«Конспект по развитию речи в старшей группе»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Формировать грамматическую и морфологическую сторону детской речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
saulya.docx | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Просмотр содержимого документа
«Конспект по развитию речи в старшей группе»
Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы
Дата:
Образовательная область: «Коммуникация».
Раздел: Развитие речи
Тема: Грамматический строй речи «В гостях у куклы Сауле»
Цели: - развивать речевую активность детей, учить детей уметь отвечать полными ответами
Задачи: -формировать грамматическую и морфологическую сторону детской речи
Вводить в речь детей названия предметов мебели и их частей, обобщающее слово «мебель»; активизировать глаголы и прилагательные в речи детей. Учить образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами; формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа; прилагательные от существительных по признаку назначения предмета, по материалу из которого изготовлена мебель. Совершенствовать умение составлять небольшие описательные рассказы о видах мебели.
Оборудование и материалы: кукла ,макет квартиры, набор картинок по теме «Мебель», игрушек, мяч
Словарная работа:детская комната
Билингвальный компонент: мебель-жиһаз
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей | Учет |
Мотивационно- побудительный | - Здравствуйте! Давайте начнем сегодня занятие с игры. Сядет тот, кто назовет лишний предмет: слива - груша – стул; помидор - стол – огурец; кукла – юла – кровать; грузовик –кровать- автобус; кроссовки- сапоги – шкаф; диван – синица – снегирь; тополь- берёза- комод; тарелка – половник- кресло; полка-свитер - пальто; роза – мак – кушетка. Выставляются карточки с изображением мебели: стул, стол, кровать, шкаф, диван, тумба, кресло, полка,гардероб. - Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? На казахском языке слово мебель-жиһаз | Дети садятся на места по мере ответов О мебели Повторяют слово на казахском языке | |
Организационно – поисковый | -Сегодня утром мы с вами получили приглашение от куклы Сауле. Она приглашает нас посетить свою новую квартиру -Мы пойдем к кукле Сауле и поговорим с вами о разной мебели. Игра «В гостях у куклы Сауле». Дети подходят к макету квартиры. Их встречает кукла Сауле. -Заходите гости дорогие! Да внимательно смотрите. -Как называется комната, в которую мы сразу попадем, когда приходим в квартиру? -Что находится в прихожей? Сауле: -В нашей квартире три комнаты: спальня родителей, моя детская и гостиная комната. Сейчас я поведу в комнаты, а вы догадайтесь, как называются комнаты. Сауле: -Как вы догадались?. Сауле:-Почему так называется, как используется? Как называется мебель для спальни? Правильно, пойдемте дальше. Как называется это комната? Сауле:-Как называется мебель для этой комнаты? А это очень красивая комната как называется? Сауле:- А теперь я покажу кухню. Здесь мебель для кухни. - Как называется мебель для кухни? Сауле:- А здесь у нас ванная и туалет. Физкультминутка. «Уборка» - Надели фартучки; - Закатали рукава; - Приготовились, взяли тряпочки; - Протираем пыль со шкафа (высоко, на носочках) ; - Протираем дверцы у шкафа (сверху – вниз) ; - Повернулись; - Протираем пыль со шкафа (высоко, на носочках) ; - Протираем дверцы у шкафа (сверху – вниз) ; - Вешаем одежду в шкаф; - Протираем пыль со стола; - Достаём пылесос; - Пылесосим ковёр; - Встряхнули скатерть, стелим её на стол; - Устали, вытираем лоб; - Снимаем фартук, раскатываем рукава; - Похлопаем себе. Дидактическая игра «Скажи ласково» (с мячом)Давайте рассмотрим на наборном полотне предметы мебели и назовем их ласково. Словарный материал: стул – стульчик; стол - столик; кровать – кроватка; шкаф – шкафчик; диван - диванчик; тумба – тумбочка; кресло – креслице; полка - полочка; кушетка - кушеточка. Воспитатель называет мебель и бросает мяч ребенку. Игра "Назови детали мебели". Дети, рассмотрите несколько предметов мебели и назовите