Мастер-класс для педагогов «УРОКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»
методическая разработка по развитию речи

Дьяченко Марина Яновна

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_rech.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Тополек» г.Бабушкин  муниципального образования  «Кабанский район» Республики Бурятия

Мастер-класс для педагогов

 «УРОКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

      Подготовила и провела:                                                                                                                                              

Воспитатель 1 категории

 Дьяченко Марина Яновна

2021г.

Цель: Повысить профессиональный уровень педагогов по использованию игр для развития речи воспитанников.

Задачи:

  • Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников.
  • Познакомить педагогов с технологией «сторителлинг».
  • Развивать  творческие умения, воображение, выразительность речи педагогов. Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между  педагогами ДОУ.

Оборудование: мяч, скрученные бумажки с заданиями, маски животных, набор «Кубики историй», картинки с персонажами сказок, мультфильмов.

Ход:

Прекрасна речь, когда она, как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток и восклицать:

«О, как же ты красива!»

Е. Щукина.

 ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО:

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Речь ребенка развивается постоянно: в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. 

Важное значение для речевого развития имеют театрализованные игры (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Cегодня я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности. И хочу представить их Вам.

1.РАЗМИНКА

  • Игра с мячом «Звуковая эстафета»

«Вы, коллеги, не зевайте,
Слово к букве подбирайте!»

Задание: называем слова на тему мастер-класса, на последнюю букву придумываем слова,  начинаем со слова ТЕАТР .  (например: театр-речь-человек-кукла-артист…)

  • Игра «Похожие слова»

«Вы, коллеги, поспешите,
Слово к слову подберите!»

Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.

Театральные-сказочные   слова – (сцена, спектакль, кукла, ширма, волшебство)

Сладкие слова - (конфеты, торт, пирожное, сахар)

Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка)

Мягкие слова – (подушка, тесто, диван, живот)

  • Игра «Почемучки».

«Сейчас, коллеги, не зевайте,

На вопросы отвечайте!


Цель: формирование навыков связных речевых высказываний, развитие умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос.

  • Почему Колобок укатился от медведя?
  • Почему все звери поместились под грибком ?
  • Почему не надо строить дом из снега?
  • Почему нельзя блину ходить в лес?
  • Почему гуси-лебеди унесли Иванушку?
  • Почему Айболит помогал животным ?
  • Игра- на развитие выразительной мимики.

«Вы, коллеги, не скучайте,

А друг друга угадайте!»

Цель: учить использовать выразительную мимику и понтамимику для создания яркого образа.

Педагогам предлагается взять по одной скрученной бумажке с заданием  и изобразить.

1.Ем лимон.

2.Две обезьяны: одна гримасничает — другая копирует первую.

3. Сердитый дедушка.

4. Лампочка потухла, зажглась.

5. Чистый лист- грязный смятый лист бумаги.

6. Получить подарок.

6. Тепло-холодно.

8. Встретила хорошего знакомого.

- Мы немного размялись и переходим к основной практической  части нашего масте-класса. Приглашаю всех выйти из-за стола в центр зала.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  • Игра «Пантомима»  (маски: курочка, петух, кот, лягушка,цыпленок)

Цель: развивать умение изображать действия, не произнося звуков.

«Теперь, коллеги, выручайте,

Стихотворение разыграйте!»

(Педагоги надевают маски)

Курочка-хохлатушка по двору гуляла,
Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко!»
Ходит по двору петух,
Аж захватывает дух.
Как увидит он зерно,
Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»
Вышел котик погулять,
Решил цыплёнка напугать.
Стал подкрадываться сразу
И мяукнул громко: «Мяу!»
Ловко прыгает лягушка,
У ней толстенькое брюшко,
Выпученные глаза,
Говорит она: «Ква-ква!»

  • Игра «Участвуй в диалоге»

Цель: Закреплять названия сказок, упражнять в умении вести диалог между персонажами.

«Сейчас, коллеги, не зевайте,

Скорее сказки вспоминайте!»

Педагоги надевают маски сказочных персонажей и разыгрывают отрывок из сказки с диалогом.

-  Красная шапочка и волк

- Заяц и петушок

- Лиса и волк

-Медведь и Машенька

  • Игра «Угадай кто ты».

