Для Вас, педагоги.
консультация по развитию речи

Сергеева Наталья Александровна

Консультация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

 

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Перевозский Нижегородской области

«Детский сад «Оленёнок»

Консультация для педагогов

на тему

«Использование  мнемотехники

в развитии  речи детей  

дошкольного возраста»

                                                                                     

                                                                                    Выполнил: воспитатель

Сергеева Наталья Александровна

                                                                     

г. Перевоз

2021

«Использование мнемотехники

в развитии речи детей дошкольного возраста»

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней, чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

«О, как же ты красива!».

Попробуйте хотя бы на пару минут представить ситуацию, когда вы получаете огромные объёмы новой информации, которую требуется запомнить, а вам никак не удаётся связать её со своим предыдущим жизненным опытом.  Представили? А ведь наши дети КАЖДЫЙ день попадают в такую ситуацию… И вот тогда на помощь приходит мнемотехника.

А что же такое мнемотехника?  Давайте вспомним и назовем знакомую с детства мнемотехнику, вы с ней, безусловно, сталкивались, просто не знали, что это мнемотехника.

Для запоминания цветов радуги – «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

Для запоминания падежей русского языка – «Иван   Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» – (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

В геометрии – «Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам».

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. Далеко не полный перечень людей, чьи имена связаны с искусством памяти (так в древности называли мнемотехнику) включает: римского философа Сенеку, одного из видных деятелей христианской церкви Августина, римского ритора (учителя красноречия) Квинтилиана и др.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи, т.к.  связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка, кроме того, мнемотехника  помогает развивать мышление,  воображение. То есть, другими словами, мнемотехника -  это своего рода конспекты в картинках.

Основной “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т.е. связь нескольких образов. А т.к. у детей дошкольного возраста преобладает зрительная память над слуховой, то вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), дошкольник вспоминает и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь “секрет”!

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Самый простой вид мнемотехники – мнемоквадрат – это отдельный рисунок с определенной информацией.  Самый известный мнемоквадрат, который знаком каждому — это знаки зодиака.

   В своей работе я начала использовать приемы мнемотехники с младшей группы, когда малыши впервые пришли в детский сад.  На шкафчике каждого ребенка изображён какой-то предмет, полотенца висят под изображением этого же предмета и т.д. Таким образом, ребёнок запоминает, что его вещи – те, которые находятся под определённой картинкой.  

   С помощью мнемоквадратов мы с малышами знакомились с основными цветами, с последовательностью одевания на прогулку и после сна. (КАК знакомились, объяснить)

   Освоив работу с мнемоквадратами, мы постепенно перешли к мнемодорожкам. Мнемодорожка – это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно, т.е. друг за другом. Остановимся подробнее. Мною было разработано и изготовлено демонстрационное пособие «Мнемодорожка», которое представляет собой полотно, состоящее из 8 квадратов, сшитых между собой. Данное пособие многофункционально, а именно, если сложить его пополам, то получаем простейшую мнемодорожку, которую я использую в работе с детьми младшего возраста, изучая КГН (последовательность умывания), сезонные изменения в природе. В дальнейшем, раскладывая полотно полностью, число квадратов соответственно увеличивается, тем самым и увеличивается объем информации, закодированной в этих квадратах.

    Следующим этапом работы с использованием мнемотехники стала работа с мнемотаблицами.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы я использую для:

  • обогащения словарного запаса,

  • при обучении составлению рассказов,

  • при пересказах художественной литературы,

  • при отгадывании и загадывании загадок,

  • при заучивании стихов.

Размер мнемотаблиц делаю различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.

Для младшего возраста - таблицы на 4 (2х2, на 6 клеток (3 и 3). Для среднего возраста - таблицы на 6 (3 и 3, на 8 клеток (4 и 4). Для детей старшего возраста - таблицы на 9 (3х3),16 (4х4), на 25 клеток (5х5).

Мнемотаблицу создать несложно: берется лист плотной бумаги, который разделён на квадраты (по количеству характерных признаков): первый квадрат – цвет (нарисованы цветовые пятна);

второй квадрат – форма (изображены геометрические фигуры);

      третий квадрат – величина( нарисованы два предмета контрастной величины);

      четвертый квадрат  - материалы (наклеены прямоугольники одинакового размера из различных

      материалов);

      пятый квадрат - части предмета (игрушек, одежды, посуды и др.), которые находятся  на  

      расстоянии друг от друга;

шестой  квадрат - действия с предметом (изображена кисть руки с развёрнутыми пальцами).

через символ «глаз» дети учатся вычленять признаки цвета, формы, величины, места нахождения, способа передвижения;

- через символ «рука» фактурные признаки предмета (твердый, гладкий, пушистый ит.д.);

- через символ «рот» вкусовые ощущения -через символ «ухо» способы обнаружения предмета. - И т.д. 

Для детей среднего дошкольного возраста использую цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная, лисичка – рыжая и т.д.

Работу на занятиях по мнемотаблицам строю в три этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с моей помощью, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Самое трудное для детей дошкольного возраста – это составление описательного рассказа. Сейчас я покажу, как с помощью мнемотаблицы легко составить такой рассказ.

Например,  Составить рассказ о своей семье. 

1.Ребенок. (Твое имя.)

2.Три человечка. (Имена родителей и членов семьи.)

3. Молоток. (Профессия папы)

4. Фартук. (Профессия мамы.)

5. Клубок ниток. (Бабушка и дедушка.)

6. Рука. (Кто помогает тебе?)

Меня зовут Соня. Моя мама Елена Викторовна, а папа Николай Анатольевич. У меня есть старшая сестра Катя. Мама работает в школе а папа бухгалтером. Моя бабушка Светлана Ивановна умеет печь вкусные пироги и плести ажурные салфетки. Дедушка Виктор Васильевич подстригает деревья и косит траву в саду. Дедушка и бабушка проводят со мной много времени – мы играем в мяч, катаемся на велосипедах, ходим в парк. Они помогают мне. Я очень люблю мою семью. 

Таким образом, с помощью данной мнемотаблицы дети (даже самые стеснительные) составляют пусть небольшой, на первых порах, рассказ о семье. В дальнейшем, мы составляем рассказ без помощи мнемотаблиц.

Стихотворения

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

В результате использования мнемотехники у моих воспитанников расширился  круг знаний об окружающем мире; появилось  желание пересказывать тексты даже у самых застенчивых и «неговорящих», появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. 

В дальнейшем планирую продолжить использование приёмов мнемотехники в работе над развитием связной речи в старшем дошкольном возрасте, привлекая детей к созданию мнемотаблиц, поскольку одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...