Материал к конкурсу "Воспитатель года Алтая 2022" краткосрочный проект "Айога" нанайская сказка. Творческое рассказывание.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мария Сергеевна Воропаева

конспект НОД 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_ayoga_bez_foto.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АЛТАЙСКАЯ средняя ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

№ 1им.П.К.Коршунова

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК» __________________________________________________________________

659650 Россия, Алтайский край, Алтайский район, с. Алтайское, ул.В.И. Ленина 87 б

Конспект организованной  образовательной деятельности  с детьми старшей группы по ОО «Речевое развитие».

Краткосрочный проект

Тема: «Айога» нанайская сказка. Творческое рассказывание.

Выполнила: воспитатель первой

квалификационной категории

Воропаева Мария Сергеевна

с. Алтайское  2021

Цель: Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обработке Д. Нагишкина; в сокращении). Дать детям представления о разнообразии культур нашей страны, формировать у детей чувство толерантности через ознакомление с художественными произведениями,

Задачи: - дать представления детям о других национальностях в нашей стране, актуализировать знания детей о животных, живущих  в северных широтах страны;

- закрепить умение дифференцировать звук «С»  в словах и произносить его четко;  

- способствовать формированию навыка творческого рассказа,  учить строить простые и сложносочинённые предложения;

- воспитывать толерантное отношение к людям не похожим на нас, формировать уважительное отношение к культуре других народностей, через знакомство с произведениями.

Материал: Кукла в национальной одежде, «Ворота», макет местности северных широт, бумажные фигуры животных и людей, слайды «Северное сияние» с музыкой , книги: сказки народов России, Сибири и Байкала, энциклопедия путешественники, альбомы для рассматривания «Животные северных широт», «Народы России. Север»

Части занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечания

Мотивационная

- Ребята, проходите. Осмотритесь.

Особое внимание детей педагог обращает на новую куклу.

- Дети, кто принес эту куклу?

- Почему она так одета? Где она может жить?

Дети отвечают.

- Отвечайте полным предложением. Давайте полный ответ.

- Мне стало интересно, где же носят такие наряды и откуда взялась эта красотка. А вам ребята?

- Как мы можем узнать? Какими способами можно получать новую, неизвестную информацию? (читать книги, рассматривать картины, смотреть программы познавательные).

- Тогда я вам предлагаю отправиться в путешествие и найти ответы на наши вопросы. Только нужно ещё раз повторить, что мы хотим узнать. Кто сможет сформулировать?

- Вот обратите внимание, есть какой-то объект, мне кажется он похож на туннель, может быть мы в него пройдем?! (дети соглашаются). Куклу оставим здесь, она нас будет ждать.

Дети заходят в группу. Осматриваются.

Рассматривают куклу. Предлагают варианты ответов.

– Эта кукла из другой страны.

- Она живет там, где холодно.

- Эта кукла живет на севере.

- Она живет там, где всегда зима.

- Я не знаю.

- Да, нам тоже интересно.

- Можно найти в интернете. Можно найти книгу. Посмотреть картинки.

В телевизоре можно увидеть.

- Где живет эта кукла? Почему она так одета?

- Давайте. (Дети проходят через небольшой туннель, красиво украшенный лентами)

Дети и педагог заходят в группу и видят  приготовленные атрибуты.

Педагог поощряет развернутые ответы детей. Стимулирует малоактивных детей вопросами.

Индивидуальный ответ детей.

Включаются слайды «Северное сияние» и музыка

Основная

- Ребята, что это за явление, чудесное, необычное? (северное сияние.) Что вы о нем знаете?

Ещё какими словами можно его описать.

- Значит, мы попали на север нашей страны?! Здорово!

- Ребят, послушайте, мы свами произнесли несколько слов, они чем – то схожи, в их звучание я слышу звук. Какой звук? Я повторю, а вы найдите этот звук.

СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ и СЕВЕР СТРАНЫ

- Вместе, спокойным голосом, произнесем слова и выделим этот звук.

- Давайте ещё вспомним слова с таким   же звуком. Может быть в этом нам поможет макет. Посмотрите, назовите слова со звуком «С»

- СОБАКА, точно в этом слове тоже есть звук «С»

- Ребят кого вы узнали? (медведей, оленей, собаки хаски).

- Да вы всё правильно сказали, вы оказывается столько всего знаете. Но я вот заметила необычное  жилище или дом, чье оно? Как бы нам узнать? (Обращает внимание на информационную папку).

  Здесь живут люди, они отличаются своей культурой и национальностью – ненцы. Их основная деятельность – разведение оленей. Это кочевой народ, поэтому их жилище  - Чум устроено так, что бы можно было – бы перевозить его с собой.

 А здесь живут  нанайцы. Жилье – серома- землянка. Одежда у них тоже отличительная, она теплая, используется мех и кожа животных и даже рыб.  Так как этот народ живут на берегах рек, озер, морей на Дальнем востоке, основное занятие их - ловить рыбу.

