Формирование связной речи у дошкольников
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи у дошкольников
Связная речь играет важную роль в развитии словесно-логического мышления. Связная речь – достижение ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, связи и отношения между предметами, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать мысли.
Связная речь состоит из фонетико-фонематического, семантического, синтаксического и лексико-грамматических компонентов.
Недоразвитие или недостаточность сформированности одного из этих компонентов, ведёт к неточности и нарушению высказывания.
Несформированность связной речи дошкольников ограничивает и его коммуникативные и познавательные способности. Это является препятствием для овладения знаниями.
Речь не является врождённой способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка в процессе онтогенеза.
Выделяют импрессивную и экспрессивную речь. Импрессивная является этапом подготовки к экспрессивной речи.
Импрессивная речь – это внутреннее проговаривание. Она не выполняет функцию общения, но формирует процесс мышления ребёнка.
Экспрессивная речь – это звуковое оформление языковых значений, процесс материализации мысли. Экспрессивная речь включает в себя устную и письменную
Устная речь- общение между людьми, посредствам обмена высказывания одними людьми и восприятия высказывания другими людьми. Устная речь включает в себя связную речь. Она представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Устная речь разделяется на монологическую и диалогическую.
Письменная речь – это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений.
Полноценное освоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи.
В период овладения устной речи у ребёнка происходит внутренняя обработка языкового материала , накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте..
Связная речь – любая единица речи, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.
Под разновидностью связной речи можно считать каждое самостоятельное отдельное предложение.
Диалогическая речь – первичная по происхождению. Она служит для удовлетворения потребности живого общения. В диалоге, вместе с языковыми средствами большую роль играют и невербальные компоненты – жесты, мимика и средства интонационной выразительности.
По сравнению с диалогом, монологическая речь излагается в более полной форме, отбором лексических средств и сложных синтаксических конструкций.
Выделяют виды связной речи детей:
- развёрнутые ответы на вопросы
- устный пересказ прочитанного произведения
- устные рассказы детей
- рассказывание художественных текстов
- импровизация сказок
- диалоги - пересказы
- виды драматизации
Связная речь бывает ситуативной и контекстной. Независимо от формы основным условием коммуникативной речи является связность. Логико-смысловая организация высказывания представляет сложное единство.
Отклонение в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Они затрудняют общение с окружающими, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу.
Для правильного формирования и развития связной речи необходимы следующие умения:
- понимать и осмысливать тему
- отбирать нужный материал в правильной последовательности
- пользоваться средствами языка в соответствии с литературными задачами
- строить речь преднамеренно и произвольно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников
Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал,...
Формирование связной речи у дошкольников.
В данной методической разработке представлена табличная форма ведения рабочих материалов тематического контроля по формированию связной речи у детей дошкольного возраста. Предлагаемый материал являетс...
Формирование связной речи у дошкольников с ограниченными умственными возможностями средствами сюжетно-ролевых игр
статья, в которой представлен опыт работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью...
«Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Театрализованные игры помогают в развитии связанной речи у дошкольников с ОНР....
Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
консультация...
Консультация для родителей на тему «Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»
В консультации рассказывается о связной речи в современном мире,также представлены рекомендации для родителей по проведению театролизованных игр дома. Как с минимальными затратами совместно с ре...
Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования
Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...