их детали. Дидактическая игра «Расскажи, какая? (какой) » (с мячом) Кровать из дерева – деревянная кровать. Стол из стекла - стеклянный стол. Кресло из велюра - велюровое кресло. Диван из кожи - кожаный диван. Тумба из дерева – деревянная полка. Стул из пластмассы - пластмассовый стул. Мебель для кухни - кухонная мебель. Мебель для спальни – спальная мебель. Мебель для гостиной - гостиная мебель. Мебель для детей – детская мебель. Мебель для кукол - кукольная мебель. Мебель для школы - школьная мебель. Мебель для офиса - офисная мебель. Полка для книг - книжная полка. Шкаф для книг - книжный шкаф. Стол для кухни - кухонный стол. Стол для письма – письменный стол. Стол для журналов – журнальный столик. Столик для детей - детский столик. Кровать для детей – детская кровать. Сотавить описание мебели. Работа с мнемотаблицей Считалкой выбирается тот, кто будет описывать: Вот начнем мы выбирать, Что нам нужно описать. На картинках этих Крупные предметы: Стол, диван и табуреты, Шкаф, кровать и стеллажи. Что ты выберешь, Скажи? Схема описания: 1. Что это? 2. Из чего сделан (а)? 3. Из каких частей состоит? 4. Для чего нужен (а)? | прихожая гардеробный шкаф. -Спальня. -В ней стоит мебель: две кровати, шкаф для одежды, трюмо, маленький ночной столик Спальная мебель. -Это детская: здесь стол, стул, детская кровать, полки на стенках, много игрушек. Детская мебель. -Гостиная - в ней принимают гостей. И вся мебель служит этому. Большой стол - чтобы все могли поместиться за ним. Много стульев, мягкая мебель - диван, два кресла, чтобы гостям удобно было сидеть. Стенка - много шкафчиков, ящиков, полочек, расположенных вместе (на одних полках - посуда, на других - книги и т. д. Дети перечисляют: стол, чтобы готовить, табуретки, шкаф для посуды - буфет. кухонная мебель. Выполняют упражнения, имитирующие уборку по тексту Ребенок ловит мяч, отвечает и бросает мяч обратно. - У стола четыре ножки и крышка. У стула четыре ножки, спинка и сиденье. у кресла спинка, сиденье, подлокотники и четыре ножки. У дивана спинка, сиденье, подлокотники и четыре ножки. У комода ящики, ручки, крышка, стенки. Ребенок ловит мяч, отвечает и бросает мяч обратно. На ком заканчивается считалка, тот описывает. Воспитатель предлагает выбрать карточку с изображением предмета мебели. Пользуясь схемой,ребенок описывает этот предмет | |
Рефлексив – корригирующий | Сауле: - Дети, вам понравилось в нашей квартире? Благодарит за хорошую работу, отмечает особо активных детей. | - Красивая у вас квартира Подводят итог анализируют работу своих товарищей. |
Ожидаемый результат:
Воспроизводят: названия мебели.
Понимают: как составлять небольшие описательные рассказы о видах мебели.
Применяют: в речи для описания предмета существительные, прилагательные, глаголы, обобщают слова, обозначающие название мебели
Технологическая карта организационно учебной деятельности старшей группы
Дата:
Время:
Образовательная область: Творчество
Раздел:Аппликация (предметное)
Тема: «Шкаф»
Цель: Вырезать и наклеивать щкаф
Задачи:
-формировать умение изображать предмет,вырезать из бумаги, сложенной вдвое
- совершенствовать умение пользоваться ножницами, клеем, салфеткой
- развивать мелкую моторику руки, внимание
- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе
Билингвальный компонент: мебель-жиһаз
Словарная работа: шкаф
Оборудование: альбом, клей-карандаш, ножницы, салфетка, клеёнка, цветная бумага, иллюстрации,
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Деятельность детей | учет |
Мотивационно-побудительный | Ребята, вы любите волшебство? Сейчас мы с вами превратимся в плотников, которые могут делать мебель, а наша группа в мебельную фабрику. Раз, Два, три сейчас же превратись! Билингвальный компонент Слово «мебель» на казахском языке будет «жиһаз». Давайте повторим. | Да! Дети повторяют слово на казахском языке | |
