Сообщение на тему: "Развитие речи на музыкальных занятиях"
консультация по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №14 «Шатлык»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
СООБЩЕНИЕ
на тему: «Развитие речи на музыкальных занятиях»
для педагогов
Подготовила:
Симакова Татьяна Алексеевна
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
согласовано: старший воспитатель
___________________ Хисамиева А.Ф.
дата проведения: «2» декабря 2021 г.
2021 г.
«Музыка – это истинная, всеобщая человеческая речь»
Карл Вебер
Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов.
От степени сформированных речевых умений в детском возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребёнка к школьному обучению.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей.
Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха. На музыкальных занятиях работа по развитию речи идёт через разные виды музыкальной деятельности.
Виды музыкальной деятельности:
1) Слушание музыки
2) Пение
3) Музыкально-дидактические игры
4) Музыкально-ритмические движения
5) Игры на детских музыкальных инструментах
Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.
Музыкальная и разговорная речь имеют определённые черты сходства:
-и речь, и музыка являются средствами общения между людьми;
-и речь, и музыка имеют определённое содержание (образ);
-как речь без всякого содержания не есть речь, так и музыка, лишённая содержания, не есть музыка.
Музыка и речь неразделимы. Знакомя детей с песнями, играми, музыкальными сценками, во время бесед о музыке, композиторах, при подготовке к праздничным утренникам, досугам, при разучивании стихотворных перекличек и т.д. я постоянно работаю над такими компонентами языка и речи, как:
-развитие словаря;
-обучение чтению стихов;
-формирование диалогической речи;
-ознакомление с литературой и поэзией (как русской, так и башкирской);
-воспитание культуры речевого общения;
-развитие дыхания.
Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей. А такие понятия как темп, ритм, тембр, динамика присущи как речи, так и музыке.
«Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка» (Л.Генералова).
Движение под музыку оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память ориентировку в пространстве, координацию движений. К музыкально – ритмическим движениям относятся танцы: парные, с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные. Особенно положительно влияют на развитие речи детей танцы с пением и хороводы, поскольку помогают детям координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться не только на занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности.
При разучивании танцевальных движений необходимо сопроводить их ритмическими словами. Например: упражнение «Пружинка» помогают разучить слова: «Вверх – вниз, как пружинки, пляшут ножки – балеринки». Или: «Хлоп, хлоп, хлоп в ладошки, побежали наши ножки» и т.д.
Слушание музыки: является ведущим видом музыкальной деятельности. В своей работе по слушанию, я часто сталкиваюсь со скудностью лексикона детей при определении характера музыки. Поэтому включаю задания, которые активизируют эмоционально-образное восприятие ребёнка и расширяют его речевые возможности. Словарь «эстетических эмоций» обогащает речь детей эпитетами. Сравнивая произведения, контрастные по звучанию или близкие по настроению, развиваем у детей компоненты устной речи.
Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам, дают им оценку.
Ребёнок не выучит песню, если перед этим он ни разу её не послушал, не понял её содержания, не запомнил мелодию. В основе разучивания танца и игры также лежит восприятие музыки. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом.
«… Для ребёнка голос – самый доступный и первейший инструмент»−
писал Л. Стоковский.
Одним из важнейших видов музыкальной деятельности детей является –
Пение:
Пение давно используется как одно из средств реабилитации при различных нарушениях речи. Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонации, что также способствует формированию интонационной выразительности речи.
У детей с нарушением речи встречаются следующие проблемы:
-дети не поют, а говорят;
-не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука;
-плохо запоминают тексты песен, их названия;
-недостаточно согласованные движения с музыкой, пением, словом;
-затрудняются в передаче ритмического рисунка.
В зависимости от того, какие трудности встречаются в песне, какие согласные требуют отработки, какие гласные прозвучали неправильно или нечётко, на дальнейших занятиях при работе над песней я на них фиксирую внимание.
Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.
1.В работе над дыханием я стараюсь сформировать представление о правильном вдохе и выдохе, для этого можно использую игры
«Понюхай цветочек», «Подуй на ладошки», «Вдохни через носик» и.д.
2. В работе над дикцией полезно проговаривать текст не в слух, а только губами, или очень тихо, начиная с медленного темпа, но постепенно ускоряясь. Это упражнение позволит детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни.
3. И третья сторона в процессе обучения пению - это постановка певческого голоса дошкольника, в которой решаются речевые задачи:
-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;
- культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;
- формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;
-развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.
Русские народные прибаутки, попевки, скороговорки, пропевание на выдохе слогов: «да-да-да», «та-та-та», «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» и т.д. – лучшие упражнения для артикуляционного аппарата, способствующие автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Включаю разнообразные попевки, для развития фонематического слуха, («Бубенчики», Е. Тиличеевой различая три фонемы (и-а-о) в слогах «дин-дан-дон», ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии, «Дом большой» произношение и пропевание на одном звуке, «Звонкая лесенка» произношение и пропевание по ступенькам, по лесенкам и т.д) .
Пропевание, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти, формированию воздушной струи.
Кроме того, стихотворный материал с музыкальным сопровождением оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребёнка: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, снижает эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности.
Во время заучивания и пения песни, я старюсь подготовить песню с движениями, для раскрепощения детей, соответственно и развитию речи.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому.
Пальчиковые игры:
Развитие мелкой моторики активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи и помогает дошкольникам подготовить руку к письму» . На своих занятиях, я использую обязательно пальчиковую гимнастику, где мы вместе с детьми не просто инсценируем стихотворение пальчиками или ладошками, но включаем в репертуар и музыкальные пальчиковые игры. «Улитка», «Котенька, коток» и т.д. Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность. Пальчиковая гимнастика применяется в качестве физминуток во время слушания или пения. Она способствует развитию речи ребенка и повышению координации способности пальцев.
Музыкальные игры имеют большое значение не только в музыкальном развитии детей, но и в развитии речи. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом задачи. На музыкальных занятиях использую инструментальные игры (сюжетные и несюжетные), с пением, словом, а также музыкально-дидактические. Игры помогают развивать творческое мышление, память, двигательную выразительность.
Театрализованная игра способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса), обогащению словаря, а также развития мышления, воображения, снятия закомплексованности детей, развития внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.
На музыкальных занятиях я использую игры, как хороводные, игры- приветствия («Поприветствуй друга», «Здравствуйте, ладошки», «Музыка, здравствуй»), классические, национальные и т.д., с целью концентрации внимания детей, развитию координации движений, речи и артикуляции, развития ритмического слуха и умение действовать согласованно, воспитанию доброжелательного отношения друг к другу.
Праздники в детском саду являются неотъемлемой частью работы и имеют огромное воспитательное значение для решения задач формирования эмоциональной отзывчивости у детей, создания радостного настроения. Поэтому в подготовке музыкального сопровождения использую разнообразный музыкальный материал: классическую музыку, русскую народную, детскую. В своей практике применяю исполнение детьми песен, как под «живую музыку», так и под фонограммы – минусовки.
Инновационные технологии по развитию музыкальности у детей также используются благоприятно на музыкальных занятиях
Таким образом, развитие речи дошкольников осуществляется всесторонне в разных видах музыкальной деятельности. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, танцев, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ПЕДСОВЕТЕ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ И ГРУППОВОМ ЗАНЯТИЯХ»
СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ПЕДСОВЕТЕ.ТЕМА: «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ И ГРУППОВОМ ЗАНЯТИЯХ»...

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие творческой личности на музыкальных занятиях в детском саду»
Мы живем в стремительно меняющемся мире. Человеку приходится справляться с массой творческих задач. Исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию ...
сообщение на тему "Развитие музыкального творчества в детском саду"
Развитие творческих способностей детей через все виды музыкальной деятельности...

Сообщение на тему:" Развитие речи через воображение "
В сообщение говориться о том,как можно развивать воображение детей через образы,как помочь ребёнку запоминать и воспроизводить материал....

Сообщение на тему: “Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора”
Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора....

Сообщение на тему: «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР через восприятие произведений классической музыки»
Рекомендуемый материал для педагогов коррекционных групп доу...
Сообщение на тему: «Развитие интереса к родному краю в процессе музыкального воспитания»
«Любовь к родному краю начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к...