Пересказ сказки "Как собака друга искала"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Николаева Татьяна Павловна

Занятие по развитию речи: обучение пересказу сказки в старшей группе с использованием блоков - схем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

Пересказ сказки «Как собака друга искала» (старшая группа)

Составила: Николаева Т.П.

Программное содержание:

Обучающие задачи:

  • Формирование навыков планирования репродуктивного развёрнутого высказывания со стороны его содержания;
  • Формирование навыков грамматически правильного оформления высказываний.

Развивающие задачи:

  • Развитие навыков текущего контроля за построением развёрнутого высказывания;
  • Развитие навыков диалогической речи;
  • Развитие внимания, логического, образного мышления.

Воспитывающие задачи:

  • Воспитывать доброту, умение работать в коллективе, поддерживать положительное эмоциональное отношение;
  • Воспитывать любовь и уважение к русской литературе и русской культуре в целом.

Материалы и оборудование:

  • Ширма
  • Магнитная доска
  • Квадраты-блоки
  • Карточки с изображением персонажей, предметов.

Ход занятия

Действия воспитателя

Действия детей

Ребята, вы любите путешествовать?

Сегодня, я предлагаю вам отправиться в путешествие на разноцветных воздушных шарах. Беритесь все за ниточку. Мы полетим в страну волшебной сказки. (Воспитатель произносит волшебные слова 1,2,3 – повернись,в волшебной сказке окажись.)

Вот и прилетели мы с вами на сказочную поляну.

Сказка, с которой нам предстоит встретиться, называется «Как собака друга искала». Я её прочитаю, а вы слушайте очень внимательно, вам предстоит её рассказывать самостоятельно. (Воспитатель читает текст сказки, с одновременной демонстрацией иллюстраций. После прочтения сказки , воспитатель задаёт загадку о главном герое)

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Правильно ребята. Как вы уже поняли, главным героем сказки является собака.

Ребята, данное произведение, я назвала сказкой, а кто мне ответит, почему это сказка, а не рассказ?

Верно, мы с вами уже знаем, что сказки делятся на три вида: бытовые, волшебные и сказки о животных.

Встретились ли вам в сказке слова, которые мы с вами в настоящее время практически не используем?

Да, подобные слова используются, как  средства дополнительной передачи образности текста, сказочного сюжета (вскочит – значит быстро поднимается, бранить – значит ругать)

Ну что же, молодцы, вспомнили материал предыдущих занятий, а теперь поговорим о нашей сказке.

  • Ребята, как жила собака в лесу?
  • Какого друга хотела найти собака?

  • Что сказала собака зайцу (волку, медведю)?

  • Что подумала собака о зайце (волке, медведе)?
  • Где собака встретила волка?
  • Где она встретила медведя?
  • Где ночевали собака и медведь?
  • Как помогает собака человеку?

Молодцы, а теперь, мы с вами попробуем отобразить сюжет сказки, с помощью квадратов-блоков (В блоках дети должны расположить карточки с силуэтным изображением персонажей и отдельных предметов. Блоки квадраты обозначают отдельные части рассказа, следующие друг за другом. На доске размещаются 4 блока, соответствующие отдельным фрагментам рассказа. На наборном полотне расположены картинки с силуэтным изображением персонажей и отдельных предметов (собака, заяц, медведь, волк, человек, мышь, лягушка, уж, место ночлега зайца, нора волка, берлога, изба, конура))

Наши блоки обозначают фрагменты, следующие друг за другом. Вы должны выбрать картинки с изображением персонажа и отдельных предметов и разместить их в необходимом блоке так, чтобы у вас получилась сказка.

(Педагог задаёт вопросы по содержанию каждого из фрагментов текста, например)

  • Кто главный герой сказки?
  • Кого встретила собака в начале?
  • Кто пробегал мимо собаки и зайца, когда они легли спать?

(Детям предлагается выбрать силуэтные изображения к этой части рассказа и разместить их в первом блоке-центральный персонаж собака, заяц, место ночлега, мышь. Дети заполняют блок поочерёдно. Используются направляющие вопросы педагога)

  • Кого потом встретила собака? На кого стала лаять собака ночью?

