Проект «Умелые рассказчики»
проект по развитию речи
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первая школа имени М.А. Пронина» города Звенигород
МБОУ «Первая школа имени М.А. Пронина» дошкольное отделение – детский сад №7
143180, Московская область, г. Звенигород, ул. Почтовая, д. 19А
Тел:8495 697-43-35,8495697-41-76 тел. 8 (498) 697-43-72,
e-mail: odin_ZV-MDOU-7@mosreg.ru
Проект
«Умелые рассказчики»
Составила педагог высшей квалификационной категории:
Кучумова Елена Александровна
2021г.
Название проекта | «Умелые рассказчики» |
Возраст | Дети в возрасте от 5 до 7 лет |
Участники | Дети, родители, воспитатель группы |
Срок реализации | 2 года 2019-2021г.г. |
Проблема | Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. |
Цель проекта | Развитие связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники |
Задачи | Образовательные: |
Актуальность проекта | Определяется той ролью, которую играет мнемотехника в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста, так как связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе. |
Новизна проекта | Использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. |
Педагогическая | При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. |
Практическая ценность | Представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, начиная со старшей группы детского сада |
Ресурсное обеспечение программы: | |
Информационное | Мультимедийные презентации, интернет ресурсы |
Методическое: | Теоретическая и методическая литература, периодическая печать, |
Кадровое: | В работе участвуют: дети дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатель группы |
Ожидаемые результаты | - сформированно умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений; - пополнение и активизация словарного запаса детей; - умение договариваться и работать слажено; - обратиться к взрослому с вопросом; |
Пояснительная записка
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста
является развитие речи, речевого общения.
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников.
Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошей связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен.
Наглядность – один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса.
В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание. Успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются
следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в
предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое
мышление.
Поэтому передо мной встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание информации у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи? Все ответы на эти вопросы я нашла в методике – мнемотехника.
Для того чтобы получить ответы на все поставленные вопросы был разработан проект «Умелые рассказчики».
Актуальность данного проекта определяется той ролью, которую играет мнемотехника в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста, так как связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе.
Новизна проекта заключатся в обосновании педагогической методики и поиске педагогических условий развития речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.
Участники проекта: В реализации проекта принимают участие дети 5 – 7 лет, родители воспитанников, воспитатель группы.
Цель проекта: развитие связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.
Задачи проекта
Работа с детьми:
Образовательные:
∙ закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений.
Развивающие:
∙ совершенствовать связную речь в ходе рассказов по темам проекта;
∙ способствовать развитию образного и логического мышления;
Воспитательные:
∙ воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
∙ порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности.
Работа с педагогами: Повышение профессионального мастерства, интереса к проблеме развития связной речи через знакомство педагогов с приемами мнемотехники. Внедрение в педагогический процесс опыта работы по данной проблеме.
Работа с родителями: Повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности. Овладение родителями мнемотехническими способами работы и использование их дома.
Предполагаемые результаты в отношении детей:
- появится умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений; пополнение и активизация словарного запаса детей;
- развитие логического и образного мышления, совершенствование связной речи;
- умение договариваться и работать слажено;
- обратиться к взрослому с вопросом;
- умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике.
Этапы работы
I этап. Поисково-теоретический. Организационный:
- Теоретический анализ литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников.
- Определение критериев и уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возрастаю.
- Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
II этап. Внедренческий:
- Составление перспективного плана работы по развитию связной речи средствами мнемотехники.
- Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами.
- Организация консультаций.
III этап. Результативный.
- Период рефлексии, анализ и обобщение результатов, формулировка выводов, составление рекомендаций, участие в семинарах, конференциях различного уровня;
- Обогащение знаний детей, педагогов и родителей через разнообразные формы работа.
Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Под связной речью понимается развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое.
Речь считается связной, если для нее характерны:
∙ содержательность (хорошее знание предмета, о котором говориться);
∙ точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);
- логичность (последовательное изложение мыслей);
∙ ясность (понятность для окружающих);
∙ правильность, чистота, богатство (разнообразие).
