Конспект НОД для детей с задержкой психического развития 3-го года обучения (6-7 лет)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект расчитан для детей подготовительной группы с ЗПР. Цель: развитие связной монологической речи детей через обучение рассказыванию. В конспекте представлено одно из направлений в работе - составление описательного рассказа из личного опыта.Применены разнообразные методы и приемы: настрой, вопрос, беседа, рассуждение, рассматривание, предметно-схематичный план. При помощи игровой ситуации создана мотивация, которая включет детей в речевую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_tasenko_s.a.docx | 58.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 49 «Аленький цветочек»
города Невинномысска
Составила: учитель-дефектолог
Тасенко С.А.
Аннотация
Конспект НОД рассчитан для детей III года обучения (6-7 лет) с ЗПР.
Цель - развитие связной монологической речи детей, через обучение рассказыванию. В конспекте представлено одно из направлений в работе - составление описательного рассказа из личного опыта. Применены разнообразные методы и приемы: настрой, вопросы, беседа, рассуждение, рассматривание, план рассказа, предметно-схематичный план. При помощи игровой ситуации создана мотивация, которая включает детей в речевую деятельность.
Многообразный демонстрационный и раздаточный материал позволяет в игровой форме развивать потребность совершенствовать и обогащать речь детей, повышается речевая активность.
Дидактические и коррекционные игры способствуют освоению новых знаний, закрепляются уже полученные, формируют память, мышление, восприятие, внимание, воображение.
Предусмотрено проведение физминутки, что позволяет детям размяться и отдохнуть. Смена деятельности не вызывает усталость детей, повышает интерес.
Работа в тетрадях направлена на развитие мелкой моторики и подготовку руки ребенка к письму.
Занятие входит в систему методической разработки по коррекции связной речи путем обучения рассказыванию детей с ЗПР (4-7 лет). Данный опыт на практике показал свою эффективность, положительную динамику речевых умений, что позволяет приблизить речевое развитие детей с ЗПР к возрастной норме, подготовить к школе и адаптировать их к социуму.
Конспект
непосредственной образовательной деятельности для детей
III года обучения (6-7 лет) с ЗПР
Тема: Составление рассказа из личного опыта на тему «Моя комната» по плану и схеме.
Приоритетная образовательная область в процессе НОД: «Речевое развитие».
Интеграция с другими образовательными областями: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность.
Форма организации: подгрупповая Форма организации: подгруппа.
Материал: предметные картинки: стол, кровать, стул, тарелка (игра «4-й
Лишний»). Кукла. Сюжетная картина «Комната куклы Маши» (можно
использовать макет комнаты). План-схема комнаты каждого ребенка.
Предметные картинки с изображением больших и маленьких предметов
мебели: стул, шкаф, кровать, стол, полка, диван. Предметные картинки к игре
«Что общего?»: стол, карандаш, скворечник, книга. Разрезные картинки из 6-8
частей с изображением предметов мебели по количеству детей. Изограф
слова «ДОМ».
Предварительная работа: За два-три дня до занятия дать задание детям и родителям на дом: нарисовать план-схему своей комнаты, где стоит, какая мебель. Конструктивно-модельная деятельность. С/р игра «Семья». Чтение произведений, отгадывание загадок и рассматривание картинок на тему «Мебель».
Цель: развитие связной монологической речи детей, навыка описания.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать умение рассказывать о своей комнате по плану и схеме.
- Способствовать выделению лишнего предмета, отвечать на вопросы педагога полным предложением.
- Активизировать знания и активный словарь детей по теме «Мебель».
- Упражнять в печатании и чтении слова.
Развивающие:
- Развивать умение настроиться на спокойный ритм занятия, выполнять движения в соответствии с текстом.
- Развивать умение детей объяснять свою точку зрения и доказывать ее, устанавливать причинно-следственные связи.
- Способствовать освоению грамматического строя речи: образование имен существительных в Р.п. ед. числа, имён существительных с помощью суффиксов -чик, -к, -чк, относительных прилагательных.
- Развивать связную речь.
Коррекционные:
1. Корректировать пространственную и предметную агнозию.
2. Развивать концентрацию внимания.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение выслушивать других, радоваться достигнутому результату.
Психологический настрой. Дети сидят на ковре.
- Закройте глаза, послушайте: «В небе солнышко взошло и всем улыбнулось.
Нам вдруг стало хорошо и больше не взгрустнулось».
- У нас всё будет хорошо, всё получится.
Ход
Мотивация.
- К нам в гости пришла кукла Маша.
- Маша принесла сложное задание и не может его выполнить. Маша просит ей помочь.
- Поможем кукле Маше?
I. Вводная часть.
Д/и «4-й лишний». (ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие»).
Педагог выставляет перед детьми четыре предметные картинки: стол, кровать, стул, тарелка.
- Дети, внимательно посмотрите на картинки и скажите, что лишнее? (какой предмет лишний?)
- Почему вы думаете, что лишняя тарелка?
- Как назвать одним словом эти предметы? (…мебель.)
