Составление рассказа по сюжетной картине «Скоро в школу»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Егорова Елена Васильевна

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе.

Составление рассказа по сюжетной картине «Скоро в школу»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 02.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе.

Составление рассказа по сюжетной картине «Скоро в школу»

Цель: составление рассказа по сюжетной картине.

Задачи:

1. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить речь.

2. Активизировать в речи слова, относящиеся к темам «Школа», «Осень».

3. Воспитывать у детей интерес к составлению рассказа по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета: завязка, кульминация, развязка. Самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным.

Оборудование: сюжетная картина «Скоро в школу», картины времен года, сундучок, осенние слова, мешочек,  предметные картинки, мяч.

Ход занятия:

Организационный момент.

В: Ребята, я хочу вам загадать интересную загадку:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь елочек и сосен.

Я - красивая желтая.

Как вы думаете, что это?

В: Найдите картину - отгадку на эту загадку. (Картины времен года развешаны в разных частях групповой комнаты. Дети находят картину - отгадку, подходят к ней.) Правильно, это осень.

В: Как вы догадались, что это осень?

Д: Созрел урожай, птицы летят к югу, деревья раздеваются, деревья кроме елочек и сосен желтеют.

Основная часть.

В: Ребята, у нас с вами есть сундучок, где живут разные слова, в него мы соберем осенние слова. Если светит солнце, небо светлое, дует теплый ветерок, шуршат желтые листья, то какими словами можно сказать про осень?

Д: Солнечная, теплая, ранняя, ясная, золотая.

В: Если небо затянуто тучами, дует холодный ветер, часто идет дождь, то какими словами можно сказать про осень?

Д: Хмурая, холодная, дождливая, поздняя, пасмурная.

Молодцы ребята, вот, сколько осенних слов мы положили в наш сундучок.

В: Ребята, давайте вспомним, что еще может происходить только осенью, а поможет нам в этом волшебный мешочек (дети достают по очереди картинку с изображение школьных предметов и рассказывают, что на ней изображено и как это связанно со школой).

Физминутка:

Каждым утром перед школой

Делаем зарядку.

Очень нравится зарядку

Делать по порядку:

Весело шагать, весело шагать.

Руки поднимать, руки опускать,

Приседать и вставать,

Приседать и вставать.

Прыгать и скакать,

Прыгать и скакать.

В: Ребята, про школу у меня есть картина.

Воспитатель выставляет картину «Скоро в школу», предлагает детям внимательно рассмотреть ее и ответить на вопросы. Педагог напоминает, что отвечая на вопросы, нужно обращать внимание на свою речь, отвечать полным ответом, желательно употреблять в речи такие формы обращений, как: «Я думаю, что… », «Мне кажется, что… »

- Ребята, как вы думаете, в какое время года дети начинают учиться? (осенью)

- Ребята, посмотрите на картину и скажите, кто изображён на ней? (На картине изображены мальчик с девочкой).

- Какое настроение у детей?

- Как они одеты? Почему?

- Какой день изобразил художник на картине? (1 сентября)

- Почему вы так думаете? (дети несут букеты цветов)

- Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?

- Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (Ученики, школьники, первоклассники.)

- Кто встречает детей в школе? (Учитель)

- Какие деревья нарисованы на картине?

- Как можно назвать картину? Придумайте ей название.

- Как вы думаете, чье название правильнее, интереснее? Почему?

Дидактическая игра с мячом «Продолжи предложение»

В: Дети, предлагаю поиграть в игру, где я буду начинать предложение, а вы продолжите его.

В детском саду – воспитатель, а в школе - … (учитель)

Продолжи фразу: «Первый раз, в первый …(класс)

Школьные принадлежности носят в … (портфеле)

В больнице лечат, а в школе … (учат)

Дети в школе сидят за … (партой)

В школе урок начинается после … (звонка)

После урока дети отдыхают на … (перемене)

Книга толстая, а тетрадь … (тоненькая)

Учитель пишет мелом на … (доске)

У доски нужно отвечать … (громко)

На уроке нужно сидеть … (тихо)

В семье – дети, а в школе они - … (ученики)

Хорошие и плохие отметки ставят в … (дневник)

Пенал большой, а ластик … (маленький)

Чтобы было, где писать, в школе нам нужна … (тетрадь)

Кто альбом раскрасит наш? Ну конечно … (карандаш)

В: Ребята, вот было бы здорово, если бы мы попробовали придумать рассказ о том, что изображено на картине?

Педагог поясняет. Сначала расскажите, что произошло с детьми до того как они подошли к школе, а затем о том, что вы видите на картине.

Не забудьте рассказать:

- Когда происходило действие? Какой был день?

- Герой рассказа? Его описание. Чем занимался?

- Где всё происходило?

- Что интересного видели дети по дороге в школу?

- Чем всё закончилось?

Рассказы детей. 

Рассказы могут быть индивидуальными и коллективными (группа из нескольких человек).

Если дети затрудняются придумать события, предшествовавшие изображенным на картине, воспитатель сам начинает рассказ, а ребенок продолжает. Начало рассказа может быть таким.

Примерный рассказ.

«Наступило долгожданное сентябрьское утро. Дети были готовы идти в школу. Еще с вечера они приготовили портфели, учебники и поставили праздничные букеты в вазы. Коля боялся опоздать в школу, и поэтому встал пораньше. Во дворе он встретил Катю с цветами, и они вместе пошли в школу…»

Дальше дети рассказывают о событиях, изображенных на картине. Воспитатель следит, чтоб рассказ получился законченным.

Примерное продолжение рассказа.

«По дороге они смотрели на яркие желтые листья на деревьях, красивые пушистые облака на небе. Возле школы они встретили нарядных и веселых ребят, которые тоже спешили на встречу с учителем. Когда закончились уроки, Катя с Колей вернулись домой в хорошем настроении»

Заключительная часть.

Анализ занятия:

В: Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии? Что нового вы узнали? Ответы детей.

В: Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы! Еще хочу отметить ребят, у которых получился интересный рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию связной речи в подготовительной к школе группе с элементами драматизации. Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине «Поздравляем маму».

Занятие  ориентировано  на  детей  групп  комбинированной  направленности, но  может  использоваться  в  обычной  возрастной  группе. Исполь...

Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема:Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группеТема:Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»....

Составление рассказа по сюжетной картине "Скоро в школу"

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе....

Конспект НОД в подготовительной к школе группе "Составление рассказа по сюжетной картине "Случай на улице"

Беседа по картине.- Как вы думаете, какое время года изображено на картине? (Лето)- Жаркий день или прохладный? (Люди одеты в пиджаки, кофты)- Чем удивлены и перепуганы прохожие?- Почему мальчик...

НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме "Составление рассказа по сюжетной картине Зима".

НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме "Составление рассказа по сюжетной картине Зима"....