Конспект ОД в средней группе по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Конспект ОД в средней группе по развитию речи
Тема: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «ЗЬ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
z_i_z.docx | 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ОД в средней группе по развитию речи
Тема: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «ЗЬ»
Цель: Познакомить со звуком «З», «ЗЬ», научить его произносить, находить слова в которых есть звук «З», «ЗЬ». Формировать у детей интерес к устному народному творчеству: загадкам, чистоговоркам.
Задачи:
- упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в словах и слогах);
- учить произносить звук «З» твердо и мягко;
- различать слова со звуками «З» и «ЗЬ»;
- развивать речь детей, фонематический слух;
- закреплять умение работать по схемам;
- закреплять умение проговаривать чистоговорки;
- закреплять умение пользоваться вежливыми словами;
- воспитывать звуковую культуру речи, обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.
Предварительная работа: разучивание речевки для приветствия, физминутка «Лес».
Ход НОД:
Воспитатель и дети: (встают в круг)
Мы сегодня не одни!
Гости в группу к нам пришли
Чтобы вежливыми быть
Нужно здравствуй говорить!
- Давайте ребята поздороваемся с нашими гостями!
- Молодцы! Вы так дружно поздоровались, громко, четко!
– ДОБРОЕ УТРО взрослые и ребята!
- Вводная часть
Воспитатель: - Посмотрите, мы с вами очутились на чудесной полянке. Как много разных звуков живет здесь: «ш-ш-ш»- шумит ветер, «ж-ж-ж»- жужжат жучки, «р-р-р» - рычат разные животные.
Воспитатель: - Ребята, я загадаю вам загадку, а вы подумайте и скажите о каком насекомом в ней идёт речь :
Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Разрешенья не спросит,
Подлетит - и укусит! (Комар)
-Ой, смотрите так вот же он, к нам летит!
Вдруг откуда – то летит,
Наш дружок комарик,
Что-то он совсем молчит
Маленький товарищ.
Показать картинку – Комар маленький.
Воспитатель: - Ребята, присаживайтесь на стульчики.
- Основная часть.
Воспитатель: - Наступила осень, стало холодно, и комарик простудил горлышко. Все насекомые попрятались, а комарик не может найти свою маму, не может её позвать.
Воспитатель: - Как вы думаете, мы сможем помочь комарику? (позвать маму)
Воспитатель: - Послушайте, какую звонкую песенку поет большой комар «з-з-з-з» - его песня громкая, твердая, а маленький комарик поет мягко, тихо «зь-зь-зь-зь».
Прежде чем позвать маму комарика, нам надо сделать гимнастику для губ и языка.
Проводится артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Трубочка».
- Когда мы произносим звук «з» - губы улыбаются, а язык прячется за нижними зубами, упираясь в них.
Поэтому мы с вами сейчас будем улыбаться, а ещё вытягивать губы трубочкой, как хоботок комара.
(поочередно произносится звук «З» и звук «ЗЬ», затем «Хоботок»).
Воспитатель: - Горлышко – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить (положите руку на горло и пропойте песенку комара).
Воспитатель: - Ребята, скажите, похожи песни маленького и большого комарика? А чем отличаются?
Воспитатель: - Давайте еще раз споем песенки комариков. (поочередно произносится звук «З» и звук «ЗЬ»)
Воспитатель: – Ребята, нашу песенку услышала мама комарика и прилетела к нам. (Показывается картинка большого комара). Она благодарит вас, ребята, за помощь и предлагает поиграть.
Проводится дидактическая игра «Прятки со звуком»
Воспитатель: - Звуки «З» и «ЗЬ» спрятались в словах. Я вам буду их называть, а вы, если услышите звук «З» -хлопайте в ладоши.
Слова: зонт, зуб, зима, завод, зелень, земля, зяблик, зернышко, вокзал.
Воспитатель: - Молодцы, какие вы внимательные! Но чтобы двигаться дальше, нам необходимо немного передохнуть.
Проводится физминутка «Лес».
Только в лес мы зашли –
Появились комары.
Хлоп – комар над головой, (хлопок над головой)
Хлоп – у ног комар другой. (наклониться – хлопок у ног)
Дальше дружно мы шагаем (ходьба на месте)
И медведя мы встречаем.
Руки за шею все кладем (руки за шею)
И в вразвалочку идем. (имитируют походку медведя)
Хлоп – комар над головой, (хлопок над головой)
Хлоп – у ног комар другой. (наклониться – хлопок у ног)
Только в поле мы зашли – (ходьба на месте)
Улетели комары!
Воспитатель: - Ну что, разогнали мы всех комариков? Никого не покусали? Тогда отправимся дальше!
Воспитатель: - А что это у нас лежит на столах? Давайте подойдем к столам и посмотрим.
(На столах у детей разложены: 2 домика (большого и маленького комарика) и карточки с изображением предметов, в названии которых присутствует звук «З» или «ЗЬ»).
Проводится дидактическая игра «Домик для звуков». (положить картинки большого и маленького комарика к домикам!!!)
Воспитатель: - Перед вами лежат карточки с изображением разных предметов. Комарики перепутали эти предметы и не знают, в каком домике живут. Поможем им?
У нас есть два домика – большого и маленького комариков. Предметы, в названии которых есть звук «з» - живут в домике большого комара, а в названии которых есть звук «зь» - в домике маленького комара. Вам надо будет взять карточку, громко, четко произнести название предмета, так чтобы мы слышали какой же звук в слове «з» или «зь» и отнести его в нужный домик. (Стараться спросить каждого ребенка).
Слова: «З» - зонт, замок, ваза, таз, кукуруза.
«ЗЬ» - корзина, зеркало, зебра, зефир, газета.
Воспитатель: - Молодцы, вы отлично справились, и все предметы оказались на своих местах.
Выполняется задание - проговаривание чистоговорки «Коза»
Воспитатель: - Сегодня мы с вами разучим чистоговорку «Коза».
Скажите, а в слове коза есть звук З? Ответы детей. (Да)
Воспитатель: - Какую песенку этот звук поёт, песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара)
Зе-зе-зе, зе-зе-зе –
Дали травку мы козе,
За-за-за, за-за-за –
Съела травку всю коза.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу –
Мы погладили козу,
За-за-за, за-за-за –
Уходи домой, коза! (повторяется 2 раза)
- Заключительная часть.
Рефлексия.
Воспитатель: - Нашим комарикам пора улетать. Давайте скажем им спасибо и попрощаемся с ними.
- Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
Воспитатель:
- С кем мы повстречались на полянке?
- А какой звук мы сегодня учились произносить? (З-ЗЬ)
- А что понравилось больше всего?
Воспитатель: - Ребята, наше занятие закончено. Спасибо вам за работу!
2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...
Конспект в средней группе по развитию речи " 9 Мая"
конспект по развитию речи в средней группе...
Конспект проведения интегрированной совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы по развитию речи Образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Времена года»
Программное содержание: Образовательные задачи:-Обобщить знания детей о временах года; учить видеть характерные особенности разных времен года; учить воспринимать красоту природы, замечать выразительн...
Конспект занятия в средней группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: звуки «с» и «сь».
Конспект занятия в средней группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: звуки «с» и «сь».Обучать правильно произносить звук «с» в слогах, п...
Конспект в средней группе по развитию речи составление рассказа по картине
Составление рассказа по картине "Дети в парке кормят птиц"...
Конспект в средней группе по развитию речи "День рождения"
Учить детей составлять описательный рассказ по картине...