- Где стоит мебель?
- К нам в гости пришла кукла Маша.
- Дети, кукла Маша хочет показать свою комнату.
II. Основная часть.
1.Рассматривание и беседа по картине «Комната куклы Маши».
(ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие»).
Педагог предлагает детям рассмотреть картину.
- Это комната куклы Маши.
- Как называется эта комната? (…детская.)
- Какая мебель в комнате и для чего она нужна.
- Что это? (…книжные полки и письменный стол.)
- Где стоит стол? (…около двери.)
- Для чего нужен стол и полки?
- Что это? (…стул.)
- Где стоит?
- Для чего он нужен?
- Что это? (…диван.)
- Какой он? (…зеленый)
- Где стоит?
- Для чего нужен?
- Что еще есть в комнате?
2. Составление рассказа-описания на тему «Моя комната».
(ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие»).
- Сейчас вы опишите свою комнату. Опишите её так, чтобы кукле Маше захотелось прийти к вам в гости.
- Поможет вам план-схема вашей комнаты, который вы составили дома.
Выставляются обозначения частей рассказа: квадрат (начало), середина (прямоугольник), конец (круг).
- Сначала расскажите, как называется предмет мебели, какой он.
- Потом, где стоит.
- В конце, расскажите, для чего нужен этот предмет мебели.
Дети оценивают рассказы друг друга: «Все ли рассказал? Понятно ли было что где стоит»?
- Получились интересные рассказы, и кукле Маше понравились.
3. Физминутка. (ОО «Физическое развитие»).
Чтобы голова не болела,
Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)
А теперь руками крутим,
И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.)
Потянули плечи, спинки,
А теперь конец разминки. (Садятся на места.)
4. Игра «Найди пару». (ОО «Речевое развитие»).
У детей по одной предметной картинке с изображением больших предметов, на ковре разложены предметные картинки с изображением таких же, но маленьких предметов мебели.
- Найдите на ковре картинку, подходящую к вашей. Назовите предметы мебели.
- Это большой… стул, а это маленький…стульчик.
( Шкаф – шкафчик, кровать – кроватка, стол – столик, иголка – иголочка, диван – диванчик).
5. Игра «Чего нет?» (ОО «Речевое развитие»).
- Дети, скажите, какой мебели нет в коридоре? (…дивана, кровати, стола и т.д.)
- Чего нет в детской комнате? (…кухонного (обеденного) стола, мойки, буфета…)
- Чего нет в гостиной комнате? (…кровати…)
- Какой мебели нет на кухне? (…дивана, кресла…)
6. Д/у «Что общего?»
(ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие»).
Педагог выставляет перед детьми предметные картинки: стол, карандаш, скворечник, книга.
- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, что общего между этими предметами. Говорить будет тот, кого спрошу. (Таблица правил общения).
- Сделаны из дерева, значит они какие? (…деревянные.)
7. Игра «Сложи картинку». (ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие»). У каждого ребенка разрезная картинка с предметом мебели.
- Сложите картинку и назовите что получилось.
8. Объяснение смысла пословицы.
(ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие»).
- Дети, как вы понимаете пословицу: «Всякой вещи свое место».
Рассуждения детей. Педагог обобщает эти рассуждения.
- Каждую вещь надо убирать на место, для того, чтобы знать, где ее можно найти, и чтобы она не мешала.
9. Работа в тетрадях. (ОО «Физическое развитие», ОО «Речевое развитие»).
Педагог выставляет перед детьми изограф.
- Дети, какое слово здесь спряталось? Напечатайте его в тетради.
III. Итог.
- Какая игра запомнилась и понравилась больше всех?
- Дети, вы так интересно рассказывали про свои комнаты, что мы с куклой Машей как будто бы побывала у вас в гостях. Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ограниченными возможностями здоровья(дети с задержкой психического развития старшего и подготовительного возраста)
Материал по обучению грамоте детей с ОВЗ с Задержкой психического развития с использованием цифровых образовательных ресурсов....
«Психология детей с задержкой психического развития и проблемы их обучения и воспитания»
«Психология детей с задержкой психического развития и проблемы их обучения и воспитания»...
Технологическая карта занятия по познавательно-речевому развитию у детей с задержкой психического развития (3-4 года)
Технологическая карта занятия содержит перечень решаемых задач, необходимого оборудования и описания образовательной деятельности....
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Образовательная область: речевое развитие (подготовка к обучению грамоте). Тема: "Звуки и буквы [К] — [Г]"
Закрепление в самостоятельной деятельности умения дифференцировать звуки [К] — [Г]», проводить звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов, слова «гуси»...
Конспект деловой игры.Тема: «Развитие детей с задержкой психического развития через обучение лепке».
Конспект деловой игры.Тема: «Развитие детей с задержкой психического развития через обучение лепке». @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6...
Конспект занятия для детей с задержкой психического развития. Тема: «Части тела»
Подробный конспект занятия для детей средней группы....
Конспект занятия для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «День победы»
Конспект занятия для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста (6-7 лет)«День победы»...