Материал к конкурсу "Воспитатель года Алтая 2022" краткосрочный проект "Айога" нанайская сказка. Творческое рассказывание.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АЛТАЙСКАЯ средняя ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 1им.П.К.Коршунова
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК» __________________________________________________________________
659650 Россия, Алтайский край, Алтайский район, с. Алтайское, ул.В.И. Ленина 87 б
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по ОО «Речевое развитие».
Краткосрочный проект
Тема: «Айога» нанайская сказка. Творческое рассказывание.
Выполнила: воспитатель первой
квалификационной категории
Воропаева Мария Сергеевна
с. Алтайское 2021
Цель: Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обработке Д. Нагишкина; в сокращении). Дать детям представления о разнообразии культур нашей страны, формировать у детей чувство толерантности через ознакомление с художественными произведениями,
Задачи: - дать представления детям о других национальностях в нашей стране, актуализировать знания детей о животных, живущих в северных широтах страны;
- закрепить умение дифференцировать звук «С» в словах и произносить его четко;
- способствовать формированию навыка творческого рассказа, учить строить простые и сложносочинённые предложения;
- воспитывать толерантное отношение к людям не похожим на нас, формировать уважительное отношение к культуре других народностей, через знакомство с произведениями.
Материал: Кукла в национальной одежде, «Ворота», макет местности северных широт, бумажные фигуры животных и людей, слайды «Северное сияние» с музыкой , книги: сказки народов России, Сибири и Байкала, энциклопедия путешественники, альбомы для рассматривания «Животные северных широт», «Народы России. Север»
Части занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей | Примечания |
Мотивационная | - Ребята, проходите. Осмотритесь. Особое внимание детей педагог обращает на новую куклу. - Дети, кто принес эту куклу? - Почему она так одета? Где она может жить? Дети отвечают. - Отвечайте полным предложением. Давайте полный ответ. - Мне стало интересно, где же носят такие наряды и откуда взялась эта красотка. А вам ребята? - Как мы можем узнать? Какими способами можно получать новую, неизвестную информацию? (читать книги, рассматривать картины, смотреть программы познавательные). - Тогда я вам предлагаю отправиться в путешествие и найти ответы на наши вопросы. Только нужно ещё раз повторить, что мы хотим узнать. Кто сможет сформулировать? - Вот обратите внимание, есть какой-то объект, мне кажется он похож на туннель, может быть мы в него пройдем?! (дети соглашаются). Куклу оставим здесь, она нас будет ждать. | Дети заходят в группу. Осматриваются. Рассматривают куклу. Предлагают варианты ответов. – Эта кукла из другой страны. - Она живет там, где холодно. - Эта кукла живет на севере. - Она живет там, где всегда зима. - Я не знаю. - Да, нам тоже интересно. - Можно найти в интернете. Можно найти книгу. Посмотреть картинки. В телевизоре можно увидеть. - Где живет эта кукла? Почему она так одета? - Давайте. (Дети проходят через небольшой туннель, красиво украшенный лентами) | Дети и педагог заходят в группу и видят приготовленные атрибуты. Педагог поощряет развернутые ответы детей. Стимулирует малоактивных детей вопросами. Индивидуальный ответ детей. Включаются слайды «Северное сияние» и музыка |
Основная | - Ребята, что это за явление, чудесное, необычное? (северное сияние.) Что вы о нем знаете? Ещё какими словами можно его описать. - Значит, мы попали на север нашей страны?! Здорово! - Ребят, послушайте, мы свами произнесли несколько слов, они чем – то схожи, в их звучание я слышу звук. Какой звук? Я повторю, а вы найдите этот звук. СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ и СЕВЕР СТРАНЫ - Вместе, спокойным голосом, произнесем слова и выделим этот звук. - Давайте ещё вспомним слова с таким же звуком. Может быть в этом нам поможет макет. Посмотрите, назовите слова со звуком «С» - СОБАКА, точно в этом слове тоже есть звук «С» - Ребят кого вы узнали? (медведей, оленей, собаки хаски). - Да вы всё правильно сказали, вы оказывается столько всего знаете. Но я вот заметила необычное жилище или дом, чье оно? Как бы нам узнать? (Обращает внимание на информационную папку). Здесь живут люди, они отличаются своей культурой и национальностью – ненцы. Их основная деятельность – разведение оленей. Это кочевой народ, поэтому их жилище - Чум устроено так, что бы можно было – бы перевозить его с собой. А здесь живут нанайцы. Жилье – серома- землянка. Одежда у них тоже отличительная, она теплая, используется мех и кожа животных и даже рыб. Так как этот народ живут на берегах рек, озер, морей на Дальнем востоке, основное занятие их - ловить рыбу. Давайте поиграем в небольшую шуточную игру. А альбом и книги возьмем с собой. Вставайте в круг. Я говорю