  • Кого пошла искать собака, когда она ушла от волка? Кто разбудил собаку в берлоге у медведя?

  • К кому убежала собака от медведя? Где стала жить собака? Чем закончилась сказка?

Ну что же, молодцы, справились с заданием. Теперь я ещё раз читаю сказку, вы внимательно слушаете и готовитесь её пересказывать сначала по фрагментам, с опорой на схему, а затем целый текст без схемы.

Повторное чтение текста

Заслушивание 2-3 пересказов по фрагментам

Заслушивание всего текста

(При затруднениях могут быть использованы вспомогательные вопросы)

В заключительной части занятия в игровой форме проводятся специальные лексические упражнения. За правильный ответ ребёнок получает фишку.

Примерные вопросы:

  • Вспомним, как говорится в сказке про зайца. Что подумала о нём собака, какой он друг? (ненадёжный)
  • В каком овраге встретила собака волка? (в глухом)
  • Как назвала собакам медведя при встрече (медведь-богатырь)
  • Как лаяла собака ночью (громко)
  • Как называется домик, в котором живёт собака (будка, конура)
  • Как передвигаются животные, о которых говорится в сказке (бежит, прыгает, ползёт)

Ну что же ребята, вот и подошло к концу наше путешествие по сказке. Давайте вновь возьмёмся за волшебную ниточку и отправимся домой.

Вот мы и дома. Вам понравилось наше путешествие? Что мы сегодня узнали? Чему научились?

Дети заходят в группу и встают вокруг воспитателя.

Да.

Дети проходят на свои места.

Собака

Это сказка, потому что действующие персонажи животные, которые говорят, а подобное может происходить только в сказках.

Да, нам встретились такие слова, как: вскочит, бранить.

  • Она жила одна-одинёшенька, было ей скучно без друзей.
  • Собака хотела найти друга, который бы никого не боялся и был самым сильным.
  • Каждому из этих зверей собака предложила дружить: давай вместе жить, дружить.
  • Собака подумала о них, что они трусливы и ненадёжные друзья.
  • Собака встретила волка в глухом овраге.
  • Медведя собака встретила в малиннике.
  • Они ночевали в берлоге.
  • Ночью собака лает возле конуры, дом охраняет.

Собака

Зайца

Мышь

Потом собака встретила волка, ночью стала лаять на лягушку. Ночевали собака и волк в логове волка (Дети поочерёдно выбирают соответствующие картинки и располагают их во втором блоке)

Собака пошла искать медведя. В берлоге её разбудил уж (заполняется третий блок)

Собака от медведя убежала к человеку. Стала жить в конуре и охранять дом, приносить пользу и радость человеку. (заполняется 4 блок)

Дети поочерёдно составляют пересказ сказки ,вначале по одному-двум фрагментам (с опорой на схему), а затем пересказ всего текста, без опоры на наглядность (схема убирается)

Ответы ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра по сказке: "Как собака друга искала".

Театрализованная игра по сказке «Как собака друга искала»Программное содержание: Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путём активного вовлечения детей в игровые действия. Учить в...

Занятие по чтению художественной литературы. Викторина «По страницам книг». Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала».

Занятие по чтению художественной литературы. Старшая группа.Блок: «Дикие и домашние животные». Занятие сопровождается компьютерной презентацией.Цели: познакомить детей с мордовской народной сказ...

Конспект организационной образовательной деятельности по физической культуре с элементами театрализации по мотивам мордовской народной сказки «Как собака друга искала»

Занятие способствует укреплению здоровья детей, развитию основных видов движений, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи. Прививает любовь к мордовским народным сказкам....

Подготовка игры - драматизации по тексту мордовской народной сказки "Как собака друга искала"

В процессе освоения детьми театрализованных игр я направляю свою деятельность на то, чтобы обеспечить переход детей от создания простого типичного образа к воплощению самостоятельно задуманого целостн...

Как собака друга искала

Вот зима пришла серебристая,Белым снегом замела поле чистое.Вьюга все дорожки, тропинки замела. Всё кругом бело. Вот только здесь видны чьи-то следы. Кто оставил на снегу эти следы? (рассматривание, в...

Как собака друга искала

Книжка малышка...