В работах Ф.А. Сохина проблема речевого воспитания, в том числе и вопросы развития связной речи, получила новое направление. Прежде всего, Ф.А. Сохин четко обосновал необходимость формирования осознания явлений языка и речи – это положение стало стержнем во всех исследованиях, относящихся к решению любой задачи речевого развития. При этом Сохин подчеркивал, что построения связного высказывания должно быть произвольным, преднамеренным, спланированным. Главным в произвольности и осознанности построения высказывания выступает способность отбора языковых средств, наиболее точно соответствующих выражаемому в речи содержанию и условиям общения.
Связная речь старших дошкольников является мощным резервом их умственного развития. Именно с этих позиций интересны вопросы порождения речи, фазовая структура речевого акта, этапы развития речевого действия как процесса, формирование механизмов речи, роль мотивации в самостоятельном построении высказывания (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, А.С Соколов, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, А.К. Маркова и др.).
По мнению исследователей, существуют две разновидности связной речи – диалог и монолог. Монологическая речь - более сложный вид связной речи. Говоря о монологической речи, имеется в виду формирование связного высказывания или, по определению лингвистов, умения создавать текст.
Монолог это речь одного человека, обращенная к одному или нескольким слушателям. Она представляет собой непрерывное и довольно продолжительное по времени логически построенное высказывание. Содержание монологической речи определяется самим говорящим и исходит только из его внутреннего замысла. В отличие от диалога, монолог не прерывается слушателями и не поддерживается их репликами, поэтому говорящему труднее, чем в диалоге, понять отношение слушателей к содержанию его речи. Монолог служит для целенаправленной передачи информации. В дошкольном возрасте основными видами монологической речи являются пересказ и самостоятельный рассказ. Всеми рассмотренными видами связной речи ребенок овладевает постепенно, начиная с самых простых ее форм, то есть с диалогической речи.
Диалогической речью ребенок овладевает непроизвольно, поскольку она тесно связана с его практической деятельностью и используется им для установления контакта и сотрудничества со взрослым в процессе игр и других занятий. Ребенок обращается к взрослым с различными вопросами и просьбами о помощи и старается понять их ответы, то есть этот вид речи ему жизненно необходим.
В речи детей существуют множество проблем, односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение, бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Таким образом, можно сделать вывод, что речевое развитие детей старшего дошкольного возраста - это период наиболее благоприятная для развития диалогического общения с взрослыми и сверстниками.
Методы работы.
Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.
Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.
Практический. Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.
Методология.
При экспериментальном обследовании дошкольников (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова, Д.Б. Эльконин) выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.
В своей работе опиралась на работы Т. В. Большевой (коллаж), Т.В. Воробьевой, (сенсорно-графические схемы) В. П. Глухова, (блоки-квадраты) Л. Н. Ефименковой (схемы составления рассказа), Т. А. Ткаченко (предметно - схематические модели). На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:
- Системный – технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания.
- Личностный – с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка.
- Деятельностный – развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои.
- Диалогический – процесс обучения происходит в форме диалога.
- Культурологический – ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить.
- Информационный – ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире.
Проект опирается на обще дидактические принципы
Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка.
Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
Принцип интеграции: интеграция на уровне содержания и задач психолого- педагогической работы; интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса; интеграция детской деятельности.
Механизм реализации проекта
В течение 2 лет будет проведена работа над проектом «Умелые рассказчики».
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и многое другое, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Для детей, особенно, в первый год обучения целесообразно давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зелёная и т. д.
Работа с мнемотаблицей делится на нескольких этапов:
1 этап – Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап – Осуществляется перекодирование информации, т.е преобразование из символов в образы.
3 этап – После перекодирования информации осуществляется пересказ сказки (рассказа), стихотворения с опорой на символы в образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
При этом пересказ сказки, рассказа, стихотворения могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого.