 Давайте поиграем в небольшую шуточную игру. А альбом и книги возьмем с собой. Вставайте в круг. Я говорю слово «рыбка», а вы «улыбка», если моё слово меняется, попробуйте и вы изменить своё. Получиться весело, не забывайте улыбаться.

Рыбка – улыбка,

Рыба – улыба,

Рыбина - улыбина,

Рыбища –улыбища.

-Присаживайтесь, на стульчики. Дети-нанайцы как и вы любят слушать сказку. Давайте послушаем одну из них.

-  Ребят, интересная сказка? - Дети, но эта сказка рассказана не до конца, у меня нет концовки. Что же делать?

- Давайте придумаем сами. Вот девочка Айога ушла из дома, и идет по заснеженным просторам и вдруг…..

Выслушиваем один рассказ ребенка.

- Кого же она встретила?

-Что могло произойти дальше?

-Что девочка поняла?

- Здорово, ребята, у меня возникла идея, давайте  проиграем фрагмент этой сказки, используя фигуры с макета, сам макет послужит для нас сценой. Педагог  помогает используя фигуры макета. Показывая образец действий.

- Это северное сияние.

- Как красиво! Необычно. Волшебно.

- Звук «С».

- С-Северное С-Сияние, ЧудеС-Сное, С-Север С-Страны.

- Снег, собака, сугроб, сани, сапоги, сова, рысь и т.п.

Рассматривают макет, альбом.

-Дети строятся в круг, берутся за руки.

Дети присаживаются на стульчики для слушания сказки.

Слушают сказку.

Отвечают на вопросы.

- Давайте придумаем.

- Она встретила собаку. Собака на неё на лаяла. Девочка испугалась и побежала домой. Больше не капризничала.(Слушалась).

- Я буду – Айогой. Ребенок придумывает концовку.

Даем детям маленькую паузу полюбоваться. Выслушиваем индивидуальные ответы. Получить эмоциональный отклик.

Хоровое произношение.

Педагог переключает внимание всех детей на макет.

 В группе в разных местах расположены альбомы для рассматривания по теме и книги. Если дети находят что-то, педагог предлагает взять это с собой из путешествия.

Игру использую как физ. минутку.

Цель - получить эмоциональную разгрузку.

Педагог зачитывает сказку, но не до конца, до слов «Мать отдала лепёшку соседской девочки. Айога выбежала из дома…..»

Спрашивает одного из ребенка. Наводящими вопросами помогает педагог.

Заключительная

- Ребята, вы не устали? Может быть нам пора вернуться? Пойдёмте в туннель, обратно вернемся, нас ждет кукла. Возьмем  с собой наши находки.

- Ребята давайте теперь посмотрим, что нам удалось найти. А узнать?  Кто, вспомнит что делали мы свами.

- Здесь есть свободные полочки, давайте на них сложим то, что мы нашли.

- И куклу давайте тоже сюда поставим.

- Теперь у нас есть целый книжный уголок про север нашей страны. В свободное время вы сможете посмотреть и вспомнить. Почитаем ещё произведения. А возможно ещё дополним нашу папку картинками.

Теперь ребята, я предлагаю вам подумать, кому было интересно и весело на занятии – им в подарок куколка приготовила снежки. А кому было грустно – тому звезды.

Благодарю вас за внимание.

Дети проходят через тунель.

- Мы смотрели животных

- Мы видели северное сияние

- Мы читали сказку

- Принесли книгу и картинки в папке.

Расставляют принадлежности на полочки.

Выбирают себе подарочки.

Снова слайды и музыка.

Обращает внимание на пустые книжные полки.

Если ребенок берет себе звезду, педагог интересуется, почему.

Используемая литература:

  1. Занятия по развитию речи. Старшая группа. // В.В. Гербова
  2. Методические рекомендации к программе «От рождения до школы»
  3. https://bigenc.ru/ethnology/text/3959273 - сайт нанайцы
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Чум


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лунтик осень узнает" (конкурсный материал "Воспитатель года Алтая-2018".

конспект НОД (познавательное и речевое  развитие)...

Конспект открытого занятия в старшей группе Тема: «Испарение» (конкурсный материал "Воспитатель года Алтая-2018".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», Кулундинского района Алтайского края      Конспект занятия в стар...

ПРОЕКТ «НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА» (творческий проект)

 Проект осуществляется внутри ДО, в контакте с родителями воспитанников. Социализация ребенка – сложный многогранный процесс, требующий от окружающих взрослых создания благоприятных ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Обучение рассказыванию». Творческое рассказывание в ходе придумывания концовки к сказке «Айога»

Конспект открытого занятия по развитию речив старшей группе (5-6 лет)Тема: «Обучение рассказыванию».Творческое рассказывание в ходе придумывания концовки к сказке...

Особенности организации творческого проекта по мотивам сказки «Двенадцать месяцев» (творческое рассказывание и сюжетное рисование)

Сказка «Двенадцать месяцев», на мой взгляд, даёт возможность познакомить  детей не только с временными понятиями, но и предоставляет широкие возможности творческому педагогу  для...