Сегодня так светло кругом!
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Симонова Татьяна Павловна

 

Цель : Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл segodnya_tak_svetlo_krugom.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня так светло кругом!

Цель. Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи.

Ход занятия

«Наступает последний месяц осени – ноябрь, – начинает занятие педагог. – Мы с вами восхищались яркими красками ранней осени. В начале осени было тепло и комфортно. Иногда даже летали бабочки, радовали нас. И стихи о ранней осени необычайно выразительны».

Воспитатель читает отрывок из стихотворения И. Бунина «Листопад»:

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют,

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца…

Далее педагог читает стихотворения А. Майкова «Осень» и К. Бальмонта «Осень». Интересуется, какое из этих произведений дети хотели бы услышать еще раз.

«Осень вступает в свои права, меняются природа и погода», – продолжает разговор педагог и читает стихотворения А.Пушкина «Осень» и А. Плещеева «Скучная картина».

Воспитатель завершает занятие чтением стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…». После прочтения произведения интересуется у детей, какие строчки им запомнились.

«Сегодня у нас был день поэзии, и мы с вами купались в лучах прекрасного, звучного, образного русского языка. Не так ли?» – подводит итог занятия педагог.

Занятие 2. Осенние мотивы

Цель. Учить детей рассматривать рисунки в книгах, объяснять, почему понравилась та или иная иллюстрация.

Предварительная работа. Накануне педагог обращает внимание детей на небольшую выставку книг на тему осени[8]. Просит запомнить или отметить закладками понравившиеся рисунки.

Ход занятия

Воспитатель интересуется у детей, понравилось ли им рассматривать картинки в книгах.

«Я даже вижу в книгах закладки, – замечает педагог. – Я рада, что вы, будущие школьники, ответственно относитесь к выполнению моих просьб и заданий. А уметь рассматривать рисунки – дело очень нужное и совсем не простое. Итак, чьи закладки в этой книге?»

Воспитатель приглашает к своему столу ребенка, и тот объясняет свой выбор. Если на этой странице не одна закладка, к столу выходит второй ребенок и дополняет ответ товарища.

Педагог заслушивает всех желающих. Отмечает наблюдательность детей. По ходу рассказа ребенка воспитатель следит за его речью, подсказывает нужные слова, помогает правильно построить предложения.

Воспитатель говорит, что многие рисунки, которые понравились детям, ему тоже приглянулись, как, например, иллюстрация из книги «Осенние стихи».[9]

«Я еще обратила внимание на цвета на этом рисунке, – говорит педагог, – рзовый куст, ставший наполовину золотистым, сиреневая дымка (просинь) между деревьями, еле заметная желтоватая тропинка около убранного поля, на котором собирают опавшие зерна две осторожные вороны».

Занятие 3. Звуковая культура речи. Работа над предложением

Цель. Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова.

Ход занятия

«Кто из вас видел хрустальные вещи, которые сверкают при свете ламп? – начинает беседу воспитатель. – Это могут быть… бокалы, рюмки, салатницы, конфетницы, бра, люстры. А может осенний день быть хрустальным?

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Эти строчки написал замечательный русский поэт Федор Тютчев. Какие удивительно точные и красивые слова встречаются в этом четверостишии. Услышали? Осень первоначальная – это какая осень? Каким словом можно заменить слово дивная?»

Воспитатель объясняет, что такое лучезарные вечера. Затем просит детей сосчитать количество слов со звуком р в первых двух строчках стихотворения (повторяет их) и назвать эти слова.

«Можете ли вы назвать два первых звука в слове дивная. Ди – часть слова. Есть и другие слова, начинающиеся на ди-. Какие? (Дима, Дина, Динара, директор, диван…) Давайте заглянем в словарь и найдем слова, начинающиеся на ди-. Итак: диета, диадема, дикарь, диковина, дикобраз, динамо, диск, дирижер. Все слова вам знакомы? И диадема, дикобраз, дирижер? Определите, в какой части слова слышится звук р в словедирижер?»

Далее педагог предлагает детям поиграть в игру «Я – вам, вы – мне» и напоминает ее правила: «Сначала я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество слов в нем и назовете их. Затем кто-нибудь из вас произнесет свое предложение, а я сосчитаю количество слов. Итак, сколько слов в предложении „Поспевает брусника, стали дни холоднее“».

Дети считают слова (4–5 ответов), а затем называют слова в порядке их следования в предложении.

«А теперь поиграем по-другому, – говорит педагог. – Дима, у тебя слово поспевает, у Саши слово брусника, у Иры – стали, у Маши – дни, у Кати – холоднее. Выходите к моему столу и решите, кто с кем будет стоять, а потом проговорите предложение».

Если происходит путаница, игра повторяется с другими участниками. (Прием предложен Г. Беляковой.)

Далее кто-нибудь из детей произносит предложение и просит воспитателя сосчитать и назвать слова в нем. Задание воспитателю дают еще 1–2 ребенка.

Завершая занятие, педагог читает детям стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» или К. Бальмонта «Осень».

* * *

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все – простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Ф. Тютчев

Осень

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснется

И заплачет спросонья.

К. Бальмонт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сегодня так светло кругом

Помогает познакомить детей со стихами об осени , приобщая их к поэтической речи....

НОД речевое развитие "Сегодня так светло кругом"

Цель: создать условия для знакомства детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи.Задачи:1.Формировать представление о приметах осени; вспомнить стихи об осени;2.Способствовать активному ...

ООД в подготовительной группе "Сегодня так светло кругом"

конспект ООД в подготовительной группе "Сегодня так светло кругом"...

Презентация "Сегодня так светло кругом"

Презентация "Сегодня так светло кругом"...

занятие по развитию речи в подготовительной группе " сегодня так светло кругом!"

Осеннее настроение. Стихи об осени.   «Сегодня так светло кругом!». Цель: создать условия для знакомства детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи.Задач...

Конспект по развитию речи на тему «Сегодня так светло кругом!»

Конспект по развитию речи на тему «Сегодня так светло кругом!» Цель. Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи. ...

Конспект НОД по развитию речи «Сегодня так светло кругом!»

Закрепление знаний детей об изменениях осенней природы в прцессе рассматривания иллюстраций и слушании художественных текстов....