- Дети учатся заменять ключевые слова в предложениях значками- символами; зарисовывать предметы и явления природы символами.
- Самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполняют схему-модель как план пересказа.
- Изученный материал закрепляется путём неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.
Дети сами с удовольствием придумывают свои собственные модели-схемы и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.
Как и вся работа начинается от простого к сложному, с простейших мнемоквадратов.
Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того, чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек, необходимо использовать приём мнемотехники, ориентированный на наглядно - образное мышление детей. В мнемотаблице схематически возможно изображение героев, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно изобразить всё то, что они считают нужным, и так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Далее идёт заучивание стихотворения по мнемотаблице, что всё очень просто и понятно детям. Заучивание стихотворения по мнемотаблице, помогает детям запомнить логическую последовательность символов, помогает освоить элементы рассказывания.
Более подробно нужно остановиться на применении схем при заучивании стихотворений. Использование опорных рисунков облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов.
Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Подобрав стихотворение, выразительно прочитываю и по ходу чтения изображаю текст. Можно предложить детям прочитать стихотворение хором, группами, по одному, по желанию. Затем таблицу – рисунок поместить в группе на видном месте и в течение дня дети могут по желанию рассказывать текст.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения необходимо разрабатывать и составляю свою мнемотаблицу, подбирать рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создать мнемотаблицы.
Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного, и предоставляется возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки.
Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы. Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом «рисуют» его.
Постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком.
Разучивание стало для моих детей делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики». Таким образом чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше будет развитой связная речь-показатель умственных способностей.
Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей.
Это – прежде всего как начальная, “пусковая”, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Перспективный план работы в старшей группе
Месяц | Неделя | Лексическая тема | Работа с детьми | Работа с родителями | ||
Стихотворение или составление рассказов по мнемотаблицам | Д/И | НОД | ||||
Сентябрь | 1 | Диагностика | Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» и приоритетным направлениям. Цель: Выявление у детей уровней развития речи. Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, двигательную активность детей, мелкую моторику пальцев рук. | Составление папок-передвижек и консультаций: «Возрастные психологические особенности дошкольников 5-6 лет», «Уровень развития речи 5-6 лет» Пропаганда знаний по развитию речи | ||
2 | Диагностика | |||||
3 | Детский сад | Составление рассказа «Осень». Цель: Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (Осень) с использованием наглядного пособия, связно, в логической последовательности. Развивать словарный запас. | Проведение гимнастики для мимических мышц лица, игр по развитию слухового внимания и слуха «Звуковые часы», «Слышишь ли ты звук». Развитие мимических мышц и подготовка артикуляционного аппарата. Развитие фонематического слуха и внимания. Развитие зрительной памяти, воображения: - найди одинаковые предметы; - найти игрушку; - что это? - что появилось? - что потерялось? - найди отличия - добавь слово; - какого предмета в ряду не хватает? - какой предмет лишний? | Игра «Волшебники» Цель: обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления. | ||
4 | Признаки осени | |||||