Цель: Развитие речи, воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений.

«Сейчас коллеге помогите,

Кто он, скорей изобразите!»

На одного участника  надевают маску сказочного персонажа знакомой сказки, но он не знает какого. Все остальные должны  изобразить этого персонажа.

  • Игра  «Кубики историй», на основе технологии «сторителлинг».

Цель: познакомить педагогов с данной технологией, развивать речь, фантазию.

«Сейчас, коллеги, не скучайте,

Скорее сказку сочиняйте!»

1 кубик «Персонаж, живой объект» Начало «Жил-был…»

2 кубик «Какой» (прилагательные) (большой, маленький, красивый, веселый грустный, добрый, сильный и др.)

3 кубик «Действие» Он любил или хотел (бегать, гулять, прыгать, летать, плавать, спать, играть, есть)

4 кубик «Где» Он жил  (в лесу, на озере, в норе, на дереве, в доме, во дворце)

5 кубик « Погода, время суток» ( солнце, дождь, снег, ветер, зной, ночь) «Однажды»

6 кубик «Кого встретил» (персонаж с какой-то проблемой) Необходимо продолжить рассказ:  «Как помочь другу?», «О чем предупредить героя сказки»

  • Игра «Экскурсовод на выставке картин» (сказочные герои)

Цель: учить составлять описание персонажа сказок.

Атрибуты: стол, иллюстрации с героями сказок 6 шт. (на обратной стороне цифра от1 до 6), кубик.

«Теперь, коллеги, не спишите,

А картину опишите!»

Условие: картинку не показывать, описать героя сказки художественным словом, остальные угадывают.

  • Одно и то же по-разному
    Цель: развивать умение предлагать разные варианты одному действию, развивать воображение, фантазию.
    «Теперь, коллеги, отдохните,

и движение покажите!»

Задание: придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д.

1 действие  «сидеть».

Педагоги сидят в один ряд, каждому сообщается свой вариант:
а) сидеть у телевизора;

б) сидеть в цирке;
в) сидеть в кабинете у зубного врача;
г) сидеть у шахматной доски;
д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.

2 действие «идти».

Педагоги стоят в один ряд.

Возможные варианты:
а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;

б) идти по горячему песку;
в) идти по палубе корабля;
г) идти по бревну или узкому мостику;
д) идти по узкой горной тропинке и т.д.
3 действие «размахивать руками». Возможные варианты:
а) отгонять комаров; б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
в) сушить мокрые руки и т.д.
4 действие — задание «Ловить зверюшку». 

Возможные варианты:
а) кошку; б) попугайчика; в) кузнечика и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать в своей работе совмещение разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Продемонстрированные приемы я активно применяю в своей работе, что позволило мне не раз убедиться в их результативном воздействии на речевое развитие детей.

Особенно примечательно и удобно в использовании вышепоказанных игр является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в литературе, но и бесконечно импровизировать, придумывая разнообразные движения под хорошо знакомые вам стихи, потешки, песенки.

«А сейчас прошу я вас,

Оценить наш мастер-класс!»

Педагоги делятся впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Дидактическая игра в познавательно – речевом развитии детей»

Дидактические игры - это уникальный вид деятельности, в которой проходит обучение, расширение знаний, развитие детей. Всех их не назовешь и не перечислишь, да мы и не ставили перед собой такой цели. М...

Сценарий мастер- класса для родителей по познавательно- речевому развитию детей 5-6 лет«Весеннее путешествие»

В сценарии представлена интегративная деятельность педагога- психолога и учителя -логопеда с родителями воспитанников 5-6 лет в рамках реализации ФГОС ДО. Цель: уточнить, расширить и активизиров...

Мастер - класс "Значение словесной игры в речевом развитии дошкольников"

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами...

Мастер-класс "Значение словесной игры в речевом развитии дошкольника"

Речевое общение  в процессе игры имеет огромное значение. Речь объединяет детей во время их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения....

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по составлению  синквейнов  в работе с детьми, пропаганда и распространение инновационной педагогической технологии....

Мастер – класс «Интеллектуальные карты– как средство речевого развития дошкольников»

Мастер – класс «Интеллектуальные карты– как средство речевого развития дошкольников» для педагогов ДОУ...