Формирование связной речи у дошкольников
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Головина Александра Олеговна

развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_svyaznoy_rechi_doshkolnikov.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

                    Развитие  связной речи  у дошкольников

Связная речь играет важную роль в развитии словесно-логического мышления. Связная речь – достижение ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, связи и отношения между предметами, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать мысли.

Связная речь состоит из фонетико-фонематического, семантического, синтаксического и лексико-грамматических компонентов.

Недоразвитие или недостаточность сформированности  одного из этих компонентов, ведёт к неточности и нарушению высказывания.

Несформированность связной речи дошкольников ограничивает и его коммуникативные и познавательные  способности. Это является препятствием для овладения знаниями.

Речь не является врождённой способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка в процессе онтогенеза.

Выделяют импрессивную и экспрессивную речь. Импрессивная является этапом подготовки к экспрессивной речи.

Импрессивная речь – это внутреннее проговаривание. Она не выполняет функцию общения, но формирует процесс мышления ребёнка.

Экспрессивная речь – это звуковое оформление языковых значений, процесс материализации мысли. Экспрессивная речь включает в себя устную и письменную

 Устная речь- общение между людьми, посредствам обмена высказывания одними людьми и восприятия высказывания другими людьми. Устная речь включает в себя связную речь.  Она представляет собой  наиболее сложную форму  речевой деятельности. Устная речь  разделяется   на монологическую и диалогическую.

Письменная речь – это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений.

Полноценное  освоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи.

В период овладения устной речи у ребёнка  происходит внутренняя обработка  языкового материала , накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте..

Связная речь – любая единица речи, составные языковые компоненты которой представляют собой  организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.

Под разновидностью связной речи можно считать каждое самостоятельное отдельное предложение.

Диалогическая речь – первичная по происхождению. Она служит для удовлетворения потребности живого общения. В диалоге, вместе с языковыми средствами большую роль играют и невербальные компоненты – жесты, мимика и средства интонационной выразительности.

По сравнению с диалогом, монологическая речь излагается в более полной форме, отбором лексических средств и сложных синтаксических конструкций.

Выделяют виды связной речи детей:

- развёрнутые ответы на вопросы

- устный пересказ прочитанного произведения

- устные рассказы детей

- рассказывание художественных текстов

- импровизация сказок

- диалоги - пересказы

- виды драматизации

Связная речь бывает ситуативной и контекстной. Независимо от формы основным условием коммуникативной речи является связность.  Логико-смысловая организация высказывания представляет сложное единство.

Отклонение  в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Они затрудняют общение с окружающими, препятствуют правильному формированию  познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу.

Для правильного формирования и развития связной речи необходимы следующие умения:

- понимать и осмысливать тему

- отбирать нужный материал в правильной последовательности

- пользоваться средствами языка в соответствии с литературными задачами

- строить речь преднамеренно и произвольно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал,...

Формирование связной речи у дошкольников.

В данной методической разработке представлена табличная форма ведения рабочих материалов тематического контроля по формированию связной речи у детей дошкольного возраста. Предлагаемый материал являетс...

Формирование связной речи у дошкольников с ограниченными умственными возможностями средствами сюжетно-ролевых игр

статья, в которой представлен опыт работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью...

«Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Театрализованные игры помогают в развитии связанной речи у дошкольников с ОНР....

Консультация для родителей на тему «Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

В консультации рассказывается о связной речи в современном мире,также  представлены рекомендации для родителей по проведению театролизованных игр дома. Как с минимальными затратами совместно с ре...

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...