слово «рыбка», а вы «улыбка», если моё слово меняется, попробуйте и вы изменить своё. Получиться весело, не забывайте улыбаться. Рыбка – улыбка, Рыба – улыба, Рыбина - улыбина, Рыбища –улыбища. -Присаживайтесь, на стульчики. Дети-нанайцы как и вы любят слушать сказку. Давайте послушаем одну из них. - Ребят, интересная сказка? - Дети, но эта сказка рассказана не до конца, у меня нет концовки. Что же делать? - Давайте придумаем сами. Вот девочка Айога ушла из дома, и идет по заснеженным просторам и вдруг….. Выслушиваем один рассказ ребенка. - Кого же она встретила? -Что могло произойти дальше? -Что девочка поняла? - Здорово, ребята, у меня возникла идея, давайте проиграем фрагмент этой сказки, используя фигуры с макета, сам макет послужит для нас сценой. Педагог помогает используя фигуры макета. Показывая образец действий. | - Это северное сияние. - Как красиво! Необычно. Волшебно. - Звук «С». - С-Северное С-Сияние, ЧудеС-Сное, С-Север С-Страны. - Снег, собака, сугроб, сани, сапоги, сова, рысь и т.п. Рассматривают макет, альбом. -Дети строятся в круг, берутся за руки. Дети присаживаются на стульчики для слушания сказки. Слушают сказку. Отвечают на вопросы. - Давайте придумаем. - Она встретила собаку. Собака на неё на лаяла. Девочка испугалась и побежала домой. Больше не капризничала.(Слушалась). - Я буду – Айогой. Ребенок придумывает концовку. | Даем детям маленькую паузу полюбоваться. Выслушиваем индивидуальные ответы. Получить эмоциональный отклик. Хоровое произношение. Педагог переключает внимание всех детей на макет. В группе в разных местах расположены альбомы для рассматривания по теме и книги. Если дети находят что-то, педагог предлагает взять это с собой из путешествия. Игру использую как физ. минутку. Цель - получить эмоциональную разгрузку. Педагог зачитывает сказку, но не до конца, до слов «Мать отдала лепёшку соседской девочки. Айога выбежала из дома…..» Спрашивает одного из ребенка. Наводящими вопросами помогает педагог. |
Заключительная | - Ребята, вы не устали? Может быть нам пора вернуться? Пойдёмте в туннель, обратно вернемся, нас ждет кукла. Возьмем с собой наши находки. - Ребята давайте теперь посмотрим, что нам удалось найти. А узнать? Кто, вспомнит что делали мы свами. - Здесь есть свободные полочки, давайте на них сложим то, что мы нашли. - И куклу давайте тоже сюда поставим. - Теперь у нас есть целый книжный уголок про север нашей страны. В свободное время вы сможете посмотреть и вспомнить. Почитаем ещё произведения. А возможно ещё дополним нашу папку картинками. Теперь ребята, я предлагаю вам подумать, кому было интересно и весело на занятии – им в подарок куколка приготовила снежки. А кому было грустно – тому звезды. Благодарю вас за внимание. | Дети проходят через тунель. - Мы смотрели животных - Мы видели северное сияние - Мы читали сказку - Принесли книгу и картинки в папке. Расставляют принадлежности на полочки. Выбирают себе подарочки. | Снова слайды и музыка. Обращает внимание на пустые книжные полки. Если ребенок берет себе звезду, педагог интересуется, почему. |
Используемая литература:
- Занятия по развитию речи. Старшая группа. // В.В. Гербова
- Методические рекомендации к программе «От рождения до школы»
- https://bigenc.ru/ethnology/text/3959273 - сайт нанайцы
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Чум
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭССЕ " Я и Моя профессия- ВОСПИТАТЕЛЬ" (конкурсный материал "Воспитатель года Алтая-2018")
Воспитатель это и педагог и психолог и доктор........
"Лунтик осень узнает" (конкурсный материал "Воспитатель года Алтая-2018".
конспект НОД (познавательное и речевое развитие)...
Конспект открытого занятия в старшей группе Тема: «Испарение» (конкурсный материал "Воспитатель года Алтая-2018".
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», Кулундинского района Алтайского края Конспект занятия в стар...
ПРОЕКТ «НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА» (творческий проект)
Проект осуществляется внутри ДО, в контакте с родителями воспитанников. Социализация ребенка – сложный многогранный процесс, требующий от окружающих взрослых создания благоприятных ...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Обучение рассказыванию». Творческое рассказывание в ходе придумывания концовки к сказке «Айога»
Конспект открытого занятия по развитию речив старшей группе (5-6 лет)Тема: «Обучение рассказыванию».Творческое рассказывание в ходе придумывания концовки к сказке...
Особенности организации творческого проекта по мотивам сказки «Двенадцать месяцев» (творческое рассказывание и сюжетное рисование)
Сказка «Двенадцать месяцев», на мой взгляд, даёт возможность познакомить детей не только с временными понятиями, но и предоставляет широкие возможности творческому педагогу для...
Материал к конкурсу "Воспитатель года Алтая- 2022"Эссе "Моя педагогическая философия"
Эссе "Моя педагогическая философия"...