Организационно-поисковый | Ребята, у нас в гостях Миша и Маша. Давайте посмотрим, что же у них произошло. Жил-был Миша, ему нравилась красавица Медведица. Набрав, смелости он пригласил ее в гости. Но не туту то было, к Медведю в гости заглянула подруга Маша, и устроила большой переполох. После этого в доме не осталось ни одной целой мебели. Ребята, что поломала Маша? Д/и «Добавь слово» 1. Если ты устал играть, То ложишься на… 2. Я удобный, очень мягкий, Вам не трудно угадать, — Любят бабушки и внуки Посидеть и полежать. 3. Здесь и вешалки, и полки, Словно в доме этажи. Брюки, кофточки, футболки – По порядку все лежит. 4. Я на стол чуть-чуть похожа, Есть на кухне, и в прихожей, В спальне я бываю редко, А зовусь я … 5. На него ты сможешь сесть Коль к столу позвали есть. 6. Под крышей — четыре ножки, А на крыше — суп да ложки. Молодцы, правильно! А скажите, у Медведя есть: стол, стулья, шкаф, табуретка, диван, кровать? А что с ними случилось? Что же будет делать Мишка? Куда он может обратиться? Кто ему может помочь? Как вы думаете, кто делает мебель? Чем мы можем помочь Мишке? - Мы можем сделать ему мебель. Какую мебель нужно Мишке? Медведь успел отремонтировать стол, стулья, кровать и диван. Вот только на шкаф у него не хватило времени. Давайте сделаем его сами. А прежде, чем приступать к работе, мы закрепим, расскажем Мише безопасность работы с ножницами и клеем. Физкультминутка. «Уборка» - Надели фартучки; - Закатали рукава; - Приготовились, взяли тряпочки; - Протираем пыль со шкафа (высоко, на носочках) ; - Протираем дверцы у шкафа (сверху – вниз) ; - Повернулись; - Протираем пыль со шкафа (высоко, на носочках) ; - Протираем дверцы у шкафа (сверху – вниз) ; - Вешаем одежду в шкаф; - Протираем пыль со стола; - Достаём пылесос; - Пылесосим ковёр; - Встряхнули скатерть, стелим её на стол; - Устали, вытираем лоб; - Снимаем фартук, раскатываем рукава; - Похлопаем себе. Воспитатель показывает принцип работы. Предлагает приступить к работе самостоятельно Медведь: Спасибо мастерам за новую мебель, выручили косолапого! Маша: Я больше так не буду. Воспитатель: Все, ребята, не ленились, Все мы славно потрудились. Всем спасибо мастерам. Но пора прощаться нам | Кровать Диван Шкаф - Из прямоугольной полосы - Сложим полоску пополам Табуретка (Стул) Стол Нет Их поломала Маша Тот кто делает мебель. Дяди, плотники, мы. Стол, стулья или табурет, кровать, диван и шкаф. Дети выполняют действия в соответствии с текстом: Дети наблюдают за действиями воспитателя Самостоятельная деятельность детей | |
Рефл. – коррег. | - Чем мы сегодня занимались на занятии? - Ребята, сложно вам было вырезать? - Что особенно было для вас сложным? - Спасибо за работу | Дети отвечают на вопросы воспитателя |
Ожидаемый результат:
Воспроизводят умение вырезать и наклеивать шкаф
Понимают приемы вырезания
Применяют знания о видах мебели на занятии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект по развитию речи в старшей группе
Конспект НОД "Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней!". Образовательная область "Коммуникация". Интеграция с образовательными областями "Здоровье", "Физическая культура", "Познание", "Художественно...
Конспект по развитию речи в старшей группе по теме "Насекомые"
Конспект по составлению описательного рассказа в старшей группе по теме "Насекомые" с использованием ИКТ....
Конспект по развитию речи в старшей группе "Семья"
Задачи:Вызвать у детей интерес к семейному портрету, желание его внимательно рассматривать, эмоционально откликаться на него. Развивать воображение, фантазию, мышление, умение видеть художественный об...
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет. p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"
quot;НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"Программное содержание: • Закрепить у детей представление о сезон...
Конспект по развитию речи в старшей группе на тему: Ков старшей группе «Цветик - семицветик»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСКДЕТСКИЙ САД № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ»...
Конспект по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ "
Цель:Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляциизвуки....