Выступление из опыта работы по развитию речи.
статья по развитию речи (младшая группа)

Куренкова Светлана Анатольевна

Тема: «Развитие звуковой культуры речи детей второй младшей группы через инновационные технологии»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_rechi.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №9», дошкольные группы

Выступление  из опыта работы

Тема: «Развитие звуковой культуры речи детей второй младшей группы через инновационные технологии»

        Подготовила воспитатель: С.А Куренкова.

Тверь, 2021 год

Время,  в которое мы свами живем, это время компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Речь – это средство понимания окружающих, это выражение умственных, эмоциональных и аналитических способностей человека.

 Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

 Задачами первых лет жизни являются развитие речевых способностей детей, во-первых, это - расширение понимания речи взрослых, и во-вторых, формирование активного словаря ребенка. В младших группах главной задачей является накопление словаря и формирование произносительной стороны речи, т.е звуковой культуры речи.

Формирование правильного произношения у детей это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

Коррекция звукопроизношения - самый распространенный вид работы педагога.
Самыми распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука.

 Работая с детьми раннего и младшего дошкольного возраста можно выделить много  направлений, но мы работая с детьми 3-4 лет используем игровую технологию. 

Для успешного становления речи ребенка, необходимо осуществлять работу по следующим направлениям:
1. Игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата.

2. Игровые технологии для развития речевого дыхания.

3. Игровые технологии для развития мелкой моторики.

4. Игровые технологии для развития общей моторики.

5. Игровые технологии на развитие фонематического слуха.

Для постановки звука лучше всего использовать индивидуальные занятия. 

Индивидуальные  занятия по постановке звука включает в себя 3 этапа:

1.Подготовительный этап.

2.Постановка звука.

3.Закрепление звука в  словах, предложениях, чистоговорках.
   Для подготовки речевого аппарата мы используем артикуляционную гимнастику.

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. 
        Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной.
Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Артикуляционную гимнастику, можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями.
       
Статические упражнения («Лопаточка», «Птенчики», «Чашечка», «Иголочка», «Стрелочка», «Трубочка») направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6 – 10 секунд.
        Динамические упражнения («Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Часики», «Маятник», «Катушка», «Маляр») требуют ритмического повторения 6 – 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

Игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата.

         Цель: подготовка и  развитие артикуляционного и дыхательного аппарата.

Игровые технологии для развития речевого дыхания.

Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.

    Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.

Развитие мелкой и общей  моторики;

Цель: формирование у детей речевой деятельности на основе развития мелкой моторики.

Работа над развитием мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма).

Средства развития мелкой моторики.

  • Самомассаж (тыльная сторона кистей рук, ладони, пальцы)
  • Пальчиковая гимнастика
  • Пальчиковые игры и упражнения с использованием различных предметов и материала

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры — важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи. Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев

Пальчиковые игры и упражнения с предметами.

         Области применения Су –Джок терапии:

  • 1.        Массаж Су – Джок шарами
  • Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю.
  • Им поглажу я ладошку.  Будто я сметаю крошку,
  • И сожму его немножко,  Как сжимает лапу кошка,
  • Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.
  • 2.        Массаж пальцев эластичным кольцом
  • 3.        Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков
  • 4.        Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий
  • 5.        Использование шариков для звукового анализа слов.

Игры с крупами.

Шнуровка

Игры на развитие мелкой моторики

Рисование красками различными способами

Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.
     В процессе рисования формируются элементарные графические  умения, развивается мелкая мускулатура руки, столь необходимая при освоение письма.

   Лепка с использованием
природного материала.

Занятия по лепке из природного материала – это кропотливый интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений и точность.

Фонематическое (слуховое)
восприятие.

  • Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание.
  • Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха:

На подготовительном этапе развитие слухового внимания осуществляется на неречевых звуках .

Развитие восприятия неречевых звуков

  • реакция на звук, определение направления звука;
  • различение неречевых звуков;
  • различение характеристик неречевых звуков (темп, высота, громкость, длительность, ритм).

Различение высоты, силы, тембра голоса.

Умение узнавать товарища по голосу.

Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога,

Угадай, кто я?        

 Развитие остроты слуха.

«Что шепчет?»

Ведущий  дает команды четким шепотом. Например: «Руки вверх, в стороны, кругом» и т.д.  

«Три медведя»

Научить различать реплики по высоте и тембру звучания.

Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка.

Подводя итог, можно сказать, что речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Дети младшего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей и создается пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя: наборы картинок с реалистичными изображениями животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек; наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики; разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой; серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации); сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социально-бытовой, крупного формата;разные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки); уголок ряжения с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей. Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по развитию речи "Книжный уголок"

Непосредственно образовательная деятельность "Коммуникация". Обобщение опыта работы в средней группе....

Из опыта работы по развитию речи у дошкольников с помощью театрализованной деятельности в детском саду

В данной статье я делюсь своим опытом по использованию театрализованной  деятельности при развитии речи у детей в детском саду....

Статья из опыта работы "О развитии речи детей среднего дошкольного возраста"

Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребёнка, то есть произношение звуков, увеличение...

сообщение из опыта работы "Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей. Пальчиковые игры"

О взвимосвязи речевого развития и моторики. Игры для развития моторики с речевым сопровождением.....

Из опыта работы воспитателя «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Использование методов проектов в образовательном процессе, способствуют повышению развития у детей речевой активности, способствует формированию грамматической стройности речи....