Октябрь | 1 | Овощи | «Ходит осень» И.Винокуров | Консультация «Что такое мнемотехника?» Подобрать материал и разработать консультацию для родителей на | ||
2 | Фрукты | «Компот» Автор неизвестен | ||||
3 | Семья | «Доброта» Л.Николаенко | ||||
4 | Части тела | «Нос умойся» Э. Мошковская | ||||
Ноябрь | 1 | Дом и его части | «Новый дом» | Проведение игр для развития речи: - что в свертке? - отгадай на ощупь; - найди такой же; - взвесь в руках; - развиваем глазомер; - измеряем на глазок; - делим на части; - определи части; - определи размер на ощупь; - развиваем наблюдательность. Цель: Развивать у детей восприятие и наблюдательность. Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. | Игра «Цветик-семицветик» Цель: обогащение глагольного словаря | Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок» Обучение родителей артикуляционным упражнениям, для проведения занятий в домашних условиях. |
2 | Мебель | «Много мебели в квартире» Н. Нищева | ||||
3 | Посуда | «Посуда» Е. Николаева | ||||
4 | Продукты питания | «Хлеб» Я.Аким | ||||
Декабрь | 1 | Одежда | «Снежок» Н.Некрасов. | Проведение игр для развития речи: - кто позвал? - отгадай на слух? - какой звук лишний? - что гремело? - измени голос - прятки - продолжи ряд - кто как говорит? - смысловые цепочки слов. Цель: Продолжать развивать у детей слуховую память используя методику 10 слов. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. | Игра «Теремок» Цель: обогащение словарного запаса, развитие навыков классификации. Учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. | Изготовление папки-передвижки «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста» Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей. |
2 | Обувь | Составление повествовательного рассказа «Новые сапоги» | ||||
3 | Зима | Составление рассказа «Зима» Цель: Упражнять детей в умении соотносить знаковые символы с образами. Учить детей составлять рассказ о зиме с использованием наглядных пособий. | ||||
4 | Зимние забавы | «Снеговик» В.Егоров. | ||||
5 | Новый год | «Елка новогодняя» Автор неизвестен. | ||||
Январь | 1 | Диагностика | «Лиса» Т.Патракеева | Проведение игр для развития речи: - кто быстрее, кто больше? - обезьянки; - мы веселые ребята, по дорожке топали; - чей домик лишней; - скульпторы; - веселые человечки (пальчики). Цель: Работа над двигательной памятью | Игра «Копилка слов» Цель: обогащение словаря, развитие долговременной памяти. | Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико-грамматическими), влияющими на развитие речи детей. |
2 | Дикие животные | |||||
3 | Домашние животные | «Киска» Автор неизвестен. | ||||
4 | Домашние птицы | Пересказ сказки «Петушок и бобовое зернышко» | ||||
Февраль | 1 | Зимующие птицы | «Дятел» Г.Сапгир | Проведение игр для развития речи: - веселые платочки; - что спряталось внутри; - найди в мешочке то, что я скажу; - чудесный мешочек; - чудо сундучок; - смелые дощечки; - веселая азбука; - заколдованные палочки. Цель: Развивать тактильные ощущения | Игра «Зашифруем слова» Цель: обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти. | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». |
2 | Транспорт | Составление описательного рассказа «Транспорт» | ||||
3 | Российская армия | «В нашей армии» А.М. Ошнуров | ||||
4 | Профессии | «Заяц - портной» С.Михалков | ||||
Март | 1 | Мамин день 8 марта | «Моя мама» В.С.Крючков | Д/И приведенные выше. Цель: Закрепление всех видов памяти (зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, осязательная) | Консультация для родителей «Разучивание стихотворений с помощью мнемотехники» | |
2 | Весна | Составление рассказа «Весна идёт» Цель: Закреплять умение пользоваться мнемотаблицами. Расширять словарь по теме «Весна» Совершенствовать грамматический строй речи. | ||||
3 | Что за чудо, эти сказки | Игра-фантазирование по русской народной сказке «Лиса и козёл» | ||||
4 | Декоративное творчество | Деревянные матрешки Г. Лагздынь | ||||
Апрель | 1 | Мы живем в России (Новосибирск) | Песня «Что мы родиной зовем» В.Степанов | Игра «Кто в домике живет?» (по И.А.Чистяковой) Цель: обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления. | Конкурс с родителями «Книга любимых сказок своими руками» | |
