Пересказ сказки "Как собака друга искала"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Занятие по развитию речи: обучение пересказу сказки в старшей группе с использованием блоков - схем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty.docx | 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
Пересказ сказки «Как собака друга искала» (старшая группа)
Составила: Николаева Т.П.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- Формирование навыков планирования репродуктивного развёрнутого высказывания со стороны его содержания;
- Формирование навыков грамматически правильного оформления высказываний.
Развивающие задачи:
- Развитие навыков текущего контроля за построением развёрнутого высказывания;
- Развитие навыков диалогической речи;
- Развитие внимания, логического, образного мышления.
Воспитывающие задачи:
- Воспитывать доброту, умение работать в коллективе, поддерживать положительное эмоциональное отношение;
- Воспитывать любовь и уважение к русской литературе и русской культуре в целом.
Материалы и оборудование:
- Ширма
- Магнитная доска
- Квадраты-блоки
- Карточки с изображением персонажей, предметов.
Ход занятия
Действия воспитателя | Действия детей |
Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня, я предлагаю вам отправиться в путешествие на разноцветных воздушных шарах. Беритесь все за ниточку. Мы полетим в страну волшебной сказки. (Воспитатель произносит волшебные слова 1,2,3 – повернись,в волшебной сказке окажись.) Вот и прилетели мы с вами на сказочную поляну. Сказка, с которой нам предстоит встретиться, называется «Как собака друга искала». Я её прочитаю, а вы слушайте очень внимательно, вам предстоит её рассказывать самостоятельно. (Воспитатель читает текст сказки, с одновременной демонстрацией иллюстраций. После прочтения сказки , воспитатель задаёт загадку о главном герое) Заворчал живой замок, Лёг у двери поперёк. Правильно ребята. Как вы уже поняли, главным героем сказки является собака. Ребята, данное произведение, я назвала сказкой, а кто мне ответит, почему это сказка, а не рассказ? Верно, мы с вами уже знаем, что сказки делятся на три вида: бытовые, волшебные и сказки о животных. Встретились ли вам в сказке слова, которые мы с вами в настоящее время практически не используем? Да, подобные слова используются, как средства дополнительной передачи образности текста, сказочного сюжета (вскочит – значит быстро поднимается, бранить – значит ругать) Ну что же, молодцы, вспомнили материал предыдущих занятий, а теперь поговорим о нашей сказке.
Молодцы, а теперь, мы с вами попробуем отобразить сюжет сказки, с помощью квадратов-блоков (В блоках дети должны расположить карточки с силуэтным изображением персонажей и отдельных предметов. Блоки квадраты обозначают отдельные части рассказа, следующие друг за другом. На доске размещаются 4 блока, соответствующие отдельным фрагментам рассказа. На наборном полотне расположены картинки с силуэтным изображением персонажей и отдельных предметов (собака, заяц, медведь, волк, человек, мышь, лягушка, уж, место ночлега зайца, нора волка, берлога, изба, конура)) Наши блоки обозначают фрагменты, следующие друг за другом. Вы должны выбрать картинки с изображением персонажа и отдельных предметов и разместить их в необходимом блоке так, чтобы у вас получилась сказка. (Педагог задаёт вопросы по содержанию каждого из фрагментов текста, например)
(Детям предлагается выбрать силуэтные изображения к этой части рассказа и разместить их в первом блоке-центральный персонаж собака, заяц, место ночлега, мышь. Дети заполняют блок поочерёдно. Используются направляющие вопросы педагога)
Ну что же, молодцы, справились с заданием. Теперь я ещё раз читаю сказку, вы внимательно слушаете и готовитесь её пересказывать сначала по фрагментам, с опорой на схему, а затем целый текст без схемы. Повторное чтение текста Заслушивание 2-3 пересказов по фрагментам Заслушивание всего текста (При затруднениях могут быть использованы вспомогательные вопросы) В заключительной части занятия в игровой форме проводятся специальные лексические упражнения. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Примерные вопросы:
Ну что же ребята, вот и подошло к концу наше путешествие по сказке. Давайте вновь возьмёмся за волшебную ниточку и отправимся домой. Вот мы и дома. Вам понравилось наше путешествие? Что мы сегодня узнали? Чему научились? | Дети заходят в группу и встают вокруг воспитателя. Да. Дети проходят на свои места. Собака Это сказка, потому что действующие персонажи животные, которые говорят, а подобное может происходить только в сказках. Да, нам встретились такие слова, как: вскочит, бранить.
Собака Зайца Мышь Потом собака встретила волка, ночью стала лаять на лягушку. Ночевали собака и волк в логове волка (Дети поочерёдно выбирают соответствующие картинки и располагают их во втором блоке) Собака пошла искать медведя. В берлоге её разбудил уж (заполняется третий блок) Собака от медведя убежала к человеку. Стала жить в конуре и охранять дом, приносить пользу и радость человеку. (заполняется 4 блок) Дети поочерёдно составляют пересказ сказки ,вначале по одному-двум фрагментам (с опорой на схему), а затем пересказ всего текста, без опоры на наглядность (схема убирается) Ответы ребят. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная игра по сказке: "Как собака друга искала".
Театрализованная игра по сказке «Как собака друга искала»Программное содержание: Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путём активного вовлечения детей в игровые действия. Учить в...
Занятие по чтению художественной литературы. Викторина «По страницам книг». Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала».
Занятие по чтению художественной литературы. Старшая группа.Блок: «Дикие и домашние животные». Занятие сопровождается компьютерной презентацией.Цели: познакомить детей с мордовской народной сказ...
Конспект организационной образовательной деятельности по физической культуре с элементами театрализации по мотивам мордовской народной сказки «Как собака друга искала»
Занятие способствует укреплению здоровья детей, развитию основных видов движений, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи. Прививает любовь к мордовским народным сказкам....
Подготовка игры - драматизации по тексту мордовской народной сказки "Как собака друга искала"
В процессе освоения детьми театрализованных игр я направляю свою деятельность на то, чтобы обеспечить переход детей от создания простого типичного образа к воплощению самостоятельно задуманого целостн...
Как собака друга искала
Вот зима пришла серебристая,Белым снегом замела поле чистое.Вьюга все дорожки, тропинки замела. Всё кругом бело. Вот только здесь видны чьи-то следы. Кто оставил на снегу эти следы? (рассматривание, в...
Как собака друга искала
Книжка малышка...
Технологическая карта интегрированного занятия по речевому развитию (с включением д/и на ИКТ оборудовании и элементами продуктивной деятельности, чтение сказки Б. М. Аверина «Как собака друга искала») в старшей группе «Без друга на сердце вьюга»
Образовательные области: речевое развитие, приобщение к художественной литературе, художественно-эстетическое развитие...