Скок да скок через мосток, Белым пятнышком хвосток. Егор: Да ведь это же зайчишка! Никодим: В нос тебе еловая шишка! Нашего зайца все звери пугаются, Прошлой зимою в лютый мороз Серый зайчище барана унёс. Егор: Да ведь это же волк! Никодим: По лбу тебе щёлк! Неужели не слыхал никогда ты, Что волки у нас рогаты? Волк трясёт бородою, пообедал лебедою! Егор: Да ведь это же козлище! Никодим: Щелчков тебе тыща! Наш козёл под корягу ушёл, Хвостом шевелит, Ставить сети не велит! Егор: Да ведь это же налим! Никодим: Нет, не налим! Мы про налима так говорим: Налим Никодим гордится собою, Налим Никодим носит шубу соболью, Ни перед кем её не ломает И шуток не понимает! (Кланяются) Педагоги: Подготавливаю для работы мнемотаблицы по скороговоркам и пословицам: -Без труда не вытянешь рыбку из пруда -Делу время –потехе час. -На дворе трава, на траве дрова | Педагоги разделены по группам,приступают к выполнению заданий.
. Выбирают костюмы, работают с интеллектуальной картой, составляют мнемотаблицы. |
| |
5.Итог мастер-класса Систематизация знаний. Методы и приемы: наглядный (иллюстрации, демонстрация), словесный. | 10 мин | А теперь дорогие коллеги, давайте проведем викторину и вспомним форм методы и приемы для создания условий при работе по развитию речи детей , что мы сегодня узнали и чему научились! Понравился вам мастер класс? Что понравилось? А что не понравилось? Надеемся, что в своей работе вы будете использовать русский народный фольклор не только для развития речи, а во всех режимных моментах и создания хорошего эмоционального настроя детей | Презентация –викторина. |
| |
6.Рефлексия Обмен мнениями, идеями. Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки. Методы и приемы: наглядный (иллюстрация, демонстрация), словесный (рассказывание, диалогическая речь). | 10 мин. | Педагог выносят пирог на рушнике. Дорогих гостей угощаем Педагог 2: Всех не спеть нам славных песен, Добрых слов всех не сказать. Край весёлый наш чудесный, Как и вся Россия-мать.
Всем спасибо за вниманье, За задор, веселье, смех, Говорим мы: "До свиданья!" | Педагоги отвечают на вопросы и делятся своим опытом. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»
Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»
Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»
Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»
Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»
Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Как содержать книги в чистоте и порядке» (исследовательская деятельность)
Технологическая карта по теме: «Как содержать книги в чистоте и порядке» (исследовательская деятельность)...
Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"
Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...