2 | Космос | «Космонавт» В.Степанов | ||||
3 | Рыбы | «Где спит рыбка?» И. Токмакова | ||||
4 | Моя улица. ПДД | Составление рассказа «Что мы знаем о дороге». Цель: Закреплять умение пользоваться мнемотаблицами. Расширять словарь по теме «ПДД» Совершенствовать грамматический строй речи. | ||||
Май | 1 | «Составление творческих рассказов с использованием приемов мнемотехники» Т. Б. Полянская | Анкетирование родителей. Цель: сбор информации о семейном воспитании детей. | |||
2 | День победы | «Мой дедушка» И.А.Гурина | ||||
3 | Здравствуй лето! | «Летнее стихотворение» В.Орлов | ||||
4 | Диагностика |
Перспективный план работы с детьми подготовительной группы
Неделя | Лексическая тема | Тема образовательной деятельности | Методика проведения | Игр и игровых упражнений для развития детей с помощью мнемотехники. |
Сентябрь | ||||
1 | Диагностика | Летние истории | Цель: помогать детям составлять рассказы из личного опыта, учить подбирать существительные к прилагательным. Рассказать свою историю с опорой на мнемотаблицу (самостоятельно выполненную) связно, в логической последовательности. Развивать словарный запас. | Проверка слуховой памяти. Тестовые слова. 10 слов. ТЕСТ ВЕНГЕРА |
2 | Диагностика | Звуковая культура речи (проверочное) | Цель: выявить, как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе. С опорой на мнемотаблицу «Считалочки» А. Шабунина | Проверка слуховой памяти Тестовая табличка 3х3 ТЕППИНГ-ТЕСТ Цель: Определение нейродинамических особенностей (выполнение последовательности операций в соответствии с заданной программой). |
3 | Детский сад | Для чего нужны стихи? . | Цель: побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, какие программные стихотворения дети помнят из старшей группы. Занятие проводим по мнемотаблицам стихотворений «Ходит осень»; «Доброта»; «Снежок», «Снеговик», «Лиса», «Что мы родиной зовем». | Развитие слухового внимания Игра «Хлопки». Характер хлопков должен точно соответствовать заданному ритму и силе удара педагога |
4 | Признаки осени | Заучивание стихотворения А.Фета «Ласточки пропали…» | Цель: помочь детям запомнить стихотворение с опорой на мнемотаблицу. | Развитие зрительного внимания Таблица 4х4. Воспроизвести расположение овощей, фруктов. |
Октябрь | ||||
1 | Овощи | Загадка об овощах. | Цель: продолжать развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание. Решение задачки в стихах В. Голяховского с опорой на мнемотаблицу. | Развитие пространственной ориентации. «Лабиринты» на клеточной основе. |
2 | Фрукты | Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет» | Цель: совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа –самостоятельно оформлять наглядное пособие (мнемотаблицу) | Развитие концентрации внимания Буквенные таблицы (черно-белые). Сосчитать (на время) сколько букв А ,О? и т.д. |
3 | Семья | Заучивание стихотворения А. Плещеева «Внучка» | Цель: помочь детям запомнить стихотворение с опорой на готовую мнемотаблицу | Развитие пространственной ориентации «Муха в клетке». Таблица 3х3. |
4 | Части тела | Все мы разные | Цель: продолжать учить детей составлять рассказы из личного опыта. Рассказать детям описательный рассказ «Моя подруга» с опорой на мнемотаблицу.. На основе готового рассказа дети составляют свой описательный рассказ о друге. | Развитие слухового внимания. Игра с мячом «Лови». Например: «лови мяч, ежа, снежинку, бегемота». |
Ноябрь | ||||
1 | Дом и его части | Работа по сюжетной картине. | Цель: совершенствовать умение детей озаглавить картину, составить план рассказа в мнемотаблице. Активизировать речь детей. Сюжетная картина «Деревенский дом». | Тренировка устойчивости внимания. Лабиринты «Хитрые буквы». |
2 | Мебель | Составление рассказа-описания о мебели | Цель: совершенствовать умение кратко и точно отвечать на вопрос, грамматически правильно строить предложение. Активизировать словарь по теме «мебель». С опорой на мнемотаблицу. | Развитие воображения. «Таблица» цветов. |
3 | Посуда | Работа по сюжетной картине. | Цель: совершенствовать умение детей озаглавить картину, составить план рассказа в мнемотаблице. Активизировать речь детей. Сюжетная картина «Мамина помощница». | Развитие концентрации слухового внимания. Стучать по столу и называть одновременно слова (на тему посуда). |
4 | Продукты питания | Пересказ сказки А. Ремизова «Хлебный голос» | Цель: Познакомить детей со сказкой, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении. С опорой на мнемотаблицу. | Развитие двуполушарной деятельности. Рисование геометрических фигур одновременно двумя руками. |
Декабрь | ||||
1 | Одежда | «Как приходит зима. Красота зимней природы» И.Шишкина «Зима» | Учить рассказывать по картине, не повторяя рассказов других детей; использовать для описания зимы образные слова и выражения. Учить составлять мнемосхемы для своих рассказов. | Тренировка умения распределять внимание (развитие грамматического строя речи) Сосчитать до 5: 2 шапки, 1 куртка, 2 куртки, 1 шарф. |
2 | Обувь | Сочиняем сказку про золушку | Цель: помогать детям составлять творческие рассказы. Формировать активные формы мышления в единстве с творческим воображением. Учить детей менять содержание знакомой сказки, используя приемы фантазирования. Совершенствовать связную речь, умение обобщать, делать выводы, в процессе составления последовательного рассказа с использованием мнемотаблицы | Развитие ассоциативного тренинга. 1 метод: направленная ассоциация (ограничение сферы). Например: за 1-2 минуты назвать предметы, про которые можно сказать «круглый» - не менее 15 |
3 | Зима | Заучивание наизусть стихотворения А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» | Цель: помочь детям запомнить стихотворение с опорой на готовую мнемотаблицу. | Развитие фонематического анализа и синтеза. Игра «Зашифрованные слова». |
4 | Зимние забавы | Творческое рассказывание по картине «Прогулка на лыжах» (по Ткаченко Т.А.) | Продолжать учить составлять рассказ по картине, используя полученные ранее знания и представления. Воспитывать умение самостоятельно придумывать события, предшествовавшие и последующие изображенным. Совершенствовать связную речь в процессе составления последовательного рассказа с использованием мнемотаблицы | Игра-тренинг «Разноцветные буквы». Уметь назвать слово на нужную букву или подать речевой или неречевой сигнал. |
5 | Новый год | Заучивание наизусть стихотворения С.Маршака «Декабрь | Цель: помочь детям запомнить стихотворение с опорой на готовую мнемотаблицу. | Развитие способности к параллельной обработке. Рисовать ряд: О+О+О+О и одновременно запоминать слова (12-15) |
Январь | ||||
1 | Диагностика | Пересказ сказки В.Даль «Старик – годовик» | Цель: совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа в виде мнемотаблиц. | Развитие пространственной ориентации Таблица 3х3. «Буква заблудилась» |
2 | Дикие животные | Пересказ сказки «Лиса и козел» | Цель: совершенствовать умения детей пересказывать сказку «в лицах» Составлять самостоятельно мнемотаблицу для своего героя, и с опорой на нее осуществлять пересказ. | Тренировка распределения и переключаемости внимания (развитие грамматического строя речи). Сосчитать до 5: 2 ловких белки, 1 трусливый заяц. (Одновременный счет 2-х объектов с прилагательными). |
3 | Домашние животные | Пересказ итальянской сказки «Как осёл петь перестал». | Цель: познакомить детей с итальянской сказкой «Как осел петь перестал (в обр. ДЖ.Родари). Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа в виде мнемотаблиц. | Познакомить с методом запоминания слов путем превращения, то есть трансформации. Слова могут начинаться с одного и того же звука или изучаемый звук есть во всех словах. Или же все слова разные. |
4 | Домашние птицы | Крылатые, хохлатые. | Цель: продолжать учить детей составлять интересные и логичные рассказы о домашних птицах, на самостоятельно разработанную мнемотаблицу. | Развитие воображения, логического мышления. Игровые упражнения: «Где в мультфильме обитает?», например, заяц: в лесу, в мультфильме, шоколадке, зоопарке, книге, сказке и т.л. «Чем был, чем стал?» горшок – глиной, каша – крупой. По картинкам – «На, что похоже?». |
Февраль | ||||
1 | Зимующие птицы | Пересказ сказки «Сова» В.Бианки. | Цель: совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа в виде мнемотаблиц. | Развитие двуполушарной деятельности. Рисовать круг и треугольник одновременно и правой и левой руками (если трудно, то рисовать одной рукой). |
2 | Транспорт | «Транспорт. Приставочные глаголы» (с использованием приема мнемотехники). | Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Совершенствовать умение кратко и точно отвечать на вопрос, грамматически правильно строить предложение. С опорой на мнемотаблицу. | Развитие ассоциативного тренинга. 2 метод: «многоаспектовой ассоциации». (Задействовать все рецепторы). Что может быть белым? Например: снег, яйцо, свитер, молоко, облако, пятно, танец, кости, медведь и т.д. |
3 | Российская армия | Составление рассказа-описания «Мой папа!» | Учить рассказывать на заданную тему. Учить составлять короткий рассказ о своем папе с опорой на готовую мнемотаблицу. | Развитие воображения и связной речи. Игра «Бег ассоциаций». Ведущий показывает 2 слова. ребенок связывает их в предложение. Затем следующий ребенок называет новое слово и связывает его с предыдущим. |
4 | Профессии | Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант» | Цель: совершенствовать умение детей пересказывать рассказ и составлять план пересказа в виде мнемотаблиц. | Развитие пространственной ориентации Таблица 5х5. «Буква заблудилась» |
Март | ||||
1 | Мамин день 8 марта | Составление рассказа-описания «Моя мама!» | Закреплять умения в составлении короткого описательного рассказа о своей маме из личного опыта, с соблюдением структуры рассказа. По готовой мнемотаблице. | Продолжать работу по развитию ассоциативного тренинга. На качество, например: свеча, церковь, огонь, тепло, вечер, угол, песня, |
2 | Весна | Заучивание стихотворения Ф.Тютчев «весна идет, весне дорогу!» | Цель: помочь детям запомнить стихотворение с опорой на готовую мнемотаблицу. | Развитие логического мышления, активация словаря. Игровые упражнения: «У чего бывает крышка? У чего (кого) бывают крылья? У чего бывает дно и другое?» Открытки на трансформацию, на «оживление». |
3 | Что за чудо, эти сказки | Пересказ сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», в обр. А.Н.Толстого | Цель: совершенствовать умение детей пересказывать сказку с опорой на готовую мнемотаблицу. | Развитие фонематических представлений. Игра «Скелет». Например: ЗМК (замок), ССН (сосна). |
4 | Декоративное творчество | Пересказ «Сказки про зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д. Мамина-Сибиряка | Познакомить с творчеством уральских писателей. Учить детей пересказывать литературный текс в ситуации письменной речи (ребенок диктует взрослый зарисовывает мнемотаблицу). | Упражнение на рассредоточение памяти. Простукивание по столу: 1 рука быстро, другая медленно. (Совмещение темпа - ритма). Говорить в одном ритме, двигая при этом левом рукой в другом ритме. То же самое с правой рукой с уменьшением темпо-ритма. |
Апрель | ||||
1 | Мы живем в России (Новосибирск) | Заучивание стихотворения З.Александровой «Родина» | Цель: помочь детям понять смысл стихотворения, запомнить произведение и воспроизвести с опорой на готовую мнемотаблицу. | Развитие пространственной ориентации (с усложнением). Буква заблудилась. (2 буквы одновременно. Таблица 5х5) |
2 | Космос | Придумывание рассказа «Я космонавт». | Цель: совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на заданную тему. По вопросам подготовить план рассказа в виде мнемотаблицы. | Продолжать работу по развитию ассоциативного тренинга. На действие: ручка – писать, грызть, нервничать, уронить, постучать и др. |
3 | Рыбы | Подводный мир | Цель: Работа по сюжетной картине «Спасибо за обед!» совершенствовать умение детей озаглавить картину, составить план рассказа в мнемотаблице. Активизировать речь детей. | Развитие фонематического анализа и синтеза. Игра-тренинг «Разноцветные слоги». |
4 | Моя улица. ПДД | Придумывание рассказа «Из окна наша улица видна». | Цель: умение составлять рассказы на заданную тему, составлять план пересказа в виде мнемотаблиц. | Продолжать работу по развитию памяти, слухового внимания. Игры-упражнения со словами. Например: запомнить 15 слов: сорока, книга, сумка, вода, ракета, самолет, грибы, гроза, хлеб, окно, волосы, ваза, игла, соль, огонь, тень. Затем ответить на вопросы: Что было съедобным? Какие слова начинались на звук С? Какие были птицы? Что было общее в 3-х последних словах? |
Май | ||||
1 | Тема по интересам детей | Рассказывание по картине «Друзья» | Учить использовать в рассказе заранее подобранные слова и речевые конструкции, договариваться о структуре рассказа (начало, середина, конец) с опорой на мнемотаблицу. | Развитие логического мышления. Игровые упражнения «5-ый лишний». Например: книга, салфетка, газета, карандаш, тетрадь? |
2 | День победы | Составление рассказов по серии сюжетных картинок | Учить составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам – мнемоквадратам. | Развитие пространственной ориентации (с усложнением). Буква заблудилась (двигать букву в воображаемом пространстве). |
3 | Здравствуй лето! | Заучивание стихотворения С.Есенина «Черемуха» | Цель: помочь детям запомнить стихотворение с опорой на готовую мнемотаблицу. | Продолжать работу по мнемотаблицам (с усложнением). Неполные мнемотаблицы ( по знакомым мнемотаблицам сказок) |
4 | Диагностика | Составление пересказа «Трудолюбивые пчелы» по тексту и серии сюжетных картинок | Закреплять умение пересказывать при помощи самостоятельного графического изображения текста (мнемотаблиц). | Развитие памяти (слуховой и зрительной). Обобщение и проверка знаний по пройденному материалу. «Сюжетный метод запоминания» слов и по открыткам не менее 20. |
Список литературы:
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозайка-Синтез, 1999
2. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью
мнемотехники Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.
3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.
4. Выгодский Л.С. Мышление и речь. 5-е издание, исправленное. Издательство
«Лабиринт», М. 1999 С. 352
3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В.П. Дощкольное воспитание 2004г. № 6, с.6
4. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми //
Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного
учреждения № 1, 2008, с.16
5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л.Н. – М., 1985 — с.92
6. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с
нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с.18
7. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Кудрова Т.И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51 -54.
8. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе. 2-е изд., доп., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128с. – (библиотека Логопеда).
9. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе. 2-е изд., доп., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2018. – 176с. – (библиотека Логопеда).
10 Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.
11. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
12. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
13. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.
14. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.
15. Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.
16. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С.59-62.
17. www.boltun-spb.ru.
20. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac26.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Маленький рассказчик"
Проект разработан для детей подготовительной к школе группы, с целью формирования монологической речи через творческие сочинительские способности "Маленького рассказчика"....
Проект "Маленький рассказчик"
Актуальность: дети любят слушать сказки в исполнении взрослого (чтение и рассказывание). С удовольствием участвуют в рассказывании вместе с воспитателем. И когда я спрашиваю: «Кто расскажет нам ...
Проект "Маленький рассказчик"
Данный проект направлен на развитие инициативы, творческой активности детей через игровые ситуации....
Проект "Маленький рассказчик"
Проект "Маленький рассказчик" по развитию речи...
Проект " Умелые рассказчики"
Проект...
Познавательно - речевой проект «Умелые рассказчики» с детьми старшей группы компенсирующей направленности краткосрочный
В современном мире люди зависимы от компьютера. С популяризацией интернета походы в библиотеку, чтение книг, рассказывание сказок, рассматривание красочных иллюстраций стали терять свою популярность. ...